От Матфея 7 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 «Не судите других и не будете судимы,
2 потому что Бог будет судить вас точно так, как вы судите других; и отмерено вам будет Богом соответственно тому, как вы отмеряете другим.
3 Почему ты замечаешь соринку в глазу у собрата своего, а у себя в глазу не замечаешь бревна?
4 Как можешь ты сказать собрату своему: „Дай я выну у тебя соринку из глаза”, если у тебя самого в глазу бревно?
5 Лицемер, прежде вынь бревно у себя из глаза и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата своего.
6 Не бросайте псам ничего, что свято, не бросайте перед свиньями ваш жемчуг. Иначе свиньи затопчут его, а псы повернутся и набросятся на вас».
7 «Просите, и вам воздастся; ищите, и найдёте. Стучите, и дверь отворится перед вами.
8 Кто просит — получит; кто ищет — найдёт; и откроется дверь перед тем, кто стучится.
9 Кто из вас даст камень сыну, если он попросил кусок хлеба?
10 А если он попросит рыбу, то разве отец даст ему змею? Конечно же, нет!
11 Вы злые люди, но всё равно знаете, как приносить добрые дары своим детям. Насколько же больше добрых даров ваш Отец Небесный принесёт тем, кто просит Его!»
12 «Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами. В этом и заключаются Закон Моисея и учения пророков».
13 «Войдите в узкую дверь, которая открывает дорогу к жизни, потому что широки ворота и широка дорога, ведущие к погибели, и множество людей следует по этому пути.
14 Но тяжела дорога и узки ворота, ведущие к жизни, — немногие находят их».
15 «Остерегайтесь лжепророков. Они приходят к вам в овечьем обличье, а на самом деле они — свирепые волки.
16 Вы узнаете их по плодам их дел: ведь с тернистых кустов не собирают виноград и с колючих сорняков не собирают фиг.
17 Точно так же всякое хорошее дерево приносит хорошие плоды, а плохое дерево приносит плохие плоды.
18 Хорошее дерево не может приносить плохие плоды, а плохое дерево не может приносить хорошие плоды.
19 Всякое дерево, которое не приносит хороших плодов, будет срублено и брошено в огонь;
20 и потому вы распознаете этих людей по плодам их трудов».
21 «Не всякий человек, который говорит, что Я его Господь, войдёт в Царство Небесное, а лишь тот, кто исполняет волю Моего Отца Небесного.
22 Многие скажут мне в тот День: „Ты — наш Господь! Разве мы не пророчествовали от Твоего имени? Разве не изгоняли бесов Твоим именем и не совершили многие чудеса во имя Твоё?”
23 Тогда я прямо объявлю им: „Я никогда не знал вас. Уйдите от Меня, беззаконники! ”»
24 «И потому тот, кто слышит эти Мои слова и поступает согласно им, будет подобен разумному человеку, построившему свой дом на скале.
25 Пошёл дождь — и вода поднялась. Подули ветры — и обрушились на этот дом, но он не рухнул, так как в его основании была скала.
26 А каждый, кто слышит эти слова Мои и не поступает согласно им, подобен глупцу, построившему дом на песке:
27 пошёл дождь — и вода поднялась, подул ветер и обрушился на этот дом, и он рухнул с ужасным шумом».
28 Когда Иисус закончил говорить, народ был поражён Его учением,
29 потому что Он учил их как имеющий власть, а не как законоучители.

Толкование Далласской семинарии

Мф 7:1−6 (Лк 6:41−42). В качестве последней иллюстрации лицемерия фарисеев Иисус приводит их манеру осуждать других людей. Фарисеи осуждали тогда и Самого Христа, находя Его «неподходящим» для себя. Ведь Он предлагал им не такое царство, какого им хотелось, и призывал не к той праведности, которой они хвалились. Потому они и отвергли Его. Осуждение и отвержение их свидетельствовали об их лицемерии, об опасности которого и предупреждал их Иисус.

Здесь не подразумевается, что вообще никогда и никого не следует осуждать; в Мф 7:5 как раз говорится о необходимости вынуть сучек из глаза брата. Господь имеет, однако, в виду, что человеку не следует с легкостью и привычно осуждать других за сучек у них в глазе, не замечая бревна в своем собственном. Ибо это и есть лицемерие (сравните лицемер в стихе 5 с «лицемерами» в 6:2, 5, 16).

Хотя осуждение порой и необходимо, тем, кто осуждают, прежде надо задуматься о собственном состоянии, о своем образе жизни. И далее. Пытающийся помочь другому должен позаботиться о том, чтобы помощь его была принята с признательностью и оказала благотворное воздействие. Именно в этом смысле сказано, что никто не должен вверять святыни нечестивым людям (псам; сравните Флп 3:2), ни бросать жемчуга… пред свиньями.

4. ОБРАЩЕНИЕ К СЛУШАТЕЛЯМ (7:7−29)

Мф 7:7−11 (Лк 11:9−13). Ранее в этой проповеди Иисус предложил Своим последователям образец молитвы (Мф 6:9−13). Теперь Он заверяет слушателей в том, что Богу молитвы угодны, и призывает их молиться постоянно и настойчиво. Просите… ищите… стучите… — говорит Он. Почему это надо? Потому что Отец ваш Небесный (стих 11) радуется, давая блага (сравните Иак 1:17) просящим у Него (в Лк 11:13, вместо «блага», — «Духа Святого»).

Никакой отец не даст своему сыну камень, вместо хлеба, или змею, вместо рыбы. И если земные отцы, которые греховны по своей природе (злы), радуются, удовлетворяя нужды своих детей, тем более Отец Небесный вознаградит земных Своих детей за их постоянство в молитве. Вознаградит «благами» духовными и земными.

Мф 7:12. Этот стих часто называют «золотым правилом». Оно состоит в том, что люди так должны относиться к другим, как хотели бы они, чтобы другие относились к ним. Принцип этот вобрал в себя самое существенное из того, чему учили закон и пророки. Но обычный человек не в состоянии всегда жить в согласии с этим правилом.

Лишь праведный способен держаться его и тем демонстрировать духовную перемену, происшедшую в его жизни. Такой человек несомненно праведен Иисусовой праведностью. И пусть дела его (5:20) не спасают его; они имеют практическое значение для окружающих и потому, что, получив освобождение от греха, последователь Иисуса способен являть им истинную праведность на деле.

Мф 7:13−14 (Лк 13:24). Объясняя «золотое правило», Иисус ясно показал путь, ведущий к праведности. Праведности, которой требовал Он (5:20), «ориентирующиеся» на широкие врата и следующие пространным путем — не достигнут. К ней ведут лишь тесные врата и узкий путь. В свете всей проповеди очевидно, что, говоря о «широких вратах и пространном пути», Иисус имел в виду образ жизни фарисеев и их «внешнюю» праведность.

И если те, кто слушали Его, все-таки последовали бы «путем» фарисеев, это привело бы их к погибели. «Тесные врата и узкий путь», напротив, ассоциируются с учением Иисуса Христа, Который призывает не к соблюдению «буквы и формы», а к внутреннему преображению. В то же время Он Сам заметил с сожалением, что немногие находят истинный путь, который ведет в жизнь вечную, т. е. к небесному блаженству, а не к мукам в преисподней.

Мф 7:15−23 (Лк 6:43−44; Лк 13:25−27). Указав на путь, ведущий в Его Царство, Иисус предупредил о лжепророках. Он назвал этих любителей «широкого пути» хищными волками, которые прикидываются безобидными овцами. Но как можно определить, не лжеучитель ли пред тобою? Для этого нужно взглянуть на плоды деятельности человека, претендующего на звание учителя или «пророка». Ведь с терновника не собирают виноград и с репейника смоквы.

Но всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. По оценке Иисуса фарисеи, конечно же, приносили «худые плоды»; они, следовательно, подобны были «худому дереву», а такое дерево… срубают и бросают в огонь. Все, что не оправдывает своего предназначения, подлежит уничтожению.

У тех, кто слушали проповедь Иисуса, не могло не возникнуть сомнения относительно их религиозных вождей, которые казались достойными людьми — ведь они учили других духовным истинам о Мессии и Его Царстве. Но вот из проповеди Иисуса ясно следовало, что они вовсе не были «хорошими», потому что, напротив, уводили людей в сторону от истины.

И даже если бы они творили сверхъестественные дела — пророчествуя от имени Его и именем Его изгоняя бесов и совершая многие чудеса, Отцу Небесному они не покорялись и волю Его не исполняли (Мф 7:21). Личных, непосредственных, отношений с Богом у них не было, а, значит, и доступ в Царство Небесное будет им закрыт (стихи 21, 23).

Мф 7:24−27 (Лк 6:47−49). В заключение Иисус предложил Своим слушателям две возможности. На выслушавших то, что Он сказал, ложится ответственность в вопросе личного выбора. Впредь они могут строить свою жизнь на одном из двух оснований. Первое уподоблено Иисусом камню или скале, а второе — песку.

От «основания» или фундамента зависит устойчивость всего строения, его способность выдержать напор стихий (дождя и ветров). Камень — это Сам Иисус Христос и те истины, которые Он проповедал, в первую очередь, истина о внутреннем преображении человека. Песок — олицетворение фарисейской праведности, хорошо знакомой народу, на которую многие возлагали свои надежды. При натиске любых «бурь» (житейских невзгод и испытаний) построенное на первом основании устоит, а построенное на втором — рухнет.

А потому слушающего Его и исполняющего Его слова Иисус называет мужем благоразумным, а слушающего, но не исполняющего — безрассудным. Лишь один из двух образов жизни (мыслей, чувств) возможен, и уподоблены эти «пары» — «пространному» или узкому пути, широким или «тесным» вратам (7:13−14), доброму или худому плоду (соответственно и деревьям — доброму или худому; стихи 15−20); наконец — двум видам оснований и двум типам «строителей» (стихи 24−27).

Мф 7:28−29. Изложив «Нагорную проповедь», Матфей написал: И когда Иисус окончил слова сии… Пять раз употребляет Матфей такое же или схожее выражение — каждый раз завершая им те или иные наставления Христа (7:28; 11:1; 13:53; 19:1; 26:1). В плане повествования они всегда служат поворотным пунктом. Так, выслушав эту проповедь, народ дивился учению Его. Переведенное как «дивился», греческое слово «ексеплессонто» буквально означает «был потрясен»; оно предполагает сильное внезапное удивление (в значении просто «удивляться» скорее было бы употреблено «таумазоо»). К слову ексеплессонто Матфей прибегает четыре раза — в 7:28; 13:54; 19:25; 22:22.

Иисус только что показал народу всю несостоятельность фарисейской религиозной системы. Оказывается, их праведности вовсе недостаточно, чтобы войти в Царство Божие. Кроме того, народ был изумлен той властностью, с которой учил Иисус, ибо Он говорил, как Представитель Бога, а не как книжники и фарисеи, говорившие от имени закона. Контраст между ними и Иисусом был разительным.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.