От Луки 15 глава

От Луки, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Многие сборщики налогов и грешники приходили к Иисусу, чтобы послушать Его.
2 А фарисеи и законники стали жаловаться:
«Этот Человек принимает грешников и ест с ними!»
3 Тогда Иисус рассказал им такую притчу:
4 «Кто из вас, имея сто овец, но, потеряв одну из них, не оставит девяносто девять в пустынном месте и не станет искать пропавшую, пока не найдёт её?
5 И, найдя, он берёт её и с радостью несёт
6 домой. Он созывает друзей и соседей и говорит: „Радуйтесь со мной, потому что я нашёл свою пропавшую овцу”.
7 Я говорю вам, что так и на небе будут больше радоваться одному покаявшемуся грешнику, чем девяноста девяти праведникам, которые не нуждаются в покаянии.
8 И какая женщина, имеющая десять серебряных монет, но, потеряв одну, не зажжёт лампу и не выметет дом, и не станет тщательно искать, пока не найдёт?
9 И, найдя её, она созовёт друзей и соседей, и скажет: „Радуйтесь со мной, потому что я нашла потерянную монету”.
10 Я говорю вам, что так и Ангелы Божьи радуются одному покаявшемуся грешнику».
11 Иисус продолжил:
«У одного человека было два сына.
12 Младший сын обратился к отцу с такими словами: „Отец, отдай мне ту часть имения, которая мне причитается”. Отец разделил своё состояние между сыновьями.
13 Вскоре после этого младший сын собрал всё и отправился в далёкую страну. Там он стал бездумно растрачивать свои деньги,
14 пока не потратил всё, что имел. Вскоре, когда в той земле наступила засуха и по всей стране начался голод, младший сын оказался в нужде.
15 Он пошёл и нанялся на работу к одному жителю той страны. Тот послал его к себе на поле кормить свиней.
16 Он был так голоден, что рад бы был поесть корм для свиней, но даже этого ему никто не давал.
17 Наконец одумавшись, он сказал сам себе: „Сколько слуг у моего отца, и все имеют еду в изобилии, а я умираю здесь от голода.
18 Пойду к отцу своему и скажу ему: „Отец! Я согрешил перед Богом и тобой.
19 Я больше недостоин называться твоим сыном, позволь же мне быть твоим слугой”.
20 И он пошёл к отцу».
«Когда он был ещё далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Подбежав к сыну, он обнял его и расцеловал.
21 Сын сказал ему: „Отец! Я согрешил перед Богом и перед тобой и недостоин больше называться твоим сыном”.
22 Но отец сказал слугам: „Побыстрее принесите лучшую одежду и наденьте на него. Дайте перстень ему на руку и обувь на ноги.
23 Приведите откормленного телёнка, заколите его. Тогда мы станем праздновать и веселиться,
24 потому что мой сын был мёртв и ожил, пропал и нашёлся”. И они стали веселиться».
25 «А старший сын был в это время в поле. Когда, возвращаясь, он приблизился к дому и услышал звуки музыки и веселья,
26 он подозвал одного из слуг и спросил, что всё это значит.
27 Слуга ответил ему: „Твой брат вернулся, и твой отец заколол откормленного телёнка, потому что вновь обрёл сына живым и невредимым”.
28 Старший сын рассердился и не захотел войти в дом. Тогда отец вышел и стал просить его войти.
29 Но сын ответил отцу: „Послушай, все эти годы я служил тебе и ни разу не ослушался твоих приказаний! А ты даже козлёнка для меня не заколол! Ты не устраивал празднества ни для меня, ни для моих друзей!
30 Когда же пришёл твой сын, расточивший всё твоё состояние с блудницами, ты заколол для него откормленного телёнка”.
31 Но отец сказал ему: „Сын мой, ты всегда со мной, и всё, что у меня есть, твоё.
32 Но мы должны праздновать и веселиться, потому что твой брат возвратился: он был мёртв и ожил, был потерян для нас, а сейчас нашёлся”».

Толкование Далласской семинарии

г. Иисус говорит о «потерянных» и грешниках, которые войдут в Царство (глава 15)

Вопреки учению книжников и фарисеев, Иисус снова подчеркивает, что в Царство Божие войдут многие «потерянные» и грешные люди. Здесь приведены, пожалуй, наиболее известные из Христовых притч: о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне. Все три говорят об одном: Бог горячо заинтересован в покаянии грешников. Однако третья притча содержит в себе и нечто такое, чего нет в первых двух. В ней Иисус иносказательно говорит и о Самом Себе, Которого приняли «отверженные», но отвергли духовные вожди Израиля.

Лк 15:1−2. К великому негодованию книжников и фарисеев Иисус был близок к тем, кого они считали неисправимыми грешниками. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Отвечая им, Христос рассказывает три притчи. Все три говорят о том, что пропавшее может быть найдено, и что в этом случае естественно радоваться.

Некоторые видят в этих притчах учение о том, что верующий, утративший общение с Богом, может восстановить его. Они говорят, что, поскольку нельзя потерять того, что не имел, то первые две притчи — о тех, кто ранее уже принадлежали Богу. Так же и сын, будучи таковым, не может перестать им быть, и поэтому третья притча опять-таки учит о восстановлении утраченных отношений с Богом.

Иначе понимают эти притчи те, кто видят в «потерянных» — неверующих, которые могут прийти ко Христу. Такое понимание «потерянных» кажется более верным по двум соображениям: 1) Иисус говорил эти притчи книжникам и фарисеям, которые отвергали Его весть о Царстве Божием. Их возмущало, что к Иисусу идут грешники, которые, слушая, верят Ему. Между тем, если бы в третьей притче речь шла только о восстановлении отношений с Богом («заблудившихся» верующих), то две эти группы — законоучители и простой «грешный» люд — не могли бы быть одновременно представлены в ней. 2) Из стиха 22 следует, что возвратившийся сын получил новое положение в доме отца, которого прежде не имел.

Евреи были «детьми» Бога в том смысле, что состояли с Ним в особых взаимоотношениях, скрепленных заветом. При этом, однако, подразумевалось, что каждый из них должен был верить в Бога. На каждом, следовательно, лежала ответственность принять благовестие Иисуса и уверовать в то, что Он — Мессия, предлагавший народу обещанное Царство.

Лк 15:3−7. В притче о потерянной овце прямо говорится о той радости, которая бывает на небе, когда кается грешник. Иисус не говорит, что остальные девяносто девять овец не представляют ценности. Но подчеркивает значение той одной, которая отбилась от стада. Она-то и соответствует «грешникам», с которыми «ел» Иисус (стихи 1−2). Что касается девяносто девяти, то Христос уже и овцами их не называет (стих 7), но прямо — праведниками (каковыми они считали себя), не имеющими нужды в покаянии. Не ясно ли, что Он говорил о фарисеях!

Лк 15:8−10. Притча о потерянной драхме свидетельствует о радости Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Идея в ней совершенно та же, что и в первой притче, но особо подчеркнуто, сколь тщательно ведется поиск потерянного: …какая женщина… не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет потерянной драхмы (серебряная греческая монета, примерно соответствовавшая дневной «зарплате» труженика; в Новом Завете о «драхме» упоминается только здесь). Вывод из этой притчи был ясен слушателям Иисуса: грешники, которые «приближались к Нему», были весьма ценны в глазах Божиих.

Третьей притчей (о блудном сыне и его старшем брате) Иисус давал понять, что Бог всех людей зовет в Свое Царство.

Лк 15:11. У некоторого человека было два сына. По ходу притчи подчеркивается глубокое различие между этими сыновьями.

Лк 15:12−20а. В этой части притчи говорится о поведении младшего сына. Требование, с которым он обратился к отцу, было совершенно необычным: Отче! дай мне следующую мне часть имения. «Имения», как правило, не делились на Востоке между детьми, пока отец в состоянии был управляться с хозяйством. Однако этот отец согласился и отдал сыну его часть наследства.

По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно (водя компанию с блудницами, как следует из слов старшего сына, стих 30). Слушатели, очевидно, уловили тут намек на Самого Иисуса, Которого обвиняли в общении с блудницами и грешниками, ведшими разгульную жизнь, далекую от Бога. В отличие от младшего сына, старший все это время оставался с отцом и как будто бы не выходил из повиновения ему.

Когда же младший сын расточил все свое наследство, настал великий голод… в стране, где он жил, и пришлось ему наняться пасти свиней (занятие в глазах евреев особенно унизительное). Возможно, под «дальней стороной» (стих 13) Иисус подразумевал территорию, лежавшую на восток от Галилейского озера, где жили язычники, занимавшиеся разведением свиней (8:26−37). И он (блудный сын) рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи (речь, возможно, идет о плодах так называемого «рожкового дерева», но никто не давал ему. Пасть ниже, чем упал младший сын, было нельзя.

И тогда он одумался (стих 17) и решил возвратиться к отцу. В любом случае лучше было бы ему работать на отца, чем на чужого человека. Он надеялся, что отец примет его — пусть не как сына, а как работника.

Лк 15:20б−24. Далее описана реакция отца на возвращение сына. Ясно, он не переставал ждать его все время, пока его не было с ним, и потому, когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и побежав, пал ему на шею и целовал его. Отец не стал даже выслушивать всего, что говорил ему каявшийся сын.

Но приказал слугам своим поскорее приготовить хорошее угощение, чтобы отметить возвращение юноши; а еще — в знак того нового положения, которое отныне этот сын займет в его доме, — отец велел дать ему лучшую одежду и… перстень на руку его и обувь на ноги. Представляется, что Иисус намеренно снова вводит тут тему «пира».

Ведь пиршественное веселье и до этого неоднократно служило Ему символом грядущего Царства (13:29 сравните 14:15−24). Так что «угадать» значение этого «пира» слушателям Христа было нетрудно. Грешники (представленные в образе блудного сына) входят в Царство Божие, потому что «приближаются» к Христу, и Отец Небесный видит их, когда они «еще далеко». Сознающие свою потребность в Боге, они будут прощены Им.

Лк 15:25−32. Заключительная часть притчи говорит об отношении к происшедшему старшего сына, под которым подразумевались фарисеи и законоучители. К грешникам они относились точно так, как этот сын отнесся к возвратившемуся брату. Придя с работы в поле, старший сын, узнав о том, что произошло, осердился.

Не схоже ли это с «негодованием» книжников и фарисеев, которым проповеди Христа не нравились уже потому, что в них говорилось о «чужаках» (язычниках) и презираемых грешниках из их народа, которые будто бы войдут в Царство Божие. Подобно тому, как старший сын отказался принять участие в пире, устроенном отцом, и они отказывались войти в Царство, которое Иисус предлагал всем людям.

Интересно отметить, что Отец… вышед звал старшего сына на пир (стих 28). Так же и Христос не уклонялся от совместной трапезы с книжниками и фарисеями. Он не хотел закрыть им доступ в Царствие Божие. Ибо пришел, чтобы звать в него каждого желающего войти.

Старший сын рассердился и потому, что ни разу не удостоился такой чести, как младший сын, хотя, по его словам, столько лет служил отцу и никогда не преступал приказания его (стих 29). Из этого упрека следует, что свои отношения с отцом он строил на «деловой основе». Старший сын работал на отца не из любви к нему, а в расчете на награду.

Отец ответил ему, что в его распоряжении всегда имелось то, что было в доме, и теперь ему следовало бы радоваться вместе с отцом возвращению брата. Слова ты всегда со Мною, и все Мое твое отражают привилегированное положение религиозных вождей в среде избранного Богом народа. Им был дан закон, и они призваны были стоять на страже его (Рим 3:1−2; Рим 9:4). Вместо того, чтобы «роптать», они должны были приветствовать присоединение и других людей к Царству Божиему.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.