От Луки 18 глава

От Луки, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Затем Иисус рассказал ученикам притчу о том, что следует всегда молиться и не терять надежды.
2 Он сказал:
«В одном городе жил судья: он и Бога не боялся, и людей не уважал.
3 И была в том городе вдова. Много раз она приходила к нему, говоря: „Защити меня от моего противника!”
4 Долгое время судья не хотел этого делать. Но в конце концов сказал себе: „Хотя я и Бога не боюсь, и людей не уважаю,
5 однако эта вдова не оставляет меня в покое. Я помогу ей добиться правосудия, чтобы она больше не приходила и не надоедала мне”».
6 Тогда Господь сказал:
«Слышите, что сказал неправедный судья?
7 Разве Бог не сделает так, чтобы свершилось правосудие для Его избранников, которые взывают к Нему днём и ночью? Разве будет Он медлить с ответом?
8 Я говорю вам: Он поможет Своим избранникам, и скоро! Но когда придёт Сын Человеческий, то найдёт ли Он уверовавших в Него на земле?»
9 Иисус рассказал ещё притчу и тем, кто был уверен в своей праведности и смотрел на всех свысока:
10 «Два человека пошли в храм помолиться. Один из них был фарисей, а другой — сборщик налогов.
11 Фарисей, встав в стороне, молился так: „О Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи или даже этот сборщик налогов.
12 Я пощусь дважды в неделю и отдаю десятую часть своих доходов”.
13 А сборщик налогов стоял в стороне и, не осмеливаясь даже глаз поднять к небу, молился со всем смирением перед Богом, говоря: „О Боже, будь милостив ко мне, грешнику!”
14 Я говорю вам, что этот человек, закончив молиться, вернулся домой праведным перед Богом. Фарисей же, считавший себя выше других, был неправеден перед Богом. Потому что каждый, возвышающий себя, будет унижен, а каждый, унижающий себя, будет возвышен».
15 Некоторые люди приносили к Иисусу детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Ученики же, увидев это, осуждали их.
16 Но Иисус призвал к Себе детей, а ученикам сказал:
«Пусть дети малые приходят ко Мне, не останавливайте их, потому что таким, как они, принадлежит Царство Божье.
17 Правду вам говорю: кто не принимает Царства Божьего словно малое дитя, не войдёт в него».
18 Один из иудейских предводителей спросил Иисуса:
«Учитель добрый, что я должен сделать, чтобы унаследовать вечную жизнь?»
19 Иисус ответил ему:
«Почему ты называешь Меня добрым? Никто не добр, кроме одного Бога.
20 Ты знаешь заповеди: „Не прелюбодействуй, не убей, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать”».
21 Но предводитель сказал:
«Я выполнял всё это с юности».
22 Когда Иисус услышал это, Он продолжил:
«Одного всё же тебе не хватает: продай всё, что имеешь, и раздай бедным, и будет тебе награда на небесах. Тогда приди и следуй за Мной».
23 Он же, услышав эти слова, опечалился, так как был очень богат.
24 Увидев его печаль, Иисус сказал:
«Как трудно богатым войти в Царство Божье!
25 Ведь легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божье».
26 И люди, слышавшие это, сказали:
«Кто же тогда будет спасён?»
27 Иисус ответил:
«Что невозможно для людей, возможно для Бога».
28 Тогда Пётр сказал:
«Посмотри, мы оставили всё, что у нас было, и последовали за Тобой».
29 Иисус ответил им:
«Правду вам говорю, что нет никого, кто, оставив дом или жену, или брата, или родителей, или детей ради Царства Божьего,
30 не получит во много раз больше в этой жизни, а после своей смерти — вечную жизнь с Богом».
31 Отведя в сторону двенадцать апостолов, Иисус сказал им:
«Слушайте! Мы идём в Иерусалим, и всё, что записано пророками о Сыне Человеческом, исполнится.
32 Да, Он будет предан язычникам, над Ним будут издеваться, оскорблять, унижать и оплёвывать Его.
33 Его будут бить кнутами и убьют, но на третий день Он воскреснет».
34 Однако апостолы ничего не поняли из этого, потому что от них был скрыт смысл сказанного Им.
35 Приближаясь к Иерихону, Иисус увидел слепого, сидевшего у дороги и просящего милостыню.
36 Услышав, что мимо проходит народ, он спросил, что происходит.
37 И ему сказали, что идёт Иисус из Назарета.
38 Тогда он закричал:
«Иисус, Сын Давидов, смилуйся надо мной!»
39 Те, кто шли впереди, заставляли его молчать, но он ещё громче кричал:
«Сын Давидов, смилуйся надо мной!»
40 Иисус остановился и приказал привести слепого к Нему. Когда же тот подошёл, Иисус спросил его:
41 «Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?»
Тогда слепой ответил:
«Господи! Я хочу прозреть!»
42 Иисус сказал ему:
«Прозри! Твоя вера исцелила тебя!»
43 И тотчас же зрение вернулось к этому человеку. И он последовал за Иисусом, прославляя Бога. Когда люди увидели это, они воздали хвалу Богу.

Толкование Далласской семинарии

в. Учение Иисуса о молитве (18:1−14)

Говоря о молитве, Иисус привел две притчи. Одна предназначалась ученикам (стихи 1−8), а другая — тем, «которые уверены были о себе, что они праведны» (стихи 9−14).

Лк 18:1−8. Иисус сказал ученикам притчу о судье неправедном, чтобы показать им, как важна неотступность в молитве: должно всегда молиться и не унывать. В стихах 2−5 изложена сама притча. Одна вдова постоянно ходила к неправедному судье, прося защитить ее от ее обидчика. Судья же многократно отказывался «рассмотреть» ее дело, однако, в конце-концов, решил заступиться за нее с тем лишь, чтобы она не приходила больше докучать ему. Объясняя притчу в стихах 6−8, Господь замечает, что если даже судья неправедный защитил вдову, то тем более праведный Бог, Судья истинный, не оставит беззащитными избранных Своих.

Вопрос Христа: Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле? не был продиктован «незнанием» Его. Ни мыслью о том, что к Его возвращению верующих на земле уже не будет. Скорее вопрос этот должен был послужить стимулом ученикам, чтобы неотступно молились о вере на земле. Итак, это еще один хороший урок, извлеченный из плохого примера (сравните с 16:1−13).

Лк 18:9−14. Цель притчи о фарисее и мытаре — показать, что никому не следует судить о своей праведности, исходя из собственных на этот счет представлений, и относиться к другим с презрением (стих 9). Фарисей в своей молитве благодарил Бога за то, что создал его таким «хорошим человеком»; вот, он скрупулезно исполняет закон (соблюдая посты и отделяя десятину), и вообще он лучше других людей (стих 11 и 12). «Другие люди» служили ему мерилом собственной праведности.

Мытарю же мерой праведности служил Бог, и, имея перед собой эту меру, он искренне сокрушался о своей греховности. Он сознавал, что ему не остается ничего другого, как молить Отца Небесного о прощении, полагаясь на Его милость.

Идея этой притчи перекликается с той, что выражена Иисусом в Лк 13:30. Людям необходимо смиряться перед Богом, чтобы получить прощение. Те же, кто «возвышают» себя, унижены будут Богом.

г. «Будьте, как дети» (18:15−17) (Мф 19:13−15; Мк 10:13−16)

Лк 18:15−17. Это учение Христа Лука помещает здесь в подкрепление того, что было сказано Им в рассмотренной выше притче о необходимости смирения людей перед Богом. Смиренных Господь уподобляет детям: Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Дети обращаются ко взрослым с волнением и надеждой, сознавая свою беспомощность и зависимость от «больших». Именно это должно быть, в свою очередь, присуще «взрослым», стоящим перед Богом, — иначе им не попасть в Царство Божие.

д. Учение Иисуса о богатстве как о препятствии к духовному благополучию (18:18−30) (Мф 19:16−30; Мк 10:17−31)

Лк 18:18−20. И спросил Его некто из начальствующих (человек очень богатый; стих 23): Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Возможно, этот человек был членом синедриона или же занимал видное положение в местной синагоге. («Наследовать жизнь вечную» означает то же самое, что «войти в Царствие Божие»; Ин 3:3−5.) Спрашивавший хотел знать, какими делами (что мне делать?) заслужит он благоволение в очах Божиих.

Иисуса он назвал «Учитель благий», на что Тот заметил, что благ …только Бог, то-есть только Он подлинно праведен. Человек мог думать, что Иисус Своими делами заслужил особое расположение у Бога. Но из реплики Христа следует, что если Он действительно благ, то это потому, что Он — Бог. В сущности здесь еще одно заявление Его о своей Божественности.

Христос указал «богатому начальнику» на необходимость исполнения седьмой, шестой, восьмой, девятой и пятой заповедей (Исх 20:12−16); все они касаются отношения человека к человеку, тогда как первые четыре из Десяти заповедей касаются взаимоотношений человека с Богом.

Лк 18:21−22. Возможно, ответ «начальствующего», что все это он исполнял от юности своей, соответствовал истине. Он мог быть образцовым гражданином.

Тогда Иисус сказал, что еще одного недостает этому человеку: ему надо последовать за Иисусом, но перед тем — продать все свое имущество и раздать свое богатство нищим. Это повеление перекликается с десятой заповедью, осуждающей алчность, выражается ли она в пожелании чужого, или (косвенно) в безудержном накоплении собственного добра. И на этом богатый человек «преткнулся».

Между тем, выводы, следующие из слов Иисуса, вполне очевидны: а) для того, чтобы «наследовать жизнь вечную», человек должен в точности исполнять весь закон (сравните Иак 2:10); б) но только Бог «благ» (в значении «истинно совершен»). Следовательно из людей никто не может рассчитывать на обретение жизни вечной — через исполнение закона (Рим 3:20; Гал 2:21; Гал 3:21). И единственно, что остается делать человеку, чтобы войти в Царство Божие, это — следовать за Христом.

Лк 18:23−25. К такому шагу начальник не был готов. Он более был привязан к своему богатству, чем искал «жизни вечной». Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! — заметил в этой связи Иисус, подразумевая, что богатство часто «заслоняет» от людей то, что является в жизни самым важным. Прибегнув к распространенной в то время гиперболе, выражавшей идею «невозможности», Господь сказал: удобнее (легче) верблюду пройти сквозь игольные уши. И все-таки это не невозможно, что, в частности, видно из примера Закхея (19:1−10).

Лк 18:26−27. Ученики были ошеломлены. Они, подобно фарисеям, ошибочно полагали, что богатство — знак особого Божиего благоволения. И если такой человек, как этот богатый начальник, не может спастись, то кто же может? В ответ Иисус дал им понять, что и для богатых людей спасение возможно, но только с помощью Бога, ибо невозможное человекам возможно Богу.

Лк 18:28−36. В ответ на реплику Петра: вот мы оставили все и последовали за Тобою — Иисус сказал, что их ждет за это истинная награда. Те, кто оставил своих близких (14:26−27), приобретут их в гораздо большем числе уже в сие время, и в век будущий жизни вечной. Говоря относительно «сего времени», Христос, по всей видимости, подразумевал общину верующих, которая во всем будет поддерживать учеников во время их служения. Верующие первого века действительно составляли крепко спаянную семью, в которой каждый делился друг с другом всем, что имел (Деян 2:44−47; Деян 4:32−37).

е. Иисус — о своем воскресении (18:31−34) (Мф 20:17−19; Мк 10:32−34)

Лк 18:31−34. С каждым разом Иисус все яснее говорил ученикам о том, что случится с Ним в Иерусалиме. Теперь Он изложил им основные события, которые там произойдут, прямо сказав, что к суду над Ним и к смерти Его будут причастны и язычники. Луке важно было донести это до сознания своих читателей, дабы принадлежавшие к языческим народам не сочли себя невиновными в этом деле. В смерти Спасителя повинен весь мир.

Но ученики ничего из этого не поняли, ибо слова сии были для них сокровенны (т. е. их значение было сокрыто от них). Они все еще считали, что Царство будет вот-вот восстановлено.

ж. Иисус и слепой (18:35−43) (Мф 20:29−34; Мк 10:46−52)

В этом разделе и следующем за ним (Лк 19:1−10) показано на двух примерах, как следовало бы Израилю реагировать на Мессию. И в этом и в другом примере принимающими Христа оказываются люди, в глазах правоверных иудаистов неполноценные и презренные.

Лк 18:35−38. Вблизи Иерихона, у дороги, по которой проходил Иисус и народ сопровождавший Его, некий слепой просил милостыню. Услышав шум многочисленной толпы, он спросил, что происходит. Когда ему сказали, что это идет Иисус из Назарета, слепой осознал, что вот сейчас вблизи него находится Мессия; это видно из его обращения к Нему: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

Сцена эта исполнена символики. Человек — нищ и слеп и в силу этого — беспомощен; сам улучшить свое положение он не в состоянии. Сидя у дороги, он как будто ждет чего-то. И вот через его город проходит Мессия (как проходил Он через многие города). Внезапно слепой узнает в Нем своего Спасителя, Единственного, Кто может сделать его зрячим. Ничтожные в глазах общества грешники, неспособные помочь себе, «узнавали» Мессию и просили Его о помощи с гораздо большей готовностью, чем исполненные самомнения религиозные вожди Израиля.

Лк 18:39. Символично даже то, что шедшие впереди заставляли его молчать. Не схоже ли это с тем, что «вожди народа» заставляли молчать тех, кто уверовали в Иисуса? Но слепой лишь громче и настойчивее обращался к Христу: Помилуй меня!

Лк 18:40−43. Простые и доверчивые слова, какими слепой изложил свою просьбу — чтобы мне прозреть — свидетельствовали о его вере в то, что Мессия имел силу исцелить его. Слова же Иисуса: вера твоя спасла тебя не означали, что сила, исцелившая этого человека, заключалась в самой вере его. Он был исцелен силою Мессии, в Которого уверовал (сравните 7:50; 17:19). Если бы Израиль поверил в Мессию, то именно в таком смысле вера народа исцелила бы его от духовной слепоты.

В данном случае весь народ, видя чудо исцеления, воздал хвалу Богу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.