От Луки 20 глава

От Луки, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Однажды Иисус находился в храме и учил народ, Благовествуя ему. Тогда главные священники вместе с законниками и старейшинами пришли к Нему
2 и спросили:
«Скажи нам, чьей властью Ты всё это делаешь? Кто дал Тебе эту власть?»
3 Иисус ответил им:
«Я тоже задам вам вопрос. Скажите мне:
4 крещение Иоанна было от Бога или от людей?»
5 Они стали обсуждать это между собой:
«Если мы ответим: „От Бога”, Он скажет: „Почему же вы не поверили ему?”
6 Но если мы скажем: „От людей”, то все забросают нас камнями, так как верят, что Иоанн был пророком».
7 Поэтому они ответили:
«Мы не знаем».
8 Тогда Иисус сказал им:
«И я вам не скажу, чьей властью делаю это».
9 Затем Иисус рассказал народу такую притчу:
«Посадил человек виноградник, сдал его внаём виноградарям и надолго отлучился.
10 Когда пришло время, он послал слугу к виноградарям, чтобы они отдали ему его долю урожая из виноградника. Но они избили слугу и отослали его с пустыми руками.
11 Тогда он послал другого слугу, но они и этого избили, обошлись с ним постыдно и также отправили с пустыми руками.
12 Хозяин послал третьего слугу, и этого они покалечили и выгнали.
13 Тогда хозяин виноградника сказал: „Что же мне делать? Я пошлю своего любимого сына. Может быть, к нему они отнесутся с уважением”.
14 Но, увидев его, виноградари решили между собой: „Это наследник хозяина виноградника. Давайте убьём его, чтобы наследство было нашим”.
15 Они вытолкали его из виноградника и убили. Что же сделает с ними после всего этого хозяин виноградника?
16 Он придёт, убьёт этих виноградарей и отдаст виноградник другим».
Услышав это, они сказали:
«Пусть никогда такое не случится».
17 Но Иисус взглянул на них и сказал: «Что же тогда значит написанное: „Камень, отвергнутый строителями, стал краеугольным”?
18 Каждый, кто упадёт на этот камень, разобьётся, на кого же он сам рухнет, тот обратится в прах».
19 Законники и главные священники знали, что эта притча о них, поэтому они хотели тотчас же схватить Иисуса, но побоялись народа.
20 Иудейские предводители неотступно следили за Иисусом, и поэтому они подослали людей, притворявшихся искренними, чтобы они могли поймать Его на слове и передать правителю, который обладал властью заключить Его под стражу.
21 Эти люди спросили Иисуса:
«Учитель, мы знаем, что Ты правильно говоришь и учишь. Ты беспристрастен к людям и правдиво учишь нас пути Божьему.
22 Правильно ли платить налоги цезарю или нет?»
23 Он же знал, что они хотят обмануть Его, и ответил:
24 «Покажите Мне динарий. Чьё на нём изображение и чьё на нём имя?»
«Цезаря», — ответили они.
25 Тогда Иисус сказал им:
«Так отдайте же цезарю цезарево, а Богу — Божье».
26 Они не смогли поймать Иисуса на слове перед народом и, удивившись Его ответу, замолчали.
27 Некоторые из саддукеев, не верящих в воскресение, пришли к Иисусу
28 и спросили Его:
«Учитель, Моисей написал, что если женатый человек умрёт бездетным, то его брат должен жениться на вдове и иметь детей, чтобы продолжить род умершего брата.
29 Было семь братьев. Первый женился, но умер бездетным.
30 Затем второй,
31 а потом и третий женились на этой женщине. И все семеро умерли, не оставив детей.
32 Последней умерла женщина.
33 Так чьей же женой будет она, когда они все воскреснут? Ведь она была женой всех семерых братьев».
34 На это Иисус ответил:
«Живущие ныне женятся и выходят замуж,
35 но некоторые будут сочтены достойными воскреснуть после смерти и обрести новую жизнь. В той жизни они не будут жениться и выходить замуж.
36 Они будут подобны Ангелам, и для них смерти не будет. Они — дети Бога, так как были воскрешены из мёртвых.
37 О том, что мёртвые восстанут, ещё Моисей ясно сказал, когда говорил о пылающем кусте и называл Господа „Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова”.
38 Он не Бог мёртвых, а Бог живых, потому что все, принадлежащие Богу, — живы».
39 И некоторые из законников ответили на это:
«Ты хорошо сказал, Учитель!»
40 И никто больше не осмеливался спрашивать Его ни о чём.
41 И сказал им Иисус:
«Почему говорят, что Христос — сын Давидов?
42 Разве не сказал сам Давид в книге Псалмов: „Господь сказал Господу Моему: Сядь по правую руку от Меня,
43 пока Я не повергну врагов Твоих к ногам Твоим”.
44 Потому Давид и называл Его Господом. Как же может Христос быть сыном Давида?»
45 В то время как народ слушал Его, Иисус сказал ученикам:
46 «Остерегайтесь законников. Они любят ходить в длинных одеждах, любят приветствия на рыночных площадях и любят занимать почётные места в синагогах и на празднествах.
47 Они жестоки к вдовам и отнимают у них дома, и в лицемерии своём предаются долгим молитвам. Их постигнет ещё более суровая кара».

Толкование Далласской семинарии

2. ИИСУС УЧИТ В ХРАМЕ (19:47 — 21:38)

Две части этого раздела — диспут Иисуса с первосвященниками, книжниками и старейшинами (20:1 — 21:4) и Его наставления ученикам (21:5−36) — заключены как бы в рамку, образованную вступлением (19:47−48) и заключением (21:37−38). Как из вступления, так и из заключения следует, что народ слушал Его охотно, не переставая удивляться Его учению, тогда как духовные вожди Израиля думали лишь о том, как бы погубить Его (19:47).

а. «Народ неотступно слушая Его» (19:47−48)

Лк 19:47−48. И учил каждый день в храме, и множество людей внимало Ему (весь народ неотступно слушал Его). Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, но боялись народа (20:19; Деян 5:26).

б. Диспут в храме (20:1 — 21:4) (Мф 21:23 — 23:37; Мк 11:27 — 12:44)

Реакция духовных вождей на очищение храма Христом была, как и следовало ожидать, негодующей; обстановка обострилась. Ведь Он нарушил обычное течение дел в храме, и вот они стали спрашивать у Него, имеет ли Он власть (в значении «права») так поступать.

Лк 20:1−8. (Мф 21:23−27; Мк 11:27−33). Первосвященники были в храме официальными лицами, книжники представляли как партию фарисеев, так и партию саддукеев, а под старейшинами могли пониматься «миряне», имевшие, однако, политический вес. И вот представители всех этих групп «приступили» к Нему с двумя вопросами: какою властью Ты это делаешь? и кто дал Тебе власть сию? (Лк 20:2). Первый вопрос можно было бы прочитать как Кто Ты такой? Пророк, священник или царь? По какому праву Ты это делаешь? (подразумевалось очищение храма). Задавая второй вопрос, они хотели узнать, кто стоит за Его спиною. Действовал ли Иисус по собственной инициативе или выполнял чье-то поручение?

Иисус ответил им контрвопросом относительно крещения Иоаннова: по человеческому ли внушению действовал Креститель, или им руководили с небес? Противники Христа не одобряли в свое время и деятельности Иоанна — ведь он обличал их и, в какой-то мере, подорвал основы их религиозной системы (Мф 3:7−10).

Но поскольку народ высоко чтил Крестителя как пророка, они побоялись публично подвергать сомнению его авторитет и уклонились от ответа на вопрос Иисуса (Лк 20:7 сравните с 19:48). Тогда и Он отказался ответить им, какою властью действовал, очищая храм. Однако и в самом тоне Его отказа звучал явный намек: Свою работу Я исполняю тою же властью, какою крестил Иоанн, — властью Отца Небесного.

Лк 20:9−19. (Мф 21:33−46; Мк 12:1−12). В притче, которую рассказывает вслед за тем, Иисус раскрывает характер своей власти. Образ виноградника был хорошо знаком израильтянам. К нему прибегал, в частности, Исаия, обращаясь к народу (Ис 5:1−7), так что символика притчи была понятна слушателям Христа. Хозяин виноградника одного за другим посылал трех своих рабов, чтобы принесли ему плодов из виноградника (Лк 20:10−12). Однако виноградари избивали посланных и отправляли их ни с чем.

И тогда хозяин послал к ним своего сына, но они убили его, рассудив между собою: это наследник, если мы убьем его, то наследство будет наше (стихи 13−15). Притчу Иисус завершает вопросом, на который Сам же и отвечает: что же сделает с ними господин виноградника? — Придет и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим (стих 16).

Тут кульминационный момент в учении Христа о том, что многие язычники и презираемые обществом войдут в Царствие Божие, тогда как многие иудеи не войдут в него. Слушатели откликнулись на это эмоциональным да не будет! (греческое слово «ме геноито», к которому неоднократно прибегал Павел в Послании к Римлянам). Намек Христа был достаточно прозрачным: система иудаизма отстраняется, потому что духовные вожди Израиля отвергли Его. И Лука как бы подчеркивает всю серьезность ситуации словами взглянув на них (стих 17).

Мы видим Иисуса, взглянувшего в глаза слушателям, и слышим, как Он пророчески цитирует из Пс 117:22; в этом стихе — образ как будто ничего не значащей вещи (камня, показавшегося строителям негодным), которая на деле все превосходит в своем значении (камень этот сделался краеугольным). Этим Иисус говорил, что вот, Его, значительнее Которого никогда не было в еврейском народе, отвергли, но в конечном счете Он займет свое наивысшее место. И Он же станет орудием суда над Израилем (Лк 20:18). Суровость Его слов не могла не поразить слушателей. Но ответом на них первосвященников и книжников было лишь вновь вспыхнувшее желание убить Его, ибо поняли, что притча была направлена против них, но побоялись народа (сравните 19:47; 22:2).

Лк 20:20−26. И все-таки своих попыток избавиться от Него духовные вожди не оставили. Они продолжали внимательно следить за Ним, надеясь, что какая-то мысль или деталь в Его учении вызовет у народа чувство протеста, и это позволит им обвинить Его, на основании Моисеева или римского закона, открыто. С этим они и подослали лукавых людей, которые задали Ему вопрос о налогах: Позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Вопрос этот касался не только денег и имел как политическое, так и религиозное значение.

И любой ответ на него мог стать для Иисуса роковым. Если бы Он ответил, что да, платить подать кесарю Тиберию (14−37 гг. по Р. Х.), чужеземному правителю-язычнику, следует, то вызвал бы негодование у иудеев, настроенных патриотически, — таких, как зилоты, мечтавшие об отделении страны от Римской империи. Но ответь Он, что подати кесарю платить не следует (на что могли надеяться духовные вожди — в свете Его учения о Царстве), и речи Его были бы расценены как мятежные римлянами, каковым и могли бы тогда предать Его для расправы Его враги.

Ответ Христа прозвучал для них неожиданно, ибо Он сказал «да, платите», но при этом указал им на изображение и соответствующую надпись на римском динарии: Итак отдавайте кесарево кесарю. Но, воспользовавшись случаем, Он сказал им нечто более важное: а Божие отдавайте Богу, т. е. отдавайте Ему самих себя, ибо как монета носит на себе «образ» кесаря, так и человек — образ Бога.

Этот мудрый ответ заставил замолчать подосланных к Нему (20:26). Интересно отметить, что позже религиозные вожди все равно обвинили Его в том, будто Он учил народ не платить подать кесарю (23:2).

Лк 20:27−40. Саддукеи не верили ни во что сверхъестественное, включая и воскресение мертвых (стих 27 сравните с Деян 23:8). И вопрос свой они задали не для того, чтобы прояснить или уточнить то, что их интересовало, а с целью поставить Иисуса в неловкое положение; «случай», который они изложили, был столь же маловероятен, сколь и надуман. Одна женщина будто бы поочередно выходила замуж за семерых братьев после того, как ее предыдущий муж умирал, не оставив ей детей.

Этот гипотетический казус «построен» был на древней иудейской традиции левирата, согласно которой брат умершего должен был взять себе в жены его бездетную вдову, чтобы восставить потомство брату своему (Втор 25:5−10). Рассказав эту «историю», саддукеи спросили: Итак, в воскресении, которого из них будет она женою?

Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, ответил им Христос (20:34), тем подчеркнув принципиальное различие между «веком сим» и «тем веком». Ибо воскресшие будут равны (в англ. тексте — «подобны») Ангелам и будучи сынами воскресения станут сынами Божиими. Что воскресшие станут Ангелами, Иисус не сказал; Он, видимо, подразумевал, что они, подобно Ангелам, будут бессмертны. А, значит, для них отпадет нужда в воспроизводстве «рода» и вместе с этим — в брачных отношениях.

Вместе с тем Иисус заявил саддукеям о несомненности воскресения из мертвых (стихи 37−38). Он сослался при этом на слова, сказанные Моисею Господом из горящего куста (при купине), что Он — Бог Авраама и… Исаака и… Иакова (Исх 3:6). О Моисее в этой связи Христос заговорил потому, что саддукеи утверждали, будто Моисей никогда не учил о воскресении.

Но ведь одно то, что Господь открыл ему Себя как Бога патриархов, должно было показать саддукеям, что патриархи остаются живыми, ведь Бог… не есть Бог мертвых, но живых… Истина эта, конечно же, оставалась истиной и в дни Христа — столетия спустя после земной смерти последнего из патриархов. У Бога все живы — в ожидании будущего воскресения.

Между саддукеями и книжниками не прекращались трения из-за различия в убеждениях. Поэтому некоторые из них одобрили ответ Христа, показавшего несостоятельность воззрений саддукеев (Лк 20:39). Те же, получив такой ответ, уже не смели спрашивать Его ни о чем.

Лк 20:41−44. И тогда Иисус Сам «пошел в наступление»; окружавшим Его людям Он задал вопрос о природе Мессии: Как говорят, что Христос есть сын Давидов? Иисус сослался далее на Пс 109:1, в котором Давид называет Мессию Господом своим и говорит, что Он был вознесен Иеговой по правую руку Его — в знак Своего выдающегося положения. Два вывода следуют из этих слов Иисуса.

Во-первых, «сын Давидов» — это одновременно и Господь Давида (Лк 20:44) по силе воскресения. (в книге Деяний Апостолов — 2:34−35 — апостол Петр цитирует тот же самый стих из 109 псалма, проводя в контексте стихов 31−35 именно эту мысль — о связи между воскресением Иисуса и Его совершенно особым положением перед Богом.)

Во-вторых, Давид должен был сознавать, что Сын, Которому предстояло стать Мессией, — Божественного происхождения; поэтому Давид и называет Его Господом своим.

Лк 20:45−47. В какой-то момент, когда Его слушали многие (весь народ; стих 45), Иисус указал на расхождение между тем, чему учили книжники, и тем, как жили они сами. Жадность и гордыня управляли ими. Им хотелось производить впечатление и привлекать внимание. Отсюда их длинные одежды и желание, чтобы в многолюдных местах их громко и почтительно приветствовали.

Они всюду жаждали быть первыми (занимать почетные места как в синагогах, так и на пиршествах). Любовь к деньгам снедала их, и они не стеснялись отбирать их даже у бедных (вдов, к примеру). Их долгие высокопарные молитвы были лицемерными. И за все это они примут тем большее осуждение. В частности, и потому, что на тех, кто больше знает, лежит и большая ответственность (Иак 3:1).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.