От Луки 3 глава

От Луки, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Это произошло на пятнадцатом году правления императора Тиберия, когда Понтий Пилат правил Иудеей, Ирод властвовал в Галилее, его брат Филипп был правителем Итуреи и Трахонитской области, а Лисаний правил Авилинеей.
2 В то время как Анна и Каиафа были первосвященниками, слово Божье пришло к Иоанну, сыну Захарии, жившему в пустыне.
3 Тогда он прошёл по всей Иордании, неся людям слово Божье. Он говорил людям, что они должны креститься, чтобы показать готовность покаяться, тогда их грехи будут прощены.
4 Вот как записано в книге пророка Исаии: «Голос раздаётся в пустыне, восклицая: „Подготовьте путь Господу! Проложите Ему прямую тропу!
5 Все долины наполнятся, все горы и холмы сравняются. Извилистые дороги станут прямыми, а ухабистые станут гладкими.
6 И каждый узнает о спасении Божьем!”»
7 Люди приходили к Иоанну, чтобы он крестил их. Иоанн же говорил им:
«Отродья змеиные! Кто предупредил вас, чтобы вы бежали от приближающегося гнева Божьего?
8 Ваши поступки должны быть доказательством того, что вы действительно покаялись. Не хвалитесь же попусту и не говорите: „Авраам — отец наш”. Я говорю вам, что Бог может сотворить детей для Авраама из этих камней.
9 Топор уже лежит у корней дерева, и всякое дерево, не приносящее хороших плодов, будет срублено и брошено в огонь».
10 Тогда толпа спросила Иоанна:
«Что же нам делать?»
11 Он ответил:
«Каждый, у кого есть две рубашки, должен поделиться с неимущим; и у кого есть пища, пусть поделится».
12 Пришли и сборщики налогов креститься и спросили его:
«Учитель, что нам делать?»
13 Иоанн ответил:
«Не берите налогов больше, чем сказано вам».
14 Некоторые воины спросили его:
«А нам что делать?»
И он ответил:
«Ни у кого не вымогайте денег, не лжесвидетельствуйте и довольствуйтесь своим жалованьем».
15 Все надеялись, что придёт Христос, и думали об Иоанне:
«А не Христос ли он?»
16 Иоанн ответил им:
«Я крещу вас водой, но вслед за мной идёт Тот, Кто могущественнее меня, у Которого я недостоин даже развязать ремни сандалий. Он будет крестить вас Святым Духом и огнём.
17 Он придёт, готовый очистить зерно от мякины, и соберёт доброе зерно в Свои закрома, а мякину сожжёт на неугасимом огне».
18 С такими и многими другими словами Иоанн обращался к народу, предупреждая людей и благовествуя им.
19 Иоанн обличал правителя Ирода за Иродиаду, жену брата Ирода, и за другие неправедные поступки.
20 Ирод прибавил к своим порочным делам и то, что заключил Иоанна под стражу.
21 Весь народ крестился у Иоанна, и Иисус тоже крестился. И когда Он стал молиться, небо раскрылось,
22 Святой Дух спустился на Него в образе голубя, и голос с неба провозгласил:
«Ты — Сын мой возлюбленный, к Тебе Я благоволю!»
23 Иисусу было около тридцати лет, когда Он начал Своё служение. Люди думали, что Иисус был сыном Иосифа. Иосиф же был сыном Илии. Илия был сыном Маттата.
24 Маттат был сыном Левия. Левий был сыном Мелхии. Мелхия был сыном Ианная. Ианнай был сыном Иосифа.
25 Иосиф был сыном Маттатии. Маттатия был сыном Амоса. Амос был сыном Наума. Наум был сыном Еслима. Еслим был сыном Наггея.
26 Наггей был сыном Маата. Маат был сыном Маттатии. Маттатия был сыном Симеии. Симеия был сыном Иосифа. Иосиф был сыном Иуды.
27 Иуда был сыном Иоаннана. Иоаннан был сыном Рисая. Рисай был сыном Зоровавеля. Зоровавель был сыном Салафииля. Салафииль был сыном Нирии.
28 Нирия был сыном Мелхии. Мелхия был сыном Аддии. Аддия был сыном Косама. Косам был сыном Елмадама. Елмадам был сыном Ира.
29 Ир был сыном Иосии. Иосия был сыном Елиезера. Елиезер был сыном Иорима. Иорим был сыном Маттата. Маттат был сыном Левия.
30 Левий был сыном Симеона. Симеон был сыном Иуды. Иуда был сыном Иосифа. Иосиф был сыном Ионама. Ионам был сыном Елиакима.
31 Елиаким был сыном Мелеая. Мелеай был сыном Маинана. Маинан был сыном Маттатая. Маттатай был сыном Нафана. Нафан был сыном Давида.
32 Давид был сыном Иессея. Иессей был сыном Овида. Овид был сыном Вооза. Вооз был сыном Салмона. Салмон был сыном Наассона.
33 Наассон был сыном Аминадава. Аминадав был сыном Админа. Админ был сыном Арния. Арний был сыном Есрома. Есром был сыном Фареса. Фарес был сыном Иуды.
34 Иуда был сыном Иакова. Иаков был сыном Исаака. Исаак был сыном Авраама. Авраам был сыном Теры. Тера был сыном Нахора.
35 Нахор был сыном Серуха. Серух был сыном Рагава. Рагав был сыном Пелега. Пелег был сыном Евера. Евер был сыном Салы.
36 Сала был сыном Каинана. Каинан был сыном Арфаксада. Арфаксад был сыном Сима. Сим был сыном Ноя. Ной был сыном Ламеха.
37 Ламех был сыном Матусала. Матусал был сыном Еноха. Енох был сыном Иареда. Иаред был сыном Малелеила. Малелеил был сыном Каинана.
38 Каинан был сыном Еноса. Енос был сыном Сифа. Сиф был сыном Адама. Адам был сыном Бога.

Толкование Далласской семинарии

1. ЛУКА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИОАННА (3:1−6)

Лк 3:1−2. Иоанн начал свое служение в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, т. е. в 29 году по Р. Х. Понтий Пилат был назначен губернатором Иудеи в 26 году и правил ею до 36 года. К жителям подведомственной ему территории он относился неприязненно. Упоминаемый тут Ирод — это Ирод Антипа, который управлял Галилеей и при Тиберии (4 г. до Р. Х. — 39 г. по Р. Х.).

Филипп, брат его, правил территориями, лежавшими к востоку от Иордана (с 4 г. до Р. Х. по 34 г. по Р. Х.). (таблицу правления Иродов в комментарии на Лк 1:5.) Столицей Ирода была Кесария Филиппова. Мало что известно о Лисании, который правил Авилинеей (на северо-западе от Дамаска).

Служение Иоанна началось при первосвященниках Анне и Каиафе. Анна был первосвященником с 6 по 15 годы по Р. Х. Был смещен римскими властями. В конце-концов пост его занял его зять Каиафа, который был первосвященником с 18 по 36 гг. по Р. Х. Но евреи продолжали чтить Анну как своего праведного религиозного главу (толкование на Деян 4:5−6 и там же таблицу семьи Анны; также комментарии на Лк 22:54; Деян 7:1).

Лука пишет, что в те дни было слово Божие к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. Подобные фразы часто встречаются в Ветхом Завете, так как Бог периодически призывал пророков для выполнения тех или иных задач.

Лк 3:3−6. И он проходил… проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Крещение Иоанново было таким образом тесно связано с покаянием, т. е. с внутренним, духовным, изменением человека. Само по себе крещение никого не спасает, как это видно из последующих слов (стихи 7−14). Покаяние же ведет к прощению. Поскольку Иоанн явился как предтеча Мессии, то и крещением его предварялось крещение другого рода (Лк 3:16).

Лука отмечает, что Иоанн проповедовал по всей окрестной стране Иорданской, взяв на себя роль пророка Илии. Он, возможно, именно поэтому избрал для своего служения низовья Иордана — ведь там провел свои последние дни Илия (4Цар 2:1−13). Далее Лука цитирует из Ис 40:3−5, применяя эти стихи к служению Крестителя. Исаия, когда писал это, то имел в виду «выравнивание» и очищение дороги в пустыне для возвращавшихся из Вавилона иудеев. Однако авторы всех трех синоптических Евангелий «прилагают» его слова к Иоанну Крестителю.

Когда царь путешествовал по пустыне, то рабы шли перед ним, очищая дорогу от камней. У Луки, однако, все эти гора… холм… кривизны… неровные пути — образы нравственных препятствий, которые предстояло удалить с пути Мессии Иоанну, чтобы как можно больше людей оказалось готово к принятию Иисусова благовестия (Лк 1:17).

По своему обыкновению Лука подчеркивает универсальность Евангельской вести: И узрит всякая плоть спасение Божие (3:6).

2. ПРОПОВЕДЬ ИОАННА (3:7−14)

У Луки проповедь Иоанна носит прежде всего этический характер. Иоанн учил, что жизнь человека свидетельствует о том, является ли его покаяние истинным (сравните Послание Иакова). Лука, который много пишет о помощи бедным и угнетенным, как бы ставит ударение на этической стороне христианского учения.

Лк 3:7−9. Иоанн призывал к тому, чтобы соответствующими «плодами» в жизни доказывали свою веру. Обращение его к людям звучит отнюдь не ласково: Порождения ехиднины! … Среди них, шедших к нему, видимо, были и такие, которые думали, что им достаточно одного крещения, чтобы спастись. Иоанн же ставил их перед лицом суровой действительности: гнев Божий грядет на них, и, чтобы не подпасть под него, одного лишь крещения мало, как недостаточно для этого и простой принадлежности к израильскому народу (стих 8; сравните Ин 8:33−39; Рим 2:28−29). Уже и секира при корне дерев лежит, чтобы срубить всякое дерево, не приносящее доброго плода, и бросить его в огонь, провозглашает он, подразумевая под «добрым плодом» искреннее покаяние (Лк 3:8).

Лк 3:10−14. Народ, среди которого были и сборщики налогов и солдаты, спрашивал Иоанна: что же нам делать? (стих 10, 12, 14). Как нам доказать искренность нашего покаяния? Ответом Крестителя было: щедрыми будьте и великодушными (3:11), честными (3:13), милосердными, довольными тем, что имеете (3:14).

Призыв к честности в особенности касался сборщиков налогов (мытарей), которые неизменно жульничали при производстве своих финансовых операций, а призыв к милосердию и довольству — солдат, обижавших народ и обиравших его.

3. РОЛЬ ИОАННА (3:15−17)

Лк 3:15−17. В начале своего Евангелия Лука сказал о функции, которую предназначен был исполнить Иоанн (1:17, 76). Но в те дни народ, приходивший послушать проповедь его, размышлял: Не Христос ли он? Иоанн ответил на мысли, возникшие у них, сказав о разнице между его нынешним крещением водою и предстоящим крещением от Мессии — Духом Святым и огнем. (Апостол Иоанн говорит о Христе не только как о крещенном Духом, но и как о дающем Святого Духа; Ин 20:22.)

Зримо крещение Духом совершилось в День Пятидесятницы (Деян 2:1−4). Что же до «крещения огнем», то здесь Иоанн Креститель мог подразумевать либо очищающий аспект крещения Духом (Деян 2:3), либо «очищение» посредством суда, который совершит Мессия в будущем (Мал 2:2−3). Последнее представляется более вероятным — в свете нарисованной Лукою в 3:17 (сравните стих 9) картины суда.

4. ПРОПОВЕДЬ ИОАННА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В ТЕМНИЦУ (3:18−20)

Лк 3:18−20. Относительно сроков пребывания Иоанна Крестителя в темнице единого мнения не существует. По-видимому, на служение он выступил году в 29-ом (стих 1), а схвачен был уже в следующем году и через несколько месяцев обезглавлен. Таким образом его служение длилось не более двух лет. Более подробно о заключении Иоанна Крестителя и казни его в Мф 14:1−12; Мк 6:14−29; Лк 9:7−9, 19−20.

Б. Крещение Иисуса (3:21−22) (Мф 3:13−17; Мк 1:9−11; Ин 1:29−34)

Во всех четырех Евангелиях рассказывается об этом важном событии в жизни Иисуса, с которого началось Его земное служение. Однако Лука говорит о нем несравненно более сжато, чем другие евангелисты. Цель крещения Иисуса заключалась в том, чтобы помазать Его Духом, и чтобы Отец засвидетельствовал о Нем перед началом Его служения. Каждое из Лиц Троицы было вовлечено во все, что совершал на земле Сын, как и в то, что происходило с Ним, включая Его крещение. Сын принял крещение, Дух Святой сошел на Него, а Отец Небесный засвидетельствовал о Сыне. Через Свое крещение Иисус отождествил Себя с грешниками, хотя и не был грешником.

Лк 3:21. Лишь у Луки записано, что Иисус, крестившись, молился. Этот евангелист особенно часто изображает Иисуса молящимся (стих 21; 5:16; 6:12; 9:18, 29; 22:32, 40−44; 23:46). Образ неба, которое отверзлось, служит у Луки передаче той мысли, что Бог «совершил вторжение» в человеческую историю со Своим высочайшим откровением об Иисусе как о Сыне Своем (стих 22).

Лк 2:22. Поскольку в Ветхом Завете голубь символизировал мир и освобождение от суда (Быт 8:8−12), сошествие Святого Духа в виде голубя на Иисуса послужило символом того, что Он принесет спасение всем, кто обратятся к Нему. Глас Божий «подал удостоверение» об Иисусе в словах, перекликающихся со словами Пс 2:7 и Ис 42:1.

В. Родословная Иисуса (3:23−38) (Мф 1:1−17)

То обстоятельство, что родословная Иисуса записана Лукою сразу же после засвидетельствования Небесным Отцом о Сыне при крещении Его, лишний раз должно показать читателям, что подготовку и «расстановку» земных событий так, чтобы они способствовали исполнению Мессией воли Отца, осуществлял Сам всемогущий Бог.

Лк 3:23. Лука записал, что Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати… Это не значит, что Лука не был уверен, в каком именно возрасте выступил Иисус на служение. Ведь перед тем, как писать свою книгу, он «тщательно исследовал все с самого начала» (1:3).

Хотя исследователи Библии спорят между собою относительно точной даты начала Иисусова служения, наиболее предпочтительной представляется 29 год. Лука же мог написать свое «лет тридцати», чтобы указать на готовность Иисуса к предстоящему служению. Дело в том, что в Ветхом Завете именно с этого возраста (с 30 лет) мужи Божии чаще всего приступали к исполнению решающего в своей жизни дела (Быт 41:46; Чис 4; 2Цар 5:4; Иез 1:1). То, что Лука не сомневался в факте рождения Иисуса Девою, видно из его слов: …и был, как думали, сын Иосифов…

Лк 3:24−38. В родословной, приводимой Лукой (стихи 24−38), названо 76 имен, включая Иисуса и Адама. В отличие от генеалогии Матфея, Лука начинает свою с Иисуса и прослеживает ее до Бога. Матфей же начинает от Авраама и доходит до Христа, представляя «по пути» 14 поколений. Существуют и другие отличия. Так, у Луки названо до Авраама 20 имен.

Кроме того, различаются перечни имен, приводимых Лукой и Матфеем в «разделе» от Давида до Салафиила (период вавилонского пленения). Происходит это потому, что евангелисты «прослеживают» не одни и те же «ветви» генеалогического древа. Лука следует линии Давида через Нафана, Матфей же следует ей через Соломона.

После Салафиила, сына Зоровавеля, снова начинается расхождение между родословными у Матфея и у Луки — до того момента, пока они не «соединяются» на Иосифе, о котором Лука замечает, что он и был, «как думали», отцом Иисуса. Почти нет сомнений в том, что Матфей прослеживает царскую линию Давида. И тут возникает вопрос: какое же значение имеет родословная, предлагаемая Лукой? На этот вопрос возможны два ответа.

1. Лука прослеживает в ней линию Марии. Многие богословы держатся этой точки зрения, считая, что Лука хотел показать: Мария тоже происходит из рода Давида, и Иисус таким образом является Мессией не только по линии Иосифа (как старший его наследник), но и по линии Марии.

2. Лука следовал фактической линии Иосифа. Согласно этой точке зрения официальная родословная Давида и его фактическая родословная (через которую пришел Иисус), сошлись на Иосифе, считавшемся отцом Иисуса. Если исходить из этого мнения, то надо предположить, что Иаков, дядя Иосифа, не имел детей, а потому его законным наследником стал Иосиф, сын его брата Илии, — как его ближайший родственник. Таким образом Иосиф, а вслед за ним Иисус вошли в «царскую линию».

Сторонники обеих точек зрения сталкиваются с нелегкими проблемами, и не последняя из них та, что как родословная у Матфея, так и родословная у Луки, сойдясь на Салафииле и Зоровавеле; вторично затем расходятся, чтобы снова сойтись только на Иосифе и Иисусе (сравните толкование на Мф 1:12). Но независимо от того, какой точки зрения держаться, необходимо обратить внимание на важный богословский аспект родословной у Луки. Он связывает происхождение Иисуса не только с Авраамом, но и с Адамом и, в конечном счете, с Богом. И тем указывает на «адресованность» спасения всему миру (идея, четко выраженная в его Евангелии). Другими словами, на то, что Иисус Христос приходил в мир, чтобы спасти всех людей — «язычников» так же, как израильтян (Лк 2:32).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.