От Иоанна 9 глава

От Иоанна, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 По дороге Иисус увидел человека, который был слеп от рождения.
2 Ученики Иисуса спросили Его:
«Учитель, раз он родился слепым, то кто согрешил: он сам или его родители?»
3 Иисус ответил:
«Не согрешил ни он, ни его родители, но родился он слепым для того, чтобы Бог проявил Свои дела в нём.
4 Пока ещё день, мы должны совершать дела Пославшего Меня. Когда приходит ночь, никто не может работать.
5 Пока Я в мире, Я — Свет мира».
6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал грязь, смешав слюну с пылью, помазал ею глаза слепого,
7 а затем сказал ему:
«Пойди, умойся в купальне Силоам!» — что означает «посланный».
Тот пошёл, умылся и возвратился зрячим.
8 Тогда соседи и те, кто привык видеть его просящим милостыню, спросили:
«Не тот ли это человек, который, бывало, сидел там и просил милостыню?»
9 Одни говорили:
«Да, это он!» — другие:
«Нет, это не он, этот человек просто похож на него».
Он же сказал:
«Я и есть тот самый слепой».
10 Тогда они спросили его:
«Как ты обрёл зрение?»
11 Он ответил:
«Человек по имени Иисус сделал грязь, смешав Свою слюну с пылью, помазал ею мне глаза и сказал: „Пойди в купальню Силоам и умойся!” Я пошёл, умылся и прозрел».
12 Люди спросили у него:
«Где же Этот Человек?»
«Не знаю», — ответил он.
13 Тогда они отвели того человека, который был раньше слепым, к фарисеям.
14 День же, в который Иисус сделал грязь, смешав Свою слюну с пылью, и вернул слепому зрение, был субботой.
15 И фарисеи снова стали расспрашивать его, как он прозрел. Прозревший сказал им:
«Он натёр мне глаза грязью, я умылся и вот теперь вижу».
16 Некоторые фарисеи стали говорить:
«Этот Человек не от Бога, потому что Он не соблюдает субботу».
Другие же говорили:
«Как может грешник совершать такие знамения, как эти?»
И среди них разгорелся спор.
17 И они снова спросили у прозревшего:
«Этот Человек дал тебе зрение. Что ты можешь сказать о Нём?»
Тот ответил:
«Он — пророк».
18 Но иудейские предводители все же не хотели верить в то, что он был слепым и прозрел. Они послали за родителями прозревшего
19 и спросили их:
«Ваш ли это сын, который, как вы говорите, родился слепым? Как же он теперь видит?»
20 Его родители ответили:
«Мы знаем, что это наш сын и что он был рождён слепым,
21 но не знаем ни как он прозрел, ни кто дал ему зрение. Спросите у него самого! Он уже взрослый и сам может за себя говорить».
22 Его родители сказали так, потому что боялись иудейских предводителей, так как те уже решили, что если кто-нибудь признает Иисуса Христом, тотчас будет изгнан из синагоги.
23 Потому-то родители прозревшего и сказали:
«Он взрослый, спросите у него!»
24 Тогда иудейские предводители опять призвали к себе прозревшего и сказали ему:
«Воздай хвалу Богу, сказав правду! Мы знаем, что тот Человек — грешник».
25 Тогда прозревший ответил:
«Я не знаю, грешник Он или нет. Я только знаю одно, что я был слеп, а теперь вижу!»
26 Тогда они спросили у него:
«Что Он сделал с тобой? Как Он дал тебе зрение?»
27 Прозревший ответил:
«Я уже сказал вам, но вы не стали слушать. Почему же вы хотите ещё раз услышать об этом? Или вы тоже хотите стать Его учениками?»
28 Тогда иудейские предводители стали поносить его:
«Ты Его ученик, а мы ученики Моисея.
29 Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а мы даже не знаем, откуда Этот Человек».
30 В ответ прозревший сказал им:
«Странно, что вы не знаете, откуда Он, а Он дал мне зрение.
31 Мы знаем, что Бог не прислушивается к грешникам, а только к тем, кто предан Ему и исполняет Его волю.
32 Это не слыхано, чтобы кто-то дал зрение человеку, который родился слепым.
33 Если бы Этот Человек не был послан Богом, Он ничего подобного сделать не смог бы».
34 В ответ иудейские предводители сказали ему:
«Ты утопал в грехе с самого рождения! И ещё и нас собираешься поучать?»
Они выгнали его вон из синагоги и запретили ему туда возвращаться.
35 Иисус услышал, что иудейские предводители прогнали этого человека из синагоги и, отыскав его, спросил:
«Веришь ли ты в Сына Человеческого?»
36 Тот ответил:
«А кто же это, Господин? Скажи мне, чтобы я мог поверить в Него».
37 Иисус сказал ему:
«Ты Его уже видел и сейчас говоришь с Ним».
38 Тогда прозревший воскликнул:
«Верую, Господи!» И поклонился Ему.
39 Иисус сказал:
«Я пришёл в этот мир совершить суд, чтобы те, кто не видит, прозрели, а те, кто видит, ослепли».
40 Некоторые из находившихся поблизости фарисеев, услышав это, спросили Его:
«Неужели Ты хочешь сказать, что и мы слепые?»
41 Иисус ответил им:
«Если бы вы были слепые, то не были бы повинны в грехе, но вы говорите, что видите, значит грех ваш остаётся».

Толкование Далласской семинарии

2. ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОРОЖДЕННОГО (глава 9)

Пророк Исаия предсказывал, что дни Мессии будут отмечены рядом специфических знамений. Мессия, в частности, будет «открывать глаза слепым» (Ис 42:7 сравните с Ис 29:18; 35:5). Иисус неоднократно обращал слепых в зрячих (Мф 9:27−31; Мф 12:11−23; Мф 15:30; Мф 20:29−34; Мф 21:14). Чудо, описанное в 9 главе Евангелия от Иоанна, особенно примечательно тем, что было совершено вскоре после того, как Иисус сказал о Себе: «Я свет миру» (8:12). Публично подтверждая это Свое притязание, Он дал зрение слепорожденному.

Ин 9:1. Проходя по Иерусалиму, Иисус увидел человека, слепого от рождения. То, что выбор Его пал именно на этого человека, знаменательно, ибо состояние его представляется совершенно безнадежным. Физическая слепота есть здесь символ слепоты духовной (9:39−41; 2Кор 4:4).

Ин 9:2−3. Ученики при виде слепца задаются сугубо богословским вопросом. Если исходить из того, что всякое страдание есть следствие греха, то почему этот человек родился слепым? Не мог же он согрешить еще в утробе матери своей! Значит, он страдает потому, что согрешили родители его (Исх 20:5)? И тогда Иисус отвечает, что не согрешил ни он, ни родители его.

Слова эти отнюдь «не отменяют» того положения, что все люди — грешники (Рим 3:9−20, 23); Господь просто имел в виду, что в этом случае слепота не была следствием какого-то конкретного согрешения. Однако теперь, благодаря ей, обнаружится Божие попечение о людях, которое далеко не всегда явно для них. Чем безнадежнее трагедия, тем ярче воссияет на фоне ее творящая и спасающая слава Божия (Исх 4:11; 2Кор 12:9).

Ин 9:4−5. Словом день обозначено здесь время, отведенное Иисусу для исполнения на земле дел Его. Ночь, соответственно, отмечает предел, поставленный Богом этому времени (Иисус говорит о своей приближающейся смерти). Под никто Он, очевидно, понимает, наряду с Собою, и Своих учеников.

Доколе Я в мире, Я свет миру, — продолжает Иисус. Он — «свет миру», и в качестве такового — Источник спасения для тех, кто последуют за Ним (8:12). После Его ухода с земли «светить миру» должны будут Его ученики (Мф 5:14; Еф 5:8−14), приводя ко Христу все новые души.

Ин 9:6−7. Иисус помазал брением из плюновения (смесью из земли — пыли, «праха» — и слюны) глаза слепому. Напомним, что и человек был сотворен Богом из «праха земного» (Быт 2:7). Здесь, однако, Иисус едва ли использовал эту смесь как «животворящую»; скорее Он видел в употреблении «брения» средство пробудить в слепом веру. (Замешивая «брение» в субботу (9:14), Иисус вновь нарушил раввинское постановление о субботе.) Помазав слепому глаза, Он послал его умыться в купальне Силоам, что значит «посланный».

Купальня находилась в юго-восточном углу Иерусалима (схему), и вода поступала в нее из «потока» Гихон по тоннелю, построенному еще царем Езекией. Иоанн подчеркивает, что название купальни — «Силоам» — означает в переводе с еврейского «Посланный». Очевидно, он рассматривал эту ситуацию как символическую: ведь и Иисус был «Посланным» (Отцом Небесным) — для просвещения людей. Слепой пошел и умылся, и пришел зрячим.

Ин 9:8−9. Люди спрашивали друг друга о прозревшем слепом: Не тот ли этот, который сидел и просил милостыни? Что за невероятное превращение произошло с ним! А, может, это не он, а кто-то на него похожий? Но он подтвердил: это я.

Ин 9:10−12. На многочисленные вопросы он вкратце ответил, как совершилось с ним это чудо. Человек, которого называют Иисус (сказал он о Господе), сделал это. А куда Он пошел, пока слепой ходил к Силоаму, тот не знал.

Ин 9:13−14. Поскольку совершившееся было столь невероятно, то повели… бывшего слепца к фарисеям, которые в вопросах религии пользовались непререкаемым авторитетом. С их точки зрения исцелять (если жизнь больного не была в опасности), как и месить что-либо в субботу, значило нарушать закон о субботе.

Ин 9:15−16. Человек и фарисеям повторил, «как это произошло». И те сочли Иисуса, «нарушившего» субботу, лжепророком, отвращающим людей от Господа (Втор 13:3−5). Не от Бога этот Человек, говорили некоторые из них. Позже они назовут Христа «грешником» (Ин 9:24). Но по мнению других, не может человек грешный творить такие чудеса. (Тут они ошибались — ведь и лжепророки творят и будут творить «обманные чудеса»; 2Фес 2:9). Итак, мнение фарисеев на этот счет разделилось (сравните Ин 7:43; 10:19).

Ин 9:17. Тогда они вновь обратились к бывшему слепцу, чтобы узнать его мнение о Том, Который отверз ему очи. Он — пророк, заявил тот, видимо, сравнив Его мысленно с теми ветхозаветными пророками, которым дано было порой совершать чудеса — в ознаменование того, что они — истинно люди угодные Богу.

Ин 9:18−20. Не поверив и его свидетельству, все еще полагая, что тут что-то не так, и что нищий, пожалуй, и вовсе не был слепым, фарисеи призвали родителей сего прозревшего, и те подтвердили, что это действительно их сын, и что он родился слепым.

Ин 9:21−23. В то же время они боялись высказать свое мнение о происшедшем, как и об Исцелителе. Ибо фарисеи и другие представители иудейских властей (Иудеи) сговорились уже, чтобы кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги как еретика. (Некоторые богословы полагают, что та часть стих 22, в которой говорится об этом, была добавлена позднее, при переписке, однако, вполне возможно, что в дни служения Иисуса такого рода наказание практиковалось.) Посему-то родители слепого не захотели брать на себя ответственность в этом рискованном деле, сославшись на то, что сын их — совершеннолетний, и сам может отвечать за себя (стих 21, 23).

Ин 9:24. Тогда «имевшие власть» попытались оказать давление на прозревшего человека, чтобы засвидетельствовал против Иисуса. Воздай славу Богу звучит как призыв к признанию вины (сравните Нав 7:19; 1Цар 6:5; Иер 13:16), которая в данном случае выразилась в том, что прозревший слепец «взял сторону» Иисуса. Мы знаем, что Человек Тот грешник, с угрозой произносят они.

Ин 9:25−26. Но прозревший не отказался от первоначального своего свидетельства: одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу! Надеясь поймать его на каком-нибудь противоречии, фарисеи снова стали спрашивать его, как это произошло.

Ин 9:27. Тот начал терять терпение. Он говорит (стих 15), а они не слушают или не верят ему. Для чего же переспрашивают? И чем объяснить их повышенный интерес к Иисусу? Уж не хотят ли и они сделаться Его учениками? — саркастически осведомился он.

Ин 9:28−29. Задетые за самолюбие этим нищим, возмущенные иудеи ответили, что они — ученики Моисея, с которым говорил Бог. Сего же не знаем, откуда Он.

Ин 9:30−33. Бывший слепец «не полез за словом в карман», но продолжал наступать на этих «ученых», не знавших, «откуда взялся Иисус». Для читателей, знающих это (1:14, 18), слова его звучат с тем большей иронией. Как же это вы не знаете? — обращался он к фарисеям. Ведь этот Иисус совершил такое, что от века не слышано… отверз очи слепорожденному. А ведь Бог, рассуждал он, грешников… не слушает, Он отвечает на молитвы праведных (об ответе на молитву Илии в Иак 5:16−18). Значит, и этот Человек от Бога.

Ин 9:34. Негодующие учителя закона, снова выругав нищего, выгнали его вон. Видимо, они «успокоились» на том, что человек этот был наказан слепотой за то, что при самом своем появлении на свет был обременен грехами. Они исходили из того, что греховной природой человек обладает от рождения (Пс 50:5; Рим 5:12).

Ин 9:35. Снова взяв инициативу на Себя, Иисус разыскал бывшего слепца и спросил у него: ты веруешь ли в Сына Божия? Это прозвучало как обращенное к нему, призвание посвятить свою жизнь Господу.

Ин 9:36−37. В ответ нищий сказал, что хотел бы верить в Него, но не знает Его и Кто Он такой. Тогда Иисус открыл ему Себя, наделив знанием, необходимым для веры. Потому что в основе веры лежит знание, однако, и без усилия воли не приходит она.

Ин 9:38. Верую, Господи! — от сердца ответил Христу тот, которому Он дал видеть. И поклонился Ему.

Ин 9:39. Противоречит ли этот стих сказанному в 3:17? Как в нем, так и в 12:47, читаем, что Иисус не был послан в мир, чтобы судить его. Между тем, здесь Он заявляет: На суд пришел Я в мир сей. И все-таки противоречия в сопоставленных стихах нет. Тут (стих 39) Иисус имел в виду не осуждение людей в собственном смысле слова, а как бы предварительное испытание их (и на основании этого — решение относительно них, в свете их готовности или, напротив, нежелания принять Его благовестие).

Невидящие, которым предстоит увидеть, — это те, которые осознают свою беспомощность и потому придут за спасением к Иисусу. Видящие же, которые станут слепы, — это те, которые полагают, будто видят, но, ослепленные своей самонадеянностью и гордыней, «не увидели» того, что совершал Иисус. Он же не имел в виду, что «осудит их», наказав слепотой; они сами ослепляют себя, убегая от Света, сатана же довершает дело их «ослепления» (2Кор 4:4).

Ин 9:40−41. Некоторые из фарисеев, услышав слова Иисуса, спросили: неужели и мы слепы? Они надеялись на отрицательный ответ, поскольку, по их мнению, в большем объеме чем кто-либо другой обладали знанием духовных истин. Но Иисус ответил, что лучше им было бы быть слепыми, т. е. действительно духовно невежественными: это могло бы послужить им извинением.

Однако их самомнение и претензии на духовное видение (но как вы говорите, что видите и руководящую роль в израильском обществе делали их полностью ответственными за греховное их поведение. Ибо они грешили осознанно. Называться духовным наставником — значит принимать на себя всю меру сопряженной с этим ответственности (Ин 3:10; Рим 2:19−24; Иак 3:1).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.