Деяния 2 глава

Деяния Святых Апостолов
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 В день Пятидесятницы все апостолы собрались в одном месте.
2 Вдруг с небес раздался звук, похожий на шум неистового порыва ветра, и наполнил весь дом, где они сидели.
3 Им явилось нечто, подобное языкам пламени. Эти языки разделились, и на каждого из апостолов пал такой огненный язык.
4 Все они исполнились Духом Святым и стали говорить на разных языках. Святой Дух даровал им эту способность.
5 В Иерусалиме же находились набожные иудеи из всех стран мира.
6 И когда раздался этот звук, собралась толпа; люди были удивлены, так как каждому из них слышалось, что апостолы говорят на его родном языке.
7 Все были поражены и, недоумевая, говорили:
«Разве все эти люди, которые говорят, не галилеяне?
8 Как же это каждому из нас слышится, что они говорят на его родном языке?
9 Среди нас есть и парфяне, и мидяне, и эламиты, жители Месопотамии и Иудеи, каппадокийцы, жители Понта и Азии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и тех частей Ливии, которые примыкают к Киринее, римляне
11 и иудеи, и уверовавшие в Господа язычники, критяне и аравийцы — все мы слышим, как они рассказывают о великих делах Божьих на наших родных языках».
12 Все они были изумлены и озадачены и спрашивали друг друга:
«Что это значит?»
13 Но некоторые, насмехаясь, говорили:
«Они выпили слишком много сладкого вина».
14 Тогда Пётр и остальные одиннадцать апостолов поднялись, и Пётр громким голосом обратился к народу:
«Мужи иудейские и жители Иерусалима! Я объясню вам, что это значит. Слушайте внимательно слова мои!
15 Люди эти не пьяны, как вы думаете, ведь сейчас только девять часов утра!
16 То, что вы видите, было предсказано через пророка Иоиля:
17 „Бог говорит: „В дни последние я изолью Духа Своего на всех людей. И дочери, и сыновья ваши будут пророчествовать, и юноши ваши будут видеть видения, а старикам вашим будут сниться сны.
18 В эти дни Я изолью Духа Своего на рабов и рабынь Своих, и будут они пророчествовать.
19 И явлю Я знамения вверху, на небесах, и внизу, на земле: кровь, огонь и клубы дыма.
20 Солнце померкнет, а луна станет красной как кровь. А затем настанет великий и славный День Господний,
21 и каждый, кто взывает к имени Господа, будет спасён”.
22 Братья мои, израильтяне, выслушайте слова мои: Иисус из Назарета был человеком, Чья божественная власть была ясно доказана вам всеми силами, чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него. Вы сами знаете это, так как произошло это здесь, среди вас.
23 Этот Человек был отдан под вашу власть по намерению и предвидению Божьему, а вы убили Его руками беззаконных, пригвоздив к кресту.
24 Но Бог воскресил Его и освободил от смертных мук, потому что Он не мог быть во власти смерти.
25 Давид говорит о Нём: „Я непрестанно видел Господа передо мной: Он — по правую руку от меня, чтобы я не поколебался.
26 И от этого сердце моё ликует, уста мои произносят речи радостные, и даже тело моё пребывает в надежде,
27 потому что не оставишь мою душу в стране мёртвых и не дашь Святому Твоему увидеть тление.
28 Ты наставил меня на путь жизни, и Твоё присутствие наполнит меня радостью”.
29 Братья мои! С уверенностью могу сказать вам о патриархе Давиде, что он умер и был погребён, и могила его здесь до сегодняшнего дня с нами.
30 Он был пророком и знал, что Бог поклялся ему, что возведёт на престол Давида, одного из его потомков.
31 Предвидел он и воскресение Христа, когда сказал: „Не был Он оставлен в стране мёртвых, и тело Его не истлело в могиле”.
32 Бог воскресил Иисуса, и все мы свидетели тому.
33 Теперь Он вознесён по правую руку от Бога и, получив от Отца обещанного Святого Духа, Он излил на вас то, что вы видите и слышите.
34 Так как, хотя Давид сам не был вознесён на небо, однако вот его слова: „Господь сказал Господу Моему: Сядь по правую руку от Меня,
35 пока Я не повергну врагов Твоих к ногам Твоим”.
36 Так знай же, народ Израиля, что Бог сделал Иисуса Господом и Христом, а вы распяли Его!»
37 Услышав это, они были поражены в самое сердце и спросили Петра и других апостолов:
«Братья, что же нам делать?»
38 «Покайтесь! — ответил Пётр, — и каждый из вас должен быть крещён во имя Иисуса Христа в искупление ваших грехов, и вы получите дар Святого Духа.
39 Так как обещано это вам и детям вашим, и всем, кто ещё далёк от Бога, всем, кого призовёт к себе Господь Бог наш».
40 Многими другими словами он предостерегал их и молил:
«Оберегайте себя от наказания, которое Бог пошлёт злым людям, живущим ныне!»
41 Те, кто приняли его слово, были крещены, а всего в тот день около трёх тысяч человек прибавилось к числу верующих.
42 Они проводили время в постоянном приобщении к апостольским учениям и в общении друг с другом, ели и молились все вместе.
43 Тогда чувство благоговейного трепета овладело каждым, и много чудес и знамений было совершено апостолами.
44 Все уверовавшие держались вместе и делились друг с другом всем.
45 Они стали продавать своё имущество и владения свои и раздавать всем, кто в этом нуждался.
46 Каждый день они собирались вместе в храме, а в домах у себя ели все вместе, радостно и щедро делясь друг с другом пищей,
47 восхваляя Бога и радуясь тому, с каким уважением весь народ относился к ним. А Господь ежедневно прибавлял к ним спасённых.

Толкование Далласской семинарии

3. НАЧАЛО ЦЕРКВИ (глава 2)

а. Схождение Святого Духа (2:1−13)

Деян 2:1. Днем Пятидесятницы назывался ежегодный праздник, который праздновался через 49 дней или семь недель после Дня первых плодов (Чис 28:26), почему вторым его названием было Праздник седьмиц (недель); Лев 23:15−22. Название «Пятидесятница» — греческое и означает, что праздник этот отмечали на 50-й день после Дня первых плодов.

Не известно, где именно собрались последователи Христа. Лука пишет лишь, что все они были единодушно вместе. По всей вероятности, они сошлись где-то близ храма. Сказано, что они были в «доме» (2:2). Едва ли под «домом» Лука подразумевал храм, хотя именно так он назван в 7:47. Но то, что это было поблизости от храма, сомнений не вызывает (2:6).

Деян 2:2−3. Упоминание о ветре и огне здесь весьма примечательно. Дело в том, что слово «Дух» (пнеума) — одного корня с пноэ. которое тут переведено как «ветер», но, кроме того, означает и «дыхание». Оба этих существительных — «Дух» и «ветер» или «дыхание» — происходят от глагола «пнэо», означающего «дуть, дышать».

Так что фраза шум (в англ. Библии — «звук») с неба, как бы от несущегося сильного ветра… — говорит о силе и полноте действия Святого Духа при Его появлении. Языки, как бы огненные свидетельствуют о присутствии Бога. В Ветхом Завете Бог неоднократно являл Себя в стихии огня (Быт 15:17; Исх 3:2−6; Исх 13:21−22; Исх 19:18; Исх 40:38; сравните Мф 3:11; Лк 3:16). Опыт этот (или это переживание) стал достоянием каждого из собравшихся в том месте верующих; сказано, что языки пламени почили по одному на каждом из них.

Деян 2:4. Исполнение Духом Святым не следует отождествлять с крещением Духом. Последнее происходит с каждым верующим один раз в жизни, в момент спасения (11:15−16; Рим 6:3; 1Кор 12:13; Кол 2:12), а исполнение Духом, помимо этого момента, может повторяться и после спасения (Деян 4:8, 31; Деян 6:3, 5; Деян 7:55; Деян 9:17; Деян 13:9, 52). Здесь речь идет о первом и особом крещении Духом — как об акте, положившем начало Церкви. Свидетельством его явился дар иных языков («хетераис глоссиас», 11:15−16).

Из текста ясно, что это были живые языки (слово «наречие» в стихе 6, 8, которое никак не могло относиться к «экстатическому говорению»); это обстоятельство позволяет проникнуть в то, что понимается под «языками» в главах 2, 10, 19 и в 1Кор 12−14. Итак, этим событием было отмечено рождение Церкви. До того момента появление ее лишь предвкушалось (Мф 16:18). Церковь есть Тело, Организм, создаваемый посредством крещения Святым Духом (1Кор 12:13), и в день Пятидесятницы этот Организм был создан.

Деян 2:5−13. Иудеи «рассеяния» (Иак 1:1; 1Пет 1:1) собрались в Иерусалим на праздник. В массе своей они могли быть двуязычными, т. е. говорившими как по-гречески, так и на своем родном языке. И они были ошеломлены, услышав, что иудеи из Галилеи говорят на языках народов, живших по берегам Средиземного моря.

Возникает вопрос, только ли Двенадцать заговорили на языках, или все 120? Несколько моментов свидетельствуют в пользу того, что только Двенадцать: 1) заговоривших «иными языками» называют Галилеянами (Деян 2:7; сравните 1:11−13); 2) в 2:14 Петр выступает на стороне «Одиннадцати», и именно в их «защиту». С другой стороны, языков, перечисленных в 2:9−11, более 12.

Однако ведь каждый из апостолов мог говорить более чем на одном языке, в той или иной последовательности. И все-таки не исключено, что дар этот получили все 120 последователей Христа. И они могли быть названы «галилеянами», поскольку большинство их было из Галилеи. Ссылки же на двенадцать апостолов могут свидетельствовать о том, что они «стояли» во главе этой группы из 120 человек. Заметим, что все получившие дар языков говорили на них о великих делах Божиих и, по-видимому, возносили Богу хвалу. Это не было ни проповедью покаяния, ни провозглашением Благой Вести. Неспособные объяснить это чудо, неверующие иудеи насмехались и говорили: они напились сладкого вина.

б. Речь Петра (2:14−40)

Петр произнес проповедь на одну, в сущности, тему: Иисус — это Мессия и Господь (стих 36). Сказанное им может быть сведено к нескольким пунктам:

I. Это — исполнение пророчества (стихи 15−21)

А. В защиту апостолов (стих 15)

Б. Объяснение (стихи 16−21)

II. Иисус есть Мессия (стихи 22−32)

А. Об этом свидетельствует Его деятельность (стих 22)

Б. Его воскресение удостоверяет, что Он — Мессия (стихи 22−32)

III. Иисус, прославленный Мессия, излил на верующих Святого Духа (стихи 33−36)

IV. Практические выводы (стихи 37−40)

Деян 2:14−15. Петр начал с ответа тем, кто обвинял их, будто они пьяны. Даже группа завзятых пьяннц не может упиться к 9 часам утра! (третий час дня по еврейскому времяисчислению тех дней соответствовал 9 часам утра).

Деян 2:16−21. Они не пьяны… но это есть предреченное пророком Иоилем, — восклицает Петр, цитируя из 2-ой главы книги Пророка Иоиля. Однако в день Пятидесятницы та часть пророчества Иоиля, которую Петр цитирует в Деян 2:19−20, не осуществилась. И тут скорее можно усмотреть намек на осуществление этого в случае, если Израиль покается. Подробнее об этом в толковании на 3:19−23.

Деян 2:22. По словам Петра, чудеса и знамения, явленные им Иисусом, были свидетельством о Нем Бога, пославшего Его к ним (1Кор 1:22; 1Кор 14:22).

Деян 2:23. Здесь выражается та мысль, что Распятие совершилось не в силу несчастного стечения обстоятельств: Иисус был предан на мучения и смерть по решению, вынесенному Богом (по определенному совету… Божию) и в соответствии с Его предведением (т. е. знанием наперед всего хода событий на земле).

Вы, продолжает Петр, обращаясь к иудеям, убили Его руками беззаконных, т. е. язычников, чуждых закону Моисея. Устами апостолов иудеи неоднократно обвинялись в распятии Иисуса Христа (2:23, 36; 3:15; 4:10; 5:30; 7:52; 10:39; 13:28), хотя и на язычников они возлагали вину за это (2:23; 4:27; сравните Лк 23:24−25).

Деян 2:24. Мысль о воскресении Господа проходит через всю книгу Деяний Апостолов (стих 32; 3:15, 26; 4:10; 5:30; 10:40; 13:30, 33−34, 37; 17:31; 26:23). Здесь снова утверждается, что Он — Мессия, на том основании, что смерти… невозможно было удержать Его.

Деян 2:25−35. В этих стихах находим четыре доказательства воскресения Господа и Его вознесения: а) пророчество, записанное в Пс 15:8−11 и наличие гроба Давидова в земле Израильской; б) наличие свидетелей Воскресения (стих 32); в) сверхъестественный характер событий, происшедших в день Пятидесятницы (стих 33) и г) Вознесение великого Сына Давидова (Пс 109:1; Деян 2:34−35). В аде (греческое слово «хадес») здесь имеет значение «в могиле»; второе значение этого слова — «преисподняя», или место обитания усопших.

Петр говорит о том, что, поскольку праотец и пророк Давид умер и погребен, слова из Пс 15:8−11 не могли относиться к нему; они, следовательно, — о воскресении Христа («Мессии»), прообразом Которого Давид выступает как угодный Богу земной Царь.

О клятве, упомянутой Давидом в 2:30, говорится в Пс 131:11 (сравните 2Цар 7:15−16). Бог воскресил… Иисуса, Который был вознесен (сравните Деян 3:13; Флп 2:9) и посажен по правую руку Отца (сравните Деян 5:30−31; Еф 1:20; Кол 3:1; Евр 1:3; Евр 8:1; Евр 10:12; Евр 12:2; 1Пет 3:22). Следовательно Он обладает властью послать на землю обетованного Отцом Святого Духа (Деян 1:5, 8; Ин 14:16, 26; Ин 15:26; Ин 16:7); и все они были теперь свидетелями сошествия Духа, ибо видели «языки, как бы огненные» (Деян 2:3) и слышали необычайный «шум ветра» (Деян 2:2), а затем разноязычную речь из уст апостолов (стихи 4, 6, 8, 11).

Так что не о себе говорил Давид в Пс 15:8−11 и в Пс 109:1. Давид ведь не воскрес (Деян 2:29, 31) и не восшел на небеса (стих 34). Господь — это Иегова, Бог, говоривший к Господу Давида, Который есть Христос, Сын Божий. В пяти случаях говорят апостолы на страницах книги Деяний Апостолов о том, что видели воскресшего Иисуса Христа (стих 32; 3:15; 5:32; 10:39−41; 13:30−31). И они знали, о чем говорили!

Деян 2:36. Здесь Петр завершает свою речь. Употребляемое им слово Господь, относящееся к Христу, вероятно, относится и к Иегове. То же слово кириос употребляется по отношению к Богу в стихе 21, 34 и 39 (а также в Флп 2:9). Тут еще одно впечатляющее подтверждение Божественности Христа.

Деян 2:37. В стихах 37−40 — описание реакции на проповедь Петра, и практические выводы, следующие из нее. Фразе умилились сердцем в греческом тексте соответствует более сильное выражение — катенигесан, скорее означающее «были потрясены в сердце своем». В тот момент велико было в слушавших Петра убеждающее действие Духа Святого. Вопрос, заданный иудеями, выдает их чувство отчаяния, охватившее их «ощущение замкнутого круга». Если они, иудеи, распяли своего Мессию, а Он теперь вознесся к небесному Отцу, то что же им остается делать?

Деян 2:38−39. Петр отвечает со всей прямотой. Прежде всего им следует покаяться. Греч, метаноесате буквально означает «изменить свое мировоззрение» (или «состояние сердца»; «круто повернуть направление жизни»). Это не может не привести к изменению образа жизни, но ударение здесь — на изменении душевного настроя, мировоззрения.

Евреи отвергли Иисуса; теперь им, покаявшись, необходимо поверить Ему. в книге Деяний Апостолов мотив покаяния постоянно звучит в обращениях апостолов к народу (стих 38; 3:19; 5:31; 8:22; 11:18; 13:24; 17:30; 19:4; 20:21; 26:20). Возникает, однако, проблема в связи с повелением «креститься». На стих 38 существует несколько точек зрения:

1) К прощению грехов ведут как покаяние, так и крещение. То есть согласно этой точке зрения, крещение имеет принципиально важное значение для спасения. Но в других местах Писаний утверждается, что для прощения грехов не требуется ничего, кроме веры (Ин 3:16, 36; Рим 4:1−17; Рим 11:6; Гал 3:8−9; Еф 2:8−9 и т. д.). Более того: сам Петр позднее скажет о прощении Грехов на основании одной лишь веры (Деян 5:31; Деян 10:43; Деян 13:38; Деян 26:18).

2) Сторонники другой точки зрения предлагают несколько иной перевод 2:38, а именно: «да крестится… на основании прощения грехов». Измененный перевод предлагается из тех соображений, что греческое слово «эйс» (русское — для) действительно может означать «вследствие», «в виду», «на основании». И именно в таком смысле употреблено оно в Мф 3:11 и в Мк 1:4. И все-таки гораздо чаще эйс имеет значение цели, направления (т. е. больше оснований переводить его как «для»).

3) Сторонники третьего подхода воспринимают всю фразу и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа как взятую в скобки. Несколько моментов говорят в пользу этого: а) Единств. число глагола «крестится», в отличие от множ. числа глагола «покайтесь» и подразумеваемого местоимения «ваших», тоже во множ. числе, перед словом «грехов»; следовательно, прощение грехов (достижение этой цели) ставится в прямую зависимость от «покайтесь», б) Такое понимание «совпадает» с провозглашаемым Петром в 10:43, где содержится та же мысль, что и в основной части фразы в 2:38 (прошение грехов дается на основании только веры), в) В Лк 24:47, как и в Деян 5:31, один и тот же автор, евангелист Лука, указывает, что к прощению грехов ведет покаяние.

Дар Святого Духа дается на основании Божиего обетования (1:5, 8; 2:33) тем, кто обратятся к Господу, будь то евреи и их потомки или все дальние, т. е. язычники (Еф 2:13, 17, 19). В Деян 2:38−39 соединяются «две стороны» спасения: человеческая («покаяние») и Божия («призвание Господне»; сравните Рим 8:28−30).

Деян 2:40. Слова Петра связаны по смыслу с теми, что записаны в стихе 23 и 36. Израиль повинен был в ужасном грехе; отдельные представители его могли быть спасены от Божиего осуждения вместе с родом сим развращенным лишь ценой покаяния (Мф 21:41−44; 22:7; 23:34 — 24:2). Только отделившие себя от него будут отделены Богом для Христа и Его Церкви.

в. Описание первой Церкви (2:41−47)

Деян 2:41. Три тысячи уверовавших приняли в тот день крещение, тем продемонстрировав, что отождествили себя со Христом. Эти люди вошли в общение с уверовавшими прежде.

Деян 2:42. В деятельности ранней Церкви превалируют два момента. Верующие продолжали настойчиво учиться от Апостолов. Кроме того, они постоянно пребывали… в общении между собой, совершая преломление хлеба и совместные молитвы. «Преломление хлеба», о котором говорится здесь, могло относиться как к «вечере Господней», так и к регулярным совместным трапезам верующих (2:46; 20:7; 1Кор 10:16; 1Кор 11:23−25; Иуд 1:12).

Деян 2:43. Чудеса (терата — чудеса, вызывающие благоговейный страх) и знамения (семейа — чудеса, свидетельствующие об истинности Божиего слова), совершавшиеся чрез Апостолов, удостоверяли правомочность апостольских слов и притязаний (сравните 2Кор 12:12; Евр 2:3−4).

Деян 2:44−45. Сказанное здесь о том, что первые христиане имели все общее, и что они распродавали свою собственность, можно объяснить тем, что они ожидали скорого возвращения Господа и основания Им Царства Его. Тут же кроется объяснение и того, что в дальнейшем практика эта не нашла продолжения. Первохристианские общины не носили (как это иногда утверждают) социалистического или коммунистического характера, потому что по природе своей были добровольны, не навязаны извне (4:32, 34−35; 5:4). Следует заметить, что имевшееся они распределяли не поровну, а смотря по нужде каждого.

Деян 2:46−47. Специфика жизни и деятельности Церкви, переданная в стихах 42−47, неизбежно вела к выделению ее из традиционного иудаизма, несмотря на то, что все они единодушно продолжали каждый день пребывать в храме.

Радость («веселие») звучит в книге Деяний Апостолов постоянным подтекстом, ибо победоносная Церковь не могла не исполняться радостью. Это видно как из стихов 46−47, так и из многих других мест (5:41; 8:8, 39; 11:23; 12:14; 13:48, 52; 14:17; 15:3, 31; 16:34; 21:17). …И преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (сравните 2:42). (Любопытно, что слово хваля — аиноунтес — встречается в Новом Завете всего 9 раз, из них 7 — у Луки (в греческом тексте): Лк 2:13, 20; 19:37; 24:53; Деян 2:47; 3:8−9; кроме того — в Рим 15:11 и в Откр 19:5.) Первым из семи «сообщений об успехе». Деян 6:7; Деян 9:31; Деян 12:24; Деян 16:5; Деян 19:20; Деян 28:30−31) Лука завершает этот раздел книги: не проходило дня, чтобы не спасались новые души. С первого дня Церковь стала быстро расти!



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.