Деяния 4 глава

Деяния Святых Апостолов
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 В то время, когда Пётр и Иоанн беседовали с народом, к ним подошли священники, начальник стражников храма и саддукеи.
2 Они были раздосадованы тем, что Пётр и Иоанн учат народ и, говоря об Иисусе, возвещают людям воскресение из мёртвых.
3 Иудейские предводители арестовали апостолов и посадили их в тюрьму до следующего дня, так как был уже вечер.
4 Но многие, слышавшие слово, поверили, и число верующих достигло около пяти тысяч мужчин.
5 На следующий день иудейские предводители, старейшины и законники собрались в Иерусалиме.
6 Там были также первосвященник Анна, Каиафа, Иоанн, Александр и все, принадлежавшие к роду первосвященника.
7 Поставив перед собой апостолов, они начали допрашивать их:
«Какой властью и чьим именем вы сделали это?»
8 Тогда Пётр, исполнившись Святого Духа, ответил им:
«Предводители народные и старейшины!
9 Если уж нас допрашивают сегодня о благодеянии, оказанном калеке, и спрашивают, как он был исцелён,
10 то вы все и весь народ Израиля должны знать: это сделано именем Иисуса Христа из Назарета, Которого вы распяли и Которого Бог воскресил из мёртвых. Этот человек стоит перед вами, полностью исцелённый, благодаря силе Иисуса.
11 Иисус — „камень, отвергнутый вами, строителями, стал краеугольным”.
12 Только в Нём одном спасение, потому что нет другого имени под небесами, данного людям, через которое мы можем обрести спасение».
13 Иудейские предводители поняли, что Пётр и Иоанн простые и необразованные люди. Увидев, однако же, смелость их речей, они были изумлены, а потом поняли, что Пётр и Иоанн были с Иисусом.
14 Но, так как рядом с апостолами стоял исцелённый ими человек, иудеи ничего не смогли сказать.
15 Приказав Петру и Иоанну покинуть синедрион, предводители стали совещаться друг с другом:
16 «Что же нам делать с этими людьми, потому что каждому, живущему в Иерусалиме, ясно, что через них было совершено великое чудо, и мы не можем отрицать этого.
17 Но чтобы дальше это не распространялось в народе, мы прикажем им, чтобы они ни с кем не говорили от имени Иисуса».
18 Они позвали апостолов и приказали им ни в коем случае не говорить и не учить во имя Иисуса.
19 Но Пётр и Иоанн ответили им:
«Рассудите, справедливо ли перед Богом слушать вас больше, чем Бога?
20 Мы не можем не говорить о том, что видели и слышали».
21 Снова пригрозив апостолам, иудейские предводители отпустили их, потому что не могли найти повод наказать их, так как весь народ воздавал хвалу Богу за происшедшее.
22 Ведь человеку, над которым свершилось чудо исцеления, было больше сорока лет.
23 После того как Петра и Иоанна освободили, они пришли к своим сторонникам и рассказали им обо всём, что сказали главные священники и старейшины.
24 Услышав это, все верующие воззвали к Богу:
«Владыка, Ты создал небо и землю, море и всё в мире.
25 Это Ты сказал через Святого Духа устами слуги Твоего Давида, предка нашего: „Почему были дерзки народы и замышляли тщетное?
26 Цари земные приготовились к битве, а правители собрались вместе против Господа и Его Христа”.
27 Всё это в самом деле случилось в то время, когда Ирод и Понтий Пилат вместе с иудеями и другими народами собрались в Иерусалиме против святого слуги Твоего Иисуса, Того, Кого Ты избрал Христом.
28 Они собрались, чтобы свершилось то, что было предопределено Тобой, согласно воле и власти Твоей.
29 Взгляни теперь, Господи, на их угрозы и помоги Твоим слугам со всем дерзновением проповедовать Твоё слово,
30 простирая руку Твою для исцеления, для знамений и чудес, совершаемых именем Иисуса — Твоего святого слуги».
31 Когда они закончили молиться, место, где они собрались, содрогнулось, и, преисполнившись Духа Святого, все стали смело говорить, провозглашая слово Божье.
32 У всех уверовавших было одно сердце и одна душа. И никто ничего из своего имущества не называл своим собственным, и всё у них было общее.
33 С великой силой апостолы свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса, и Божье щедрое благословение было на них.
34 И не было нуждающихся среди них, так как те, кто владели землёй или домами, продавали их, а затем приносили деньги, вырученные от продажи,
35 и отдавали апостолам. Всё распределялось между людьми — кто в чём нуждался.
36 Так поступил и Иосиф, левит, урождённый киприянин, которого апостолы называли также Варнавой (что в переводе означает «помогающий другим»).
37 У него было поле, он продал его, принёс деньги и отдал их апостолам.

Толкование Далласской семинарии

б. Заключение в темницу (4:1−22)

Деян 4:1−2. Присутствие Петра, Иоанна и исцеленного ими человека (стих 14) исполнило опасениями священников и начальников стражи при храме и саддукеев. Они, очевидно, мешали апостолам говорить, не желая, чтобы народ толпился возле них (сравните 3:11).

Священники, большей частью, разделяли религиозные воззрения саддукеев (3:17), и они-то, надо думать, возражали апостолам в первую очередь. Тут важно вспомнить об особенностях, отличавших эту религиозную партию. Саддукеи не верили в воскресение и отрицали существование ангелов и духов (23:8); они были лояльны по отношению к римским правителям и всячески старались поддерживать существующее «статус кво»; к саддукеям принадлежали богатые люди; наконец, из всех книг Священного Писания они признавали только Пятикнижие Моисеево. Естественно, они досадовали и негодовали на то, что апостолы учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых.

Деян 4:3. Приказав схватить Петра и Иоанна, «начальство» заключило их до утра в тюрьму.

Деян 4:4. Успешное распространение слова Божиего, несмотря на постоянное сопротивление ему, — мотив, неизменно звучащий в книге Деяний Апостолов.

Деян 4:5−6. Подробное описание Лукой собравшихся не оставляет сомнения в том, что это действительно были власть и авторитет имущие. И вот посреди них (стих 7) стоят простые рыбаки! Анна был тестем первосвященника Каиафы, и сам занимал этот пост (до низложения своего) с 6 по 15 гг. по Р. Х. Каиафа был первосвященником с 18 по 36 гг. по Р. Х.

Но, по всей видимости, Анна пользовался таким авторитетом, что негласно как бы оставался первосвященником и при своем зяте. (Таблица семьи Анны и толкование на Лк 3:2; Ин 18:13; Деян 7:1.) Это же собрание (т. е. синедрион в том же составе) судил Иисуса. А теперь перед ним стояли двое из самых выдающихся и смелых последователей Его. Об Иоанне из семейства Анны высказываются лишь предположения (Таблицу), об Александре неизвестно ничего.

Деян 4:7−10. Какою силою или каким именем исцелили вы человека, не владевшего ногами от рождения? — спросили у апостолов члены синедриона. Им ответил Петр, исполнившись Духа Святого, что они сделали это… именем Иисуса Христа… Которого они, первосвященники, распяли, но Которого Бог воскресил из мертвых.

Деян 4:11. Петр называет Иисуса камнем, пренебреженным строителями, цитируя Пс 117:22. Нет единого мнения относительно того, кто (или что) понимался под этим «камнем» изначально, самим Давидом. Действительно ли камень, положенный в основу строения? Или народ Израильский? А может быть, он подразумевал под «отверженным камнем» самого себя? Вероятнее всего, царь Давид подразумевал в Пс 117:22 Израиль — как народ, пренебрегаемый другими народами.

Так или иначе, свое конечное «воплощение» этот образ получил в Иисусе Христе — «идеальном» Израиле (Ис 5:1−7; Мф 2:15; Мф 21:42; Мк 12:10; Лк 20:17; 1Пет 2:7). Камень, пренебреженный зиждущими, но сделавшийся главою угла есть Христос, отвергнутый (в распятии) теми, кому поручено было «созидать» Израиль, но воскрешенный Богом, Который сделал Его единственным источником спасения.

Деян 4:12. Понятие «спасения» восходит тут к Псалму 117, из которого Петр только что цитировал. В стихах 22−29 этого Псалма — провидение освобождения (и в этом смысле — «спасения»), которое грядет вместе с Тысячелетним Царством Христа. Так что в 4:12 апостол Петр подразумевает не только личное спасение каждого, но и «спасение» народа Израильского, о чем и идет речь в Пс 117. Между тем, правители этого народа отвергли Спасителя Израиля и всячески препятствовали завершению «Божиего строительства».

Деян 4:13−14. «Начальники», видя смелость Петра и Иоанна, людей не книжных (т. е. малограмотных) и простых, удивлялись. (Мотив смелости — здесь парресиа, подразумевающее также «мужество говорить открыто и прямо» — тоже постоянно звучит в книге Деяний: 2:29; 4:13, 29, 31; 9:27−28; 13:46; 14:3; 18:26; 19:8; 26:26; 28:31.) Члены синедриона, узнав в Петре и Иоанне учеников Иисуса, к тому же перед лицом исцеленного ими человека, не нашли, что сказать. Так давалось апостолам пережить на практике обещанное им Христом (Мф 10:19−20; Лк 12:11−12; Лк 21:15).

Деян 4:15−17. Примечательно, что религиозное начальство не могло отрицать и не отрицало совершения апостолами явного чуда. Между собой они сознательно не произносили слова «Иисус», подменяя его фразой «имя сие» (то же самое в 5:28). Возможно, Лука узнал обо всем этом от кого-то из тех, кто совещались за «закрытыми дверями» высокого собрания (т. е. синедриона); таким человеком мог быть Никодим или Павел (хоть и не саддукей, Павел мог иметь доступ к сведениям, известным узкому кругу иудейских начальников).

Напомним, что синедрион, верховный суд и орган административного управления в древней Иудее, состоял из 71 члена, включая первосвященника. Большая часть этих людей была саддукеями. в книге Деяний Апостолов это первый из четырех случаев, когда последователи Иисуса Христа предстают перед синедрионом (5:27; 6:12; 22:30).

Деян 4:18−22. Приказанию синедриона не учить об имени Иисуса апостолы Петр и Иоанн не подчинились, возразив: справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? Они имели в виду повеление им Христа быть Ему свидетелями (1:8). Пригрозивши им, члены синедриона отпустили Петра и Иоанна, не решившись наказать их из опасения перед народом, прославлявшим Бога за чудо исцеления человека, который не владел ногами все сорок лет своей жизни, а теперь стал ходить у всех на глазах (сравните 3:9; 5:26).

е. Молитва (4:23−31)

Деян 4:23−24. Любопытно, что верующие (о которых тут говорится как о «своих» Петру и Иоанну), под угрозой преследования взывают к Богу как к верховному Владыке — Творцу.

Деян 4:25−27. Фраза устами… Давида… сказал Духом Святым, как и множество других мест в Библии, указывают на Богодухновенность этой Книги, писавшейся как будто людьми (сравните 28:25). В 4:25−26 приводится цитата из Пс 2:1−2, где, в свою очередь, содержится пророчество относительно времени перед возвращением на землю Иисуса Христа. Петр цитирует это место как бы в предвидении того сопротивления и гонений, которые ожидают возникающую Церковь. Очевидна параллель между картиной «восстания» против Христа — Помазанника Божиего в стихах 26−27 и грядущими преследованиями продолжателей дела Его на земле, т. е. Церкви.

Деян 4:28−30. Но поскольку апостолы сознавали, что все это предопределено Богом (стих 28), то молили Его дать рабам Его со всею смелостью проповедовать Его слово. В стихе 30 они просят Господа помогать им, являя через них — в интересах утверждения Церкви — знамения и чудеса именем… Иисуса.

Деян 4:31. Ответ на их молитву был немедленным. Бог поколебал место, где они собрались, и сразу вслед за тем исполнились все Духа Святого. Во всем этом апостолы не могли не увидеть символа Божиего всемогущества и «не услышать» заверения в поддержке и на дальнейшее, чтобы они могли говорить слово Божие с дерзновением.

2. НАКАЗАНИЕ, СОВЕРШИВШЕЕСЯ В ЦЕРКВИ (4:32 — 5:11)

а. Разделение имущества (4:32−37)

Рассказывая здесь об Анании и Сапфире, Лука мог руководствоваться двумя соображениями. Первое, это представить своим читателям Варнаву. Для Луки характерно, вводя новый «персонаж», вначале представить его как бы походя, а затем вывести в более значительной роли. Так поступил он и в отношении Варнавы. Второе. Лука явно стремился подчеркнуть разницу между Ананией и Сапфиром с одной стороны и Варнавой — с другой. На фоне расчетливости упомянутой супружеской пары особо выявляется благородство Варнавы.

Деян 4:32−35. Уверовавшие во Христа были объединены не только духовными узами (у них было одно сердце и одна душа), но и материальными (2:44−45 и толкование на эти стихи). Они добровольно распродавали свое имущество, и каждый в первой христианской общине получал по нужде. Получив ответ на свою молитву о смелости (4:29), апостолы… с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа. И все они находились под действием Божией благодати (стих 33). Заметим, что слово «благодать» очень часто встречается в книге Деяний Апостолов (к примеру, 11:23; 13:43; 14:3, 26; 15:11, 40; 18:27; 20:24, 32 и т. д.).

Деян 4:36−37. Иосия был прозван Варнавою (что значит: «сын утешения»), очевидно, потому, что был мягок, сострадателен по натуре и обладал способностью поддерживать упавших духом.

Как он, будучи левитом, мог владеть земельной собственностью? Ведь левитам владеть ею запрещалось (Чис 18:20, 24). На этот счет можно высказать несколько предположений: может быть, запрещение это действовало лишь в пределах Израиля, и Варнава, будучи родом с Кипра, мог иметь земельный надел на этом острове; возможно, земельная собственность принадлежала жене Варнавы, и супруги продали ее; но, более вероятно, что запрещение, записанное в книге Чисел, уже не соблюдалось и, может быть, с давних пор, как это можно предположить при сравнении Иер 1:1 с Иер 32:6−15.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.