Деяния 6 глава

Деяния Святых Апостолов
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 В те дни, когда число учеников возрастало, иудеи, чьим родным языком был греческий, стали жаловаться на тех иудеев, у которых родным языком был арамейский, потому что их вдовами пренебрегали при каждодневном распределении пищи.
2 Тогда двенадцать апостолов созвали всех последователей и сказали:
«Не подобает нам, оставив слово Божье, беспокоиться о пропитании людей,
3 так что выберите, братья и сёстры, из своей среды семерых, пользующихся доброй славой и исполненных Святого Духа и мудрости. Им и поручим эту службу,
4 а себя же посвятим молитве и наставлениям в слове Божьем».
5 Все были довольны этим предложением и избрали Стефана, человека, исполненного веры и Святого Духа, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая Антиохийца, обращённого из язычников.
6 Избранных представили апостолам, и те, помолившись, возложили на них руки.
7 Итак, слово Божье распространялось, число учеников в Иерусалиме весьма возросло, и многие иудейские священники приняли веру и были послушны ей.
8 Стефан же, человек, исполненный благодати и силы, творил великие чудеса и знамения в народе.
9 Но некоторые иудеи из так называемой синагоги либертинцев, иудеи из Киринеи и Александрии, из Киликии и Азии восстали против него. Они долго спорили с ним,
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, который говорил через него.
11 Тогда они подкупили некоторых людей, чтобы те сказали:
«Мы слышали, как он злословит против Моисея и Бога».
12 Таким образом они возмутили народ, старейшин и законников, и те пришли, схватили его и привели в синедрион.
13 Они также привели лжесвидетелей, которые говорили:
«Этот человек непрестанно оскорбляет святое место и Закон.
14 Мы слышали, как он говорил, что Тот Иисус из Назарета разрушит святое место и изменит законы, данные нам Моисеем».
15 Все находившиеся в синедрионе не спускали с него глаз и видели, что его лицо стало словно лицо Ангела.

Толкование Далласской семинарии

4. РЕШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВОПРОСОВ (6:1−7)

Деян 6:1. Еллинистами названы иудеи, которые происходили из разных стран греко-римского мира; возможно, не все они владели арамейским языком, на котором говорили в Израиле; во всяком случае основным их языком был греческий. Однако в группу «еллинистов» могли входить и прозелиты из язычников, позднее принявшие христианство. Между этими людьми и теми христианами из иудеев, местом жительства которых всегда были Палестина и Иерусалим, существовали весьма натянутые отношения, которые, к сожалению, были принесены ими и в церковь.

Деян 6:2. Пещись о столах (трапезизаи), видимо, означает заботу не только о «раздаче пищи», но и об удовлетворении иных житейских «потребностей» (стих 1) христианской общины. Двенадцать Апостолов, созвавши большое христианское собрание, справедливо заявили на нем, что не годится им пренебрегать служением словом и молитвой (стих 4) ради бесконечных забот о хозяйственных нуждах общины.

Деян 6:3−4. И потому они предложили «братиям» избрать из своей среды семь человек, которые пользовались бы доброй репутацией как люди безупречно честные и исполнены были Святого Духа и мудрости. Ибо именно эти три качества необходимы были для «заведования» обширным, уже и к тому времени церковным хозяйством. Избрание семи человек восходит к иудейской традиции, чтущей священное число «семь». При наличии их в общине Двенадцать могли основное внимание уделять молитве и служению словом.

Деян 6:5. Предложение апостолов было поддержано всем собранием. Примечательно, что все семь избранных, судя по их греческим именам, были из числа «еллинистов». А Николай Антиохиец и евреем не был, но обращенным из язычников. Поскольку в первой церкви возникла эта проблема — не столько, как представляется, намеренного, сколько по невнимательности и многолюдству, — «пренебрежения» вдовами из среды «еллинистов», то именно мужчинам из этой группы верующих разумно было поручить разрешение ее. Избраны были люди, относительно которых не возникало сомнения, что и интересами вдов, говорящих по-арамейски, они пренебрегать не станут. «Представление» семи избранных для руководства хозяйственной деятельностью церкви (21:8) готовит читателя к будущему служению первых двух из перечисленных — Стефана и Филиппа. (Об остальных упоминаемых здесь четырех — Прохоре, и Никоноре, и Тимоне и Пармене — ничего не известно.)

Деян 6:6. Избранных «братиями» официально «назначили на должность» Апостолы, которые сделали это посредством молитвы и возложения на них рук (сравните 8:17−19, 13:3; 19:6; 1Тим 4:14; 1Тим 5:22; Евр 6:2). Стали ли эти семеро первыми диаконами христианской церкви? На этот вопрос имеется три возможных ответа.

1) Да, они были первыми диаконами (в 21:8 Филипп благовестник именно так и назван, хотя и предположительно: слово «диаконов» набрано петитом). В пользу этого предположения говорит и то, что «диаконское служение» подразумевается в письмах Павла (Флп 1:1). И если не о зарождении диаконского служения говорится в 6:1−6, то когда и где оно возникло? О том же свидетельствуют и греческие слова, переведенные на русский язык как «раздаяние» (стих 1) и «пещись» (стих 2): диакониа и диаконеин. С другой стороны, в греческом тексте Нового Завета эти слова обычно употребляются в общем смысле, а не как специфические термины «узкого назначения».

2) Нет, семеро избранных явились «предшественниками» пресвитеров. Не слишком распространенная, эта точка зрения находит, однако, поддержку в 11:30, где речь идет о вручении денежного вспомоществования пресвитерам.

3) Согласно третьей точке зрения, семеро были избраны для исполнения временных функций, ввиду возникновения специфической обстановки. Эта точка зрения представляется наиболее оправданной. В любом случае Стефан, Филипп и остальные первыми приступили к исполнению той роли, которая в последствии будет возложена на диаконов.

Деян 6:7. В этом стихе содержится еще одно «сообщение об успехе». Лука говорит о быстром численном росте церкви (сравните 2:41, 47; 4:4; 5:14; 6:1; 9:31); по его словам, даже очень многие иудейские священники… покорились вере. Далее читатели узнают о провозглашении Благой Вести за пределами Иерусалима.

II. Свидетельство во всей Иудее и Самарии (6:8 — 9:31)

А. Мученическая кончина Стефана (6:8 — 8:1а)

1. АРЕСТ СТЕФАНА (6:8 — 7:1)

Деян 6:8. Судя по всему, Стефан был выдающимся деятелем первой Церкви, исполненным веры и силы, Святого Духа и мудрости (стих 3). Действуя Божией силой, он совершал великие чудеса и знамения в народе.

Деян 6:9−11. Синагога Либертинцев (буквально — «вольноотпущенников». Полагают, что речь идет об иудеях, бывших военнопленных или рабах, отпущенных римлянами на свободу и вновь поселившихся в «родных краях». Упоминаемую синагогу посещали также выходцы из Северной Африки (Кирин и Александрия были крупными городами этого региона), а также из Киликии и Асии. «Асия» соответствует западной части современной Турции.

Возможно, это собрание посещал в свое время и Павел — ведь его родной город Тарс был расположен в провинции Киликии. Стефан был чудотворцем и искусным полемистом. Лука пишет, что его оппоненты не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Так что принадлежавшие к упомянутой синагоге — с целью избавиться от него — подговорили некоторых обвинить его. Как в свое время Господа Иисуса, Стефана обвинили в богохульстве (сравните Мф 26:65).

Деян 6:12−14. Этого обвинения оказалось достаточно, чтобы возбужденный народ и его предводители схватили Стефана и повели в синедрион. Здесь на страницах Деяний Апостолов третий из четырех случаев, когда последователи Господа предстают перед иудейским верховным судом (4:15, где перед судом оказываются Петр и Иоани; 5:27 (Петр и апостолы) и 22:30, где перед синедрионом стоит Павел). Лжесвидетели не придумывали своих «показаний» от Начала до конца.

Стефан, по всей вероятности, говорил то, в чем они его обвиняли; только обвинения их строились на неверном толковании смысла его заявлений и тех намерений, которыми он руководствовался, делая их (сравните Мф 26:61; Мк 14:58; Ин 2:19). Ведь и Сам Господь предсказал разрушение храма (Мф 24:1−2; Мк 13:1−2; Лк 21:5−6), но никогда не говорил, что Он сделает это. Стефана обвиняли и в том, что провозглашал недолговечность Моисеевой системы.

Не приходится сомневаться, что под этим понималась богословская часть его проповеди об оправдании по вере и исполнении закона во Христе. Говорил он и о том, что Евангелию надлежит быть проповеданным всему миру (Деян 1:8), и на этом основании можно было обвинить его в «покушении» на непреходящность закона.

Деян 6:15. Очевидно, когда Стефан стоял перед синедрионом, лицо его сияло светом Божией славы (И все… в синедрионе… видели лице его, как лице Ангела; сравните с сиянием лица Моисея в Исх 34:29, 35)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.