Деяния 7 глава

Деяния Святых Апостолов
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Тогда первосвященник спросил:
«Так ли это?»
2 Стефан ответил:
«Братья и отцы, слушайте! Бог славы явился Аврааму, отцу нашему, когда он ещё жил в Месопотамии, до того как поселился в Харане,
3 и сказал ему: „Оставь свою землю и родных своих и иди в страну, которую Я укажу тебе”.
4 Тогда Авраам покинул страну халдеев и поселился в Харане. После смерти его отца Бог переселил Авраама в эту землю, где вы теперь живёте.
5 Он не дал ему в наследство ни клочка этой земли, но обещал в будущем отдать её во владение ему и его потомкам, хотя в то время у Авраама и не было детей.
6 Вот что сказал ему Бог: „Твои потомки будут пришельцами на чужой земле, их поработят и будут притеснять и угнетать четыреста лет.
7 И Я буду судить народ, поработивший их”. Бог сказал: „Они покинут ту землю, а потом станут поклоняться Мне на этом месте”.
8 Бог заключил с Авраамом соглашение, а обряд обрезания был подтверждением этого соглашения. И потому когда Авраам стал отцом Исаака, то на восьмой день обрезал его, а Исаак, став отцом Иакова, также обрезал его, Иаков же сделал то же самое для своих сыновей, те же впоследствии стали двенадцатью патриархами.
9 Патриархи же завидовали Иосифу и продали его в рабство в Египет. Но Бог был с ним
10 и избавил его от всех бед, дал ему мудрость и милость в глазах фараона, царя египетского. Тогда фараон сделал Иосифа правителем всего Египта и своего собственного дома.
11 Но в Египте и Ханаане наступил голод и принёс с собой великое страдание. И предки наши не находили для себя пропитания.
12 Услышав, что в Египте есть запасы хлеба, Иаков послал туда наших предков. Это было их первое путешествие в Египет.
13 Когда же они отправились туда во второй раз, Иосиф открылся своим братьям, и фараону стал известен род Иосифа.
14 Иосиф послал за своим отцом, Иаковом, и за всеми родственниками, всего их было семьдесят пять человек.
15 Иаков отправился в Египет, и там прожил и он, и наши предки до самой смерти.
16 Позже их перевезли в Сихем и положили в гробницу, которую Авраам купил в Сихеме у сыновей Еммора, заплатив за неё серебром.
17 Приближалось время, когда должно было исполниться обещание, данное Богом Аврааму, и число наших соплеменников в Египте становилось всё больше и больше.
18 Но в конце концов пришёл к власти другой царь, который не знал Иосифа.
19 Он хитроумно использовал наш народ и был жесток к нашим предкам, заставляя их бросать своих новорожденных на произвол судьбы, чтобы те погибали.
20 В это время родился Моисей, который был очень красивым ребёнком. Три месяца он воспитывался в доме своего отца,
21 а когда родителям пришлось его бросить, то мальчика подобрала дочь фараона и воспитала как собственного сына.
22 Моисей был обучен всей мудрости египтян и был силён в словах и делах.
23 Когда Моисею исполнилось сорок лет, он решил навестить своих братьев, сыновей Израиля.
24 Увидев, что одного из них обижают, он вступился и отомстил за обиженного, убив египтянина.
25 Моисей думал, что его собратья поймут, что Бог посылает им через него спасение, но они не поняли.
26 На следующий день он случайно увидел драку между двумя иудеями и попытался помирить их, говоря: „Люди, вы — братья, почему же обижаете друг друга?”
27 Но тот, кто обижал ближнего, оттолкнул Моисея, сказав: „Кто поставил тебя старшим и судьёй над нами?
28 Не хочешь ли ты убить меня так же, как убил вчера египтянина?”
29 Услышав это, Моисей бежал из Египта и поселился словно чужестранец в Мадиамской земле, где стал отцом двух сыновей.
30 Прошло сорок лет, и Ангел явился ему в пламени горящего куста в пустыне неподалёку от горы Синай.
31 Моисей удивился, увидев это. А когда подходил, чтобы лучше рассмотреть, услышал голос Господа:
32 „Я — Бог предков твоих, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова”. Моисей, дрожа от страха, не смел смотреть на куст.
33 Затем Господь сказал ему: „Сними сандалии с твоих ног, так как место, на котором ты стоишь, — святая земля.
34 Я взглянул и увидел притеснение Моего народа в Египте, и услышал его стоны, и сошёл, чтобы спасти его. Теперь же, Моисей, Я посылаю тебя обратно в Египет”.
35 Это тот самый Моисей, которого иудеи отвергли, сказав: „Кто поставил тебя вождём и судьёй?” — тот самый Моисей, которого Бог через Ангела, явившегося ему в кусте, послал, чтобы он стал вождём и спасителем.
36 Это он вёл их, творя чудеса и знамения в Египетской земле, у Красного моря и в пустыне в продолжение сорока лет.
37 Это тот самый Моисей, который сказал сыновьям Израиля: „Бог пошлёт вам из вашего народа пророка, подобного мне”.
38 Это он был с народом Израиля, собравшимся в пустыне, именно с ним говорил Ангел на горе Синай. Это он находился с нашими предками, когда принял животворящие заповеди Господние и передал их нам.
39 Но наши предки отказались подчиниться ему, отвергли его и захотели вернуться в Египет.
40 Они сказали Аарону: „Мы не знаем, что случилось с тем Моисеем, который вывел нас из Египта, поэтому сделай нам богов, которые поведут нас”.
41 В те дни они сделали изображение тельца и принесли жертву идолу, и радовались делу рук своих.
42 Но Бог отвернулся от них и перестал удерживать их от служения войску лжебожествам небесным, как написано в книге пророков: „Народ Израиля! Заклания и жертвы не Мне приносил ты в пустыне в течение сорока лет.
43 Взяли вы с собой шатёр Молоха и звезду вашего бога Ремфана: идолов, которых сделали вы себе для поклонения. И потому Я отправлю вас за пределы Вавилона”.
44 Во время скитаний в пустыне наши предки несли с собой священный шатёр. Бог научил Моисея, как сделать этот шатёр по образцу, который был показан ему.
45 Потом наши предки, получив шатёр от своих предков, несли его с собой и под предводительством Иисуса Навина овладели землёй народов, которых Бог изгонял с той земли ради наших предков. Так было до времени Давида,
46 который обрёл милость Божью и просил, чтобы ему было позволено построить храм для Бога израильского народа.
47 Но дом для Него построил Соломон.
48 Однако Всевышний обитает не в домах, построенных руками человеческими, потому что, как говорит пророк:
49 „Небо — Мой престол, а земля — подножие Моё. Какой дом вы построите Мне? — говорит Господь. — Где место покоя Моего?
50 Не Моей ли рукой сотворено всё это?”
51 О, упрямцы, отказывающиеся отдать свои сердца Богу и внимать Ему! Вы всегда противитесь Святому Духу, вы такие же, как и ваши предки.
52 Был ли хоть один пророк не преследуем вашими предками? Они даже убили тех, кто давно предсказывали пришествие Праведника, Которого вы теперь предали и умертвили.
53 Это вы получили закон, вручённый вам Ангелами, и не подчинились ему!»
54 Иудейские предводители пришли в бешенство, слушая это, и скрежетали зубами от гнева.
55 Но Стефан, исполненный Святого Духа, устремил взгляд к небесам и, увидев славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога,
56 сказал:
«Вот, я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога».
57 Они же при этом стали кричать и затыкать уши. Потом, набросившись на него,
58 они выволокли его за пределы города и стали бросать в него камни. А те, кто лживо обвинял его, оставили свои одежды на сохранение юноше по имени Савл.
59 Когда они побивали камнями Стефана, он воззвал к Господу и сказал:
«Господь Иисус! Прими дух мой!»
60 И, упав на колени, он воскликнул громким голосом:
«Господи! Не вини их за этот грех!» Произнеся эти слова, он испустил дух.

Толкование Далласской семинарии

Деян 7:1. Упоминаемым здесь первосвященником был, по всей вероятности, тот же Каиафа, который председательствовал на судах над Господом (Мф 26:57; Мк 14:54; Лк 22:53; Ин 18:13, 24; толкование на Деян 4:5−6).

2. РЕЧЬ СТЕФАНА В СИНЕДРИОНЕ (7:2−53)

Деян 7:2−53. Из записанных в книге Деяний Апостолов эта речь — самая длинная, что говорит о значении, которое придавал ей Лука. Греческий еврей Стефан всей жизнью своей и словами прокладывал путь Благовестию, выводя его в мир, лежащий за границами иудаизма. Но что конкретно из сказанного им в этой речи привело Стефана к гибели? Обвинений, выдвинутых против него, он, если и коснулся в ней, то косвенно; не защите себя посвятил он ее, а обзору истории Израиля и Божиих дел в ней — с одной целью: отстоять правоту христианства. Три главные мысли «красными нитями» проходят через эту смелую речь.

1. План Божий развивается и подвержен изменениям. Ибо в своих отношениях с родом человеческим и, в особенности, с Израилем Бог являет Себя как Начало творящее. Эту мысль Стефан раскрывает в пяти пунктах: а) Обетование Аврааму (стихи 2−8). Осуществляя Свой план относительно человеческой расы, Господь решает вывести Авраама, отца евреев, из Месопотамии в землю обетованную и дать ему 12 внуков, родоначальников будущих 12 колен Израильских, б) Пребывание Иосифа в Египте (стихи 9−16).

Переселение в Египет совершилось во исполнение Божиего предсказания, записанного здесь в стихах 6−7. Для потомков Иакова оно явилось событием, перевернувшим весь их жизненный уклад, в) Освобождение, пришедшее с Моисеем (стихи 17−43). Значительная часть речи Стефана посвящена Моисею и Исходу — еще одному определяющему аспекту израильской истории, г) Возведение скинии (стихи 44−46).

Сама конструкция скинии делала ее переносным сооружением, что, в свою очередь, свидетельствовало о временном ее характере. (Скинией свидетельства она была названа потому, что свидетельствовала о присутствии Бога среди иудеев.) д) Сооружение храма (стихи 47−50). Даже и храм предназначен был быть символом Божиего присутствия, а не действительным домом Бога. Деятельный Божий труд в народе израильском от Авраама до Соломона отмечен был творческим духом «нововведений» и перемен. Проводя эту мысль, Стефан стремился показать: если волей Божией Израиль знал на пути своей истории столько радикальных «перемен», как можно утверждать, что закон и храм — незыблемы и вечны?

2. Божии благословения отнюдь не ограничены землей Израиля и местом расположения храма.

Стефан привел четыре примера: а) Патриархи и вожди израильские были благословлены не в своей земле. Бог воззвал к Аврааму в Месопотамии и дал ему обетование прежде переселения его в Харран (стих 2). В Египте… Иосиф нашел благоволение у фараона, потому что Бог был с ним (стихи 9−10). В землю Мадиамскую…

Моисей был послан Богом (стихи 29−34). (Чтобы подчеркнуть, что Бог благословил Моисея в этой чужой земле, Стефан замечает, что там родилась от Моисея два сына.) б) Сам закон дан был евреям не в их земле, а в пустыне (стих 38). в) В пустыне же была возведена скиния. Скиния свидетельств была у отцов наших в пустыне, говорит Стефан (стих 44).

И они взяли ее с собой во владения народов, изгнанных Богом от лица их (стих 45). г) Из слов Стефана явствовало, что даже их храм не следовало «суживать» в его богословском значении. Как может он, в самом деле, быть местом обитания Божиего, когда в Писаниях прямо сказано: Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих (стих 49; Ис 66:1).

3. Прошлое Израиля свидетельствует о его непрестанном противлении Божиим планам и людям, которых посылает Бог. И это — главная мысль в речи Стефана, как явствует из раздела, где она достигает своего апогея (Деян 7:51−53). Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы! Тема эта звучит на протяжении всей речи Стефана, получая раскрытие в ряде конкретных примеров:

а) Вместо того, чтобы из Месопотамии прямо идти в землю обетованную, Авраам на какое-то время остается в Харране (стихи 2−4).

б) Иосиф был продан братьями своими в рабство в Египет (стих 9).

в) Моисей был отвергнут израильтянами (стихи 23−29). Крайне важно в этой связи отметить, что как Иосиф, так и Моисей были приняты «своими» лишь со второго раза (стихи 13, 35−36). Параллель с Иисусом Христом, подразумевавшаяся тут Стефаном, едва ли не дошла до его слушателей.

г) От поклонения истинному Богу Израиль постоянно обращался к идолопоклонству (стихи 39−43). В этом грехе, особенно отвратительном в глазах иудеев апостольского века, конечно же, сказывалось упорное неверие Израиля. Именно за этот грех Бог наказал их изгнанием в Вавилон (стих 43).

д) Смысла и назначения храма, который возвел в своей земле, народ израильский не понял (стихи 48−50). Из слов Стефана ясно следует, что иудеи верили, будто храм — это земное жилище Бога, нечто вроде иудейской «горы Олимп». На деле же он был местом поклонения Богу и вознесения Ему молитв, а не «домом» Его (сравните стих 48 с 3Цар 8:23−53).

Три главные мысли в речи Стефана тесно связаны между собой. Поскольку Богом предусмотрен План в развитии и поскольку благословения Его не приурочены лишь к местонахождению храма, Израилю следует быть настороже, чтобы не стать «камнем преткновения» на путях осуществления Отцом Небесным Его намерений, как это неоднократно бывало в прошлом (стих 51). Между тем, они становятся этим «камнем», препятствуя Божией работе через Церковь и не желая признавать действия Его благословений за пределами Израиля. Сказанное Стефаном в конце его речи имело непосредственное отношение к тому, в чем его обвиняли (6:11−14).

Возникает хронологическая проблема в 7:6, где сказано, что Израиль будет в порабощении и притеснении лет четыреста. В Гал 3:17 Павел говорит о 430 годах, имея в виду период от получения обетования Авраамом (Быт 15:13−16) до заключения Синайского завета. Разница между 400 и 430 легко объяснима тем, что Стефан прибегал к округленным цифрам. Другое возможное объяснение: 400 лет составляли время фактического рабства, тогда как 430 — время от утверждения завета (Быт 39:9−15) до Исхода, совершившегося в 1446 г. до Р. Х.

Главная проблема, однако, в том, сколько времени пробыл Израиль в египетском рабстве. Если в Гал 3:17 подразумевается, что 430 лет прошло от данного Аврааму обетования (Быт 15) до Исхода, то время, проведенное Израилем в Египте составило бы 215 лет. Но если Деян 7:6 принимать так, как сказано, то рабство израильтян продолжалось 400 лет.

Может быть наилучшее решение проблемы в следующем: обетования были даны Аврааму, Исааку и Иакову (они — все трое — были преемниками Божиего обетования); из Быт 46:1−4 узнаем, что оно было подтверждено Иакову в Вирсавии, на его пути в Египет. От этого момента (когда Бог в последний раз дает обетование патриархам) до Исхода прошло 400 лет.

Другое из кажущихся противоречий у Стефана находим в 7:14. Он говорит о «семидесяти пяти душах» в семье Иакова, но в арамейском тексте как книга Бытия (Быт 46:27), так и книга Исхода (Исх 1:5), говорится о «семидесяти душах». В Септуагинте же и тут и там стоит «75». Считается, что Стефан, как грекоязычный иудей, пользовался Септуагинтой, и этим объясняется его «ошибка». Но чем объяснить это расхождение?

По всей видимости, тем, что соответствующий еврейский текст включает Иакова, Иосифа и двух сыновей его — Ефрема и Манассию (получается цифра 70), тогда как в Септуагинте Иаков и Иосиф опущены, зато включены семь внуков Иосифа (упоминаемые в 1Пар 7:14−15, 20−25). Это «совпадает» с Быт 46:8−26, где перечислено 66 имен, с опущением Иакова, Иосифа и двух сыновей Иосифа.

Еще одно видимое расхождение содержится в Деян 7:16. Из слов Стефана следует, что Иаков был погребен в Сихеме, тогда как в Ветхом Завете ясно говорится, что он и его жена Лия (а также родители его — Исаак и Ревекка и родители его отца — Авраам и Сарра) погребены были в пещере Махпела в земле Ханаанской (Быт 49:29 — 50:13).

Среди погребенных в Сихеме не было Иакова, но были Иосиф и его братья. Вначале Иосиф был похоронен в Египте, но потом перезахоронен в Сихеме (Быт 50:26; Исх 13:19; Нав 24:32). Правда, в книге Иисуса Навина (24:32) говорится только о «костях Иосифа», но очевидно, что и братья его были погребены в Сихеме (хотя Иосиф Флавий оспаривает эту точку зрения).

Что же касается Деян 7:16, то сказанное в этом стихе относится только к «отцам нашим» (подразумеваются также Иосиф и его братья; 7:15), а не к Иакову. Фраза Стефана о гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова (стих 16), представляет еще одну проблему. Судя по книге Бытия (33:19), этот участок земли купил Иаков, а не Авраам. Объяснено это может быть в том смысле, что Авравм «купил эту землю» в лице своего внука Иакова.

Заметим, что благожелательное упоминание о Сихеме, главном городе самарян, не могло «понравиться» судьям Стефана. Но читателям Деяний Апостолов эта его ссылка на Самарию помогла сделать еще один шаг в правильном направлении, т. е. в осмыслении того факта, что Благой Вести суждено было выйти за пределы Израиля (Деян 8).

3. «АТАКА» НА СТЕФАНА (7:54 8:1а)

Деян 7:54−56. Реакцию религиозных властей на речь Стефана легко было бы предсказать: они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Но Стефана это не испугало, ибо он, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. Нам привычен образ Господа Иисуса, сидящего по правую руку Отца (Пс 109:1; Рим 8:34; Кол 3:1; Евр 1:3, 13; Евр 8:1; Евр 10:12; Евр 12:2; 1Пет 3:22). То, что Иисус стоял, возможно, означает, что Он поднялся навстречу Стефану. Деян 7:56 является кульминационным стихом в этой главе по ряду причин.

Прежде всего, в нем подтверждается то, что Христос сказал на суде перед лицом первосвященника (Мк 14:62). И так же, как тогда эти слова Его привели к обвинению в богохульстве, так теперь повторение их Стефаном вызвало яростную реакцию со стороны «религиозников». Далее. Термин Сын Человеческий исполнен тут особого значения.

В Новом Завете он употреблен здесь в последний раз, и это единственный раз, когда в Евангелиях или в Деяниях Апостолов он исходит не из уст Господа Иисуса. Это словосочетание — Сын Человеческий — впервые появляющееся в Дан 7:13−14, показывает, что Иисус есть Мессия. Оно явно эсхатологического характера. (дополнительные толкование на «Сына Человеческого» в Мк 8:31.) И последнее: в Деян 7:56 как бы «слились» два замечательных мессианских текста — Дан 7:13−14 и Пс 109:1. В первом из них подчеркнут вселенский характер правления Господа. Он — не просто один из иудейских правителей; Он — Спаситель мира.

В Пс 109:1 Мессия представлен как Сидящий по правую руку Отца. Этим подчеркиваются не только сила Иисуса Христа и занимаемое Им положение, но и признание Его Отцом как Ходатая (1Тим 2:5). Чем, в свою очередь, доказывается, что люди имеют иной доступ к Богу, помимо храма и священников.

Деян 7:57−58. Членам синедриона не потребовалось много времени, чтобы понять богословский смысл речи Стефана: Израиль виновен; закон имеет лишь временное значение; роль храма тоже преходяща. И, поняв это, они… единодушно устремилась на него, и, выведши за город, стали побивать его камнями. Ибо богохульство подлежало наказанию смертью (Лев 24:16).

Горькая ирония происходившего заключалась в том, что, согласно закону Моисееву, камнями должны были быть побиты еще их отцы, поклонявшиеся «Молоху» (Деян 7:43; сравните Лев 20:2). Юноша по имени Савл разделял чувства тех, кто побивали Стефана камнями. И те, кто совершали казнь, предварительно сложили свои одежды у ног… Савла, чтобы постерег их.

Деян 7:59−60. Со словами, обращенными к Господу, Стефан предал дух свой Ему. Еще за мгновение до этого он молился о врагах своих (сравните Лк 23:34, 46). …Почил — здесь относится к телу, но не к духу. (Об «умерших» — Ин 11:11; 1Фес 4:13, 15.)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.