Второзаконие 13 глава

Пятая Книга Моисеева. Второзаконие
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 «Если среди вас появится прорицатель или толкователь снов и объявит, что покажет вам знамение или чудо,
2 и если знамение или чудо, о котором он говорил, сбудется, то он может уговорить вас следовать богам, которых вы не знаете, призывая: „Будем служить им!”.
3 Не слушайте того человека, потому что Господь, Бог ваш, испытывает вас, желая знать, любите ли вы Его всем сердцем и всей душой.
4 Следуйте Господу, Богу вашему, почитайте Его, исполняйте Его заповеди и всё, что Он велит вам. Служите Господу, никогда не покидайте Его!
5 И убейте того прорицателя или толкователя снов, если он, стараясь отвратить вас от жизни, обещанную вам Богом, будет уговаривать вас обратиться против Господа, Бога вашего, Который вывел вас из Египта, где вы были рабами. И потому вы должны убить того человека, чтобы отвести зло от своего народа.
6 Если кто-то из близких, будь то брат или сын, или дочь, или любимая тобой жена, или близкий друг тайно станут убеждать тебя поклоняться другим богам и скажет: „Пойдём и станем служить другим богам”, тем, которых не знал ни ты, ни твои предки,
7 богам народов, живущих на землях вокруг вас, близких и далёких,
8 не соглашайся с тем человеком, не слушай его, не жалей его, не защищай его и не дай ему уйти!
9 Убей того человека! Забей его камнями! Первым подбери камень и брось в него, а потом пусть весь народ забьёт его камнями насмерть.
10 Потому что тот человек пытался увести тебя от Господа, Бога твоего, а ведь это Господь вывел тебя из Египетской земли, где вы все были рабами.
11 Тогда весь израильский народ услышит об этом и испугается, и не будет больше совершать такое зло.
12 Если когда-нибудь до вас дойдёт плохая весть об одном из городов, которые Господь Бог дал вам, и вы услышите,
13 что нечестивые люди из вашего народа убеждают его жителей поступать плохо, говоря: „Пойдём и станем служить иным богам” (тем, которых вы не знали раньше),
14 то сделайте всё, чтобы разузнать, правда ли это. И если узнаете, что это правда, если докажете, что эта мерзость случилась на самом деле,
15 накажите жителей этого города, убейте их всех и заколите весь их скот. Разрушьте этот город полностью,
16 а потом соберите всё ценное, отнесите на площадь и сожгите этот город и всё, что в нём. Это будет приношение сожжением Господу, Богу вашему. Пусть этот город навсегда превратится в груду камней, в котором больше никто не будет жить, и пусть он никогда не будет выстроен вновь.
17 всё в этом городе отдайте Богу, чтобы оно было уничтожено, ничего не оставляйте себе, и если исполните этот наказ, то Господь перестанет гневаться на вас, и будет к вам добр и сострадателен, и даст вашему народу умножиться числом, как и обещал вашим предкам.
18 И если будете слушаться Господа, Бога вашего, будете исполнять все заповеди, которые я даю вам сегодня, если будете поступать правильно, согласно слову Господнему, то всё это исполнится».

Толкование Далласской семинарии

б. О возможном подстрекательстве к идолопоклонству со стороны лжепророков (13:1−5)

Втор 13:1−5. Провозгласив общий запрет на участие в языческих поклонениях (12:29−31), Моисей привлекает внимание евреев к трем способам, какими может преуспеть в их среде искушение идолопоклонством: оно может прийти и завладеть их сердцами через лжепророка (13:1−5), через близкого человека (стихи 6−11) или через «нечестивых людей», которые могут преуспеть и в совращении целого города (стихи 12−18).

Чудеса сами по себе ни в коем случае не могут рассматриваться как свидетельство истины. Ибо они случались и случаются среди исповедывающих самые различные религии потому, что лжерелигиями и лжепророками пользуется сатана, чтобы обманывать мир (сравните 2Кор 11:13−15; Еф 6:11; Откр 12:9). Потому-то и предупреждал Моисей народ, что чудесные явления (или другие области человеческого опыта) сами по себе свидетельствовать об истине не могут. Критерием истины является только слово Божие.

Предсказание пророка или сновидца могло исполниться. Но если провозглашаемое ими противоречило Божиим повелениям, народу следовало более доверять Богу и Его слову, чем пережитому чуду. Если их человеческий опыт шел вразрез с ясными наставлениями Бога, израильтянам надо было склониться перед Божиими наставлениями, потому что Его слово есть Истина (Ин 17:17).

Всякую попытку склонить их к идолопоклонству израильтянам следовало рассматривать как испытание их любви к Господу. И хотя всегда существовала для них опасность впасть в искушение, с каждым успешным преодолением греха их вера в Него и любовь к Нему стали бы возрастать (сравните Иак 1:2−4). Ему следовать, Его бояться, слушать, Ему служить и к Нему прилепиться должны были евреи (сравните Втор 10:20; 11:22; 30:20).

Предание лжепророка смерти было благим делом, потому что, совратив народ в идолопоклонство, он подвел бы его под Божие осуждение (сравните 7:26). Лишение означенного пророка жизни становилось средством очищения Израиля от зла. На необходимости для народа блюсти свою чистоту Моисей делал особое ударение, судя по тому, что его повеление: истреби зло из среды себя повторено во Второзаконии девять раз (13:5; 17:7, 12; 19:19; 21:21; 22:21−22, 24; 24:7).

в. О подстрекательстве к идолопоклонству со стороны членов семьи или друзей (13:6−11)

Втор 13:6−7. Возможно, самой драматической и болезненной ситуацией из всех, какие мог предвидеть Моисей, была ситуация, когда к идолопоклонству склонял еврея кто-либо из его близких. Моисей как бы подчеркивает трагичность подобной ситуации, перечисляя различные варианты уз близости: брат твой… дочь… жена, ближайший друг. Нередко ведь бывает, что друзья пытаются воздействовать один на другого. В отличие от случая, описанного прежде, когда лжепророки открыто пытались бы склонить народ к идолопоклонству (стихи 1−2), в данном случае искушение может совершаться тайно, по сугубо личным каналам.

Пояснение относительно других богов, которое дает Моисей, усиливает абсурдность подобного искушения. Ибо это боги, которых не знал ты и отцы (т. е. предки) твои. Слова Моисея свидетельствуют не о том, что народ никогда не слышал об этих богах, а о том, что он не познал их на опыте. Эти «другие боги» никогда ничего не сделали и не сделают для Израиля, потому что они, в сущности, и богами не являются.

Втор 13:8−10а. Не поддаться искушению — это первое, что требовалось от искушаемого (не соглашайся). Повеление не слушай его могло означать: не поддавайся на его увещевания, что все, мол, останется втайне. Поскольку в роли искусителя выступал бы близкий человек, для искушаемого было бы естественно, испытывая к нему сострадание, жалость, вознамериться покрыть его грех («прикрыть его»). Но именно поэтому и здесь Божии повеления должны возобладать над тем, что привычно человеку, и над чувствами его.

Это означало, что искушаемый должен был разоблачить своего близкого и даже первым бросить в него камень, чтобы убить его (сравните Зах 13:3). Бросив первый камень, обвинитель удостоверил бы правдивость своих показаний. Участие остальных членов общества в совершении казни явилось бы свидетельством их преданности Господу и их решительной непримиримости ко всему, что направлено на ослабление этой преданности, что угрожает отвратить их от Господа.

Втор 13:10б−11. Результатом столь сурового акта было бы, что весь Израиль услышал бы об этой исключительной преданности Господу и впредь убоялся бы искушений подобного рода (сравните Деян 5:11). Именно этого и требовал от народа Моисей — исключительной преданности (превосходящей по силе любые другие узы близости) Богу, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (сравните Исх 13:3, 14; 20:2; Втор 5:6; 6:12; 7:8; 8:14; 13:5). Возможно, именно это место из Писаний имел в виду Иисус, когда требовал такой же преданности от Своих последователей (сравните Мф 10:34−39; Лк 14:26).

г. Разрушение города-отступника (13:12−18)

Втор 13:12−13. Следующая ситуация, которую предвидел Моисей, была, может быть, потенциально наиболее опасной для народа в целом. Какие-либо нечестивые люди могли совратить целый город.

Втор 13:14−18. В этом случае наказать согрешивший город следовало без всякой жалости, но предварительно произвести тщательное расследование, дабы узнать, верны ли дошедшие слухи. И если они подтвердятся, то поступить с городом так же, как поступали с ханаанскими городами, т. е. предать его заклятию, поразив в нем все живое — и жителей… и скот (толкование на харам — разрушить полностью — в 7:26; также Нав 6:21). То обстоятельство, что все, что в нем, подлежало уничтожению, и что восстанавливать его запрещалось, направлено было на пресечение незаконных, но возможных, диктуемых жадностью, действий со стороны разрушителей города.

Повиновение этому приказу содействовало бы моральному очищению земли и духовному обновлению народа. И тогда Господь, движимый милостью и состраданием, дал бы народу процветание и «размножил» бы его, как клялся о том (сравните 4:31).

В большей своей части Израиль остался глух к повелениям, высказанным в этой главе. И это послужило причиной переселения вначале Северного, а позднее и Южного царств.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.