Второзаконие 31 глава

Пятая Книга Моисеева. Второзаконие
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Продолжая говорить с народом,
2 Моисей сказал:
«Мне сейчас сто двадцать лет, и я больше не могу вести вас за собой. Господь сказал мне: „Ты не перейдёшь за Иордан”.
3 Господь, Бог ваш, поведёт вас в эту землю! Он истребит ради вас те народы, и вы отберёте у них землю, но Господь сказал, что вас должен вести Иисус.
4 Господь уничтожил Сигона и Ога, царей аморрейских, и снова сделает для вас то же!
5 Господь поможет вам победить эти народы, если исполните всё, что я вам сказал.
6 Будьте тверды и мужественны, не страшитесь тех народов, потому что Господь, Бог ваш, с вами, Он не изменит вам и не покинет вас!»
7 Моисей призвал Иисуса и в присутствии всего израильского народа сказал ему:
«Будь твёрд и мужествен, так как поведёшь этот народ в ту землю, которую Господь обещал дать их предкам, и поможешь израильскому народу овладеть этой землёй.
8 Господь поведёт тебя, и Сам будет с тобой, Он не оставит тебя и не изменит тебе, не страшись этого и не бойся!»
9 Моисей записал эти наставления в книгу и отдал её священникам из колена Левия, которым было поручено нести ковчег Соглашения Господа, и всем израильским старейшинам.
10 Затем Моисей обратился к предводителям и сказал:
«Через каждые семь лет, в год Освобождения, читайте этот закон во время праздника Укрытий,
11 и пусть в это время весь израильский народ приходит на встречу с Господом, Богом вашим, на святое место, которое Он выберет, и там читайте эти наставления народу, чтобы он слышал их.
12 Собирайте весь народ: мужчин, женщин, детей и чужестранцев, живущих в ваших городах. Они услышат закон и научатся почитать Господа, Бога вашего, и станут исполнять всё, что сказано в книге Закона.
13 А если их потомки не будут знать закон, то они услышат его и научатся почитать Господа, Бога вашего, и будут почитать Его до тех пор, пока вы будете жить в своей стране, которой вскоре овладеете, перейдя за Иордан».
14 Господь сказал Моисею:
«Приближается время твоей смерти. Приведи Иисуса в шатёр собрания, и Я скажу, что ему делать».
Тогда Моисей и Иисус пришли в шатёр собрания.
15 И явился Господь у шатра в облачном столпе, который стал над входом.
16 Господь сказал Моисею:
«Вскоре ты умрёшь. И после того как ты уйдёшь к своим предкам, этот народ перестанет быть верным Мне и нарушит соглашение, которое Я заключил с ними. Они отвернутся от Меня и станут поклоняться другим богам, лжебогам той земли, в которую идут.
17 Тогда Я разгневаюсь на них, покину их и откажусь помогать им, и они будут истреблены. И когда их постигнут многие бедствия и скорби, они скажут: „Всё это зло случилось с нами из-за того, что нет с нами Бога нашего”.
18 Но за всё совершённое ими зло и за то, что они поклонялись другим богам, Я откажусь помогать им.
19 Запишите слова этой песни и научите израильский народ, научите их петь эту песнь, чтобы она стала Моим свидетельством против израильтян.
20 Я приведу их в землю, которую обещал дать их предкам, в землю, изобилующую всякими благами, у них будет вдоволь еды, и жизнь их будет богатой, но они обратятся к другим богам и станут служить им; они отвернутся от Меня и нарушат Моё соглашение.
21 Тогда их постигнут многие ужасы и бедствия. В то время народ ещё будет знать эту песнь, и это будет доказательством их неправедности. Я ещё не привёл их в землю, которую обещал дать им, но знаю, что они собираются там делать».
22 В тот же день Моисей записал песнь и научил этой песне израильский народ.
23 И тогда Господь обратился к Иисусу, сыну Навина, и сказал:
«Будь твёрд и мужествен, потому что ты приведёшь израильтян в землю, которую Я им обещал, и Я буду с тобой».
24 Моисей тщательно записал все эти законы в книгу, а когда закончил,
25 дал наказ левитам (тем, кто носит ковчег Соглашения Господа). Он сказал:
26 «Возьмите эту книгу Закона и положите рядом с ковчегом Соглашения Господа, Бога вашего, и она будет свидетельством против вас.
27 Я знаю, что вы очень упрямы и хотите жить по-своему. Вы отказались быть послушными Господу, когда я был с вами, поэтому я знаю, что вы не будете послушны Ему после моей смерти.
28 Соберите вместе всех надзирателей и предводителей ваших колен, и я расскажу им всё это и призову в свидетели против них небо и землю.
29 Я знаю, что после моей смерти вы станете грешить, свернёте с того пути, по которому я вам наказал следовать. В будущем вас постигнут бедствия, потому что вы хотите делать то, что Господь считает злом, и разгневаете Его делами своими».
30 Тогда собрался весь израильский народ, и Моисей спел им свою песнь, все слова песни до конца:

Толкование Далласской семинарии

А. Назначение Навина и передача Закона на хранение (31:1−29)

1. ИИСУС НАВИН НАЗНАЧЕН МОИСЕЕМ (31:1−8)

Втор 31:1−6. Ко времени смерти Моисея «зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась» (34:7). И все-таки в сто двадцать лет ему уже трудно было руководить народом. А, кроме того, Господь лишил его права войти в Ханаан из-за того, что в прошлом был момент, когда Моисей не проявил достаточно твердости в вере (Чис 20:1−13). Однако осуществление той программы, которую Бог наметил для Своего народа, зависела не от того или иного вождя из людей, а лишь от Самого Бога — достаточно сильного, чтобы исполнить все Свои обетования по Завету.

Это Ему предстояло уничтожить племена хананеев, когда Иисус Навин поведет на них Израиль, в частности, как Он поступил с Сигоном и Огом, Втор 31:4), Моисей повелел народу не выходить из повиновения Господу (поступите с ними по всем заповедям, какие заповедал я вам, стих 5) и не бояться (Будьте тверды и мужественны, не бойтесь… Стих 6; сравните стих 1:21, 29). Твердость и уверенность они могли черпать в заверении Господа, что Он всегда будет с ними.

Втор 31:7−8. Затем, вместо себя, Моисей назначил Иисуса Навина, как сказал ему Господь (3:28). Он еще прежде говорил народу об этом решении свыше — поставить после него, Моисея, Навина (1:38), но, повторив это теперь, в присутствии всего Израиля, еврейский вождь как бы подчеркнул, что кандидатура Навина одобрена Самим Богом. Своего преемника Моисей наставил почти в тех же словах, что перед этим — весь народ: будь тверд и мужествен (сравните 31:23; Нав 1:6, 9)… Не бойся и не ужасайся (сравните Нав 1:9; 8:1).

2. ЧТЕНИЕ ЗАКОНА (31:9−13)

Втор 31:9−13. Так же как в ближневосточных вассальных договорах предусматривалось публичное чтение их, было это предусмотрено и Моисеевым заветом. Под «законом сим» (стих 9), вероятно, подразумевалась вся книга Второзакония, хотя фразу эту разные переводчики понимают неоднозначно.

Закон и его публичное чтение были доверены священникам, одной из функций которых было обучать закону народ. На священниках лежала обязанность читать закон вслух на Празднике кущей (сентябрь-октябрь; толкование на 15:1−11) в год отпущения долгов, т. е. каждые семь лет.

В главные праздники совершать паломничество к центральному святилищу требовалось лишь от мужчин (сравните 16:16), хотя и члены их семей нередко присоединялись к ним. Но что касается церемонии чтения Завета раз в семь лет, то на этих чтениях женщины и дети тоже обязаны были присутствовать.

Это было важно с двух точек зрения. Во-первых, редко кто владел копией Писаний. Обычно человек знал их, будучи научен родителями, священниками и в процессе таких вот публичных чтений. Так что значение их трудно преувеличить. Во-вторых, паломничество к центральному святилищу предполагало высокую степень доверия к Богу, ибо на Его попечение оставлялись дома и семьи и на защиту Его полагались в предстоящем путешествии. Паломничества предоставляли идеальную возможность для принятия слова в духе веры; благодаря им народ учился бояться Господа (толкование на 4:10) и тщательно следовать постановлениям закона (сравните 16:12; 17:19; 19:9; 24:8; 28:1, 13, 15, 58; 29:9; 31:12).

3. ИИСУСА НАВИНА НАЗНАЧАЕТ ГОСПОДЬ (31:14−23)

Втор 31:14. Об официальном назначении Иисуса Навина упоминается здесь, а также в конце этого раздела (стих 23); этим как бы образуется «рамка», в которой заключено предсказание Господа о грядущей непокорности Израиля (стих 15:22). Оно, в свою очередь, как бы служит пространным введением в Песнь Моисея (31:30 — 32:43). Тогда как назначение Навина Моисеем проходило публично (31:7−8), предсказание Господа слышали только Моисей и Иисус, явившись перед Ним к скинии собрания.

Втор 31:15−22. После того, как всю свою жизнь он отдал на служение народу, печальное известие услышал Моисей от Господа: станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает.

Несмотря на то, что Моисей неоднократно предупреждал их об опасности идолопоклонства и о необходимости исполнять условия Завета, Господь знал, что народ не устоит в Завете. И в ответ на их измену Он в гневе (сравните 29:20, 24) скроет от них лице Свое, т. е. лишит их Своего присутствия. В результате, когда скорби и бедствия постигнут народ, негде ему будет искать облегчения (31:17−18). И все-таки, несмотря на присущий им мятежный дух, не вовсе лишатся они милости Божией.

Песнь, которой научит их Моисей, напомнит им о причине их страданий и укажет путь к покаянию (стихи 19−22). Также и предупреждением будет им служить эта песнь — предупреждением о карах за отступничество. Ведь Богу хорошо известно стремление человеческого сердца уклоняться от путей, указанных Им: Я знаю мысли их, которые они имеют ныне.

Втор 31:23. Но и предсказав измену со стороны народа, Господь повелел Иисусу… Навину быть твердым и мужественным; сравните стих 7; Нав 1:6, 8); Я буду с тобою, обещал Он ему.

4. О ХРАНЕНИИ КНИГИ ЗАКОНА РЯДОМ С КОВЧЕГОМ (31:24−29).

Втор 31:24−29. Книгу со «словами закона сего» следовало положить рядом с ковчегом (по правую сторону от него — одесную), но не в него. В ковчег были помещены только Десять заповедей (сравните Исх 25:26 с Исх 31:18; обратите также внимание на 3Цар 8:9).

Следуют суровые слова Моисея, обращенные к народу (Втор 31:27−29), исполненные тем большей горечи, что о предстоящем отступничестве иудеев ему сказал Сам Бог (стих 16).

Б. Песнь Моисея (31:30 — 32:43)

Втор 31:30. Песне Моисея (сравните стих 19, 21) Израиль должен был научиться, чтобы исполнять ее при церемонии обновления Завета. Таким образом эта песнь является органической частью книги Второзакония (посвященной обновлению Завета на равнинах Моава), а не просто приложением к пятой книге Моисея. Хотя пророческой в полном смысле слова песнь не является, скрытые намеки пророческого характера определенно содержатся в ней. Будущее Израиля рисуется в ней в довольно мрачных тонах — потому что богатство и благополучие, вновь обретаемые народом, приведут его к отступничеству от Бога. Однако после того, как Господь поразит Израиль жестокими бедствиями, Он же, в сострадании Своем, избавит Свой народ и отомстит его врагам.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.