Второзаконие 34 глава

Пятая Книга Моисеева. Второзаконие
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Моисей взошёл на гору Нево, прошёл от Иорданской долины до вершины горы Фасга, против реки Иерихон, и Господь показал Моисею всю землю от Галаада до Дана,
2 показал ему всю землю Неффалима, Ефрема и Манассии, показал ему всю землю Иуды до самого Средиземного моря.
3 Господь показал Моисею Негев и долину между Сигором и Иерихоном, городом Пальм.
4 Затем Господь сказал Моисею:
«Вот земля, которую Я обещал Аврааму, Исааку и Иакову, сказав им: „Я дам эту землю вашим потомкам”. Я дал тебе увидеть эту землю, но войти в неё ты не сможешь».
5 После этого Моисей, слуга Господний, умер там, на Моавской земле, как и сказал ему Господь.
6 И похоронил Господь Моисея в Моаве, в долине против Беф-Фегора, но и по сей день никто не знает, где могила Моисея.
7 Моисею было сто двадцать лет, когда он умер, но он был силён, как и прежде, и зрение у него не притупилось.
8 Израильский народ оплакивал Моисея тридцать дней и оставался в Иорданской долине, в Моаве, пока не закончились дни печали.
9 Когда Моисей возложил на Иисуса руки, Иисус, сын Навина, исполнился духа мудрости, и израильский народ стал повиноваться Иисусу и исполнять всё, что Господь повелел Моисею.
10 У Израиля никогда больше не было пророка, подобного Моисею, потому что Господь знал Моисея в лицо.
11 Господь послал Моисея совершить великие чудеса в земле Египта, и эти чудеса видели и фараон, и все его приближённые, и весь египетский народ.
12 Ни один пророк никогда не совершал такие великие и удивительные чудеса, какие совершил Моисей перед глазами всего израильского народа.

Толкование Далласской семинарии

Д. Смерть Моисея (глава 34)

1. МОИСЕЙ ОБОЗРЕВАЕТ ОБЕТОВАННУЮ ЗЕМЛЮ

Втор 34:1−4. Моисей взошел на гору Нево, как повелел ему Господь (3:27; 32:48−50). Под вершиной Фасги, вероятно, подразумевается хребет, простирающийся от горы Нево. Места, которые увидел Моисей, начинаются на севере и следуют на юг против часовой стрелки. Хотя в обычных условиях человеку невозможно увидеть западное (Средиземное) море с горы Нево, Моисею наверное была дана от Господа сверхъестественная способность увидеть его, как и всю землю.

Упомянув о клятве, данной Им патриархам, Бог повторил Моисею, что, хотя ему и не позволено будет ввести народ в Обетованную землю, Свое обещание дать эту землю Израилю (Втор 1:8; 6:10; 9:5, 27; 29:13; 30:20) Он сдержит.

2. СМЕРТЬ МОИСЕЯ И ПЕРЕХОД ВЛАСТИ К ИИСУСУ НАВИНУ (34:5−9)

Втор 34:5−8. Хотя Моисей был наказан (лишен права войти в землю Ханаанскую) за недостаточность веры (Чис 20:1−13), происшедшее в пустыне Син было лишь проявлением слабости с его стороны, и умер он, исполненный веры, и был почтен как раб Господень. Полагают, что он был удостоен и совершенно особой чести, выразившейся в том, что Сам Господь похоронил его. Дело в том, что И погребен (в русской Библии) в некоторых других переводах звучит как «Он предал его погребению».

Но и при отсутствии полной уверенности в правильности такого перевода, в пользу того, что Моисея не люди похоронили, а Бог, возможно, поручив это своим Ангелам, говорит стих 66: и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Такой вывод, видимо, находит подтверждение и в стихе 9 Послания Иуды.

Место погребения Моисея, хотя и неизвестно, находилось где-то в земле Моавитской… против Веффегора, — в той самой долине, где стояли лагерем израильтяне, слушая наставления Моисея и принимая его благословения, которые записаны во Второзаконии 5−33 (сравните 3:29; 4:46).

Моисей был личностью столь необычайной, что и последние минуты его на земле Бог дал ему провести в близком общении с Собою, после чего люди не были допущены к погребению его.

Относительно замечания о здоровьи Моисея толкование на 31:2. Смерть своего вождя (которая наступила, когда ему было 120 лет), сыны Израилевы… оплакивали… тридцать дней; обычно время плача по усопшему длилось 7 дней (Быт 50:10).

Спустя века Моисей явился на землю вместе с Илией, и оба были свидетелями преображения Христова (Мф 17:1−3).

Втор 34:9. Иисус… Навин исполнился духа премудрости (возможно, речь идет о Святом Духе (сравните Ис 11:2), но, может быть, о том, что, получив через Моисея особое Божие благословение, Навин преисполнился особой мудрости, обрел способности, значительно превышавшие обычные человеческие.

3. ЭПИТАФИЯ МОИСЕЯ (34:10−12)

Втор 34:10−12. Моисей был пророком совершенно уникальным — по степени своей близости с Господом (ибо Господь знал его лицем к лицу, т. е. как близкого друга; сравните Исх 33:11; Чис 12:8) и в силу тех знамений и чудес, которые Господь дал ему явить и тех великих дел, которые Он дал ему совершить (Втор 34:11−12).

С Моисея и им начата новая эра в истории Божиего народа, точнее, сама эта история его как народа. Это эра Закона. Со времени кончины Моисея израильтяне ожидали, чтобы Бог дал им другого Пророка, как он (18:15). «Другой Моисей» был дан Израилю в тот день, когда Господь Иисус Христос пришел на землю, превзойдя в славе Своей Моисея (Евр 3:1−6).

Он раскрыл перед Божиим народом врата в следующую эру — эру Его благодати. С тех пор прошли века упорного неповиновения со стороны израильтян, которые отвергли и в массе своей продолжают отвергать милостивый Божий призыв. Однако живет песнь Моисея, которая все еще обращена в тот день, когда Израиль откликнется на него и возвратится к своему Господу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.