К Римлянам 13 глава

Послание к Римлянам
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Каждый должен подчиняться правительству и властям, потому что нет власти не от Бога, та же, что существует, установлена Богом.
2 Значит, кто выступает против властей, сопротивляется тому, что установлено Богом. Те же, кто поступают так, навлекут на себя наказание.
3 Ведь правители вызывают страх не у того, кто творит добро, а у того, кто творит зло. Если ты не хочешь бояться властей, то продолжай творить добро и услышишь от них похвалу.
4 Властитель — слуга Божий, который трудится на твоё благо. Если же ты творишь зло, то бойся, так как в его власти наказать тебя. И он воспользуется этой властью, потому что служит Богу, наказывая творящих зло.
5 Поэтому ему необходимо покоряться, и не только потому что ослушание приведёт к наказанию, но и ради собственной совести.
6 Платите налоги потому, что властители, — служители Божьи и посвящают правлению всё своё время.
7 Отдавайте каждому должное: кому — налоги, кому — уважение, кому — почёт.
8 Не будьте ни у кого в долгу. Пусть единственным вашим долгом будет долг любви друг к другу. Кто любит ближнего своего, исполнит закон.
9 Я говорю это, так как заповеди гласят:
«Не прелюбодействуй, не убей, не укради, не пожелай чужого».
Какие бы ещё ни существовали заповеди, все они вместе сводятся вот к чему:
«Люби ближнего своего, как самого себя».
10 Любовь не причиняет людям зла, вот почему она приравнивается к исполнению закона.
11 Исполняйте всё это, потому что вы знаете, в какое время мы живём. Вы знаете, что уже пришло вам время пробудиться ото сна, так как спасение наше теперь ближе, чем тогда, когда мы впервые поверили.
12 Ночь уже почти миновала, и День уже близок. Так отречёмся от всего, что принадлежит тьме, и вооружимся всем тем, что принадлежит свету.
13 Давайте жить пристойно, как подобает при дневном свете: не станем предаваться пьянству и излишествам, не будем грешить и развратничать, не будем ссориться и ревновать друг друга.
14 Вместо того давайте уподобимся Господу Иисусу Христу и перестанем потакать желаниям нашей греховной природы.

Толкование Далласской семинарии

Г. Об отношении к властям (13:1−7)

Рим 13:1−3. Рим был столицею огромной империи, городом, в котором находилось ее правительство. Как римские граждане, а к тому еще и жители столицы, читатели послания хорошо знали и о том славном, и о том постыдном, что совершалось в Риме в дни императора Нерона, правившего с 54 по 68 годы от Р. Х. Но не только римскими гражданами были они, а и гражданами царства Иисуса Христа (Флп 3:20; Кол 1:13). И Павел говорит тут о нормах их поведения, как христиан по отношению к гражданским властям Рима. Начало 13-й главы в этом послании является самым длинным и подробным в Новом Завете поучением на этот счет (сравните 1Тим 2:1−4; Тит 3:1; 1Пет 2:13−17).

Ключевым положением является следующее: «Всякая душа да будет покорна высшим властям». И это потому, что «нет власти не от Бога» (сравните Дан 4:17, 25, 34−35). «Посему противящийся власти противится Божию установлению». Люди, поступающие так, фактически бунтуют против Бога, а потому «сами навлекут на себя осуждение» (как со стороны гражданских властей, так и со стороны Господа). Тем же, кто повинуются властям и не совершают ничего предосудительного, нечего бояться, поскольку правящие страной поощряют тех, кто делает доброе.

Рим 13:4−5. Апостол подчеркивает, что «начальники» — это Божии слуги (о чем сегодня часто забывают). Поощряя делающих доброе (стих 3), они и сами служат добру (стих 4). С другой стороны, они носят оружие («меч») как Божии слуги (два раза в 4 стих называет Павел представителей гражданских властей «слугами Божиими»; сравните стих 6); в качестве таковых они и «отмстители», наказывающие за зло.

Государственная власть, при правильном ее функционировании, предотвращает угрозу тирании и вершит справедливость, карая «делающих злое». Верующие по двум причинам должны покоряться властям: чтобы не подвергнуться наказанию и сохранить чистую совесть перед Богом, сознавая, что повиноваться властям повелевает Бог.

Рим 13:6−7. Христиане должны не только подчиняться властям (стих 1, 5), но и поддерживать государство в финансовом отношении, т. е. платить налоги (сравните Мф 22:21). И опять-таки потому, что «начальники» — «Божии служители (Рим 13:4), сим самым постоянно занятые», и потому нуждающиеся в материальной поддержке со стороны граждан, в том числе и христиан. Итак, христиане должны «отдавать всякому должное: кому подать, подать… кому честь, честь».

Д. О жизни в свете приближающегося спасения (13:8−14)

Рим 13:8−10. Обсуждение обязанностей верующих по отношению к властям, очевидно, наводит Павла на мысль об их обязанностях по отношению к другим людям. Он пишет: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви». В такой форме он подчеркивает, что долг христианина — проявлять данную ему Богом любовь в отношениях со всеми людьми. И да не будет обременен он другими долгами. А любви ему должно хватать всегда и на всех (Ин 13:34−35; 1Кор 16:14; Еф 5:2; Кол 3:14; 1Ин 3:14, 23; 1Ин 4:7, 11, 21).

Насколько это важно — всегда являть любовь, видно из пояснения апостола: «Ибо любящий другого исполнил закон» (сравните Мф 22:39; Мк 12:31). В любви, а не в механическом следовании установленным правилам, — сущность Закона (сравните Гал 5:14).

Павел затем цитирует несколько конкретных повелений из социального раздела, если можно так выразиться, Десяти заповедей. «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради» и «не пожелай чужого» соответствуют 7, 6, 8 и 10 заповедям (именно в таком порядке; Исх 20:13−15, 17). Итог этому разделу закона, Павел подводит в одной цитате, взятой из книги Левит — 19:18. Интересно отметить, что в тех же словах резюмировали эту часть закона как иудейские раввины, так и Иисус Христос (сравните Мф 22:39). Затем Павел выражает тот же принцип в других словах: «Любовь не делает ближнему зла» и повторяет (сравните Рим 13:8) главное свое утверждение: «итак любовь есть исполнение закона». А это значит, что только тот, кто во Христе, может исполнить как эти, так и другие требования закона (8:4).

Рим 13:11. Проявление Божией любви — это постоянная обязанность христианина, и обязанность эта возрастает с учетом времени. Павел намекает тут на грядущий конец времен и приближающееся возвращение Господа Иисуса. Следовательно «наступил уже час пробудиться нам от сна». Наступил «час» духовного бодрствования и всяческого усердия (сравните Еф 5:14; 1Пет 5:8). Ведь спасение «ныне ближе к нам (речь идет об окончательном спасении, которое совершится при втором пришествии Христа — сравните Рим 8:23; Евр 9:28; 1Пет 1:5), нежели когда мы уверовали» (сравните Иак 5:8). Каждый прожитый день приближает верующего к окончательному спасению и освобождению.

Рим 13:12. Время возвращения Христа на землю и завершения Им спасения верующих (стих 11) Павел называет «днем», который «приблизился». Нынешнее время, когда Христа нет на земле (Ин 14:2−3; Деян 1:11) и здесь действует сатана (2Кор 4:4; Еф 2:2), названо «ночью» (2Пет 1:19). (В англ. переводе Библии сказано: «ночь почти прошла».) Поскольку «день приблизился», Павел призывает своих читателей: «итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света». Христиане — это солдаты армии Христа, которые постоянно должны быть на страже и вооружены для битвы (Еф 6:10−17; 1Фес 5:8). Жить жизнью, прославляющей Христа, это значит «быть во свете» (Ин 12:36; Еф 5:8, 14; Кол 1:12; 1Фес 5:5; 1Ин 1:7; 2:10).

Рим 13:13−14. В стихе 13 Павел повторяет мысль, высказанную в стихе 12, но облекает ее в речевой образ, взятый не из войны, а из стиля повседневной жизни. Он призывает: «Как днем (т. е. «поскольку наступает день») будем вести себя благочинно» Преступления, насилие, беззакония — все это ассоциируется со «тьмой» и «ночью» (Ин 1:5; Ин 3:19−20; Ин 8:12; Ин 12:35, 46; Еф 5:8, 11; Еф 6:12; 1Фес 5:7; 1Пет 2:9; 1Ин 1:5−6; 1Ин 2:9, 11). Может быть, на это противопоставление навела Павла его же фраза в 12 стихе — «дела тьмы».

В любом случае перечисленные апостолом дела и действия несомненно являются «делами тьмы»: «пирование», пьянство, сладострастие, распутство, ссоры, зависть (сравните Гал 5:19−21). Интересно отметить, что зависть Павел тоже считает аморальным явлением. Всему этому не должно быть места в жизни христианина, ибо он принадлежит «свету».

Жизнь уверовавшего во Христа должна быть чистою и святою, особенно в свете того, что скоро Господь снова придет на землю (Рим 13:11−12; 1Ин 3:3). Для того, чтобы преуспеть в такой жизни, христианам следует «облечься» в Иисуса Христа (Еф 4:24; Кол 3:10). Принимая спасение, верующий и «облекается» в Него, так что и вести себя должен соответствующим образом (Гал 3:27). А еще секрет упомянутой победной жизни состоит в том, чтобы верующий человек «не превращал в похоти попечение о плоти» (дословно: «не думай в первую очередь о плоти»; сравните Рим 8:3−5, 8−9, 12−13). Нельзя христианину потворствовать своей греховной природе и угождать ей.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.