1 Коринфянам 10 глава

Первое послание Коринфянам
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Братья и сёстры, я хочу, чтобы вы знали, что наши предки, которые были с Моисеем, находились под облаком. Они все безопасно пересекли море.
2 Они все вместе стали последователями Моисея, когда крестились в облаке и море.
3 Все они питались одной и той же духовной пищей,
4 пили один и тот же духовный напиток, так как они пили из духовной скалы, сопровождавшей их, и эта скала — Христос.
5 Но большинство из них не угодили Богу и поэтому погибли в пустыне.
6 Это случилось как пример для нас, чтобы мы не пожелали творить зло, как они.
7 Не будьте идолопоклонниками, как некоторые из них. Как сказано в Писаниях:
«Люди сели, чтобы есть и пить, а затем встали и устроили буйное празднество».
8 И не будем предаваться блуду, как некоторые из них, от чего в один день погибли двадцать три тысячи человек.
9 Так не будем же испытывать Христа, как некоторые из них испытывали и из-за этого были убиты змеями.
10 И не жалуйтесь, как некоторые из них жаловались, и поэтому они были уничтожены Ангелом смерти.
11 Это случилось с ними для того, чтобы стать нам примером, и всё это было записано как предупреждение нам, живущим в последующие века.
12 И потому тот, кто думает, что стоит твёрдо, должен остерегаться, чтобы не упасть.
13 Вы подверглись тем же искушениям, как и все остальные люди. Но не теряйте веры в Бога! Он не введёт вас в искушение сверх ваших сил, а если вы всё же подверглись искушениям, то Он поможет вам найти выход, чтобы вы могли устоять.
14 Итак, друзья мои любимые, избегайте идолопоклонства.
15 Ведь вы же разумные люди, поэтому судите сами, о чём я говорю.
16 Чаша благословения, за которую мы благодарим, — это способ приобщиться к крови Христа, не так ли? Хлеб, который мы преломляем, не способ ли это приобщиться к телу Христа?
17 То, что хлеб всего лишь один, значит, что все мы вместе составляем единое тело, так как все мы делим между собой один хлеб.
18 Посмотрите на народ Израиля. Когда израильтяне съедают приношения, они тем самым приобщаются к алтарю.
19 Я ни в коем случае не утверждаю, что жертвы идолам можно сравнить с иудейскими приношениями. Так как идол — ничто, то и жертвы ему ничего не значат.
20 Вернее, принося жертву идолу, люди приносят её бесам, а не Богу. И я не хочу, чтобы вы отдавали что-либо бесам!
21 Вы не можете пить из чаши Господа, а затем из чаши, которая является символом почитания бесов! Вы не можете есть за столом у Господа, а затем есть пищу в честь бесов.
22 Поступая таким образом, вы вызываете ревность у Господа. Неужели вы думаете, что по силе мы превосходим Его?
23 Нам позволено делать всё что угодно, но не всё во благо. Нам позволено делать всё что угодно, но не всё помогает людям.
24 Пусть никто не ищет только своего блага, но печётся о пользе других.
25 Ешьте любое мясо, которое продаётся на мясном рынке, и не задавайте вопросов, вызываемых укорами совести,
26 так как «земля и всё на ней принадлежит Господу».
27 Если неверующий пригласит тебя к своему столу и ты решишь пойти, то ешь всё, что ставят перед тобой. Если ты думаешь, что есть какую-либо пищу является грехом, то, побуждаемый совестью, не спрашивай, откуда эта еда.
28 Но если кто-то скажет тебе:
«Вот мясо, которое было предложено в качестве приношения идолам», то не ешь его ради блага того, кто сообщил тебе об этом, и ради тех людей, которые считают грехом есть эту пищу.
29 Я имею в виду, что не вы сами считаете грехом есть эту пищу, а другие люди. Потому что моя свобода не должна быть ограничена суждением совести другого человека.
30 Если я участвую в трапезе с благодарностью, то не следует осуждать меня за то, за что я возношу благодарность Богу.
31 И потому, пьёте ли вы или едите, или что бы вы ни делали, делайте всё ради славы Божьей.
32 Не будьте препятствием ни для евреев, ни для язычников, ни для церкви Божьей.
33 Я именно так и поступаю, угождая всем всяческим образом, не ища выгоды для себя, а лишь стремясь к благу для всех, чтобы они были спасены.

Толкование Далласской семинарии

2) Отрицательный пример Израиля (10:1−13).

1Кор 10:1. Чтобы Божие наказание в дисциплинарных целях коринфяне не сочли маловероятной возможностью по отношению к таким людям, как они, обильно Им благословенным (1:5), Павел ссылается на пример другой группы людей, которые тоже получили великие благословения и все-таки испытали на себе суровые кары Его. Древний Израиль, будучи избавлен Им из египетского рабства и получив физическую и духовную свободу, тем не менее, вел себя беспечно и необузданно. В результате Бог в целях воспитания сурово карал иудеев, насылая физическую смерть на многих из них.

Все они вышли на «беговую дорожку» (9:24), и почти все были признаны недостойными (9:27), несмотря на дарованные этому народу преимущества. Их было пять, этих важных преимуществ перед другими народами, которыми пользовался Израиль. Во-первых, все израильтяне, освобожденные из Египта, ведомы были сверхъестественной силой (Исх 13:21) и в процессе своего исхода находились под защитой облачного столпа (Исх 14:19−20).

И коринфяне тоже познали Божие водительство (сравните Лк 1:79) и защиту (1Пет 1:5). Во-вторых, все (израильтяне) прошли сквозь море и были чудесным образом избавлены от тех, кто искал их гибели (Исх 14:21−28). Также и члены Коринфской церкви пережили чудесное избавление, которым было полученное ими спасение (сравните Евр 2:14−15; Гал 1:4).

1Кор 10:2. В-третьих, все (израильтяне крестились в Моисея, т. е. объединились со своим Духовным главою — Божиим слугою, которому они доверились (Исх 14:31; сравните с Ин 5:45). Коринфяне же были крещены в тело Христово (1Кор 12:13), Глава Которого есть Бог (Еф 1:22) и на Которого (Христа) они уповали, доверившись Ему (Мф 12:21; Еф 1:12).

1Кор 10:3. Четвертой привилегией или преимуществом израильтян было то, что они все ели одну и ту же духовную пищу, т. е. сверхъестественный хлеб, посланный им с небес (Исх 16:4, 15). И коринфяне питались тем, что есть «истинный хлеб с небес» (Ин 6:31−34).

1Кор 10:4. В качестве пятого преимущества Павел указывает на то, что Израиль, находясь в пустыне, пил духовное питие (Исх 17:6). Источником этой сверхъестественно данной воды Павел считает Христа. Поскольку воду из скалы израильтяне получали дважды во время своего пребывания в пустыне — в начале (Исх 17:1−7) и при конце его (Чис 20:1−13), апостол делает вывод, что Христос «сопутствовал» им (в англ.

Библии так и сказано — «духовная сопутствовавшая скала»; по-русски это выражено как «духовный последующий (в значении «следовавший с ними») камень». Слову «последующего» можно, видимо, дать иное толкование: евреи пили из «духовного» камня, которому еще предстояло «прийти»). Но и для коринфян Христос был источником сверхъестественной «воды» (сравните Ин 4:10−14).

Вполне возможно, что в этих пяти благословениях Павел видел прообразы двух символов — крещения (1Кор 10:1−2) и Вечери Господней (стихи 3−4), которые в представлении коринфян могли соответствовать некоей магической защите от всяких несчастий (подобная сила приписывалась некоторым схожим ритуалам в ряде языческих религий). Есть основания предполагать, что коринфяне неверно понимали и неверно же осуществляли на практике оба установления (сравните 11:17−34 и 15:29), и это требовало исправления.

1Кор 10:5. Сверхъестественные привилегии, данные ветхозаветным израильтянам, автоматически не принесли им успеха. Напротив, несмотря на упомянутые преимущества, многие из них (фактически все, за исключением двух людей из первого поколения — Иисуса Навина и Халева) испытали на себе действие Божиего наказания и как «не получившие одобрения», т. к. признанные недостойными, умерли в пустыне (Чис 14:29). В свете этого актуально звучал призыв Павла к личной самодисциплине каждого (1Кор 9:27) — ведь и Моисей был в свое время признан недостойным награды (Чис 20:12).

1Кор 10:6. А раз так, то благодушное отношение коринфян к вопросам самодисциплины и свойственное им снисходительное отношение к самим себе нуждались в немедленном исправлении. Христианская свобода не может служить основанием для того, чтобы ублажать самих себя; назначение ее в том, чтобы побуждать к самоотверженному служению другим (сравните Гал 5:13) — именно на такой вывод наталкивает пример поведения ветхозаветных израильтян.

Параллельно упоминанию о пятикратных! благословениях, которыми пользовался Израиль по выходе из египетского рабства, апостол перечисляет пять согрешений народа в то время. Он начинает с «похоти», присущей иудеям, т. е. с их постоянного сожаления об удовольствиях, которые они имели в Египте, наиболее полно выразившегося в их слезной мольбе: «Дай нам есть мяса» (Чис 11:4−34, и особенно стих 13). Бог дал им мясо, однако, еще до того, как они насытились им, Он послал на них моровую язву. Кладбище, где они похоронили умерших от этой язвы, евреи назвали «Киброт-Гаттаава» (что означает «Гробы прихоти» — Чис 11:34). Не ясно ли, что ситуация эта была вполне применима к коринфянам (1Кор 8:13)!

1Кор 10:7. Второе. Многие израильтяне впали в идолопоклонство (Исх 32:1−6), за что поплатились жизнью (Исх 32:28, 35). По-видимому, некоторые коринфяне ходили в языческие храмы не только для того, чтобы поесть там мяса (1Кор 8:10; 1Кор 10:14). Тех из них, которые, будучи христианами, полагали, что в то же время могут безнаказанно служить и идолам, Павел стремился убедить на подобных примерах, чтоб отбросили прочь свои ложные представления (стих 12), пока Бог и их не лишил жизни.

1Кор 10:8. Третьим согрешением, в которое впал благословенный Богом Израиль, была распущенность. Причем, у иудеев «блудодеяния» ассоциировались с поклонением идолам (Чис 25:1−2), что было характерно и для язычников в первом столетии. Однако коринфяне грешили этим в ином контексте, т. е. безотносительно к идолопоклонству, как это видно из 1Кор 5:1 и 1Кор 6:18. Тем не менее, если Бог поразил смертью безнравственных израильтян (Чис 25:4−9), то то же мог совершить Он и в Коринфе (1Кор 5:5), чтобы отрезвить впавших в распутство, которые говорят: «Все мне позволено» (6:12; 10:23).

Несовпадение в числе погибших израильтян (24 тысячи в книге Чисел (25:9) и 23 тысячи по словам Павла) можно объяснить так: апостол говорит о тех, кто погиб в один день, тогда как еще тысяча могла умереть в последующие дни. Евреи у скинии собрания оплакивали тех, которые были казнены судьями (Чис 25:5) или лишились жизни в ходе продолжавшегося наказания. Но вот Финеес расправился с израильтянином и мадианитянкой, застав их в блудодеянии (Чис 25:6−8), и этим был положен конец Божией каре, разразившейся над аморальными израильтянами. В ходе ее могли погибнуть 24000 человек (цифра, вероятно, округленная).

Можно предложить и другое объяснение этого несовпадения в цифрах. В книге Чисел в число погибших включены и умерщвленные вожди (Чис 25:4) израильтян, тогда как Павел исключил их из своего подсчета.

1Кор 10:9. Четвертое согрешение древних израильтян заключалось в том, что некоторые из них усомнились в Божием плане и подвергли сомнению целесообразность своего перехода через пустыню. За это Бог попустил ядовитым змеям погубить их (Чис 21:4−6). Не полагали ли и коринфяне, что знают лучше, чем Бог, каким путем можно достичь неба? сравните 1Кор 1:18 — 3:20.

1Кор 10:10. Пятой горькой оплошностью израильтян, за которую Бог покарал их смертью, явился бунт против назначенных Им вождей — Моисея и Аарона (Чис 16:41−49). Не предвидел ли Павел возникновения подобного положения и в Коринфе — вследствие мятежного духа, проявлявшегося в тамошней церкви? сравните 1Кор 1:11; 1Кор 4:18−19. Вполне возможно, что все пять согрешений древних израильтян проявились так или иначе и в специфической ситуации коринфян, связанной с употреблением в пищу идоложертвенного мяса.

1Кор 10:11. Отношение Бога к ветхозаветному Израилю означало для Павла нечто большее, чем история и естественный интерес к ней. Древние израильтяне были примером (сравните стих 6) для коринфян и служили им предупреждением о том, что Бог, в Которого они поверили и Который вмешивается в судьбу людей, достигших последних веков, т. е. в их судьбу, есть тот же самый Бог, Который в воспитательных целях наказывал древних смертью и так же может поступить в отношении коринфян.

1Кор 10:12. И если они думали, что твердо стоят во Христе и могут, пользуясь своею свободою, грешить, не неся наказания, то они ошибались и, возможно, роковым образом.

1Кор 10:13. Развенчав ложные надежды коринфян на безнаказанность, апостол указывает им на Того, на Кого они действительно могут положиться. Искушения, которые постигли коринфян, были обычными человеческими искушениями. Перенести их можно, уповая на Бога, Который всегда верен. Частично беда коринфян заключалась в том, что они не искали путей к победе над искушениями, а искали себе извинения в греховном своем поведении.

А Об отношении к языческой практике (10:14 — 11:1)

1Кор 10:14−15. В новом разделе, который вводит словом итак, Павел трактует христианскую свободу — применительно к употреблению в пищу идоложертвенного. Он дает советы относительно идоложертвенного с учетом трех возможных ситуаций: а) когда мясо поедается прямо в языческих храмах (стихи 14−22 сравните с 8:10); б) когда его продают на базаре (10:25−26); в) когда им угощают в доме, куда приглашен христианин (стихи 27−30). В первом случае его совет звучит коротко и просто: убегайте идолослужения (сравните в 6:18 — «бегайте блуда»). Павел полагал, что на риторические вопросы, которые он ставит вслед за тем, рассудительные люди, каковыми он считал коринфян (4:10), ответят так же, как он.

1Кор 10:16−17. В этих стихах апостол выразил тот же взгляд на вечерю Господню, что и прежде (5:6−8). Коллективное участие верующих в вечере Господней выражало и отражало единство и общность между всеми членами церкви в их приобщении к Крови Христовой и телу Христову. Один хлеб, от которого причащаются все, является прообразом их единства как членов одного тела Христа.

1Кор 10:18. Подобно тому и израильтяне, совершая ритуал жертвоприношений, «приобщались» жертвам (становились участниками жертвенника) и через это отождествлялись (соединялись) друг с другом.

1Кор 10:19−21. То же самое относится и к участвующим в жертвоприношениях идолам. Конечно, сам по себе идол — ничто (8:4; сравните Пс 113:12−15), но в основе языческих религий всегда лежит демоническое начало. И язычники, принося жертвы, приносят их бесам, а не Богу. «Бог же века сего», действуя через своих присных, ослепляет неверующих и уводит их от истины (2Кор 4:4). Между Христом и Велиаром не может быть ничего общего (2Кор 6:15).

Так что тем, которые сами являются Божиим храмом (1Кор 3:16; 1Кор 6:19), следует чуждаться храмов идольских (2Кор 6:14−18). Не из опасения некоего мистического осквернения, а остерегаясь развращенных нравов идолопоклонников, разрушительно действующих на верующих (1Кор 15:33). Недопустимо быть одновременно участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (10:21; сравните стих 16).

1Кор 10:22. Самое серьезное в том, что подобное поведение раздражает Бога (Втор 32:21). Неужели «сильные» коринфяне (1Кор 8:7−10) напрашиваются на то же наказание, что и Израиль? (10:7; Исх 32:28, 35).

1Кор 10:23−24. Пользоваться принципом свободы (все мне позволительно — сравните 6:12) следует, сообразуясь с чувством любви к другим людям. Того, что не приносит пользы или назидания другим, нужно избегать (10:33).

1Кор 10:25−26. Христианам Павел советует без всякого исследования покупать мясо на рынке для приготовления его дома. Ибо никому не дано осквернить то, что Бог сотворил чистым (сравните Деян 10:15) — ведь вся земля, и что наполняет ее, принадлежит Ему (Пс 23:1).

1Кор 10:27−30. Христианину, приглашенному в гости, апостол советует есть все предлагаемое без всякого исследования. Но если среди приглашенных окажется другой христианин, который скажет (сравните 8:7−13), что пища, которой их угощают, приносилась в жертву идолам, то более сильный в знании верующий должен воздержаться от нее ради сомнений «немощного брата». Ибо воспользовавшись своей свободой, т. е. своим правом есть все, он может побудить последовать его примеру и сомневающегося брата, совесть которого осудит его, т. е. тем самым толкнуть его на грех (Рим 14:14−23).

Христианин, «имеющий знание» (8:10), не должен менять своих убеждений, в соответствии с голосом совести более немощного брата (1Кор 10:29б), но в его присутствии он должен изменить свое поведение. Иначе тот рискует пойти против своей совести и тем причинить себе ущерб (сравните 8:11), что в конечном счете обернется осуждением сильного брата.

То, что допустимо для знающего христианина в частной обстановке и что он делает, благодаря за это Бога, в присутствии немощного брата, может стать недостойным поступком, заслуживающим осуждения для чего моей свободе быть судимою чужою совестью? — сравните 8:12; Рим 14:16, 22). Отзвуком сказанного в 1Кор 8:13 завершается обсуждение этой темы.

1Кор 10:31 — 11:1. Итог своему пространному ответу на вопрос об употреблении в пищу идоложертвенного апостол подводит, руководствуясь принципом — заповедью о любви к Богу и ближним. Всем своим поведением христианин должен прославлять Бога. Оно должно быть также направлено на возрастание церкви Божией посредством обращения ко Христу неверующих (стих 336) и посредством духовного роста тех, которые уже веруют, — в процессе их спасения (оправдания, освящения, прославления — 1:30).

Верующим надо следить за своим поведением, чтобы «не подавать соблазна» ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией (9:20, 21; 10:12). Интересно отметить раздельное упоминание об иудеях и церкви, которое указывает на то, что Новозаветная церковь не сделалась неким замещением еврейского народа. Это — серьезный аргумент против учения примилленистов.

Тем, кто явил Собою совершенный пример любви к Богу и ближним, был Христос (сравните Рим 15:3; Флп 2:5−8). Исполненный того же духа в своем служении, Павел призывал и Коринфян подражать ему в занимавшем их вопросе об употреблении в пищу идоложертвенного. Осуществляя на практике полученную ими свободу, они должны были регулировать ее любовью к ближним.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.