Толкование Далласской семинарии
1. Призвание Церкви (главы 1−2)
Всякое знание можно разбить на две категории: чистое или теоретическое знание и знание практическое. Большинство своих посланий апостол Павел начинает с изложения чистого или доктринального знания, а заканчивает их тем, как применять это знание на практике. В данном послании три первых главы посвящены доктринальным вопросам (призвание Церкви), а последние три — вопросам практическим (образ жизни Церкви).
А. Вступление (1:1−2)
Еф 1:1. Павел стал апостолом Иисуса Христа волею Божиею, или по решению Его. Не сам он избрал для себя это служение. И, значит, опирался в нем на Божий авторитет. В качестве апостола Бог послал Павла проповедовать евангельскую весть.
Это послание адресовано святым, находившимся в Ефесе. Словом «святые» (хагиоис) называются те люди, которые отделены Богом от мира для использования их в Его целях. Получив спасение во Христе, они становятся частью Вселенской Церкви Христовой. Слова «в Ефесе» отсутствуют в некоторых ранних манускриптах (раздел «Назначение» во Вступлении), но многие данные как внешнего, так и внутреннего характера, свидетельствуют в пользу их включения в текст Если то послание было циркулярным письмом, то представляется, что в первую очередь его должны были получить в Ефесе, как в важном стратегическом центре на Малоазийском побережье.
Верным во Христе Иисусе дается в уточнение понятия «святые», и практически они означают то же, что и «верующие во Христа Иисуса». Здесь речь идет о святых именно во Христе, а не в Адаме и не в богине Артемиде Ефесской. Телесно эти верующие находились в Ефесе, но духом пребывали во Христе (сравните с «находящимся в Колоссах… верным… во Христе Иисусе» в Кол 1:2). Эти обороты — «во Христе Иисусе», «во Христе», «в Нем» — очень характерны для Павла. Вся жизнь христиан сокрыта во Христе.
Еф 1:2. Обычное для этого апостола приветствие — Благодать (чарис) вам и мир отличалось от общепринятого в греческих письмах того времени приветствия, выраженного словом «Радоваться» (к примеру, апокрифическую книгу 1 Макковеев (10:18, 25), а также Деян 15:23 и Деян 23:26; Иак 1:1; оно же встречается в тысячах писем, написанных на папирусе).
Слово же «благодать» говорит о неизменной Божией любви к человеку, а слово «мир» указывает на характер взаимоотношений как между людьми, так между ними и Богом — в результате действия благодати. В своем приветствии верующим в Ефесской церкви, с которого он начинает письмо к ним, Павел выражает желание, чтобы Божии благодать и мир пребывали с ними.
Б. Хвала Богу за Его благословения, предназначенные от века (1:3−14)
От общего приветствия святым в Ефесе Павел переходит к пространному рассуждению о том, почему следует славить Бога, — причина этого в духовных благословениях, которые Он предназначил от века верующим во Христа.
В греческом тексте (и это сохранено в русском переводе) стихи 3−14 представляют собой одно предложение: некоторые ученые считают его самым длинным и громоздким во всей древнегреческой литературе! На деле же лишь в Послании к Ефесянам есть (по-гречески) еще восемь весьма длинных предложений (1:3−14, 15−23; 2:1−7; 3:1−13, 14−19; 4:1−7, 11−16; 6:14−20). Следует, однако, заметить, что для молитв и славословий вообще характерны длинные предложения, даже и в наши дни.
1. Излияние духовных благословений (1:3).
Еф 1:3. Павел заявляет, что Бог благословен, т. е. что Он подлежит благословениям или похвале. Соответствующее греческое слово еулогетос происходит от глагола, буквально означающего «говорить нечто хорошее». В греческом тексте Нового Завета это слово применяется только к Богу (Мк 14:61; Лк 1:68; Рим 1:25; Рим 9:5; 2Кор 1:3; 2Кор 11:31; 1Пет 1:3), тогда как в Септуагинте, т. е. в Ветхом Завете на греческом языке, оно подчас употребляется и по отношению к людям (Быт 26:29; Втор 7:14; Руфь 2:20). Хвалу следует возносить Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа.
Из Еф 1:2 следует, что Бог является Отцом верующих, а здесь, во 3 стихе, Он — Отец Христа (сравните стих 17; подобные же формулировки в Рим 15:6; 2Кор 1:3; 1Пет 1:3). В Еф 1:2 первое Лицо Троицы «принадлежит» верующим, что видно из слова «нашего». Тут же, в 3 стих, местоимение «нашего» свидетельствует о том, что верующие принадлежат Христу, второму лицу Троицы. Поскольку Он является Сыном Божиим, а верующие связаны с Ним, они связаны также и с Отцом.
И вот этот благословенный Бог является Тем, Кто благословляет нас во Христе Иисусе. «Благословивший нас» — здесь форма отглагольного прилагательного от упомянутого еулогетос. Соответствующий глагол означает «говорить хорошо, нечто хорошее» — тут в значении «приносить благо, процветание». В классической греческой литературе это слово не встречается. Так, к примеру, о Зевсе не говорят, что он жалует кого-либо своими благословениями.
Скорее о нем скажут, что он послал везение, принес удачу. Но вот в Ветхом Завете глагол еулогео встречается более 400 раз, свидетельствуя о том, что Бог во все времена изливал благословения на своих детей. О Марии сказано, что она «благословенна» среди женщин, что она носит «благословенное» дитя (Лк 1:42).
Павел нарочито употребил здесь прошедшее время — «благословивший нас», чтобы подчеркнуть, что благословение верующих совершилось в неисследимом прошлом, в вечности. Но чем же верующие благословлены? — Всяким духовным благословением в небесах. Первые три слова этой фразы соответствуют в греческом одному — еулогиа, подразумевающему всевозможное духовное богатство, необходимое для духовной жизни.
Поскольку блага эти уже излиты на верующих, они не должны просить их у Бога, но — принять их верою. Подобно тому, как Иисусу Навину не надо было просить Бога, чтобы дал Израилю землю, потому что она и так была уже обещана ему (Нав 1:3−4). От него, однако, требовалось с радостью войти во владение дарованным.
Сфера, где сосредоточены упомянутые богатства, — во Христе. А место осуществления благословений — в небесах, не на земле, где приносила (если приносила) удачу та же Артемида Ефесская. Следовательно речь идет о благословениях духовных, а не материальных; небесных, а не земных; вечных, а не временных (2Кор 4:18; Кол 3:1−4). Пять раз в Послании к Ефесянам прибегает Павел к этой фразе — «в небесах» или «на небесах» (1:3, 20; 2:6; 3:10; 6:12); в русском тексте в 6:12, вместо «на небесах», — слово «поднебесных».
В Еф 1:3 немало сказано о Божиих благословениях, принадлежащих верующим: а) что излиты на них они были от вечности; б) что благословения эти духовного порядка; в) что осуществятся они в небесных сферах и г) благодаря Иисусу Христу (во Христе).
2. Причина и цель благословений (1:4−14)
Продолжая обсуждать вопрос духовных благословений, Павел показывает, что в основе их — работа всех трех Лиц Божества: избрание было совершено Отцом (стихи 4−6), искупление — Сыном (стихи 7−12) и запечатление — Духом Святым (стихи 13−14).
а. Бог совершает выбор для Себя (1:4−6)
Еф 1:4. Апостол начинает с указания на то, когда Бог произвел Свой выбор: прежде создания мира. Первое слово стиха (греческое слово «катос») имеет причинное значение; мысль заключается в том, что духовные благословения (1:3) были излиты на верующих благодаря действию всех лиц Троицы — «по причине» выбора Отца, смерти Сына и запечатления верующих Святым Духом.
Духовные благословения начинаются с избрания и основаны на нем (Он избрал нас); процесс совершается по инициативе Бога: Он — субъект, а верующие — объект этого процесса. Он по Своей верховной воле избирает тех, кто будет верить (сравните Рим 8:30; Еф 1:11; 1Фес 1:4; 2Фес 2:13; Тит 1:1). Спасение — это дело рук Божиих — не человеческих (Еф 2:8−9). Но хотя оно является актом Божией милости (Рим 11:5−6; 2Тим 1:9), вытекающим из Его волеизъявления (Еф 1:5, 9, 11), ответственность за то, чтобы веровать возлагается на человека (стих 13). «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2Фес 2:13).
В Нем указывает на сферу (сравните «во Христе» в Еф 1:3), в которой совершается избрание, так как Христос является Главою и Представителем духовного человечества (стих 10, 22; Кол 1:18). Время избрания — от вечности, а цель его в том, чтобы мы (т. е. верующие) были святы и непорочны пред Ним в вечности. Тому, что было начато Богом в прошлом, в будущем предстоит быть полностью завершено. Христиане — «святы», т. е. отделены для Бога, в чем и состоит цель совершенного Им избрания по благодати. Но оно преследует и еще одну цель: сделать христиан «непорочными».
Греческое слово амомоус, означающее «без порока», в Новом Завете встречается восемь раз (стих 4; 5:27; Флп 2:15; Кол 1:22; Евр 9:14; 1Пет 1:19; 2Пет 3:14; Откр 14:5). В Септуагинте оно встречается применительно к жертвенным животным; только тех из них, которые «не имели порока», можно было приносить в жертву Богу.
К чему относится в любви, завершающее 4 стих? Очевидно, к предыдущим словам: чтобы мы были святы и непорочны пред Ним, хотя некоторые склонны читать эти слова вкупе с первым словом следующего стиха: «в любви предопределив». В пользу первой точки зрения говорит, в частности, то соображение, что «в любви» и «любовью», встречающиеся в этом Послании еще пять раз (3:18; 4:2, 15−16; 5:2), всегда относятся к человеческой любви, а не к Божией. Кроме того, любовь хорошо согласуется со святостью и непорочностью, святость и любовь гармонируют между собой. Бог есть любовь, и по причине избрания их этой любовью верующие собственную свою любовь должны являть в практической святости.
Еф 1:5. Причина Божиего избрания в том, что Он предназначил верующих к усыновлению (сравните с «предназначены» в стихе 11). Предопределив — от греческого слова «проорисас», что означает «отмеченный наперед»; смысловое ударение здесь скорее на содержании этого понятия, чем на том, кто именно избирается, т. е. оно ставится на том, что предопределенная от вечности судьба верующих — в усыновлении их Богом чрез Иисуса Христа (как Посредника этого усыновления) — в качестве сынов, достигших должного развития. Концепцию усыновления находим также в Рим 8:15, 23 и в Гал 4:4−7. В результате усыновления приемный сын вводится в семью и получает те же самые права, что и сын, рожденный в этой семье.
Из этого контекста следует, что предопределение логически предшествует избранию: Бог вначале возрадовался («предвкусив» ее) славной судьбе верующих, принятых Им в Его семью, и уже потом бросил он взгляд вниз, на грешное человечество, чтобы избрать из него верующих (Рим 8:30, где слово «предопределил» предшествует слову «призвал», подразумевающему Его продуктивную деятельность по спасению человека). Все это было сделано по благоволению воли (сравните стих 1, 9, 11) Его (в англ. Библии — «с радостью и в соответствии с волей Его») и означает, что Он радовался, изливая духовные благословения на Своих детей.
Еф 1:6. Конечная цель избрания, совершенного Богом, — в том, чтобы верующие сделались похвалой славы (или славной) благодати Его. Схожее выражение относительно похвалы следует за описанием соделанного Сыном (стих 12) и Духом Святым (стих 14). Его «славная благодать» (не заслуженная людьми; сравните стих 7) была им дана как дар — мы были ею «облагодатствованы». Всего лишь один раз еще употреблено в Новом Завете соответствующее отглагольное прилагательное — в Лк 1:28, где Мария названа «благодатной».
Поскольку спасение — от начала до конца — следствие Божией благодати, христиане, конечно же, должны хвалить и славить Бога за него! Это, как уже говорилось, тоже было целью их избрания — благословлять Бога (сравните с «Благословен Бог» в стихе 3). Словами в Возлюбленном подчеркивается Божия любовь к Сыну (сравните «возлюбленного Сына» в Кол 1:13). Упоминание о Христе в данном стихе обусловливает переход к теме Его (второго Лица Троицы), которая развивается в стихах 7−12.
Бог Отец любит Своего Сына, а потому и христиане, пребывающие в Сыне, тоже являются объектом Его любви.
б. Божественное искупление во Христе (1:7−12)
Еф 1:7. Искупление (аполитрозин) подразумевает освобождение или искупление из рабства (сравните Кол 1:14). Идеей освобождения проникнуты и некоторые другие стихи, где встречаем то же греческое слово (Лк 21:28; Рим 3:24; Рим 8:23; 1Кор 1:30; Еф 1:7, 14; Еф 4:30; Кол 1:14; Евр 9:15; Евр 11:35). Речь тут идет об искуплении от греха (Евр 9:15) и, таким образом, имеется в виду работа Христа по освобождению верующих от рабства греху.
Это уточняется словами прощение грехов (также Еф 4:32; Кол 1:14), каковое дается немедленно по освобождении верующего от упомянутого рабства. (Словом «грехов» переведено греческое слово «параптома» — буквально «неверные шаги» или «нарушение закона»; оно же употреблено в Рим 4:25; Рим 5:16−17, 20; Еф 2:1, 5 и в др. местах.) Бог не может легко относиться ко греху, ибо очищение от него связано с пролитием крови (Евр 9:22).
Средством искупления явилась жертвенная заместительная смерть Иисуса Христа (Кровию Его; также Еф 2:13; 1Пет 1:19), что полностью удовлетворило требование Божественной справедливости (Рим 3:24−25). Она, т. е. смерть Христа, совершилась по богатству благодати Божией (Еф 1:6; Еф 2:7). Христова кровь есть мерило того богатства Божией милости, которую Он дарует каждому верующему — отнюдь не по заслугам его. Происходит это именно по богатству Его благодати (сравните Флп 4:19), а не из соображений этого богатства. Шесть раз в Послании к Ефесянам упоминает апостол Павел о Божием богатстве (1:7, 18; 2:4, 7; 3:8, 16).
Еф 1:8−10. Божия благодать дается верующим как способность понимать Его волю. Бог дает им премудрость (софия; 1:17; 3:10; Кол 1:9, 28; Кол 2:3, 23; Кол 3:16; Кол 4:5), т. е. способность объективного проникновения в истинную сущность Его откровений, и разумение (фронесеи), т. е. умение понимать их конкретно и применительно к себе. Так, верующие в состоянии охватить до известной степени цель Божества в веках и осмыслить осуществление ее в рамках своего времени.
Это происходит потому, что Бог открыл нам тайну Своей воли (сравните с употреблением слова «воля» в Еф 1:1, 5, 11). «Тайна» — это ранее скрытая истина, которая сделалась доступной человеческому разумению благодаря Божиему откровению (о «тайнах» в Новом Завете в частности, в Мф 13:11). Эта тайна (истина, открытая в откровении) заключается в Божием благоволении или в благой воле Его (сравните Еф 1:5) осуществить во Христе и под Его началом соединение «всего небесного и земного», т. е. «устроить полноту времен».
Слово ойкономия, переведенное как «устроение», означает учреждение чего-то или управление чем-то. Тут подразумевается Тысячелетнее Царство — в нем достигнут своей полноты (в значении «завершения») все те «времена», в которые постепенно и последовательно осуществлялись Божии цели, и все сущее, как духовного, так и материального порядка, окажется под началом Христа, под Его непосредственным управлением (1Кор 15:27; Кол 1:20).
Словами «дабы все… соединить под главою» переведено одно греческое слово (которое в Новом Завете встречается еще лишь в Рим 13:9, где речь идет о слиянии всех заповедей в одной заповеди о любви; в русском тексте — «заключается»). В Тысячелетнем Царстве все будет восстановлено и объединено под руководством Христа, единого Главы. Это не означает, что все будут спасены, но что грех, как фактор неустройства, будет удален, и во вселенной будет установлен мир (Ис 2:2−4; Ис 11:1−10).
Еф 1:11−12. Уверование евреев во Христа и включение этих иудеев в тело Христово Павел рассматривает как следствие полученных ими духовных благословений, выразившихся в даровании им способности проникать в тайну Божией воли (стихи 8−10). Местоимение «мы» в стихе 11, по-видимому, подразумевает иную группу людей, чем та, о которой шла речь в стихах 3−10. Это подтверждается двумя соображениями: 1) в стихе 11 после местоимения «мы» поставлен союз «и» — в значении «также»; 2) в стихе 13 «мы» меняется на «вы», перед которым тоже стоит «и» в значении «также»; это «вы» явно относится к верующим из язычников. Хотя Божии благословения излились и на иудеев, и на язычников, иудеи были призваны первыми (нам, которые ранее уповали на Христа в стихе 12; сравните Деян 3:26; Рим 1:16).
В Еф 1:11 слово еклеротемен, которому в русском тексте соответствует сделались наследниками, буквально означает «быть избранными по жребию» (в Новом Завете оно встречается только здесь). Верующие из иудеев были избраны в силу своего предназначения. Но это предназначение не было продиктовано прихотью или капризом Всевышнего — оно состоялось по Его определению (сравните Рим 8:28; Рим 9:11; Еф 3:11); в английской Библии это передано несколько иначе, чем в русской: «Согласно плану Того, Кто все совершает в соответствии с замыслом воли Своей».
Самим сочетанием слов в греческом тексте (которое в англ. Библии передано точнее) — «план», «замысел», «воля» — выраженно подчеркивается суверенность Божиего решения относительно включения иудеев в Церковь, возглавляемую Христом. Божий выбор был направлен на то, чтобы верующие иудеи могли послужить к похвале славы Его (сравните стих 6); «к похвале славы Его» или некоторое видоизменение этих слов служит рефреном, повторяемым по описании дел каждого из Лиц Троицы (сравните стих 6, 14). Слова, которыми завершается стих 12, подтверждают, что в этих стихах (11−12) говорится о верующих иудеях, противопоставляемых верующим из язычников, поскольку в вере иудеи хронологически предшествовали язычникам (Деян 1:8; Деян 13:46; Деян 28:25−28; Рим 1:16; /соответствующие ком./ 2:9−10).
Христос освободил грешника от его греха и открыл ему Свою волю, состоящую в том, чтобы все к концу «времен» объединилось под Его главенством, включая и верующих иудеев, которые первыми доверились Ему.
в. Божественное запечатление Духом (1:13−14)
Основой духовных благословений, изливаемых Богом на верующих, служит не только избрание их Отцом (стихи 3−6) и искупление Сыном (стихи 7−12), но и запечатление их Духом Святым.
Еф 1:13−14а. В Нем и вы относится к язычникам, в отличие от иудеев, о которых речь шла ранее (сравните толкование на стихи 11−12). Когда язычники услышали слово истины (сравните Кол 1:5; 2Тим 2:15; Иак 1:18), которое характеризуется как благовествование вашего спасения, и уверовали в Него, то были запечатлены обетованным, т. е. обещанным вам Святым Духом. В греческом оригинале заключительные слова 13 стиха звучат так: «Они были запечатлены в Нем (во Христе) Святым Духом, обещанным им».
Слово запечатлены (от «печать») указывает на сохранность и надежность (Мф 27:66; Еф 4:30), на удостоверенность (Ин 6:27), на заверение истинности (Ин 3:33) и на засвидетельствование о принадлежности (2Кор 1:22; Откр 7:2; Откр 9:4). Бог запечатлевает, Христос является сферою, в которой запечатление происходит, а Дух Святой — орудием запечатления. Выражение «обетованным Святым Духом» подразумевает обещание, данное Христом Его ученикам, что пошлет им Духа (Лк 24:29; Ин 14:16; Ин 15:26; Ин 16:13; Деян 1:5).
Запечатлевающий Дух Святой есть залог наследия нашего. Слово «залог» означает нечто большее, чем просто обязательство, которое ведь можно взять назад; он, как первый взнос за приобретаемую недвижимость, служащий гарантией дальнейших выплат (сравните с «начатком Духа» в Рим 8:23). Такой «гарантирующий залог» передан по-гречески (стих 14) словом аррабон, которое в Новом Завете встречается еще два раза: в 2Кор 1:22 и 2Кор 5:5. Речь тут идет о гарантии верующим наследия спасения и пребывания их в вечности на небесах (1Пет 1:4). (также толкование на слово «наследие» в Еф 1:18.) В сущности «залог» Духа Святого является как бы частицей неба в жизни верующих и гарантией того, что в будущем они получат несравненно больше.
Еф 1:14б. Верующий запечатлен Святым Духом для искупления удела (т. е. собственности) Его. Тут, однако, не имеется в виду искупление как освобождение от вины за грех, от рабства греху; о таковом говорилось в Еф 1:7, а здесь подразумеваются верующие, которые уже являются «собственностью Бога». Речь тут идет об окончательном и полном выведении их из сферы действия греха (Рим 8:23б; Флп 3:20−21). Греческий эквивалент слова «удел» встречается и в других стихах, в частности, в 1Пет 2:9. Стих 14 заканчивается повторением уже знакомого нам славословия: в похвалу славы Его, которое прежде следовало за описанием работы Отца (Еф 1:6) и Сына (стих 12).
В. Молитва о мудрости и откровении (1:15−23)
1. Причина благодарности (1:15)
Еф 1:15. Посему, т. е. по причине перечисленных выше духовных благословений верующих, включая их избрание, предназначение, усыновление, изливаемую на них благодать, искупление их, прощение, дарованные им мудрость, разумение, знание тайны воли Его, запечатление их Духом Святым и ожидающее их наследие на небесах, — Павел молится теперь о том, чтобы его читатели могли лично и близко познать Бога. В греческом тексте стихи 15−23 составляют одно предложение, как и стихи 3−14.
Павел услышал о вере ефесян во Христа и об их любви ко всем святым (сравните Кол 1:4; 2Фес 1:3). Правильные взаимоотношения с Богом должны вести к правильным отношениям христиан между собой. Любопытно отметить, как объединяет Павел «любовь с верою» в Еф 6:23.
2. Просьба (1:16−23)
а. Просьба о мудрости и откровении (1:16−18а)
Еф 1:16. За веру и любовь ефесян Павел непрестанно благодарил Бога (сравните Рим 1:8; 1Кор 1:4; Флп 1:3; Кол 1:3; 1Фес 1:2; 2Фес 1:3) и молился о них (сравните Флп 1:4; Кол 1:9; 1Фес 1:3).
Еф 1:17. Итак, этот стих продолжает стих 16. Павел обращается с просьбой к Богу Господа нашего Иисуса Христа (сравните стих 3), Отцу славы, т. е. Отцу, Которому принадлежит вся слава мира (сравните с «Богом славы» в Деян 7:2 и «Господом славы» в 1Кор 2:8). Павел просит о том, чтобы Бог дал ефесянам Духа премудрости и откровения.
Хотя слово «Дух» написано с большой буквы и некоторые переводчики полагают, что речь тут идет о Святом Духе, в данном случае это слово было бы правильнее толковать как «расположение» или «склонность» — судя по двум дополнениям в родительном падеже, которые следуют за ним («Духа премудрости и откровения» сравните с «духом кротости» в 1Кор 4:21).
Но с другой стороны, никто не может обрести духа (в смысле соответствующей предрасположенности) мудрости и откровения, если не находится под руководством Духа Святого. Как пишет Исаия: «И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис 11:2). Мудрость (софия — также Еф 1:8; Еф 3:10) дает способность проникновения в истинную природу вещей, откровение же — возможность проникновения в суть обсуждаемого предмета, т. е. в сущность Самого Божества.
Эта мудрость и это откровение даются для того, чтобы люди могли познавать Его. Соответствующее греческое слово эпигносей подразумевает не абстрактное знание Бога или каких-то объективных фактов о Нем, а именно личное, близкое познание Его (греческое слово того же корня — Еф 4:13). Тут подразумевается внутреннее, сокровенное познание сердцем Божиего характера и воли Его. Философы советуют: «Познай самого себя», а христиане говорят: «Познай Бога через Иисуса Христа».
Еф 1:18а. Итак, просьба апостолов — о том, чтобы ефесяне обрели способность особого духовного проникновения для познания Бога, чтобы Он с этой целью просветил очи сердца их. Надо заметить, что эта просьба о познанни ограничена определенными рамками — рамками сердца, уже просвещенного Богом, как об этом свидетельствует форма греческого прошедшего времени, предполагающая продолжение в будущем того, что произошло в прошлом; «просвещенность» их сердец подтверждается сказанным в 3−14 и особенно — в стихах 7−9. В библейском понимании «сердце» является «центром» человеческой личности.
б. Цель получения мудрости и откровения (1:18б−23)
Сообщив о том, что он молится (стихи 16−17) о том, чтобы ефесяне могли лично познать Бога, Павел говорит теперь о цели (тоже в сфере познания) этой просьбы: дабы вы познали — познали некие три вещи; о них он говорит в стихах 18б−23 (о первой в 18б, о второй в 18в и о третьей в стихах 19−23). Слово «познали» (греческое слово «ейденаи», стих 18) предполагает именно знание фактов — здесь уместно сравнение с полководцем, которому прежде, чем отправиться на битву, необходимо узнать фактические данные относительно имеющегося у него военного снаряжения и людских резервов.
Еф 1:18б. Первая вещь — это надежда. Источником нынешней надежды верующего является призвание его ко спасению, осуществленное в прошлом (Рим 1:6; Рим 8:30; Еф 4:1, 4; 2Тим 1−9). «Надежда» или «упование» в Священном Писании есть синоним уверенности верующего в его победе в Боге (Рим 8:23−24; Еф 4:4; Кол 1:5; 1Фес 1:3; 1Пет 3:15).
Еф 1:18в. Вторая вещь, о которой Павел хочет, чтобы знали его читатели, относится к области будущего: какое богатство славного наследия Его для святых. Здесь значительное расхождение в переводе с греческого оригинала на английский и русский языки. По-английски последние слова звучат как «во святых». (И на этом строится объяснение стиха комментатором.)
Во время воскресения верующих («святые» — это те, которые отделены Богом для Себя, стих 1) Бог «унаследует» их — тех, которых искупил дорогой ценой «по богатству благодати» Своей (стих 7). Это второй (из шести) раз прибегает Павел в Послании к Ефесянам к понятию «богатства» (1:7, 18; 2:4, 7; 3:8, 16). В 1:14 апостол писал о «наследии» христиан как о предстоящем им полном освобождении из сферы действия греха. Здесь же, в 18 стих, он пишет о Божием наследии, которым являются сами святые! По причине «славы благодати» (или славной благодати; стих 6) Того, Кто является Отцом славы (стих 17), Он получит «славное наследие» Свое (стих 18).
Еф 1:19−23. Третья вещь, о которой Павел хочет, чтоб знали верующие, относится к настоящему времени: Как безмерно Его могущество в нас, верующих. Слово «могущество» (динамис) употреблено здесь в значении движущей и животворящей силы. Эта сила Божия и направлена на верующих, она действует в них. Павел называет ее державной (греческое слово «кратоус» — буквально «сила, преодолевающая всякое сопротивление»; именно такой она явила себя в чудесах, которые совершал Христос; слово кратоус всегда применяется только к Богу, и никогда — к верующим). Самый подбор слов для описания могущества Божия подчеркивает, насколько она «безмерна», эта сила Его, которая доступна христианам (6:10; 1Пет 4:11).
Далее Павел говорит о том, как Божия сила трижды явила себя во Христе (Еф 1:20−23). Первый раз, когда Он воздействовал ею во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах. Божия действенная сила, воскресившая Христа и вознесшая Его на небеса в прошлом (Рим 8:34; Еф 2:6; Кол 3:1; Евр 1:3; Евр 8:1; Евр 12:2; 1Пет 3:22), есть та самая, которая в настоящее время доступна верующим (Флп 3:10). Какой это чудесный источник духовной энергии и способности жить христианской жизнью (Кол 1:11)!
То обстоятельство, что Христос был вознесен на небо и посажен по правую руку Бога, свидетельствует о Его положении превыше всех начальств и властей (сравните Кол 1:16), как человеческих, так и духовных (Флп 2:8−11), будь-то в настоящее время или «в веке будущем», т. е. в вечности (1Кор 15:23−28). Слова начальства и власти, и силы и господства относятся в первую очередь к ангельским чинам (Рим 8:38; Еф 3:10; Еф 6:12; Кол 1:16; Кол 2:15; Тит 3:1).
И в этом, т. е. в том, что Отец все покорил под ноги Христа, есть второе проявление силы Его в Сыне. Тогда как Адам потерял свое господство над творением в момент своего согрешения, Христос был поставлен Главою над этим, некогда падшим, творением (Еф 1:10). Полностью воцарение Его осуществится в будущем (Пс 8:6; 1Кор 15:27; Евр 2:6−8).
Третье проявление Божественной силы во Христе — в том, что Он поставлен главою Церкви. Хотя, как только что говорилось, окончательное воцарение Христа произойдет в будущем, теперь Он возглавляет общество верующих. Главою Церкви Иисус назван также в Еф 4:15; Еф 5:23 и в Кол 1:18. Намек на Церковь ощущается уже в Еф 1:10, но впервые о ней говорится прямо в Еф 1:22б. Церковь есть Его тело (стих 23 сравните с 4:4, 15−16; Кол 1:18). Это тело Его, т. е. вселенская Церковь, объединяющая в себе всех верующих, и есть полнота Его, Наполняющего все во всем.
Надо признать, однако, что такое определение тела Христова нелегко поддается объяснению. Глагол «наполнять» можно принять в «пассивной форме», т. е. понять это так, что Христос, как Глава тела, «наполняется» Церковью, другими словами, что Церковь, по мере своего роста, все более наполняет Христа. Но, пожалуй, правильнее это понять в ином смысле, а именно, что Христос, будучи Главою тела, «наполняет» его, т. е. Церковь, благословениями.
Тогда стих 23 можно было бы прочитать так: «Которая есть тело Его, наполняемое Им, Который наполняет все (в значении — всю вселенную) всем (Своими благословениями)». В пользу такой интерпретации говорят следующие соображения: 1) Нигде в Новом Завете не сказано, что Христос черпает Свою полноту от Церкви. 2) Вторая точка зрения «укладывается» в контекст поскольку творящей и все завершающей силой выступают три Личности Божества (сравните Еф 1:10). 3) Такое понимание согласуется с 4:10−11, откуда следует, что Христос «наполняет» все (вселенную) Своими одаренными служителями.
На этом молитва Павла заканчивается. Указав на то, что верующим принадлежат все духовные благословения (1:3−14), апостол молится о том, чтобы им познать Бога лично, сердцем (стих 11 дабы они могли уяснить себе следующие три факта: 1) что «призвание» их в прошлом к спасению порождает надежду (с 18); 2) что в будущем они, святые, станут «наследием» Бога (стих 18), и 3) что сила Бога, которая в настоящее время действует в верующих, — а) в прошлом явил себя в воскресении и вознесении Христа — б) в будущем проявится в воцарения; Христа над творением, а в наши дни — в) являет себя в том, что Иисус Христос возглавляет Церковь.