К Ефесянам 4 глава

Послание к Ефесянам
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Итак, я, узник за то, что принадлежу Господу, призываю вас жить так, чтобы быть достойными призвания, достигшего вас.
2 Постоянно проявляйте смирение, доброту и терпение и относитесь друг к другу с любовью.
3 Стремитесь сохранить единство Духа через мир, который связывает вас.
4 Есть лишь одно тело и один Дух, и Бог призвал вас разделить общую надежду.
5 Есть лишь один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех. Лишь Он правит над всеми, проявляется во всём и вездесущ.
7 Особая благодать дарована каждому из нас соответственно щедрости Христа.
8 Вот почему в Писаниях сказано: «Когда вознёсся Он, то взял с Собой захваченных пленников и раздал дары людям».
9 Что же означает сказанное «Он вознёсся», как не то, что Он также и спускался на землю?
10 Христос Сам спустился, и именно Он вознёсся выше всех небес, чтобы заполнить Собой всё.
11 И Сам Он некоторым даровал стать апостолами, другим — пророками, третьим — проповедниками Благой Вести, четвёртым — пастырями и учителями, чтобы они поучали и опекали людей Божьих.
12 Он сделал это, чтобы подготовить людей Божьих к служению ради укрепления тела Христа.
13 Это служение будет продолжаться до тех пор, пока мы все не придём к единству в вере и к полному познанию Сына Божьего. Наша цель — стать зрелыми людьми, подобными Христу, достигнув такого же совершенства, что и Он.
14 Тогда мы больше не будем подобны младенцам; не уподобимся кораблю, которого волны швыряют из стороны в сторону, и ветер всякого нового учения уносит вас с собой, а также людской обман и мошенничества, способствующие козням.
15 Давайте будем провозглашать истину с любовью и будем расти, чтобы стать подобными Ему во всех отношениях.
16 всему телу, которое соединяется всякими взаимно скрепляющими связями. И когда каждая отдельная часть действует как следует, то всё тело растёт и крепнет благодаря любви.
17 Поэтому я говорю это и предупреждаю вас во имя Господа: перестаньте жить, как живут неверующие с их никчёмными мыслями.
18 Их ум — в потёмках, и они отделены от жизни, исходящей от Бога, потому что невежественны и сердца их ожесточены.
19 Они утратили чувство стыда и предались сладострастию до такой степени, что занимаются всяким непотребством без стеснения.
20 Но такое поведение не соответствует тому, что вы узнали, когда пришли к Христу.
21 Я уверен, что вы слышали о Нём, а когда стали Его учениками, то получили наставления в соответствии с истиной, которая в Иисусе.
22 Что касается вашего прежнего образа жизни, вас учили отречься от вашей прежней сути, совращённой суетными желаниями.
23 Вам необходимо возродиться разумом и духом,
24 чтобы вы обрели новую сущность, созданную по подобию Божьему и отличающуюся праведностью и святостью в жизни, проистекающими от истины.
25 Так отрекитесь же от лжи! «Каждый человек должен быть честен с собратом своим», потому что все мы — члены одного тела.
26 «Можете гневаться, но не грешите».
Вы должны избавиться от гнева до захода солнца.
27 Не позволяйте дьяволу победить вас.
28 Кто привык красть, не должен больше этого делать, а должен трудиться и делать что-нибудь полезное своими руками, чтобы приобрести то, что можно было бы разделить с тем, кто в нужде.
29 Пусть сквернословие не исходит из уст ваших, а только то, что помогает людям стать сильнее, чтобы те, кто слышит вас, были благословлены вашими словами.
30 И старайтесь не опечалить Божьего Духа Святого, потому что он есть доказательство того, что вы принадлежите Богу. Бог дал вам этот дар в знак того, что освободит вас, когда настанет час.
31 Пусть горечь, гнев, ярость, брань, клевета покинут вас вместе со всяким злом.
32 Будьте сострадательны друг к другу и прощайте друг друга, как Бог простил вас через Христа.

Толкование Далласской семинарии

II. Образ жизни Церкви (главы 4−6)

Тогда как содержание первых трех глав Послания определяется изложением христианской доктрины, главы 4−6 Павел посвящает рассмотрению их применения на практике. Красной нитью проходит через эти главы мысль о «хождении» верующих.

А. Хождение в единстве (4:1−16)

Дав разъяснения относительно единства уверовавших во Христа иудеев и язычников и вознесши молитву об этом единстве, которое достигается на основании испытываемой и теми и другими Христовой любви, Павел переходит теперь к вопросу о том, как именно следует христианам «ходить» (поступать), составляя единое тело Христово. То, о чем он говорит здесь, — по силам тем одаренным людям, которых Христос дает Церкви, — с тем, чтобы тело Его могло возрастать во всех областях и сферах.

1. Основание единства (4:1−6)

а. Призыв к единству (4:1−3)

Еф 4:1. Павел призывал ефесян поступать достойно звания, в которое они призваны. Он побуждал их к этому на основании и в соответствии с тем, что изложил в главах 1−3. Слово «звание» (в значении «призвания») относится тут не только ко спасению верующих (Рим 1:5−6; 1Кор 1:9), но и к их объединению в «одном теле». Таким образом как в личной жизни, так и в сфере своей ответственности за других верующих в Церкви, должен демонстрировать христианин надлежащее «хождение» или поведение.

Еф 4:2−3. Важное значение имеют душевный склад верующих и вытекающие из него их жизненные позиции. Павел перечисляет три качества, необходимые христианам для правильного хождения перед Богом. Первое из них — смирение или «смиренномудрие». Древними греками оно считалось не достоинством, а скорее недостатком, присущим лишь рабам. Павел же призывает христиан к повседневному проявлению смиренномудрия, ибо это свойство противоположно гордости.

С другой стороны, христианам не должно быть присуще притворное смирение, так как им следует хорошо сознавать свое место в Божиих планах (Ин 3:30; Рим 12:3). Именно потому, что Павел особое значение придавал единству верующих, смирение упомянуто им в первую очередь (ведь оно способствует единству, тогда как гордость ведет к разладам), а, кроме того, апостол сознательно противопоставлял «смиренномудрие» гордости ефесян в прошлом — с целью облегчить им повиновение Богу и помочь осознать их зависимость от Него. Высший пример смирения являл Сам Христос (Флп 2:6−8).

Во-вторых, верующий должен быть кротким (Гал 6:1; 2Тим 2:25; Гал 5:23; Кол 3:12). Кротость противостоит самомнению, грубости и резкости. Она сопряжена с умением обуздывать свои чувства. И вовсе не свидетельствует о слабости. Она как бы соответствует некоему среднему состоянию между постоянным пребыванием в гневе и раздражении и полной неспособностью сердиться.

Тот, кто находится под Божиим руководством, сердится тогда, когда следует сердиться, и никогда не впадает в гнев попусту или несправедливо. Моисей был известен как кротчайший из людей (Чис 12:3). Однако он разгневался, когда Израиль согрешил против Бога (Ис 32). Христос был «кроток и смирен сердцем» (Мф 11:29). Но и Он впал в гнев, когда иудеи превратили храм в место торговли (Мф 21:12−13).

В-третьих, верующие должны проявлять долготерпение, т. е. дух твердости и стойкости до конца даже во времена бедствий (Иак 5:10). Человек терпеливый, а, значит, способный сдерживать себя, не спешит воздавать злом за причиненное ему зло (Гал 5:22; Кол 1:11; Кол 3:12; 2Тим 4:2).

Жизненная позиция, основанная на смирении, кротости и долготерпении, способствует сохранению единства среди христиан. Назвав эти три свойства характера, Павел говорит затем, каким конкретно образом верующие должны проявлять их в своем поведении: снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира.

Не заботиться об установлении единства следует христианам, но хранить то, что созидает Сам Бог, творя «одного нового человека» (Еф 2:15−16). «Союз мира» или, мирный союз между ними — вот средство сохранения единства. Если христиане озабочены сохранением мира между собой, то будут дружелюбны и терпеливы друг ко другу, несмотря на имеющиеся между ними различия и разногласия.

б. Основы единства (4:4−6)

Еф 4:4. Без всякого перехода Павел перечисляет семь основ единства, в центре которых находятся три Лица Троицы. Они и образуют основу единства, которое должно существовать среди верующих. «Одно тело» — это Вселенская Церковь, в которую входят все верующие (1:23; 2:16; 3:6). «Один дух» — это Дух Святой, Который обитает в Церкви. Слова как вы и («поскольку вы») к одной надежде … — указывают на то, что все верующие имеют общую надежду относительно своего будущего с Богом (1Пет 1:3; 3:15), начало которой было положено тогда, когда они были «призваны» ко спасению (Еф 1:4, 18; Еф 2:7; Еф 4:1).

Еф 4:5. Один Господь (Рим 10:12) — это Иисус Христос, Глава Церкви (Еф 1:22−23; Кол 1:18). Одна вера — это скорее всего не та объективная вера, которой христиане веруют в преподанную им истину (как сказано об этом в Деян 6:7; 1Тим 3:9; 1Тим 4:1, 6; Иуд 1:3), а вера, так сказать, субъективная, которую каждый из них развивает и проявляет в Иисусе Христе, Своем Господе (Кол 2:7). Одно крещение может относиться как к водному крещению, т. е. внешнему символу внутренней реальности духовного возрождения, так и к отождествлению верующего со Христом в Его смерти (Рим 6:1−11; Гал 3:27).

Но маловероятно, чтобы речь здесь шла о крещении Духом, поскольку перечисляемая в этом стихе триада — вся относится к Иисусу Христу, т. е. ко второму Лицу Троицы. Кроме того, и контекст в целом (Еф 4:1−16) не дает оснований предполагать, что в стихе 5 подразумевается крещение Духом. Если же тут имеется в виду водное крещение, то это означает, что в совершении этого единого, общего для всех них, акта верующие демонстрируют и свою духовную общность.

Еф 4:6. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех вас — эти слова относятся к Богу Отцу в Его взаимоотношениях с верующими. Четырежды повторяемое местоимение «все» подразумевает всех верующих, а не всех людей вообще. Ибо то, о чем здесь говорится, не относится к человечеству в целом. Бог есть Отец всех, кто верует, а они — Его дети (Ин 1:12; Гал 3:26). И Он «над всеми» ими, так как управляет их жизнью. Он живет «во всех нас» и действует, являя силу Свою «чрез всех» (нас).

Два замечания нужно сделать относительно семи вышеперечисленных начал как факторов объединения (Еф 4:4−6). Первое: их неотъемлемой частью является Троица. Одно тело, составляемое всеми верующими, оживотворяется Духом Святым, отсюда и надежда — общая для всех христиан. Это тело соединяется со своим Господом (Христом) посредством веры, общей для каждого члена тела, и его отождествления с Господом в акте водного крещения. Один Бог, Отец, возвышается над всеми, действует через всех и во всех обитает. Все семь компонентов объединяются таким образом в Троице.

Второе: интересен сам по себе порядок перечисления здесь лиц Троицы. Павел начинает не с Отца, а с Духа Святого. Причина в том, что только перед этим он вел речь о «единстве духа» (стих 3), а в последующих стихах (7−13) будет говорить о дарах Духа. Тот же порядок перечисления Лиц Троицы видим и в 1Кор 12:4−6, где апостол также говорил о дарах Духа Святого.

2. Сохранение единства (4:7−16)

Итак, обсудив основы единства (стихи 1−6), Павел переходит теперь к анализу способов его сохранения (обратите внимание на «сохранить единство» в стихе 3) — посредством применения в жизни различных даров.

а. Распределение даров (4:7−11)

Еф 4:7−8. Прежде речь шла о единстве Церкви (стихи 1−6). Теперь же она пойдет о разнообразии в пределах этого единства (мысли о единстве в 1Кор 12:12−13 и разнообразии — в 1Кор 12:4−11, 14−20). Каждый верующий получает от Бога благодать или способность (Еф 3:2, 7−8) по мере дара Христова (буквально «в согласии с мерой — также 4:13, 16 — дара Христова», т. е. по мере того дара, который Он соблаговолит дать верующему). Что же до верующего, то он должен действовать в теле Христовом силой Божией — в меру своего дара (или духовной способности) — не больше и не меньше.

Это и приводит к тому, что в Церкви являют себя дарования во всем их разнообразии, как это видно из стиха 11, а также из Рим 12:4−6 и 1Кор 12:4−6. Далее: поскольку все верующие получают «благодать», то и священнослужители и рядовые члены Церкви находятся на одном и том же уровне — в смысле употребления и проявления ими полученных даров.

Еф 4:8 включает цитату из Ветхого Завета, говорящую о Божиих дарах. Большинство исследователей Библии считает, что она взята из Пс 67:19. Но, пожалуй, более правильной является та мысль, что Павел не цитирует тут какой-то конкретный стих из упомянутого Псалма, а передает его смысл и содержание в целом; дело в том, что в Пс 67 много слов, «работающих» на ту же мысль, что содержится в 67:19. И суть его (Пс 67) — в том, что одержавший военную победу имеет право раздать дары тем, кто с ним заодно. Христос «пленил» грешных людей («плен»), искупив их. И, будучи Победителем, Он вручает их Церкви в качестве даров. Если в Рим 12 и в 1 Кор. 12 речь идет о дарах, даваемых верующим, то в Еф 4:7 скорее подразумеваются сами верующие, даруемые Церкви (стих 11).

Еф 4:9−10. стихи 9−11 как бы служат комментарием на два слова из стиха 8, а именно на «восшед» (стихи 9−10) и на «дал» (стих 11). В стихах 9−10 раскрывается значение фразы (Он) «восшед». Эти стихи надо рассматривать как содержащие некую дополнительную, как бы в скобках, мысль, т. к. в данном контексте в целом речь идет о даянии даров. Прежде чем «взойти на высоту» Христос должен был «низойти». Сказано: в преисподние места земли. Прежде всего заметим, что в греческом тексте это звучит как «в нижние сферы земли».

На основании грамматического построения этой греческой фразы может быть предложено три объяснения ее смысла. Речь может идти о 1) «нисхождении» Христа на землю, т. е. о Его воплощении; 2) о схождении Его в ад в период между смертью Его и воскресением; 3) о смерти Христа и погребении Его в гробнице. Третья точка зрения, видимо, предпочтительнее, поскольку Своею смертью Христос одержал победу над грехом и искупил тех, кому предстояло стать «дарами» для Церкви.

Христос вознесся превыше всех небес, дабы наполнить все — в этой фразе выражена, вероятно, идея Его царственного положения над миром; занимая это положение и в силу победы, одержанной Им на кресте, Он и распределяет Свои дары. Такое толкование вполне соответствует Еф 1:23, где сказано, что Он наполняет Своими благословениями и Церковь и всю вселенную. Христос, воплощающий в Себе всю полноту Божества (Кол 2:9), наполняет Собою вселенную и управляет ею (Кол 1:18).

Еф 4:11. Этот стих является комментарием на вторую часть цитаты, приведенной в 8 стих, а именно на то, что Христос дает дары «человекам», подразумевается — верующим. Как уже говорилось, дарами для Церкви являются талантливые люди. В греческом тексте 11 стиха местоимение «Он» имеет особо выразительнное звучание, и этим подчеркнуто, что именно Сам Христос поставляет одаренных людей. Далее следует перечисление пяти «позиций», соответствующих талантам, которыми Он наделяет верующих. Первые две — апостолы и пророки — уже упоминались в Еф 2:20 и 3:5, и занимающие их названы основанием Церкви. Прежде всего под «апостолами» понимаются те Двенадцать, которые совершали апостольское служение при жизни Христа (Деян 1:21−22) и были назначены Им Самим (сюда надо включить и Павла — 1Кор 15:8−9; Гал 1:1; Гал 2:6−9). Однако «апостолами» были признаны и некоторые другие, как, например, Иаков (1Кор 15:7; Гал 1:19), Варнава (Деян 14:4, 14; 1Кор 9:6), Андроник и Юний (Рим 16:7), возможно, Сила и Тимофей (1Фес 1:1; 2:7), а также Аполлос (1Кор 4:6−9).

Эти последние, хотя и получили дар апостольства и соответствующее звание, однако, не несли апостольского «служения» в той же мере, как Двенадцать и Павел. Апостолами являлись, таким образом, те, которые Божией властью несли и распространяли Евангельскую весть. Само слово «апостол» означает: «тот, кто послан как наделенный властью уполномоченный».

Новозаветные пророки были даны Церкви для назидания, наставления и утешения (1Кор 14:3). Они, вероятно, возвещали Церкви волю Божию в те времена, когда библейский канон полностью еще не был составлен. Поскольку апостолы и пророки были основанием Церкви, то и существовали они лишь в первом поколении верующих.

Евангелистами были те, кто проповедовали Евангелие, наподобие нынешних миссионеров. Под пастырями и учителями, возможно, понимались два вида одаренных людей, которые несли служение в «оседлых» общинах (в отличие от странствовавших апостолов и евангелистов). Однако более вероятно, что речь тут идет об одном и том же даре, выраженном двумя словами, которым наделялся один и тот же человек, исполнявший пасторское служение (т. е. руководивший верующими и ободрявший их и одновременно — наставлявший их в том, как следовать путями Господними; (о «епископах» или пресвитерах, которые должны были иметь и дар учительства, в 1Тим 3:2; Тит 1:9).

б. Предназначение даров (4:12−16)

Предназначение одаренных верующих (стихи 7−11) заключается в том, чтобы готовить к служению других христиан, укрепляя их в вопросах доктрины и в практическом «хождении», и тем самым побуждая их к взаимному назиданию. Как и в нескольких других случаях (1:3−14, 15−23; 2:1−7; 3:1−13, 14−19; 4:1−7; 6:14−20), Еф 4:11−16 тоже представляет собой одно длинное предложение.

Еф 4:12. Павел говорит об одаренных людях, что они предназначены к совершению святых, на дело служения. Переведенная ближе к тексту, эта фраза звучит как: к усовершенствованию (греческое слово «катартисмон», слова того же корня находим в Мф 4:21, где речь идет о починке, т. е. подготовке рыбацких сетей, а также в Гал 6:1; 2Кор 13:11; Евр 13:21 — всюду в значении исправления, подготовки, в конечном счете — усовершенствования) святых ради последующего их служения (диакониас).

Наделенные дарами (Еф 4:11) люди обязаны служить Словом другим — с тем, чтобы и тех, в свою очередь, подготовить к дальнейшему служению (2Тим 2:2). И все это ради того, чтобы таким образом созидалось тело Христово (Еф 4:16). Отсюда видно, что все святые, а не только немногие вожди их, должны участвовать в «служении». Ибо все святые имеют дары (стих 7), которыми могут и должны служить другим.

Еф 4:13. Одаренные люди будут поставляться на служение до тех пор, пока вся Церковь не достигнет (буквально «не придет к») трех поставленных перед нею целей: 1) единства веры (сравните Еф 4:5) и познания (сравните 1:17) Сына Божия, 2) зрелости мужа совершенного и 3) меры (сравните 4:7, 16) полного (в значении «полноты» его) возраста Христова. По мере функционирования каждого верующего в соответствии с даром, полученным им от Христа (стих 7), крепнет единство тела (Церкви) в целом, (стихи 3−6), все более созревает оно духовно (смотрите стих 15) и все более уподобляется Христу в Его полноте (сравните 1:23; 3:19).

Еф 4:14−16. Здесь Павел излагает конечную цель, или, если хотите, результат (хина) разносторонней деятельности одаренных людей по подготовке святых на служение Господу и другим людям. Что верующие не должны, так это уподобляться младенцам, которых легко сбить с толку, и, подобно колеблющимся волнам, устремляться то вперед, то назад, увлекаясь всяким ветром учения (подразумевается — лжеучения) — по причине лукавой политики некоторых людей, владеющих искусством обольщения. Лжеучители уводят верующих в сторону от истины — с тем, чтобы увлечь их своими выдумками и ошибочными построениями.

В противоположность этому (Еф 4:15). Павел указывает верующим, как им должно поступать: действуя по истинной любви, т. е. как на словах, так и на деле возвещая истину в любви, всем возрастать в Того, Который есть глава Христос. Христос, таким образом, является источником духовного роста верующих, а также целью этого роста (стих 13). Именно голова (1:22; 5:23; Кол 1:18) управляет ростом и действиями всего тела (Еф 4:16).

Каждый член тела продуманно соединен (2:21) с другими членами, и все они соединяются посредством всяких взаимоскрепляющих связей (Кол 2:19) при действии в свою меру каждого члена. Это и дает телу Христову возрастать (Еф 4:15), созидая себя в любви (стих 12). «Любовью» и «в любви» встречается в этой главе трижды (стих 2, 15−16), указывая на средство сохранения единства.

Обращает на себя внимание и то, что модификация выражения «в меру» тоже встречается в этом контексте три раза (стих 7, 13, 16). Всякий верующий призван функционировать в теле Христовом — силою, которую дает ему Бог, — по мере дара, полученного им от Христа (стих 7). При условии, что каждый член Церкви будет действовать в соответствии с этой мерой, будет должным образом возрастать (по-русски «получать приращение») и Церковь в целом, созидая себя в любви, чтобы в конечном счете достигнуть полной меры христоподобия (стих 13). Если же верующие не используют своего дара до конца или препятствуют этому в других, то замедляется или приостанавливается и рост Церкви.

Ответственность за единство Церкви лежит на особо одаренных Богом членах ее (стихи 7−16). В рамках этого единства предусмотрено разнообразие функций. Павел делает ударение на возрастания тела, а не отдельных членов его. Каждый верующий вносит свой личный вклад в этот общий рост функционируя в соответствии с полученным им даром.

Б. Хождение в святости (4:17−32)

Верующие должны «ходить» не только в единстве, но и в святости. Сначала Павел говорит о том, чего христиане не должны делать, а затем указывает на то, как им следует вести себя.

1. Характеристика прежнего человека (4:17−19)

а. Его природа (4:17−18)

Еф 4:17−18. Верующим ефесянам, которые прежде были язычниками, нельзя жить так, как живут язычники (по-русски — прочие народы), т. е. так, как они жили и поступали раньше. Язычники поступают… по суетности ума своего. Слово, производное от «суетности», встречаем в Рим 1:21; греческое слово «матапотети» означает отсутствие разумной, полезной цели.

Разуму язычников чужда была истинная цель, которая состоит в получении Божиего откровения, чтобы руководствоваться им в своем поведении. Отсюда и «помрачение» их разума (Рим 1:21; 2Кор 4:4), «отчужденного» (сравните Еф 2:12) от жизни Божией. Причина отчужденна или отпадения их от Бога — в их невежестве относительно Него (1Пет 1:14), а оно, в свою очередь, коренится в ожесточении сердца их, бесчувственного к Богу и к Его путям.

б. Его поведение (4:19)

Еф 4:19. По причине своего бесчувствия язычники, о которых говорит апостол, предались распутству (греческое слово «аселгейя», переведенное словом «распутство» или одним из его синонимов, встречается в Мк 7:22; Рим 13:13; 2Кор 12:21; Гал 5:19; 1Пет 4:3; 2Пет 2:2, 17−18; Иуд 1:4), то есть такой жизни, в которой попирались как личные правила, так и общественные запреты. Они не знали другой цели, как творить всякую нечистоту с ненасытимостью, ублажая себя и не заботясь при этом о других.

Воистину мрачная картина греховной эгоистической жизни и путей, соответствующих извращенным представлениям!

2. Характеристика нового человека (4:20−32)

а. Его позиция (4:20−24)

Еф 4:20−24. В отличие от «ветхого человека» (стихи 17−19), верующие, воистину познавшие Христа, пошли иным путем. От того разум их и не помрачен более, и в жизни своей они более не чужды Богу, и сердца их уже не ожесточены и не нечисты. Христос есть Предмет их познания (вы слышали о Нем) и Сфера их Обучения (и в Нем научились). Познание это и обучение соответствуют истине, потому что Он есть Истина (Ин 4:6). Содержание же и цель их — двояки: 1) верующий призван отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных (в значении «обманных») похотях (Еф 4:17−19).

Похоть всегда обманна, потому что сулит радость, но в конечном счете не приносит ее. 2) он должен облечься в нового человека, созданного по Богу, в святости истины (стих 24). Ибо истина противостоит похотливому Образу жизни, обманному по сути своей (стихи 14−15). Все это христианам нужно, чтобы обновиться духом ума своего, т. е. принять новые точки отсчета, иные, чем прежде, критерии и ориентиры, а, значит, отказаться от суетности мышления, избавиться от помрачения разума и от невежества (стихи 18−19).

Обо всем этом Павел пишет не в форме наставлений, а просто излагает факты, как они есть, — подобно тому, как делает это в Рим 6:2−10 и 2Кор 5:17. Верующие — это новые люди во Христе и, следовательно, не могут более вести такой же образ жизни, как язычники; об этом речь и в последующих призывах, обращенных к новому человеку.

б. Его поведение (4:25−32)

Каждое из пяти наставлений относительно поведения верующего делится на три части: 1) повеление не делать (того-то и того-то); 2) повеление делать (то-то и то-то) и 3) изложение причины «позитивного» повеления.

Еф 4:25. Посему отвергнувши ложь, верующие должны говорить друг другу лишь то, что соответствует истине, т. е. согласовывать свои слова с тем, что имеет место в действительности, — ведь они члены друг другу в теле Христовом, т. е. в Церкви (стих 4:16).

Еф 4:26−27. Хотя порой верующие могут — впадать в справедливый гнев, объектом которого является грех (сравните Ин 2:13−16), им нельзя при этом согрешать самим. Избежать этого можно, не давая себе распаляться гневом. Вторую фразу 26 стих надо понимать в том смысле, что даже и праведным гневом гневающемуся надо остыть до захода солнца. Необходимо это потому, что в противном случае диавол воспользуется гневом верующего против греха, и самый гнев этот обратит в грех.

Другими словами, если верующий не в состоянии справиться с одолевающим его негодованием, то тем самым дает диаволу место для дальнейшего разжигания в нем отрицательных эмоций, т. е. для вовлечения верующего (все глубже) в грех. Врагу важно добиться, чтобы христианин утратил способность контролировать свой грех и таким образом сам попал под его контроль.

Еф 4:28. Христиане не должны красть, но обязаны трудиться — чтобы было у них, чем поделиться с нуждающимися. Вор похищает чужое для самого себя, верующий же должен трудиться, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. В этом — истинная христианская благотворительность. Многие блага доставляет труд: он служит удовлетворению материальных нужд того, кто трудится; доставляет ему полезное (как для него лично, так и для других) занятие, и дает ему упомянутую возможность помогать бедным.

Еф 4:29−30. Верующим не следует произносить никаких гнилых слов (сравните 5:4), но да сходят с уст их лишь добрые, полезные (4:28) слова — ради назидания других в вере. Такие слова, которые доставят слушающим их благодать (пользу), т. е. слова правдивые, чистые, нужные. Не только совесть его, но и Дух Святой помогает верующему наблюдать за его речью. То обстоятельство, что Дух может оскорбиться, говорит о том, что Он является Личностью. Он запечатлевает верующего, и печать Его остается на нем «до дня искупления» (так в англ. переводе Библии), т. е. до времени, когда тот получит новое тело (Еф 1:14; Флп 3:20−21).

Еф 4:31−32. Верующие должны воздерживаться от пяти порочных проявлений человеческого характера: от раздражения и ярости, от гнева (буквально — от «продолжительного гнева»), от крика (манеры повышать голос, кричать), от злоречия и от всякой злобы. Некоторые из этих пороков перечислены также в Кол 3:8. В противоположность всему этому апостол заповедует верующим три благодатных свойства: 1) будьте друг ко другу добры («хрестои») — «делайте то, что хорошо другим, или содействует удовлетворению их нужд»; 2) сострадательны (еуспланхнои — встречается в Новом Завете еще один раз — в 1Пет 3:8); 3) прощайте друг друга (буквально «будьте милостивы»). Все эти призывы к проявлению позитивных свойств человеческой натуры объясняются тем, что Бог во Христе добр (Еф 2:7), сострадателен (Мк 1:41) и милостив (Рим 8:32) по отношению к верующим.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.