К Филиппийцам 2 глава

Послание к Филиппийцам
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Итак, если для вас есть утешение во Христе, если вам ведома утеха, приносимая вашей любовью, если вы соучаствуете в Духе, если вам знакомо сострадание и привязанность,
2 то я исполнен радости. Думайте одно, любите одно, объединяйтесь духовно и имейте одни и те же цели.
3 Не делайте ничего из зависти или пустого самодовольства. Наоборот, в уничижении своём считайте каждого выше себя.
4 Каждый из вас должен думать не только о своём благе, но также и о благе других.
5 Рассуждайте и поступайте так, как Христос Иисус.
6 Хотя Он был Богом по природе Своей, Он не держался за Своё равенство с Богом,
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба и сделавшись по виду человеком.
8 Он смирил Себя до такой степени, что принял смерть, — смерть на кресте.
9 А поэтому Бог вознёс Его до высочайшего положения и дал Ему имя выше всякого другого имени,
10 чтобы все преклонились перед именем Иисуса, — все, кто на небе, на земле и под землёй,
11 и чтобы все уста произнесли, что Иисус Христос — Господь во славу Бога Отца.
12 Друзья мои любимые, вы повиновались всему, чему вас учили. Вы повиновались мне не только тогда, когда я был среди вас, но ещё более в моё отсутствие. Поэтому продолжайте жить с уважением и страхом перед Богом, чтобы придать значимость вашему спасению.
13 Потому что именно Бог вызывает у вас и желания, и поступки, угодные Ему.
14 Делайте всё без жалоб и ссор,
15 чтобы оставаться чистыми и невинными, непорочными детьми Божьими среди испорченных и развращённых людей. Сияйте же среди них подобно звёздам в тёмном мире,
16 неся им послание, созидающее жизнь, чтобы я гордился вами в День Христа, когда увижу,
17 И даже если моя кровь должна будет пролиться в дополнение к жертвенному приношению вашей веры, я радуюсь и разделяю свою радость со всеми вами.
18 Также и вы должны ощутить радость и разделить свою радость со мной.
19 Но я надеюсь с помощью Господа Иисуса послать к вам вскоре Тимофея, чтобы приободриться, узнав все новости о вас.
20 У меня нет никого, кроме него, кто разделял бы мои чувства и искренне беспокоился бы о вашем благополучии.
21 Потому что все остальные беспокоятся лишь о своём, а не о том, что угодно Иисусу Христу.
22 И вы знаете, как Тимофей проявил себя и что он, как сын отцу своему, служил вместе со мной в Благовестии.
23 И потому я надеюсь послать его к вам, как только увижу, как обстоят мои дела.
24 Надеюсь, что с помощью Господней я сам тоже вскоре смогу прийти.
25 Я считаю, что необходимо послать к вам Епафродита, моего собрата, товарища по трудам и соратника, посланного вами помогать мне в нуждах моих.
26 Он тоскует по всем вам и скорбит, так как до вас дошёл слух о том, что он болен.
27 В самом деле, он был болен и находился при смерти, но Бог смилостивился над ним (и не только над ним, но и надо мной тоже), чтобы у меня не было ещё большего горя.
28 И потому тем охотнее я посылаю его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и чтобы у меня не было печали.
29 Так приветствуйте его в Господе с великой радостью и воздавайте почести таким людям,
30 потому что он едва не умер, трудясь на ниве Христа, и подвергал свою жизнь опасности, чтобы завершить то, чего недоставало в вашем служении мне.

Толкование Далласской семинарии

II. Примеры христианской жизни (2:1−30)

А. Верующий призван разделять образ мыслей и чувств Сына Божия (2:1−18)

Здесь продолжается увещание, начатое в 1:27−30. Весь этот раздел (1:27 — 2:18) посвящен тому, что следует делать филиппийцам согласно призыву Павла. Сюда входят и стихи, трактующие особо знаменитое кеносис — самоумаление, самоуничижение (2:5−11); в них на первый план выступает Сын Божий как пример верующим для подражания.

1. ЕСЛИ ЕСТЬ… (2:1)

Флп 2:1. В 1:27 Павел писал о христианском житии соответственно благовествованию, на котором оно основано. Далее он призывал верующих к духовному единству. Оно возможно благодаря тем четырем способностям (или качествам), которые перечисляются в 2:1. По-гречески в эти четыре «если» не имеют оттенка условности, а подразумевают вещи вполне реальные, и перевести их можно было бы как «поскольку». Итак, обращение апостола основывается на: а) утешении во Христе, т. е. на утешении, проистекающем от единства с Ним; б) отраде любви (в значении «радости, исходящей от Его любви»); в) общении духа; г) милосердии и сострадательности.

«Утешение» и то слово, которое Христос употребляет в отношении Духа Святого («Утешитель» — Ин 14:16), имеют общий корень. При переводе с греческого его можно было бы передать и как «наставление» либо «увещание» — в значении «поддержки», «поощрения» или, напротив, «упрека», потому что Дух не только утешает, а и обличает.

Но поскольку в том или ином направлении Он действует в каждом верующем, Павел видел в этом повод к достижению духовного единства между ними. Затем каждый из них радовался, чувствуя Божию любовь к себе, находил в ней отраду. Но когда Божия любовь поселяется в сердцах людей, это тоже ведет к духовному единству, которое проявляется в их жизни.

«Общение духа» есть результат постоянного пребывания Духа Святого (1Кор 6:19) в христианине. Однако апостол мог здесь иметь в виду и то общение между верующими, которое приходит от Духа — так же, как утешение приходит от Христа и отрада — от Его любви.

Павел, кроме того, говорит о «милосердии» и «сострадательности». Одно из служений Духа как раз и состоит в том, чтобы порождать в верующих способность заботиться о других членах семьи Божией, любить их. Эту способность христианин может или принять, или отвергнуть, но действие в нем Духа Святого является реальностью и основанием для единства всех детей Божиих.

2. НАСТАВЛЕНИЕ (2:2−4)

Флп 2:2. Исходя из сказанного в стихе 1, Павел призывал своих читателей явить на практике единство во Христе. Это исполнило бы его радости. В соответствии с четырьмя способностями, перечисленными им вначале главы существу ют и четыре конкретных способа достигнуть духовного единства. Филиппийцам следует иметь одни мысли, ту же любовь, быть единодушными и единомысленными (т. е. иметь общую цель).

Флп 2:3−4. Павел продолжает наставлять читателей, по-прежнему исходя из сказанного в стихе 1. Самый характер этих наставлений указывает на некие подспудные проблемы, назревавшие в филиппийской церкви. В возникновении их был, очевидно, повинен эгоцентризм некоторых верующих.

Ничего не делайте во любопрению или по тщеславию (стих 3). Слово «любопрение» мы уже встречали в стихе 16, где Павел говорит о стоявших в оппозиции к нему. Несомненно, подобные пробуждения и действия — откровенно плотского, а никак не духовного характера.

Тщеславие, по-видимому, и порождало дух соперничества или «любопрение» в среде филиппийцев… Но — по смиренномудрию почитайте одни другого высшим себя. Смирение перед Богом и другими людьми есть то, к чему должно стремиться каждое Божие дитя. Дух гордости и соперничества, проявляемый во взаимоотношениях между людьми, свидетельствует о недостаточности в них смирения перед Богом. Павел призывал филиппийцев считать других выше и лучше себя (1Пет 5:5−6).

Объяснял апостол и то, как именно может «смиренномудрие» быть проявляемо в жизни (Флп 2:4). Вместо того чтобы «сосредоточиваться» на себе, каждый верующий должен заботиться о других членах Божией семьи (Рим 12:10). Поглощенность собой — это грех.

3. УНИЧИЖЕНИЕ ХРИСТА (2:5−8)

Христос — это наиболее яркий пример смирения и отвержения себя ради других (стих 5:8). К числу самых замечательных слов, сказанных когда-либо о Христе, относятся и эти стихи, наряду со стихами 9−11.

Флп 2:5. Верующим тоже следует в смирении отвергать себя — ради других, ибо именно такие чувствования были присущи Господу в Его смирении и самоуничижении.

Флп 2:6−8. Греч, слово морфе, переведенное на русский язык как «образ» (употреблено апостолом в 6 и 7 стихах; по-английски звучит как «природа», «суть»); для всего этого текста оно имеет принципиальное значение. Им подчеркивается внутренняя общность Отца и Сына. Павел хочет сказать, что самая сущность Иисуса Христа та же, что у Бога; воплотившись, он стал идеальным человеком, оставаясь Божеством в полном и абсолютном смысле слова (последнее явствует из 2:6). Между тем, заявления Спасителя относительно Божественности Его природы вызывали, как известно, ярость у вождей иудеев (Ин 5:18), которые обвиняли Его в богохульстве (Ин 10:33).

Обладая полной Божественностью (Ин 1:14; Кол 2:9) и будучи в этом смысле равным Богу, Христос не считал нужным во что бы то ни стало удерживать это Свое достоинство при Себе: именно так, по-видимому, следует понимать фразу не почитал хищением быть равным Богу (иначе говоря — «не счел нужным удерживать любой ценой Свое равенство Богу»; Флп 2:6). То есть он без колебаний как бы отложил Свое небесное достоинство в сторону и стал человеком. Будучи Богом, Он обладал всеми правами Божества, но на время пребывания в человеческом теле отказался от этих Своих прав и видимым образом не проявил величия Своего и славы.

В Своем самоуничижении Христос принял образ (морфе) раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (стих 7). Из этого следует, что Он действительно стал человеком. Выражение «уничижил Себя» по-гречески звучит как «опустошил Себя». Это «опустошил» происходит от кеноо, имеющего значение «отказаться от своих интересов». Именно от них, а не от Божества Своего отказался Иисус. Фраза «приняв образ раба», конечно же, указывает на низкое и смиренное положение, занятое Им, на Его желание подчиниться Отцу и послужить людям. Он стал человеком, в самом деле, стал им.

Слово «подобным» предполагает здесь как сходство, так и отличие. Хотя человеческая природа Христа была подлинной, Он, тем не менее, отличался от всех других людей — тем, что был безгрешен (Евр 4:15).

Таким образом, ясно, что Христос сделался человеком, сохраняя Свою Божественную суть. В Своем воплощении Он был и Богом и человеком в истинном значении каждого из этих слов. Он явил Бога в человеческой плоти (Ин 1:14).

На основании неверного толкования фразы «и по виду став как человек» (Флп 2:7) возникло в раннехристианское время лжеучение, будто Христос только выглядел человеком… Этот взгляд противоречил всему, что сказано выше в стихе 7. Греч, слово схемати, переведенное как «по виду», предполагает чисто внешнюю видимость, которая может носить и временный характер. В отличие от упомянутого морфе (стих 6 и 7), которое подразумевает проявление вовне неизменной внутренней сути.

Самоуничижение Христа произошло не только в Его рождении (т. е. в воплощении, в результате которого Он стал Богочеловеком), но и в Его смерти. Ибо она была не только на редкость мучительной, но и позорной по своему характеру, эта крестная смерть (стих 8). Ею казнили тех, кто не являлись гражданами Рима и были наихудшими преступниками.

Не может быть более яркого примера самоуничижения и самоотречения для верующих, чем пример Христа. Имея его перед собой, и святые в Филиппах могли и должны были «единомысленно» и смиренно жить как перед Богом, так и друг с другом.

4. ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТА (2:9−11)

Центр внимания в этих стихах перемещается на Бога Отца, тогда как в стихах 6−8 оно было сосредоточено на Сыне. Результатом покорности Христа явилось превознесение Его Отцом, поставившим Его выше кого бы то ни было. Бог почтил и вознес Того, Кого люди унизили и отвергли.

Флп 2:9. Это превознесение Христа и получение Им имени выше всякого имени явилось ответом на Его первосвященническую молитву (Ин 17:5). Христос воскрес, вознесся на небо и был прославлен, сев по правую руку от Отца (Деян 2:33; Евр 1:3); в этом и выразилось Его превознесение. Что же касается высшего «имени» Его, то под ним не просто «титул» понимается; в этом термине передано превосходство Личности Христа в целом и занимаемого Им почетного положения.

Флп 2:10. По причине превознесения Христа и получения Им славного «имени» перед Ним однажды преклонится всякое колено — в знак признания Его Тем, Кем Он является на самом деле. О том же писал Павел и в Послании к Римлянам (14:11). И подтверждение этому находим в пророчестве Исаии (45:23), где речь идет о непревзойденном величии Бога Авраама, Исаака и Иакова.

Всеобъемлющность власти Христа над вселенной выражена в тройственном образе: преклонится перед Ним «всякое колено» небесных, земных и преисподних. То есть не останется ни одного разумного существа, будь-то ангелы и святые на небесах, люди, живущие на земле, или сатана, демоны его и не спасенные души в аду, которым не пришлось бы сделать это. Все они преклонятся перед Христом или добровольно, или по принуждению.

Флп 2:11. Понятнее этот стих звучит в таком прочтении: И всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь во славу Бога Отца. Именно это и признают все, склонившись перед Ним. Словами стиха 11 в сущности выражен самый ранний символ христианской веры, подразумевающий, что Христос есть Иегова-Бог. То, что Иисус утверждал в отношении Себя, признает однажды вся вселенная: что Он есть истинный Бог от истинного Бога. К сожалению, для многих это признание слишком запоздает, чтобы послужить им во спасение. Последнюю часть этого стиха надо понимать в том смысле, что «превознесенное» положение Спасителя в настоящем и признание вселенной Его Божества в будущем — служит в славу Бога Отца.

5. ПРОДОЛЖЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЯ (2:12−18)

В этих стихах Павел продолжает наставление, начатое им в стихах 2−4.

Флп 2:12−13. Слово «итак» указывает на связь того, что будет сказано, с тем, что было высказано непосредственно перед этим. Христос был послушен Отцу Небесному и исполнял Его план вплоть до Своей смерти на кресте (стих 8). И филиппийские верующие нуждались в послушании, чтобы следовать наставлениям Павла, никогда не упуская из виду примера Христа.

Увещания апостола были прямыми и целенаправленными, но высказывались с лаской, от сердца, что видно из слов возлюбленные мои. Обращение это несомненно напомнило филиппийцам об их первом знакомстве с апостолом и Силой, когда они, только-только придя ко Христу, основали церковь в своем городе (Деян 16:19−40). Когда Павел был с ними, они с охотой исполняли его наставления. Об этом он и напоминал им, радуясь тому, что они поступают так же и в его отсутствие.

Особая просьба, с которой Павел обращался к ним, диктовалась как собственной их нуждой, так и примером Иисуса Христа, и апостол четко формулирует ее — со страхом и трепетом совершайте свое спасение.

Обычно это место трактуется, как призыв к каждому из святых в Филиппах совершать свое личное, индивидуальное спасение. В переводе на английский язык греческий глагол в повелительном наклонении, по-русски переданный как «совершайте», звучит как «вырабатывайте» (в значении «вырабатывать на практике», «осуществлять в практике повседневной жизни»); то есть апостол хочет сказать: «вырабатывайте» (или «осуществляйте на практике») то, что Бог уже «выработал» (совершил) в вас Духом Своим. Апостол не призывал филиппийцев заслуживать (зарабатывать) себе спасение, но — являть на деле это спасение, уже данное им Богом. С учетом разногласий и соперничества, возникших в среде филиппийских верующих, такая трактовка, видимо, представляется верной (2:3−4).

Существует и другая точка зрения — что в упомянутом наставлении подразумевается жизнь всей общины в Филиппах. Сторонники этой точки зрения ссылаются на контекст в целом, из которого следует, что Павел возражал против озабоченности верующих своими лишь нуждами (стих 4). Под «спасением», говорят они, апостол понимал избавление филиппийской церкви от раздоров, гордости, эгоизма.

Пожалуй, правильнее всего воспринимать эти слова Павла в свете обеих точек зрения; скорее всего апостол имел в виду «совершение» как личного спасения каждого из филиппийцев, так и спасения общины в целом — в смысле избавления ее от того, что препятствовало верующим в ничем не замутненном познавании Бога.

Совершать спасение следовало «со страхом и трепетом», полагаясь только на Бога, а не на самих себя. Ибо «совершиться» оно могло лишь через Бога, дающего способность к соответствующим хотению и действию (стих 13). Павел давал понять филиппийцам, что Сам Бог действует в них с тем, чтобы они обрели желание и способность поступать в согласии с Его благой волей. Бог дает желание, силу, способность, а на человеке лежит ответственность. Итак, в исполнение Божией работы вовлечены оба эти фактора — как Божественный, так и человеческий. Верующие и Бог являются, таким образом, сотрудниками.

Флп 2:14−16. В этих стихах говорится о том, как именно следует христианам «совершать… спасение» (жить как спасенным) день за днем в согласии с благой волей Господа (стих 13). Все следует делать без ропота и сомнения (стих 14). «Все, что ни делаете, делайте без ропота», таков смысл греческой фразы, судя по порядку слов в ней. Форма ее настоящего времени подразумевает, что так надо делать всегда, постоянно. Под «ропотом» понимается дурная привычка жаловаться. Апостол, возможно, вспомнил, когда писал это, поведение евреев с Моисеем и, в конечном счете, по отношению Богу.

В 2:15−16 подчеркивается, насколько важно филиппийцам вести себя примерно. Прежде всего — в интересах их плодотворного свидетельства о Христе среди тех, кто жил вокруг них. Не исправив того, что нуждалось в исправлении собственной общине, они не могли в этом смысле рассчитывать на успех. Однако на тот момент их нельзя было назвать непорочными, по сравнению с их не веровавшими соседями; они еще не сияли, как светила в (окружавшем их) мире (2:15). Потому апостол Павел и призывал филиппийских христиан так вести себя, чтобы люди, находившиеся вне церкви, не могли высказывать в их адрес справедливые укоризны.

Филиппийцы жили среди строптивого и развращенного рода (2:15). И снова создается впечатление, что на уме у Павла, писавшего эти слова, были не веровавшие иудеи. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Моисей в таких же словах определял израильтян, отпавших от Бога (Втор 32:5). Петр прибегал к ним же («род развращенный» в Деян 2:40), как и Сам Иисус Христос (Мф 17:17).

Нынешний мир остается в таком же состоянии, как и тот, в котором жили Павел и филиппийцы: он лишен совести и развращен. Большинство людей повернулось спиною к Богу и к истине. И вот в таком мире призваны Божии дети «сиять, как светила» (Флп 2:15 сравните с Мф 5:14−16), быть чадами Божиими непорочными.

Дитя Божие входит в Божию семью, а люди, духовно не возрожденные, отчуждены от нее. Они враги Богу. Но в соответствии с высшей своей целью Создатель пользуется словом Своим, чтобы, действуя Им через Свой народ, — в процессе возрождающей работы Духа Святого — превращать Своих врагов в друзей Своих.

Греч, слово епехонтес, переведенное как «содержа» (стих 16), буквально означает «предлагать» или «крепко держать». Здесь его, по-видимому, надо понимать в первом значении. В повседневном быту греки пользовались этим словом, к примеру, на пирах, предлагая гостю чашу с вином. Коль скоро филиппийские святые «предлагали бы» слово жизни другим людям, у Павла были бы все основания ожидать похвалы в день Христов за то, что не тщетно трудился в Филиппах.

Под «Днем Христовым» подразумевается День восхищения Церкви для встречи со Спасителем на воздухе (1Фес 4:13−18). Остается добавить, что к «похвале» Павел стремился не из эгоизма и тщеславия, а движимый желанием прославить Бога.

Флп 2:17−18. Далее апостол пишет о том, что и страдая, радуется. Он знает, что в перспективе, вполне реальной, его ожидает мученическая смерть. Более того, она представляется ему неминуемой, и самая возможность освобождения из уз более не занимает его, как раньше (сравните 1:24−26). Позднее, совсем незадолго до смерти, Павел написал об этом в схожем тоне (2Тим 4:6).

Мысль апостола, как выражена она в 17 стихе, в греческом подлиннике звучит так: если бы даже ему суждено было излиться теперь, подобно жертвенному возлиянию (состоявшему из вина), на ту «жертву», которую он приносит Богу в лице филиппийской церкви, служащей Ему по вере (за… служение веры вашей), то и тут он продолжал бы радоваться. Павел хотел, чтобы его друзья в Филиппах разделяли эту его радость — сорадовались ему (стих 18).

Б. Верующий призван подражать образу жизни слуг Божиих (2:19−30)

Вторую главу Павел начал с рассмотрения той мысли, что верующие должны подражать Христу, Который «уничижил» Себя и был послушен Отцу вплоть до смерти (стихи 1−18). Далее (стихи 19−30) он указал на то, что и избранные служители Божий тоже могут служить другим верующим примером для подражания.

1. ТИМОФЕЙ И ПАВЕЛ (2:19−24)

Павел не мог посетить филиппийцев потому, что находился в узах. Глубокая озабоченность духовным состоянием его друзей побудила его послать к ним Тимофея, чтобы тот послужил им, вместо него. Хотя Тимофей и находился в то время рядом с Павлом (1:1), он, по-видимому, оставался свободным. Настоящее послание должно было быть доставлено филиппийцам Епафродитом, а вслед за этим к ним должен был отправиться Тимофей.

Флп 2:19. Сама забота о них Павла, выразившаяся в том, что он послал к ним Тимофея, могла послужить филиппийцам (да и другим верующим) примером для подражания. Павел не только принес им благую весть и привел их ко Христу, но и делал все возможное для их духовного роста, будучи искренне заинтересован в их судьбе.

Не зная, что ожидает его в будущем, апостол предваряет выражаемое им желание словами: Надеюсь же в Господе Иисусе… В связи с предполагавшимся путешествием Тимофея эти слова звучат несколько необычно, подчеркивая остроту ощущения Павлом, что приказ о его освобождении или казни может прийти в любую минуту.

Цель путешествия Тимофея выражена ясно: дабы я… утешился духом. Как письмо апостола, так и приход к ним Тимофея, должны были ободрить верующих в Филиппах. Но и апостол хотел получить ободрение через Тимофея в случае, если бы тот, вернувшись, принес ему добрую весть о филиппийцах.

И еще один урок можно извлечь из того обстоятельства, что Павел послал Тимофея в Филиппы; это — урок самоотречения и бескорыстия. Ведь Тимофей был очень близок Павлу и дорог сердцу его. И уж если он когда особенно в нем нуждался, так это теперь, находясь в Риме в заключении. Тем не менее, апостол готов был пожертвовать обществом Тимофея, чтобы оказать помощь другим.

Флп 2:20. Этот молодой человек, духовный сын Павла, питал горячий интерес к филиппийцам. В Риме Павел фактически не имел никого равно усердного Тимофею. Тот действительно был искренне озабочен духовным благополучием филиппийских верующих, являя собой пример большей озабоченности другими, чем собою (2:3−4).

Флп 2:21. Заявление, сделанное в этом стихе, по-видимому, надо рассматривать в широком диапазоне. Имел ли Павел в виду всех, кого он знал? Или только тех, кто находился в Риме, поблизости от него, и с ними сравнивал Тимофея? Хотел ли сказать апостол, что все остальные, к кому он в состоянии был обратиться с этим поручением, более искали своего, чем стремились угодить Христу? Правильным кажется последнее предположение. Тимофей был действительно исключительной личностью в этом эгоистическом мире (1:13, 17).

Флп 2:22. Зная Тимофея, филиппийцы знали и то, что слова апостола о нем соответствовали истине. Верность свою он проявил с самого начала, работая с Павлом в Филиппах (Деян 16). Тимофей был верным его сотрудником с тех пор, как Павел отправился в свое второе миссионерское путешествие. Будучи его духовным сыном, он служил ему искренне, как отцу. И оба сообща служили Господу в деле благовествования.

Непревзойденные свойства характера Тимофея, вся его жизнь, служат примером каждому чаду Божию. Те в филиппийской общине, кто не имели подобных качеств, должны были почувствовать укор совести при чтении Павлова послания, впрочем, и современные верующие — тоже.

Флп 2:23−24. Дав столь высокий отзыв о Тимофее, Павел подтверждает свое намерение послать его в Филиппы (стих 23), сразу, как только он узнает о собственной судьбе. По-видимому, апостол ожидал в скором времени принятия о себе какого-то решения.

Судя по сказанному в стихе 24, он надеялся на освобождение. Примечательно, что его уверенность на этот счет была в Господе (сравните со стих 19, где сказано «в Господе Иисусе»). Эту фразу можно прочитать и так: «Если будет угодно Господу».

Хотя в Писании нет конкретного указания на последовавшее освобождение Павла, оно, видимо, состоялось, судя по тому, что он снова находился в заключении в Риме, когда писал второе послание к Тимофею. Хотя нет указаний на то, что апостол вновь побывал в Филиппах, он вполне мог сделать это после своего освобождения.

2. ЕПАФРОДИТ И ПАВЕЛ (2:25−30)

Неизвестно, сразу ли ушел Епафродит из Рима после написания Павлом этого письма, чтобы доставить его филиппийцам, или он еще оставался какое-то время рядом с апостолом. Обычно считают, что именно Епафродит отнес это послание в Филиппы. О Епафродите упоминается только здесь и в 4:18.

Флп 2:25. Поскольку филиппийская община послала Епафродита к Павлу с «подарком» (денежным пожертвованием — 4:18) и с целью узнать, как обстоят дела у апостола, ему, по-видимому, было поручено остаться в Риме на неопределенное время, чтобы помогать Павлу. Однако апостол предпочел послать его назад в Филиппы, желая при этом всячески заверить тамошних верующих в своем высоком мнении о Епафродите. он называет его братом и сотрудником и сподвижником своим. Епафродит соучаствовал в духовной жизни Павла, разделяя с ним труд и опасности.

Он добровольно пошел на это служение, желая помочь апостолу. Не живой ли это пример для каждого верующего! Этот человек, имя которого означало «обаятельный», служил Господу, служа людям. Греч, фраза, переведенная как «служитель в нужде моей», подразумевает, что служение Епафродита при Павле носило священнический характер (сравните 4:18).

Флп 2:26−27. Епафродит беспокоился о своих друзьях в Филиппах и тосковал по ним. Он был сильно огорчен (тяжко скорбел) из-за того, что до них дошел слух о его болезни. В похожих словах говорится в Евангелиях о страданиях Христа в Гефсиманском саду (Мф 26:37; Мк 14:33).

Чем бы ни заболел Епафродит, болезнь его была крайне серьезной потому, что он был при смерти (2:27, 30). Ничего не говорится, сумел ли Павел исцелить его, или пытался сделать это, как нет намеков и на то, заболел ли Епафродит в результате того, что в чем-то нарушил волю Божию.

Павел возблагодарил Бога за то, что по милости Своей Он возвратил Епафродиту здоровье, тем самым и его, Павла, избавив от лишней печали (не прибавилась мне печаль к печали), т. е. к печали апостола в связи с заключением его не прибавилась горечь переживания по поводу смерти Епафродита.

Флп 2:28−30. Павел воистину был чужд себялюбия. Он от души желал наилучшего как филиппийцам, так и Епафродиту. Те переживали, узнав, что их посланник заболел, а, значит, не смог послужить Павлу, как они надеялись. Предвидя сомнения, которые могли у них возникнуть, Павел берет на себя всю ответственность за возвращение Епафродита домой.

Он решает спешно отправить его в обратный путь — по двум причинам: чтобы филиппийцы, увидевши его снова, возрадовались, и чтобы самому ему менее печалиться, другими словами — беспокоиться. Апостол не хотел, чтобы верующие в Филиппах неверно восприняли возвращение Епафродита, чтобы они подумали, будто тот попросту оставил Павла в тот момент, когда апостол особенно нуждался в его присутствии. Нет, Епафродит заслужил, чтобы земляки приняли его в Господе и оказали ему уважение.

Весь этот раздел в письме Павла говорит о том, как следует верующим обращаться с другими, — во избежание неверного порой толкования поступков того или иного человека. Истинная христианская любовь, которая есть плод Духа (Гал 5:22), подразумевает неизменно благожелательное отношение к людям, она готова их защищать и не замечать их недостатков (1Кор 13:7).

Павел объясняет филиппийцам (2:30), что их посланец был смертельно болен. И заболел он, служа Христу, так что, если бы умер, то умер бы за Христа.

Сами филиппийские верующие не могли прийти в Рим, чтобы помогать Павлу. И Епафродит отправился к нему как их представитель, подвергая опасности свою жизнь; он делал то, что не могли сделать они. Оказывая услуги апостолу Павлу, он служил Иисусу Христу (здесь опять то же слово лейтургиас, переведенное как «услуга», которое видим в стихе 25; оно подразумевает священническое служение). Павел напоминает своим читателям, что, служа другим, христиане служат Христу, и на этом основании просит их принять Епафродита как должно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.