1 Фессалоникийцам 1 глава

Первое послание Фессалоникийцам
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Павел, Силуан и Тимофей обращаются с приветствиями к церкви, которая находится в Фессалониках, принадлежащей Богу Отцу и Господу Иисусу Христу. Пусть благодать и мир пребудут с вами.
2 Мы постоянно благодарим Бога за всех вас и вспоминаем вас в своих молитвах.
3 Когда мы молимся Богу, Отцу нашему, то возносим Ему благодарность за ваши труды, совершаемые благодаря вере, за тяжкие труды, вдохновлённые любовью, и за вашу стойкость, питаемую надеждой на Господа нашего, Иисуса Христа.
4 Мы знаем, братья и сёстры, возлюбленные Богом, что вы были избраны Им.
5 Когда мы проповедовали вам Благовестие, то делали это не только словами, но со всей силой, с Духом Святым и с глубоким убеждением в истинности этого учения. Вы знаете, какую жизнь мы вели, когда были с вами. Это было вам во благо,
6 и вы стали подражать нам и Господу. И хотя вы перенесли великие страдания, вы всё же приняли послание с радостью, исходящей от Духа Святого.
7 Вы стали образцом для всех верующих в Македонии и в Ахаие,
8 потому что слово Господа, проповедуемое вами, было услышано по всей Греции и за её пределами. Более того, о вашей вере в Бога стало известно повсюду, так что у нас нет необходимости рассказывать кому-либо о ней.
9 Люди везде говорят о том, какой приём вы нам оказали, и о том, как вы отвернулись от идолов, чтобы служить живому и истинному Богу.
10 К тому же вы ждёте прихода Сына Божьего с небес — Сына, воскрешённого Богом из мёртвых, то есть Иисуса, Который спасает нас от надвигающегося гнева Божьего.

Толкование Далласской семинарии

I. Приветствие (1:1)

1Фес 1:1. Письма, которые писались в первом веке людьми греко-римской культуры, обычно начинались так, как 1-е Фессалоникийцам: в самом начале (стих 1) называлось имя писавшего (или писавших), затем — имя (или имена) адресата; после чего следовало официальное приветствие.

Апостол Павел был автором этого послания. С его имени оно и начинается, и в других местах письма (например, в 3:5) он говорит о себе в единственном числе. Он был Савлом из Тарса, и его еврейское имя означало «просимый». Римское имя его, Павел, под которым он был гораздо более известен, означало «маленький». Силуан и Тимофей мысленно присоединялись к этому посланию фессалоникийцам, т. е. Павел писал его не только от своего, но и от их имени. Возможно, Силуан был секретарем апостола.

В 1Фес Павел часто прибегает к первому лицу множественного числа; это его «мы» означает, что он подразумевал и упомянутых братьев (к примеру, 1:2; 2:1 и т. д.), однако, оно могло быть и так называемым авторским «мы».

«Силуан» — это римская форма имени Сила, которую Павел постоянно употреблял, как и Петр (1Пет 5:12). А Лука называл того же человека Силой (Деян 15:22 и др.). Сила был главным сотоварищем Павла в его втором миссионерском путешествии (Деян 15:40). Тимофей же был молодым человеком, которого Павел вел и направлял в его вере в Иисуса Христа (1Тим 1:2), вероятно, при своем посещении Малой Азии во время первого миссионерского путешествия (Деян 13−14).

Имя его, которое означало «удостоенный Богом», несомненно, было дано ему по вере богобоязненной матерью его Евникой (2Тим 1:5). Отец его, грек, возможно, был язычником, когда Тимофей родился (Деян 16:1). И вот этот молодой человек только что возвратился к Павлу из Фессалоники — с известием о положении в тамошней церкви (1Фес 3:1−2, 6). Все эти три мужа были наиболее известны верующим в Фессалонике, которые высоко ценили их миссионерский труд.

Автор письма приветствует своих адресатов вкупе — как церковь Фессалоникскую. Местная церковь представляла собой группу людей, отделенных Богом от остальной их массы, чтобы они жили в этом мире обособленной (в значении «отличной от мира») жизнью — так, как это нужно Ему.

О церкви говорится как о пребывающей в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе. Для Павла Иисус Христос был Богом в той же степени, что и Отец, он проповедовал это в Фессалонике (Деян 17:3) и вновь подчеркивает в послании.

Определение Бога как Отца подразумевает, что в Нем — залог безопасности, любовь и сила. Сын «уравновешивается» с Отцом напоминанием Павла, что и Бог Сын — тоже Господь; Он — верховный Владыка, Которому следует повиноваться. «Иисус» — человеческое имя Господа — греческая форма от «Иешуа», что значит «Спаситель». «Христос» — это перевод на греческий ветхозаветного слова «Мессия», означающего «помазанник».

Присущий Павлу обычай лаконичного приветствия отразился и здесь. Слово благодать соответствовало обычной форме греческого приветствия (в значении «Привет» или «Радуйтесь»). Греческое слово мир было эквивалентом еврейского шалом, обозначающего «милость», «процветание» и «благополучие». Любопытно, что в Новом Завете два эти слова всегда следуют именно в таком порядке. С богословской точки зрения без Божией благодати не может быть мира для человека.

II. Похвалы и объяснения (1:2 — 3:13)

В целом первые три главы 1-Фессалоникийцам выдержаны в тоне личного письма; последние две главы содержат практические наставления.

А. Благодарение за фессалоникийцев (1:2−10)

В первой главе, прежде всего, рассматривается тема о спасении. В стихах 2−10 Павел благодарит Бога за фессалоникийцев — по причине нескольких аспектов этого спасения.

1. БЛАГОДАРЕНИЕ С ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ ПРИЧИН ЕГО В ОБЩИХ ЧЕРТАХ (1:2−3)

В этих двух стихах Павел выражает благодарность Богу и кратко поясняет, почему благодарен Ему за фессалоникийцев.

1Фес 1:2. Павел, Сила и Тимофей радовались тому, что соделал Бог в жизни их новообращенных. Они постоянно благодарили Его за это; фессалоникийцы неизменно были для них источником радости. И в этом смысле служили примером для других христиан.

1Фес 1:3. Три достоинства фессалоникских христиан, которые он неизменно упоминал в своих молитвах, отмечает Павел. Первое — то, что, движимые верой во Христа, они совершили важное дело; о нем говорится в 9 стихе: фессалоникийцы обратились к истинному Богу от идолов. Второе — они совершали труд (по-гречески копоу, что значит «тяжелый труд»), побуждаемые любовью ко Христу; подразумевается их служение истинному Богу (стих 9), несмотря на угрозы и преследования (стих 6). Третье — они являли пример терпения (сравните 2Фес 1:4), источником которого было их упование на Христа.

Конкретнее — на возвращение Сына Божьего с небес (1:10). Три основополагающие добродетели, которые должны быть присущи каждому христианину — вера, любовь и надежда — проявлялись в жизни фессалоникских верующих особенно зримо (сравните 1Кор 13:13). И каждая была направлена на Христа, обусловливая поведение, достойное хвалы. Фессалоникийцы испытали спасительную веру во Христа в прошлом, когда уверовали в благовестие, они любили Господа в настоящем и уповали на Его возвращение в будущем. Их жизни были сфокусированы на Нем. Неудивительно поэтому, что Павел и его сотрудники возносили за них благодарность Богу.

2. ИЗЛОЖЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ПРИЧИН (1:4−10)

1Фес 1:4. В том, как фессалоникийцы откликнулись на проповедь Благой Вести в их среде, уже содержалось неоспоримое доказательство их спасения.

Характерно, что Павел постоянно обращается к этим христианам как к братьям. В коротком послании это слово встречается 15 раз (1:4; 2:1, 9, 17; 3:7; 4:1, 10, 13; 5:1, 4, 12, 14, 25−27), и семь раз встречаем его во 2Фес (1:3; 2:1, 13, 15; 3:1, 6, 13). Апостол не претендовал на главенствующее положение над ними, как бы подчеркивая этим обращением равенство всех искупленных в глазах Небесного Отца, как учил об этом и в других случаях (например 1Кор 12:14−27), и как учил Сам Господь (Мф 23:9 и т. д.). Долгий путь прошел апостол от горделивого фарисея, каким был когда-то, до того Павла, который почитал язычников равными себе перед Богом. Он напоминал своим читателям, что они возлюблены Богом.

В том, что Бог избрал уверовавших в Фессалонике ко спасению, и было доказательство Его любви к ним. Бог избирает отдельных людей, которых благословляет вечной жизнью, — об этом ясно говорится во многих местах как Ветхого, так и Нового Заветов (к примеру, Втор 4:37; 7:6−7; Ис 44:1−2; Рим 9; Еф 1:4−6, 11; Кол 3:12; 2Фес 2:13). Не менее ясно и то, что каждому Бог предоставляет свободный выбор — верить или не верить в Иисуса Христа (сравните Ин 3; Рим 5). Нелегко понять, каким образом сосуществуют, оставаясь истиной, Божие избрание и человеческая свобода выбора.

Но о том, что это так, учит Библия. И все-таки для ограниченного человеческого разума это непостижимо, и никому еще не удавалось удовлетворительно объяснить этот парадокс. Ибо решение этой задачи превосходит наши умственные способности, как возможность видеть ангелов — зрительные, а слышать голоса и звуки мира иного — слуховые. Но, повторяем, то, что некоторые люди в Фессалонике приняли Благую Весть, доказывало, что именно их Бог избрал ко спасению.

1Фес 1:5. И это было Его сверхъестественной работой, а не их естественным откликом на ясную проповедь, с которой выступил перед ними Павел. И тот, в свою очередь, не просто делился с ними своим мнением и не какую-то новую философию излагал им (сравните 1Кор 2:1−5) — проповедь его была пронизана силой Божией (сравните Рим 1:16). А в их сердца Святой Дух влагал глубокую убежденность (по-русски: со многим удостоверением) в истинности Павловой проповеди. И сам он, говоря, не сомневался, что возвещаемое им столь же коренным образом изменит их жизни, как изменило его.

Находясь в Фессалонике, Павел и его спутники не только проповедовали убедительную весть, но и жили в согласии с нею. И фессалоникийцы прекрасно понимали, что такой образ жизни диктовался миссионерам желанием принести пользу им, новообращенным. Итак, весть, проповеданная Павлом, — благовествование о милости Божией — вошло в сердца этих македонян — и они были спасены. Вера побудила их жить жизнью, достойной христиан.

1Фес 1:6. Вера фессалоникийцев в благовестие принесла поразительный плод, сказавшись в очевидной перемене их поведения. Они сделались подражателями миссионерам, своим духовным отцам. И это естественно для христиан. Затем они пошли дальше — став подражателями и Господу. Последовательность эта тоже естественна и логична. Новообращенный христианин вначале следует примеру других верующих, но по мере своего созревания сознает, что лучшим «образцом» (сравните 1Пет 2:21) для подражания является Христос.

Несмотря на многие скорби, фессалоникийцы приняли слово. Те из них, которые были евреями, должны были ощущать на себе всю силу ненависти своих братьев по крови (как уже говорилось, в Фессалонике основная масса населения встретила благовестие Божие с особой враждебностью). Так что и новообращенным из язычников пришлось «плыть против течения», и притом стремительного, — ибо языческие мировозрение и представления можно уподобить сильному напору воды, которая, разливаясь по многочисленным «трубам и каналам», орошала все «тело» этого торгового города.

Что же касается сделавшихся христианками жен именитых граждан Фессалоники, то им надо было изо дня в день жить рядом со своими неверующими мужьями, которые едва ли могли оценить обострившуюся их совестливость.

Но несмотря на скорби «извне», фессалоникскими верующими владел дух внутренней радости — от сознания того, что их грехи прощены им. Любопытно заметить, что христиане, которые находятся под давлением неблагоприятных обстоятельств в повседневной жизни, чаще и более кажутся радующимися в Господе, чем те, кто живут относительно спокойно. Не внешними обстоятельствами, а взаимоотношениями верующего со Христом измеряется его радость. Этот принцип и действовал в среде фессалоникийцев. Источником их радости был обитавший в них Дух Святой.

1Фес 1:7. Свидетельство этих христиан можно уподобить яркому свету, освещавшему не только их дом, но достигшему и соседей их в других частях Македонии и даже Ахаии (соседней провинции на юге). Сделавшись «подражателями» миссионерам и Самому Господу (стих 6), они, по отношению к другим верующим, сами стали образцом для подражания. Когда Павел писал коринфянам, то указывал на этих македонян как на образец (типон; сравните 2Фес 3:9) в деле жертвенного даяния (2Кор 8:1−8).

Будучи и сами бедными, они все-таки дали деньги в помощь другим верующим. В отношении христианина к деньгам и в том, как он распоряжается ими, — одно из самых сильных свидетельств в пользу истинности его духовности или против нее. Фессалоникийцев в этом случае можно было приравнять золоту, испытанному огнем.

1Фес 1:8. В этом стихе объясняется, каким образом сделались фессалоникийцы примером для других христиан. Восприняв благую весть (стих 5), они стали передавать ее другим (слово пронеслось от них). Если бы апостол мог, то, верно, сравнил бы их с радиопередатчиками, ибо благодаря им слово Господне распространялось, что называется, «вширь и вглубь» со все возраставшей силой; благодаря многочисленным «дикторам» из Фессалоники голос Павла достиг и ряда отдаленных мест.

Видимо, это не было организованной кампанией по евангелизации (сам Павел и в Фессалонике и в других местах действовал именно в рамках «евангелизационных кампаний»). Фессалоникские христиане, скорее всего, свидетельствовали своим образом жизни, который все более явно отличался от образа жизни окружавших их людей; кроме того, они каждый в отдельности говорили соседям о своей вере в Бога. И постепенно весть об этом достигла всякого места, так что отпадала необходимость в организованной миссионерской кампании.

1Фес 1:9. Люди сами рассказывали Павлу, что произошло в Фессалонике после того, как он проповедал там Евангелие. Весть о том, как были приняты проповедники в этом городе, и обо всех событиях, связанных с их пребыванием там, облетела эту часть мира. И произошло это благодаря чистосердечному свидетельствованию тех, кто уверовали в Фессалонике. Смелость становится достоянием каждого истинного чада Божия.

Эти верующие обратились к Богу, единственному истинному Богу, от идолов. Фраза свидетельствует, что многие из них до того, как уверовали, были язычниками. Ведь евреи питали к идолам отвращение.

Некто заметил, что люди вольны избирать себе господина, но не вольны не избирать его вовсе… Фессалоникийцы, которым писал Павел, приняли решение служить Богу живому и истинному, а не тем, кого этот Бог сотворил, и не диавольским силам (сравните Рим 1:18−23). Этот факт, что Бог — живая Личность, имел особое значение в глазах как евреев, так и Павла; именно эта Его особенность, отличающая Его от так называемых богов, чаще всего подчеркивается в Ветхом Завете. Он — единственный живой Бог; другие боги таковыми не являются и потому не заслуживают поклонения.

1Фес 1:10. Фессалоникийцы не только служили Богу, обратившись к Нему в покаянии, но и ожидали возвращения с небес Сына Его. Под словом «небеса» (представляется, что множественное число здесь не случайно) апостол, возможно, имел в виду не ту сферу, где Христос восседает как Небесный Владыка по правую руку от Отца (сравните с ед. числом — «небо» — в Откр 4:2−11), а ту, через которую Он прошел, когда возносился с земли (Деян 1:9−11). Если это так, то Павел подразумевал, что фессалоникийцы ожидали Иисуса, «грядущего на облаках» или сквозь облака.

Но не к «облакам» или каким-то знакам пришествия Его и даже не к избавлению, которое Он нес, было приковано внимание фессалоникийцев, а к самой личности Иисуса, Сына Бога живого. Он был предметом их надежды. Это очень важно, чтобы именно Сам Иисус, и только Он, во все времена оставался предметом упования Его святых; Он, а не побочные факторы и признаки, сопутствующие Его возвращению на землю!

Обращение к человеческому имени Господа в этом стихе — сильное свидетельство в пользу Божественности Иисуса из Назарета. О Нем говорится как о Сыне Божием, воскрешенном Отцом из мертвых. Самый факт воскресения — неоспоримое доказательство (сравните 1Кор 15:14−19) Божественной природы Иисуса.

Христиане черпают надежду в предстоящем Его возвращении по нескольким причинам, но Павел упоминает тут одну из них: Иисус избавит святых от грядущего Божиего гнева. На неправедных людей он изольется потому, что не уверовали во Христа (Ин 3:36; Рим 1:18). Собственно, это и происходит — периодически и многообразно, однако, суд у Великого белого престола явится в этом смысле самым устрашающим событием (Откр 20:11−15). Но и «бедственное время для Иакова» (Иер 30:4−7), тоже названное «великой скорбью» (Откр 7:14), явится тем периодом в истории, когда Божий гнев изольется на землю с силою, дотоле неизвестною (сравните Откр 6−19).

Думал ли здесь Павел (1Фес 1:10) о некоем конкретном времени или об излиянии Божиего гнева на неверующих в более общем смысле? Сам он и фессалоникские верующие, как и современные христиане, подлежали и подлежат избавлению от Божиего гнева — и в общем, и в частных его проявлениях, в том числе и от действия его в период великой скорби. Так что смысл этого стиха — в надежде, которую питал апостол на неизбежное возвращение Господа. Иначе он призвал бы своих читателей готовиться к великой скорби.

Христиане будут именно избавлены от грядущего гнева, а не «проведены сквозь него» безопасно (сравните толкование на Откр 3:10). Эта глава, как и все главы 1-го Фессалоникийцам, завершается упоминанием о грядущем возвращении Иисуса Христа (1Фес 1:10; 1Фес 2:19; 1Фес 3:13; 1Фес 4:13−18; 1Фес 5:23).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.