Иисус Навин 13 глава

Книга Иисуса Навина
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Когда Иисус был уже очень стар, Господь сказал ему:
«Иисус, ты состарился, но ещё много земель, которыми тебе надо овладеть.
2 Ты ещё не завладел Гессурской и Филистимской землёй.
3 Ты ещё не захватил землю, простирающуюся от реки Шихор в Египте до границы Екрона на севере. Эта земля всё ещё принадлежит хананеям. Тебе ещё предстоит покорить пять филистимских вождей в Газе, Азоте, Аскалоне, Гефе и Екроне. Ты должен также покорить аввейский народ,
4 который живёт на юге Ханаанской земли. После этого ты должен отправиться на север, чтобы захватить Меару, находящуюся под властью сидонян, а затем уничтожь город Афек, располагающийся на аморрейской границе.
5 Ты ещё не покорил землю Гевала и землю Ливана к востоку от Ваал-Гада, ниже горы Ермон, до Лево-Емафа.
6 Жители Сидона живут в горах от Ливана до Мисрефоф-Маима. Но Я изгоню все эти народы ради народа Израиля. Помни об этой земле, когда будешь делить землю между народом Израиля. Сделай так, как Я повелел тебе.
7 Раздели землю между девятью коленами и половиной колена Манассии».
8 Колена Рувима, Гада и половина колена Манассии уже получили свою землю. Моисей, слуга Господний, дал им землю к востоку от реки Иордан.
9 Их земля начиналась у Ароера, около ущелья Арнон, и простиралась до города среди ущелья. Она также включала всю равнину от Медева до Дивона.
10 Все города, которыми правил царь аморреев Сигон, находились на этой земле. Этот царь правил в городе Есевон. Их земля простиралась до пределов, где жил аморрейский народ.
11 Город Галаад, Гессурская и Маахская области находились на этой земле. На ней также находилась гора Ермон и весь Васан до Салхи.
12 всё царство васанского царя Ога было там. Раньше он царствовал в Аштарофе и в Едреи. Он был одним из уцелевших рефаимов. В прошлом Моисей покорил этот народ и отнял их землю.
13 Народ Израиля не выгнал жителей Гессура и Маахи. Эти народы и поныне живут среди Израиля.
14 Только колено Левия не получило никакой земли. Вместо неё левиты получили, как обещал им Господь, всех животных — все жертвы всесожжения Господу, Богу Израиля.
15 Моисей дал землю каждому роду из колена Рувима.
16 Это были земли от Ароера, на берегу ущелья Арнон, до города Медева. Сюда входила вся равнина и город посреди ущелья.
17 Земля простиралась до Есевона и включала все города на равнине: Дивон, Вамоф-Ваал, Беф-Ваал-Меон,
18 Иааца, Кедемоф, Мефааф,
19 Кириафаим, Севам и Цереф-Шахар на холме в долине,
20 Беф-Фегор, холмы Фасги и Беф-Иешимоф.
21 В эту землю входили все города на равнине и все земли аморрейского царя Сигона, правившего в Есевоне. Моисей разгромил его и мадиамских вождей: Евия, Рекема, Цура, Хура, Реву (все эти вожди сражались вместе с Сигоном). Все они жили в той стране.
22 Народ Израиля разгромил Валаама, сына Веора (Валаам колдовал и предсказывал будущее). Израильтяне убили много народа во время сражения.
23 Земля, которая была дана Рувиму, кончалась у берега реки Иордан и включала все города, упомянутые выше, и все поля вокруг них.
24 Моисей также дал землю колену Гада. Вот земли, которые он дал каждому из родов:
25 землю Иазер и все галаадские города. Моисей также дал им половину земли аммонитян до самого Ароера, около Раввы.
26 Эта земля включала участок от Есевона до Рамаф-Мицфы и Ветонима, от Маханаима до границы Девира.
27 Она включала долину Беф-Гарам, Беф-Нимра, Сокхоф и Зафон, а также остальную часть царства Сигона, есевонского царя, землю на восточной стороне реки Иордан, простиравшуюся до Галиллейского озера.
28 Всю эту землю Моисей отдал колену Гада. В неё входили все города, перечисленные выше. Моисей дал эти земли каждому из родов.
29 Моисей дал землю и половине колена Манассии. Половина всех родов в этом колене получила следующие земли:
30 их земля начиналась от Маханаима, включала весь Васан, всё царство Ога, васанского царя, и все города Иаира в Васане (всего шестьдесят городов);
31 а также половину Галаада, Аштароф и Едреи (это были города, в которых жил васанский царь Ог). Вся эта земля была отдана семейству Махира, сына Манассии, то есть половине сынов Махира.
32 Моисей дал всю эту землю этим коленам. Он сделал это в то время, когда народ стоял лагерем на равнине Моав за Иорданом, к востоку от Иерихона.
33 Моисей не дал никакой земли колену левитов. Господь, Бог Израиля, обещал, что Он Сам будет уделом для этого колена.

Толкование Далласской семинарии

2. ОСОБОЕ ПОЖАЛОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ВОСТОЧНЫМ ПЛЕМЕНАМ (13:8−33)

Нав 13:8−13. Затем Иисус Навин получил указание признать и подтвердить то, что уже было сделано Моисеем до переходе евреями Иордана. Племена Рувима, Гада и половина племени Манассиина, владея большими стадами скота, были заинтересованы в том, чтобы осесть на тучных пастбищах Трансиордании. Но лишь после того, как их мужчины изъявили согласие воевать плечом к плечу со своими братьями, чтобы покорить Ханаан, согласился и Моисей отдать им земли на восточной стороне Иордана (Чис 32). В этих стихах дано описание трансиорданских земель (Нав 13:9−12; сравните 12:1−5).

Гессур и Мааха (уже упоминавшиеся в 12:5) не были покорены израильтянами — почему, не говорится. Все эти страны располагались на восток и северо-восток от Киннеретского моря (Галилейского).

Нав 13:14. Колено Левиино, в отличие от других племен, не получило особого надела (сравните стих 33; 14:3−4; 18:7). Взамен левитам даны были сорок восемь городов с пастбищными землями вокруг них (14:4; 21:41), соответственно указанию Моисея (Чис 35:1−5).

Нав 13:15−32. Рувим (стихи 15−23) получил территорию, прежде принадлежавшую Моаву, на восток от Мертвого моря. Колено Гадово наследовало земли в центральной части региона, в Галааде. Наделом половины колена Манассиина (стихи 29−31) было богатое Васанское плато, на восток от Киннеретского моря.

За столетия до того, как земля была поделена, Иаков, умирая, изрек пророчество относительно своих сыновей. Скорбное предчувствие прозвучало в его пророчестве о перворожденном его — Рувиме (сравните Быт 49:3−4; 35:22). Хотя Рувим был первенцем Иакова, и ему полагалась «двойная часть» (Втор 21:17), ни он, ни его племя не получили ее. Только теперь, спустя более чем четыре столетия после того, как совершил свое греховное дело Рувим, наказание настигло его потомков; право первородства было передано брату его Иосифу, который и по лучил «двойную часть» — одну для Ефрема, а другую — для Манассии (Быт 48:12−20).

Мудрой ли была настойчивая просьба двух с половиной племен позволить им осесть в Трансиордании? История, по-видимому, дала на это отрицательный ответ Их территории не имели естественных границ на востоке, а потому не были защищены от моавитян, хананеев, арамеев, мадианитян, амаликитян и других народов, которые постоянно вторгались в их земли. А когда ассирийский царь бросил свой алчный взгляд на Ханаан, эти два с половиной колена — Рувима, Гада и частично Манассии — первыми были уведены ассирийцами в плен (1Пар 5:26).

Нав 13:33. Богатому, но сопряженному с опасностями и бедами, наследию двух с половиной племен противопоставлено наследие колена Левиина; дважды подчеркивается в этой главе (стих 14:3−4; 18:7), что Левий не получил надела от Моисея. Но заменой земельных угодий послужил ему сан священства, прерогатива священных жертвоприношений и в конечном счете Сам… Господь, как сказано в стихе 33.

Два с половиной колена сделали свой выбор, как и Лот в свое время, на основании зрительного впечатления (сравните Быт 13:10−11), и в конце-концов они свои наделы потеряли. В отличие от них, левиты, не просившие «части» для себя, получили наследие огромного духовного значения, а вместе с ним и все необходимое для жизни.

Б. Надел Халева (глава 14)

I. ВВЕДЕНИЕ (14:1−5)

Нав 14:1−5. После напоминания о наделах, оставленных Моисеем в Трансиордании, повествование обращается к распределению земель между остальными девятью с половиной коленами уже в Ханаане. Повторяется объяснение относительно сынов Рувимовых, сынов Гадовых и половины племени Манассии, а также относительно левитов (сравните 13:14, 33; 18:7). Кроме того, уточняется метод распределения наделов в Ханаане: землю делили по жребию (14:2; 18:8; 19:51).

Господь дал наставление Моисею, чтобы каждому племени отводилась территория, пропорциональная числу людей в этом племени; место, где отводился надел, определялось, как уже сказано, по жребию (Чис 26:54−56). В соответствии с еврейской традицией делалось это так: из одного сосуда извлекалось написанное название племени, и одновременно из другого — обозначение границ соответствующей территории. Этот метод применялся при определении наследственного удела каждого колена.

Однако не слепой случай стоял за процессом распределения земель, а Сам Бог, Который «надзирал» за всей этой процедурой (сравните Притч 16:33). Некоторую «пристрастность», имевшую при этом место и вызывавшую недовольство и зависть одних колен по отношению к другим, следует рассматривать не как нечто случайное и несправедливое, а в контексте Божьего плана относительно Израиля и цели, которую преследовал Бог.

2. ХАЛЕВ В КАДЕС-ВАРНИ (14:6−9)

Нав 14:6−9. Наступило время тянуть жребий, и племя Иуды, которое получило надел первым, собралось в Галгале. Но еще до начала процедуры Халев, великий старец Израиля, выступил вперед и напомнил Навину об обещании, которое Господь дал ему, Халеву, сорок пять лет назад: «ему дам Я землю, по которой он проходил, и сынам его, за то, что он повиновался Господу» (Втор 1:36).

Жизнь Халева подходила к концу, и он должен был избрать наследие свое. Что же все еще было наиболее желанным для него? В проникновенном обращении к Иисусу Навину он остановился на главном факте своей жизни, и на основании его сформулировал свою просьбу. Этот факт биографии Халева высвечивает в нашей памяти как события, происшедшие в Кадес-Варни, во время скитания евреев по пустыне, так и те, что имели место в процессе завоевания.

В начале этого отрывка о Халеве говорится как о сыне Иефонии, Кенезеянине. Согласно Быт 15:19, кенезеи были в дни Авраама одним из ханаанских племен. Первоначально клан Халева не был связан узами Завета и не принадлежал к обществу Израильскому, как не принадлежали к нему Хевер Кенеянин (Суд 4:17), Руфь Моавитянка (Руфь 1:1−5), Урия Хеттеянин (2Цар 11:3, 6, 24) и другие. Представляется, что кенезеи, по крайней мере, частично, присоединились к племени Иуды прежде, чем совершился Исход. Таким образом веру свою они не унаследовали — она явилась плодом их убеждения. И эту веру Халев всю свою долгую жизнь являл на практике.

Стоя перед главнокомандующим Иисусом Навином, его старый друг и сподвижник по памятной разведывательной акции (Чис 14:6), 85-летний Халев (Нав 14:10) говорил о том давнем незабываемом дне (стих 10), когда два человека противостали другим десяти, ходившим в Ханаан (Чис 13:3); этими двумя были он, Халев, и Иисус Навин (Чис 13:7, 9). Когда разведчики вернулись со своего задания, те десять тоже хвалили землю, но со страхом заключили, что Израилю не под силу было бы овладеть ею (Чис 13:27−30, 32).

Халев, однако, нашел в себе мужество не согласиться с ними (13:31), и когда страх, охвативший народ, стал угрожать взрывом мятежа, Иисус Навин поддержал Халева и стал убеждать народ довериться Богу, Который даст им победу (Чис 14:6−9). За то, что Халев первым противостал малодушным лазутчикам и народу в целом в их неверии, Бог обещал ему благословение и особую награду (Чис 4:24; Втор 1:36).

Простым было свидетельство, произнесенное тогда Халевом перед народом (Нав 14:6−12). В тот памятный день он говорил на основании своих убеждений. Он не преуменьшал стоявшей перед ними проблемы — «великорослые люди» и их хорошо укрепленные города были реальностью. Но Халев высоко ставил Бога. По его мнению (и этим он отличался от других лазутчиков), не существовало проблем, которые могли бы превозмочь величие Бога. Халев верил в силу Божию.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.