Иисус Навин 20 глава

Книга Иисуса Навина
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Затем Господь сказал Иисусу:
2 «Я повелел вам через Моисея выбрать города-убежища.
3 Если кто-нибудь не преднамеренно, а случайно убьёт человека, он сможет укрыться в таком городе от того, кто будет мстить ему.
4 Вот что должен сделать этот человек. Когда он скроется в одном из этих городов, он должен встать у ворот и рассказать старейшинам города о том, что произошло. После этого старейшины могут разрешить ему войти в город и дать ему место, чтобы он жил среди них.
5 Но, если человек, который хочет отомстить ему, погонится за ним в тот город, старейшины не должны выдавать ему убийцу. Они должны защитить человека, пришедшего к ним за защитой, так как он убил человека без умысла. Это был несчастный случай. Убийца не имел ненависти к тому человеку и не намеревался убивать его.
6 Тот человек должен оставаться в том городе, пока не предстанет перед судом города; он должен жить там до тех пор, пока не умрёт верховный священник. А потом он может пойти обратно в свой родной город, из которого бежал».
7 Народ Израиля выбрал несколько городов и назвал их «города-убежища».
Это были города: Кедес в Галилее, в горной местности Неффалима; Сихем, в горной местности Ефрема; Кириаф-Арба (Хеврон), в горной местности Иуды;
8 Бецер, на восточной стороне реки Иордан, около Иерихона, в пустыне, в земле Рувима; Рамоф в Галааде, в земле Гада; Голан, в Васане, в земле Манассии.
9 Любому израильтянину или чужеземцу, живущему среди израильтян, убившему человека не преднамеренно, а случайно, было разрешено бежать в один из этих городов. Тогда убийца будет находиться там в безопасности, а тот израильтянин, который попытается отомстить ему, не сможет убить его. Он должен был предстать перед судом этого города.

Толкование Далласской семинарии

2. НАЗНАЧЕНИЕ ГОРОДОВ-УБЕЖИЩ (ГЛАВА 20)

Одно из первых после провозглашения Десяти заповедей постановлений касалось учреждения в будущем «городов-убежищ» (Исх 21:12−13). Об этих городах, где получали защиту совершившие неумышленное убийство, подробно говорилось в Чис 35:6−34 и во Втор 9:1−14. В данной главе речь идет о выделении городов-убежищ вскоре по окончании главных завоевательных войн (местонахождения их указаны на карте «Ханаан в процессе завоеваний»; толкование на Нав 3).

То обстоятельство, что о городах этих говорится в четырех книгах Ветхого Завета, показывает, что им придавалось большое значение. Бог хотел, чтобы Израиль осознал святость человеческой жизни, — это очевидно. Оборвать чью-то жизнь, даже неумышленно, — дело серьезное; это недвусмысленно подчеркивалось учреждением городов-убежищ.

В древнем мире, на Востоке, широкое распространение имела кровная месть. В тот момент, как человек погибал от руки другого человека, на ближайшего родственника жертвы ложилась ответственность за отмщение. Обязанность совершить «вендетту» (древний ритуал отмщения) нередко переходила от поколения к поколению, и таким образом насильственной смертью погибало все большее число невинных людей. Отсюда ясно, как велика была нужда Израиля в городах-убежищах.

Нав 20:1−3. Четкое различие проводится в Ветхом Завете между совершившим убийство намеренно и тем, кто совершил его нечаянно (сравните Чис 35:9−15 с Чис 35:16−21). В случае обдуманного убийства ближайший родственник убитого, который становился «мстящим за кровь», имел право убить виновного. Но для того, кто убивал другого случайно, имелось место, где он мог скрыться, — в одном из шести городов-убежищ.

Однако бежать туда ему надо было, не откладывая. По традиции древние евреи особенно заботились о состоянии дорог, которые вели к городам-убежищам; на каждом перекрестке этих дорог имелись указатели: «Убежище! Убежище!» Кроме того, вдоль дорог стояли специальные люди, способные к быстрой ходьбе, которые сопровождали беглецов на место.

Нав 20:4−6. Появившись у ворот такого города, убийце следовало изложить свое дело перед старейшинами его, которые в древнем Израиле являлись одновременно и судьями (сравните Иов 29:7; Втор 21:19; 22:15). И те выносили временное решение, предоставляя ему убежище до того, как он будет призван на суд старейшин того города, из которого бежал (в тексте Библии — доколе не предстанет пред общество на суд).

Если этот суд освобождал человека от подозрения в умышленном убийстве, то он возвращался в город-убежище и жил там до смерти первосвященника Израиля, после чего мог возвратиться к себе домой. Естественно, это могло произойти и многие годы спустя. В свете изложенного можно предположить, что израильтяне были весьма осторожны, чтоб ненароком не совершить неумышленного убийства!

Многих приводит в недоумение вопрос о взаимосвязи между смертью первосвященника и изменением в положении того, кто некогда совершил неумышленное убийство. Вероятное объяснение его в том, что смена в теократическом управлении просто служила вехой, знаменовавшей окончание срока ссылки нечаянного убийцы. Возможно, однако, и другое понимание этого обстоятельства. Поскольку над жизнью и смертью любого человека властен только Бог, то в этом, как и в других законах Моисея, отразилась мысль о Нем как о высшем Судии.

Нав 20:7−9. Шесть специально отведенных для этого городов располагались по обе стороны Иордана. На западном берегу его это были: Кедес Галилейский на территории Неффалима, Сихем на территории Ефрема и Хеврон на горе Иудиной. Городами-убежищами на восточном берегу Иордана были: Бецер, в южной части страны, на территории Рувима, Рамоф Галаадский на территории Гада, и в северной части страны — Голай в Васане, на территории Манассии.

Учреждение городов-убежищ было привилегией Израиля, и это напоминает нам стих 2 из Псалма 45: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах», а также Рим 8:1 — «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе». В мыслях автора Послания к евреям, возможно, были ветхозаветные города-убежища, когда он писал, что верующие, «прибегшие взяться за предлежащую надежду» (Евр 6:18), могут черпать в ней «твердое утешение».

Представляется таким образом, что города-убежища были как бы прообразом Христа, в котором грешники могут найти прибежище от грозящего им судом и смертью Закона. Выражение «во Христе», которое часто употребляет апостол Павел, говорит о том, что чувство безопасности и защищенности становится достоянием каждого верующего.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.