Иисус Навин 21 глава

Книга Иисуса Навина
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Вожди колена левитов пошли к священнику Елеазару, Иисусу Навину и другим вождям колен Израиля.
2 Они встретились в городе Силом, в Ханаанской земле. Вожди левитов сказали:
«Господь повелел Моисею дать нам города для жительства, а также поля, чтобы выращивать корм для скота».
3 Израильтяне повиновались этому повелению Господа. Они дали левитам эти города и землю вокруг них, чтобы держать скот.
4 Род Каафа происходил из колена левитов, и часть этого рода получила тринадцать городов в районах, которые принадлежали Иуде, Симеону и Вениамину. Эти города были даны тем людям из семьи Каафа, которые были потомками священника Аарона.
5 Другие люди из рода Каафа получили десять городов в районах, принадлежащих Ефрему, Дану и половине колена Манассии.
6 Род Гирсона получил тринадцать городов. Они находились в районах, принадлежащих Иссахару, Асиру, Неффалиму и половине колена Манассии в Васане.
7 Роду Мерари были даны двенадцать городов, которые отделили от районов, принадлежащих Рувиму, Гаду и Завулону.
8 Итак, народ Израиля дал левитам эти города и поля вокруг них, как повелел Господь через Моисея.
9 Вот названия городов, которые находились в районах, принадлежащих Иуде и Симеону.
10 Первый выбор городов предоставил левитам род Каафа.
11 Они отдали им во владение Кириаф-Арбу, то есть город Хеврон, который был назван в честь человека по имени Арба, отца Енака. Они также дали им землю для скота вблизи города.
12 Но поля и малые города вокруг города Кириаф-Арба принадлежали Халеву, сыну Иефоннии.
13 Поэтому они дали город Хеврон потомкам Аарона. (Хеврон был городом-убежищем). Они также дали потомкам Аарона города Ливна,
14 Иаттир, Ештемоа,
15 Холон, Девир,
16 Аин, Ютта и Вефсамис, а также пастбища для скота около этих городов. Этим двум коленам было дано девять городов.
17 Они также дали потомкам Аарона города, принадлежащие колену Вениамина. Это были города Гаваон, Гева,
18 Анафоф и Алмон. Они дали им эти четыре города, а также пастбища для скота около этих городов —
19 всего тринадцать городов (все священники были потомками Аарона). Они также дали им пастбища для скота около этих городов.
20 Остальные люди из колена Каафа получили города, находящиеся на земле, принадлежащей колену Ефрема. Они получили город
21 Сихем, в горной местности Ефрема (Сихем был городом-убежищем), Газер,
22 Кивцаим и Беф-Орон. Всего Ефрем дал им четыре города, а также пастбища для скота вокруг каждого из них.
23 От колена Дана они получили Елфеке, Гиввефон,
24 Аиалон и Гаф-Риммон. Всего от колена Дана они получили четыре города, а также пастбища для скота вокруг каждого из них.
25 От половины колена Манассии они получили Фаанах и Гаф-Риммон. Всего эта половина колена Манассии дала им два города, а также пастбища для скота вокруг каждого из них.
26 Все другие семьи из рода Каафа получили десять городов, а также пастбища для скота вокруг каждого из них.
27 Род Гирсона был тоже из колена Левия, и поэтому он получил от половины колена Манассии следующие города: Голан в Васане (Голан был городом-убежищем) и Беештеру. Всего от колена Манассии семьи Гирсона получили два города, а также пастбища для скота вокруг каждого из них.
28 Колено Иссахара дало им Кишион, Давраф,
29 Иармуф и Ен-Ганним. Всего Иссахар дал им четыре города, а также пастбища для скота вокруг каждого из них.
30 От колена Асира они получили Мишал, Авдон,
31 Хелкаф и Рехов. Всего Асир дал им четыре города, а также пастбища для скота вокруг каждого из них.
32 От колена Неффалима они получили Кедес в Галилее (Кедес был городом-убежищем). Неффалим также дал им Хамоф-Дори и Карфан. Всего три города, а также пастбища для скота вокруг каждого из них.
33 Всего род Гирсона получил тринадцать городов, а также пастбища для скота вокруг каждого из них.
34 Остальные левиты были из рода Мерари. Род Мерари получил следующие города: от колена Завулона они получили Иокнеам, Карфу,
35 Димну и Нагалал. Всего Завулон дал им четыре города, а также пастбища для скота вокруг каждого из них.
36 От колена Рувима они получили Бецер, Иаац,
37 Кедемоф и Мефааф. Всего Рувим дал им четыре города, а также пастбища для скота вокруг каждого из них.
38 От колена Гада они получили Рамоф в Галааде (Рамоф был городом-убежищем), Маханаим,
39 Есевон и Иазер. Всего Гад дал им четыре города, а также пастбища для скота вокруг каждого из них.
40 Всего последний род левитов, Мерари, получил двенадцать городов.
41 Всего левиты получили сорок восемь городов, а также пастбища для скота вокруг каждого из них. Все эти города находились на землях, принадлежащих другим коленам.
42 Каждый из этих городов имел землю для скота, и так было при каждом городе.
43 Так Господь исполнил обещание, которое Он дал народу Израиля. Он дал им всю землю, которую обещал. Они получили её и поселились на ней.
44 Господь дал им покой со всех сторон, как обещал их предкам. Никто из врагов не устоял против них, так как Господь предал врагов им в руки.
45 Господь выполнил обещание, которое дал народу Израиля. И не осталось ни одного неисполненного обещания — всё сбылось.

Толкование Далласской семинарии

3. НАЗНАЧЕНИЕ ГОРОДОВ ДЛЯ ЛЕВИТОВ (21:1−42)

Нав 21:1−3. Здесь — последний и завершающий штрих в процедуре распределения земель. Перед нами — вожди племени Левия, которые требуют городов, обещанных Левию Моисеем (сравните Чис 35:1−8). Эти 48 городов с предместьями, т. е. с пастбищами для скота, включая и все шесть городов-убежищ, были приписаны к левитам.

Нав 21:4−7. Конкретно города между левитами распределялись по трем основным «ветвям» их генеалогического древа, т. е. между племенами трех сыновей Левия — Каафа, Гирсона и Мерари (таблицу «предки Моисея, начиная от Авраама» — там, где толкование на Исх 6:18).

Нав 21:8−19. Первыми перечислены тринадцать городов для каафитов. Девять из них располагались на территориях Иуды и Симеона, включая Хеврон (город-убежище); еще четыре — на территории Вениамина. Эти 13 городов были предназначены для священников, потомков Аарона.

Нав 21:20−26. Остальным каафитам предназначались еще десять… городов, включая Сихем (город-убежище), на территориях Ефрема и Дана, а также в западной части территории Манассии. Таким образом города священников сосредоточились в будущем Южном царстве, в Иудее, в Столице которой — Иерусалиме — предстояло возвести храм.

Нав 21:27−33. Еще тринадцать левитских городов, отданных потомкам Гирсона, находились в восточной части территории Манассии, а также на территориях Иссахара, Асира и Неффалима. Среди них было два города-убежища: Голан Васанский и Кедес Галилейский.

Нав 21:34−40. Потомки Мерари из колена Левиина получили двенадцать городов у Завулона и на территории трансиорданских племен — Рувима и Гада, включая Рамоф, город-убежище в Галааде. Следовательно, 10 из 48 левитских городов находились на восточном берегу Иордана, причем 2 — у половины племени Манассиина (стих 27), а по 4 — у Рувима (стихи 36−37) и Гада (стихи 38−39).

Племя Левия было «разбросано» среди других племен во исполнение проклятия Иакова, произнесенного им как на Левия, так и на Симеона (Быт 49:5, 7) за учиненную ими безжалостную резню среди сихемитов (Быт 34). Но в случае потомков Левия Бог Сам встал над ними, чтобы сохранить это племя и сделать его благословением для всего Израиля. Он сделал это потому, что в острой критической ситуации левиты выступили на стороне Моисея (Исх 32:26), а также потому; что Финеес, левит, сын Елеазара, отстоял праведное имя Божие на равнинах Моава (Чис 25).

Нав 21:41−42. Однако ко времени раздачи наделов многие из левитских городов все еще находились под контролем хананеев — их еще следовало завоевать. И, по-видимому, попытки левитов сделать это не всегда были успешными, а другие племена не всегда приходили им на помощь. Здесь, как представляется, кроется наипростейшее объяснение того, что приводимый в 21 главе список левитских городов не вполне совпадает с тем, который находим в 1Пар 6:54−81.

Надо сказать, что «рассеяние» левитов среди других племен имело благоприятные последствия. Благословляя последним благословением колена Израилевы, Моисей сказал о левитах: «Учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля» (Втор 33:10).

Почетной ответственностью и высокой привилегией левитов было наставлять Израиль в Законе Божием, следить за тем, чтобы не угасало в народе знание слова Его. И еще особую роль должны были играть левиты на севере и востоке Обетованной земли — служа там барьером против проникновения в Израиль духа идолопоклонства из Тира и Сидона, а также разнообразных языческих представлений и ритуалов — от племен, кочевавших по пустыне.

Кто-то подсчитал, что ни один израильтянин не жил далее, чем за 10 километров от одного из 48-ми левитских городов. Таким образом каждый израильтянин имел поблизости от себя людей, хорошо осведомленных в Моисеевом законе, у которых можно было получил советы и рекомендации по многим вопросам религиозной, семейной и политической жизни. А это было очень важно для Израиля — во всем подчиняться слову Божиему, дабы не прекратилось преуспевание народам и не лишился он свою привилегий.

Как, однако, ни печально, условие это выполнено не было. Левиты не использовали до конца данные им возможности; они не исполнили своей миссии во всей ее полноте. Будь это так, дух идолопоклонства и его разлагающее влияние, возможно, никогда не распространились бы по земле Израиля.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЗАВОЕВАНИЮ И РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬ (21:43−45)

Нав 21:43−45. Эти стихи завершают длинный раздел, в котором описывается раздача земель и городов. Ветхозаветный историк бросает взгляд в прошлое и подводит итог завоеванию и распределению земли, подчеркивая при этом верность Бога Его обещанию дать Израилю землю и покой со всех сторон и победу над их врагами. Ничего из обещанного Им не осталось невыполненным. Это не означало, что каждая пядь Обетованной земли оказалась в руках Израиля — ведь Бог Сам сказал ему, что землю эту ему придется завоевывать постепенно (Втор 7:22).

Не следует думать, будто заключительные заявления, провозглашаемые в этих стихах, как бы «проходят мимо» тех бед, которым предстояло разразиться над Его народом во времена судей, — важно понять, что беды эти разразились по вине Израиля, а не Бога. Причем неверность Израиля ни в коей мере не сказалась на верности Бога. Подтверждение этому находим в словах апостола Павла, обращенных к Тимофею: «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2Тим 2:13).

На основании заявления в Нав 21:43 некоторые богословы настаивают на том, что именно тогда и было исполнено обещание относительно земли, данное Богом Аврааму. Это, однако, не так, и вот почему: касательно овладения Израилем землей в Библии имеются и дополнительные предсказания, относящиеся ко времени после Иисуса Навина (к примеру, Ам 9:14−15).

А значит в Нав 21:43 речь идет о тех пределах земли, о которых читаем в Чис 34, а не о земле в ее последних и окончательных границах, в каковых сделается она достоянием Израиля в царствование Мессии (Быт-15:18−21). Кроме того, хоть в дни Навина Израиль и овладел землей, впоследствии он потерял ее, тогда как по Авраамову завету Израилю обещано, что он будет владеть этой землей вечно (Быт 17:8).

IV. Заключение (главы 22−24)

А. Выяснение недоразумения на границе (глава 22)

Когда племена, получившие наделы на восточном берегу Иордана, вернулись к себе домой, то между ними и племенами западного берега едва не вспыхнул внезапный конфликт, который мог бы ввергнуть сообщества, только что осевшие на Обетованной земле, в катастрофическую по своим последствиям гражданскую войну. Сложилась весьма опасная ситуация. Враги, затаившиеся поблизости, несомненно, горячо надеялись, что именно так и произойдет, и тогда они смогут вернуть себе потерянные территории. Но промыслом Божиим трагедия эта была предотвращена, а Израилю было преподано несколько важных уроков.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.