Иисус Навин 23 глава

Книга Иисуса Навина
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь даровал Израилю мир и безопасность от врагов, которые жили вокруг них. Прошло много лет, и Иисус состарился.
2 Он созвал всех старейшин Израиля, главенствующих над коленами, судей и начальников народа Израиля и сказал им:
«Я состарился.
3 Вы видели всё, что Господь сделал вашим врагам, чтобы помочь нам. Господь, Бог ваш, сражался за вас.
4 Помните мои слова о том, что народ ваш будет иметь землю между Иорданом и Средиземным морем на западе. Я обещал отдать эту землю в ваше владение, но она ещё не подвластна вам. Я забрал эту землю у народов, живущих на ней, но ещё не изгнал их прочь.
5 А Господь, Бог ваш, Сам заставит живущий там народ покинуть её, и вы возьмёте ту землю. Господь заставит тех людей уйти! Господь, Бог ваш, обещал сделать это для вас.
6 Вы должны точно исполнять всё, что велит вам Господь. Исполняйте всё, что написано в книге Закона Моисея, и не уклоняйтесь от него.
7 Среди нас всё ещё живут люди, которые не являются народом Израиля. Эти люди поклоняются своим собственным богам. Не заводите дружбу с этими народами и не служите их богам.
8 Вы должны продолжать идти за Господом, Богом вашим. Поступайте и впредь так, как делали это до сего дня.
9 Господь помог вам разгромить многие великие и сильные народы. Господь заставил эти народы уйти, и ни один из них не смог победить вас.
10 С помощью Господа один израильтянин мог победить тысячу вражеских воинов, потому что Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас, как обещал вам.
11 Поэтому любите Господа, Бога вашего.
12 Следуйте за Господом. Не заводите дружбы с теми, кто не принадлежит народу Израиля. Не вступайте в брак ни с кем из них. Но если вы всё-таки подружитесь с этими людьми,
13 то знайте, что Господь, Бог ваш, не поможет вам одолеть ваших врагов. Эти люди станут для вас ловушкой и принесут вам боль, подобную дыму и пыли, которые попадают в глаза, и вы будете вынуждены уйти из этой благодатной земли. Господь, Бог ваш, дал вам её, но вы потеряете эту землю, если не будете исполнять Его волю.
14 Пришло время мне умереть. Вы знаете и верите, что Господь свершил много великих дел для вас и никогда не нарушил ни одного из Своих обещаний. Господь исполнил каждое обещание, которое дал нам.
15 Все добрые обещания, которые Господь дал нам, сбылись. Но Господь сдержит и другое Своё обещание. Он обещал, что, если вы будете поступать неправильно, с вами случатся несчастья. Он обещал, что прогонит вас с этой доброй земли, которую Он дал вам,
16 если вы откажетесь выполнять своё соглашение с Господом, Богом вашим. Вы потеряете эту землю, если пойдёте и станете служить другим богам. Господь сильно разгневается на вас, и тогда Он позволит другим народам изгнать вас из той благодатной земли, которую Он отдал вам».

Толкование Далласской семинарии

1 ПОСЛЕДНИЙ ПРИЗЫВ НАВИНА К ВОЖДЯМ ПЛЕМЕН (ГЛ. 23)

а. Первая часть (23:1−8)

Нав 23:1−2. Лет десять или двадцать спустя после окончания завоевания и распределения земель Иисус Навин призвал… начальников израильского народа — вероятно, в Силом, где размещалась тогда скиния, чтобы серьезно предупредить их об опасности отхода от Иеговы. Это была торжественная встреча. Несомненно, с участием Халева и Елеазара, первосвященника, и бойцов, участвовавших в завоевании земли; все они сменили теперь мечи на плуги и сделались главами семей, старейшинами и судьями. Они пришли, чтобы услышать последние слова своего великого вождя.

А тот говорил на одну лишь тему — о неизменной верности Бога Израилю и о том, какая в связи с этим ответственность — быть верным Ему, ложится на народ. Трижды повторяет Навин эту главную мысль своего обращения (стихи 3−8, 9−13, 14−16). Трижды, боясь, что они не услышат или не предадут услышанному должного значения, говорит он о верности Бога и об ответственности Израиля.

Нав 23:3−5. Противясь искушению возвысить себя, Иисус напоминает вождям Израиля, что враги его потерпели поражение лишь потому, что Господь, Бог их, Сам сражался за них. Все эти битвы не они выиграли, а Господь. Впоследствии это утверждение повторено было псалмопевцем (Пс 43:3). Что же до хананеев, все еще живших на этой земле, то Господь Бог ваш, Сам прогонит их… и истребит их, дабы Израиль мог овладеть, всей землей полностью.

Нав 23:6−8. Затем полководец обращается к теме ответственности Израиля: Старайтесь хранить и исполнять все написанное в книге закона Моисеева. Послушание было залогом успешного завоевания им Ханаана, не менее важно оно и впредь (сравните 22:5).

Более всего боялся Навин, что Израиль войдет в соглашение с языческими племенами, своими соседями, и поэтому он запретил евреям какие-либо контакты и братание с ними; он понимал, что в этом случае его народ придет к поклонению языческим божествам (сравните 23:16). Во избежание этого Иисус Навин призвал израильтян «прилепиться к Господу» (сравните 22:5).

б. Вторая часть (23:9−13)

Нав 23:9−13. Возвращаясь к теме Иеговы, Иисус Навин вновь говорит о верности Бога Израилю, которую Он постоянно являл в прошлом народа. В их битвах за них сражался Иегова (сравните стих 3), и, хотя хананеи не все еще истреблены с этой земли, где бы Израиль ни сталкивался с врагом, всюду он побеждал его. По этой-то причине — неизменного выступления Бога на его стороне — торжественно призывался Израиль любить Господа (сравните 22:5).

Но это потребовало бы от него усердия и бдительности, потому что развращенные соседи его — близко от него. Велико будет искушение Израиля оставить Иегову и «пристать» к хананеям, даже и в брачные узы вступать с ними — что чревато великой опасностью для него. Навин описал страшные последствия подобных связей.

Прежде всего, Бог… не будет уже прогонять от вас народы сии, и они укрепятся на Обетованной земле, чтобы лишить Израиля его наследия. Хананеи станут для израильтян петлею и сетью, в которые они попадутся, бичом, полосующим их, и колючками, режущими им глаза. Все больше бед и несчастий будет обрушиваться по их вине на Израиль, пока в конце-концов он не будет истреблен с сей доброй земли, которую дал им Господь (сравните 23:15−16).

Поставив соплеменников перед выбором, Иисус Навин не оставил им возможности нейтрального решения. «Никто не может служить двум господам» (Мф 6:24; сравните Мф 12:30).

в. Третья часть (23:14−16)

Нав 23:14−16. Иисус Навин вновь повторяет главную свою мысль, подчеркивая на этот раз, что вот, смерть его близка, — в надежде, что последние напутственные слова его глубже проникнут в сердца израильтян. Опять напоминает он о верности Бога каждому Своему обещанию (сравните 21:45), опять предупреждает о грозных последствиях неповиновения.

Мучительное беспокойство вызывали у старого полководца эти языческие народы, все еще остававшиеся на земле. Он провидел в будущем греховный компромисс, в который вступит с ними Израиль, и трагическую судьбу, которой не избежать в этом случае Божиему народу …возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам Господь.

По мере слов Навина нарастает угроза в тоне его предостережения, обращенного к вождям народа: главная опасность, подстерегающая Израиль, — не на путях войны, а в его моральном и духовном состоянии. Будь великий еврейский полководец жив сегодня, весьма вероятно, он обратился бы к своему народу с весьма схожими словами.

2. ПОСЛЕДНИЕ УВЕЩАНИЯ ИИСУСА НАВИНА НАРОДУ (24:1−28)

Последняя встреча Иисуса Навина с народом произошла в Сихеме. Состоялась ли она вскоре после предыдущей, в годовщину ее, или много времени спустя, установить невозможно. Представляет интерес географическое расположение Сихема — в нескольких километрах на северо-запад от Силома; именно в Сихеме Авраам впервые получил обещание от Бога, что Он отдаст семени его Ханаанскую землю. В ответ Авраам соорудил жертвенник, чтобы продемонстрировать свою веру в единого истинного Бога (Быт 12:6−7).

Иаков тоже останавливался в Сихеме на пути своем из Месопотамии и закопал там всех идолов, которых взяли с собою его домашние (Быт 35:4). После того, как завершена была первая фаза завоевания Ханаана, в Сихем пришли израильтяне, и там Иисус Навнн воздвиг жертвенник Иегове и написал на каменных столбах слова Божьего Закона, который прочитал перед всем народом (Нав 8:30−35). Поэтому и теперь у Навина были все основания созвать народ в это место.

Конечно, там все еще стояли столбы, на которых был написан Закон, — живое напоминание о недавнем важном событии. С того дня на протяжении долгих столетий прекрасная видом долина между горами Гевал и Гаризим ассоциировалась в памяти народа с тревожной сценой последнего провидческого выступления их прославленного вождя.

Литературная форма этого выступления вызывает большой интерес, немало комментариев было написано на этот счет.

Теперь уже довольно хорошо известно, что в тот период времени (примерно 1450−1200 гг. до Р. Х.) правители хеттеев имели обыкновение заключать со своими вассалами своего рода международные соглашения, обязывая тех верно и послушно служить хеттейским царям. Эти так, называемые суверенные договоры имели стандартную форму и подлежали периодическому возобновлению.

Так вот 24 глава книги Иисуса Навина соответствует возобновлению завета в характерной для того времени форме «суверенного договора», израильский народ призывается в ней к подтверждению своих взаимоотношений с Богом в рамках Завета (раздел «Структура» во Вступлении ко Второзаконию). Этот «обновленный» теперь завет, подобно «суверенному договору» включал в себя преамбулу (стихи 1−2а), исторический пролог (стихи 2б−13), предупреждения вассалам о последствиях их неповиновения (стихи 14−24); затем следует сообщение о подписании соглашения (стихи 25−28). Моисеев завет, учрежденный на Синае, не был заветом на вечные времена; он подлежал обновлению о каждом поколении. И вот такое-то обновление в официальной и вместе впечатляющей форме было совершено Иисусом Навином.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.