Иисус Навин 24 глава

Книга Иисуса Навина
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Иисус собрал в Сихеме все колена Израиля, созвал старейшин, глав семей, судей и начальников Израиля, и все они предстали перед Господом.
2 Иисус обратился ко всему народу и сказал:
«Так говорит Господь, Бог Израиля: „Много лет тому назад ваши предки жили на другой стороне реки Евфрат. Я говорю о таких людях, как Тера, отец Авраама и Нахора. В то время эти люди служили иным богам.
3 Но Я, Господь, взял вашего отца Авраама из той земли на другой стороне реки и провёл его через Ханаанскую землю, и дал ему многочисленное потомство. Я дал ему сына по имени Исаак.
4 Исааку Я дал Иакова и Исава. Исаву Я дал землю вокруг Сеирских гор; Иаков же и его сыновья отправились жить в Египет.
5 Затем Я послал в Египет Моисея и Аарона. Я хотел, чтобы они вывели Мой народ из Египта. Я навёл много несчастий на египетский народ, а потом вывел вас из Египта.
6 Я вывел ваших отцов из Египта, они пришли к Красному морю, а египтяне с колесницами и всадниками преследовали их.
7 И тогда народ попросил Меня, Господа, о помощи. Я навёл на египтян великую беду. Я, Господь, сделал так, что море покрыло их. Вы видели сами, что Я сделал с египетским войском. После этого вы долгое время жили в пустыне.
8 И привёл Я вас в страну аморреев, живших к востоку от реки Иордан. Эти люди боролись против вас, но Я позволил вам победить их. Я дал вам силу разгромить этот народ, и вы получили эту землю себе в наследие.
9 Тогда Валак, сын Сепфора, моавский царь, приготовился сражаться с народом Израиля. Царь послал за Валаамом, сыном Веора, и попросил его проклясть вас.
10 Но Я, Господь, отказался слушать Валаама, и тогда Валаам благословил вас много раз! Я спас вас и охранил вас от беды.
11 Тогда вы перешли через реку Иордан и пошли к Иерихону. Жители Иерихона стали воевать с вами: аморреи, ферезеи, хананеи, хеттеи, гергесеи, евеи и иевусеи. Но Я позволил вам победить их всех.
12 В то время, когда ваше войско шло вперёд, Я послал пред вами шершня, который прогнал от вас эти народы, подобно тому когда вы сражались с двумя аморрейскими царями. Ни лук и ни меч ваш принесли вам победу в этом сражении.
13 Я, Господь, дал вам землю, на которой вы не трудились! Я дал вам города, которых вы не строили! И теперь вы живёте на этой земле и в этих городах, с виноградниками и оливковыми деревьями, которых вам не пришлось сажать”».
14 Затем Иисус сказал народу:
«Вы слышали слова Господа. Вы должны искренно и честно служить Ему. Отвергните лжебогов, которым ваши предки поклонялись в далёкие времена на другой стороне реки Евфрат и в Египте. Служите только Господу.
15 Но, если вы не хотите служить Господу, тогда вы должны выбрать для себя сегодня, кому вы будете служить: будете ли вы служить богам, которым поклонялись ваши предки, когда жили на другой стороне Евфрата, или будете служить богам аморреев, на земле которых вы живёте. Вы должны сделать для себя выбор, я же и дом мой приняли решение. Мы будем служить Господу!»
16 Тогда народ сказал:
«Мы никогда не оставим Господа и не будем служить другим богам!
17 Мы знаем, что Господь вывел наш народ из Египта, где мы были рабами, и совершил для нас там великие дела. Он вывел нас из этой страны и защитил нас во время скитаний по другим землям.
18 Господь помог нам разгромить жителей этих земель. Он помог нам победить аморреев, живших на этой земле. Мы всегда будем служить Господу, потому что Он есть Бог наш».
19 И сказал Иисус:
«Вы не сможете и дальше служить Господу, так как Господь Бог свят и Ему ненавистно, когда Его народ поклоняется другим богам. Бог не простит вас за это!
20 Если вы покинете Господа и станете служить другим богам, Господь наведёт на вас ужасные бедствия и уничтожит вас. Господь Бог был добр к вам, но, если вы пойдёте против Него, Он уничтожит вас».
21 Народ ответил Иисусу:
«Нет! Мы будем служить Господу».
22 Тогда Иисус сказал:
«Посмотрите на себя и на всех здесь. Все ли вы знаете и согласны с тем, что наш выбор — служение Господу? Все ли вы свидетели тому?»
Народ ответил:
«Да! Мы все свидетели тому, что наш выбор — служение Господу».
23 Тогда Иисус сказал:
«Тогда уничтожьте всех лжебогов, которым вы поклоняетесь, и любите Господа, Бога Израиля, всем своим сердцем».
24 Народ сказал Иисусу:
«Мы будем служить Господу, Богу нашему, и будем слушать Его».
25 В тот день Иисус заключил с израильтянами соглашение в городе Сихем, которое стало для них законом.
26 Иисус записал всё это в книге Закона Божьего. Он нашёл большой камень и положил его под дубом около священного шатра Господнего. Этот камень должен был служить доказательством данного соглашения.
27 Иисус сказал народу:
«Этот камень поможет вам помнить всё, что сегодня было сказано. Этот камень был здесь, когда Господь говорил с нами сегодня, и он поможет вам помнить о том, что сегодня случилось. Этот камень будет свидетелем против вас и не даст вам отвернуться от Господа, Бога вашего».
28 Иисус велел народу идти по домам, и все они пошли назад, каждый в свою землю.
29 После этого Иисус, сын Навина, умер. Ему было тогда сто десять лет.
30 Иисус был похоронен в своей земле, в Фамнаф-Сараи, на холмах Ефрема, к северу от горы Гааш.
31 Народ Израиля служил Господу во все дни жизни Иисуса. И после его смерти народ продолжал служить Господу, пока были живы их старейшины, которые видели то, что Господь сделал для Израиля.
32 Когда Израильтяне покинули Египет, они вынесли с собой кости Иосифа и похоронили его в Сихеме, на земле, которую Иаков купил у сыновей Еммора, отца Сихема. Он купил ту землю за сто монет чистого серебра, и она стала принадлежать потомкам Иосифа.
33 Умер и Елеазар, сын Аарона, и похоронили его в Гиве, в гористой части владений колена Ефрема, дарованной Финеесу, сыну Елеазара.

Толкование Далласской семинарии

а. Обзор прежних благословений (24:1−13)

Нав 24:1−13. Бог представлен здесь как Инициатор и Автор завета, а Израиль — как народ, которому этот завет предложен (стихи 1−2а). За этой преамбулой следует исторический пролог (стихи 2б−13), в котором Иегова устами Иисуса напоминает Своим подданным о том, как благословлял их в прошлом Он вывел их из Ура Халдейского; стихи 2−4 (упоминаемая здесь «река» это Евфрат), затем из Египта (стихи 5−7) и привел в Ханаан (стихи 8−13). Что касается «шершней» (стих 12; Исх 23:28; Втор 7 20), то одни понимают под ними египетскую армию, которая, возможно воевала с хананеями прежде, чем началось завоевание их земли Израилем; другие полагают, что летящие шершни это аллегорический образ паники, которая охватила хананеев, когда они услышали, что сделал Бог для Израиля (сравните Втор 2:25; Нав 2:10, 24; 5:1). Третьи считают, что речь идет о настоящих шершнях.

Обзор истории Израиля, представленный в 24 главе, делает Сам Бог; четырнадцать раз повторяется здесь личное местоимение «Я»: Я взял… дал Я… послал Я… делал Я… Я ввел… Я привел и т. д. Подобно тому, как хеттейский царь перечислял свои благодеяния по отношению к своим подданным вассалам, обозревал Бог чудесные деяния Свои, сотворенные во благо Израилю. И если Израиль достиг величия, то не ценой своих усилий, а благодаря милости и могуществу Божиим. От первой своей победы до последней и всем своим преуспеванием обязан был Израиль благорасположению Господа.

б. Повторение народом, его обязательств (24:14−24)

Нав 24:14−15. Были сформулированы условия обновления Завета: Израиль должен бояться Бога и служить Ему. В упомянутых хеттейских договорах предполагалось отвержение вассалами всех других союзников; Израиль — по условиям своего завета с Богом — должен был отвергнуть всех чужих богов. Предложение Иисуса соплеменникам звучит как вызов: изберите себе ныне, кому служить — богам ли Ура, которым поклонялись ваши предки (стих 2) за рекою (т. е. за Евфратом), или богам Аморреев, живущих здесь, в Ханаане, или же Иегове. Но какой бы выбор ни сделали его соплеменники, он сам и дом его будут служить Господу, решительно заявил Навин.

Нав 24:16−18. Народ… отвечал с готовностью, побуждаемый силой аргументов Навина и его личным примером. Он отверг самую мысль о том, чтобы оставить Бога, Который вывел его из Египта, дома рабства, хранил во время пребывания в пустыне, а теперь привел в землю Обетованную. Мы будем служить Господу — таково было горячее намерение израильтян.

Нав 24:19−21. И снова заговорил Иисус. Этот взрыв энтузиазма не вполне убедил его. Ощутил ли он в нем какую-то неискренность? Или ожидал, что люди вынесут своих идолов, чтобы поступить с ними так, как за несколько веков перед тем поступила со своими здесь, на этом месте, семья Иакова? (Быт 35:4; Нав 24:14, 23). Так или иначе, но Иисус резко заявил: Не возможете (т. е. «не сможете вы») служить Господу, ибо Он Бог Святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших. Конечно, Иисус не имел в виду, что Бог не способен прощать.

Он говорил о недопустимости безответственного и легкомысленного отношения к Богу и подразумевал, что сознательно оставившие Его ради служения идолам совершат дерзкий, преднамеренный грех, который не может быть прощен по Закону (Чис 15:30). Однако народ вновь подтвердил свое намерение служить Иегове.

Нав 24:22−24. В третий раз заговорил к народу Иисус, бросая им намеренный вызов: готовы ли вы стать свидетелями против самих себя, если отступите от Бога? И они ответили, что готовы.

В четвертый и последний раз заговорил Иисус, опять возвращаясь к тому, с чего начал: Итак отвергните (согласно другим переводам — «выбросьте») чужих богов, которые у вас (сравните стих 14). И народ с готовностью откликнулся: Господу, Богу нашему, будем служить, и гласа Его будем слушать.

Лояльность по отношению к Богу не совместима с идолопоклонством. Как в те, так и во все последующие времена, люди стояли перед выбором — между тем, что зовется «практической целесообразностью», и основополагающими принципами жизни, между этим миром и вечностью, между Богом и идолами (сравните 1Фес 1:9).

е. Во свидетельство клятвы (24:25−28)

Нав 24:25−26а. Сознавая бесполезность дальнейших слов и не вполне поверив в надежность обещаний народа, Иисус Навин, тем не менее, совершил торжественную процедуру обновления завета. Он вписал заключенное соглашение в книгу закона Божия, которая, вероятно, лежала рядом с ковчегом завета (сравните Втор 31:24−27). У хеттеев тоже было принято, чтобы каждый народ-вассал хранил текст «суверенного договора» в своем святилище.

Нав 24:26б−27. Последним свидетелем происшедшего провозгласил Иисус Навин большой камень, который положил… под дубом подле святилища Господня. Трудно поддается объяснению, о каком «святилище» идет тут речь. Заметим в этой связи, что в «Септуагинте» окончание стих 26 звучит как «положил его (камень)… пред Господом» — в значении «во имя Господа и в знак преданности Ему». Надо думать, положения завета он запечатлел и на этом камне. Археологи, ведшие раскопки в районе Сихема, обнаружили большой известняковый столб, который, возможно, и является упоминаемым здесь мемориалом. Иисус Навин сказал, что камень этот «будет свидетелем», как если бы он слышал все слова, сказанные при возобновлении завета.

Нав 24:28. Проведя народ через священный ритуал обновления завета, при коем израильтяне поклялись бояться Господа Бога и не оставлять Его, Иисус Навин отпустил собравшихся по домам.

В. Приложение к тексту (24:29−33)

Нав 24:29−31. Упоминанием о трех погребениях — каждое из которых было совершено на территории Ефрема — завершается книга Иисуса Навина. Сначала говорится о том, что умер Иисус… будучи ста десяти лет и похоронен в своем уделе (сравните 19; 50). Едва ли можно было создать ему большую честь, чем назвав просто «рабом Господним». Он и не стремился к званию высшему, чем это.

Нав 24:32. Здесь же записано о погребении «костей Иосифа». Последней просьбой этого патриарха было, чтобы похоронили его в Обетованной земле (Быт 50:25). Зная об этом, Моисей взял с собою останки Иосифа, когда они выходили из Египта (Исх 13:19). Прошли долгие годы странствий по пустыне, завоевана была земля, обещанная евреям Богом, и вот теперь, наконец, останки Иосифа, забальзамированные в Египте (Быт 50:26) за четыреста лет до того, нашли последнее упокоение в Сихеме (сравните Быт 33:18−20).

Нав 24:33. Упоминается тут и о третьем погребении — первосвященника Елеазара, сына и преемника Аарона. Елеазар удостоился привилегии вместе с Навином распределять земли между коленами (Чис 34:17; Нав 14:1; 19:51) и в решающие годы завоевания и освоения Ханаана руководить служением в скинии.

Не странно ли, что упоминанием об этих трех погребениях заканчивается такая книга, как «Иисус Навин»! Отнюдь. Ибо все три свидетельствуют о верности Бога: Иисус, Иосиф и Елеазар, живя среди чужого народа, получили от Него обещание, что Он приведет израильский народ в Ханаан. И вот теперь все они успокоились в этой обещанной их народу земле. Бог сдержал Свое слово. Божиих детей — в их уповании на Его неизменную верность — это не может не утешать, не ободрять и сегодня.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.