Иисус Навин 9 глава

Книга Иисуса Навина
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Об этом услышали все цари к западу от реки Иордан. Это были цари хеттеев, аморреев, хананеев, ферезеев, евеев и иевусеев, которые жили в горной местности, на равнинах и вдоль берега Средиземного моря, вплоть до самого Ливана.
2 Все они собрались вместе и договорились сразиться с Иисусом и народом Израиля.
3 Услышав о том, как Иисус покорил Иерихон и Гай, жители города Гаваон
4 решили попробовать обмануть израильтян. Они собрали старые и изорванные мехи из-под вина и положили их на своих ослов, как будто они идут издалека.
5 На них была ветхая одежда и изношенная обувь на ногах. Хлеб у них был сухой и заплесневелый, и выглядели они так, будто долго путешествовали.
6 Они пришли в лагерь израильтян у Галгала и сказали:
«Мы идём из далёкой страны и хотим заключить с вами союз».
7 Израильтяне сказали этим людям из Евеи:
«Может быть, вы живёте неподалеку. Пока мы не узнаем, откуда вы, мы не можем заключить с вами союз».
8 Евеи сказали Иисусу:
«Мы — твои слуги».
Но Иисус спросил:
«Кто вы и откуда пришли?»
9 Эти люди ответили:
«Мы пришли из далёкой страны, потому что слышали о великой силе Господа, Бога твоего, и обо всём, что Он сделал в Египте.
10 Мы также слышали, что Он разбил двух аморрейских царей на восточной стороне реки Иордан: Сигона, царя есевонского, и Ога, васанского царя, в стране Аштарофа.
11 Тогда наши старейшины и наш народ сказали нам: „Возьмите с собой достаточно еды на дорогу и отправляйтесь, чтобы встретиться с народом Израиля”. Скажите им: „Мы — ваши слуги, заключите с нами союз”».
12 «Видишь хлеб, который мы взяли с собой из дома. Он был тёплый и свежий, а теперь стал заплесневелым и чёрствым.
13 Взгляни на наши мехи. Когда мы выходили из дома, они были новые и были наполнены вином, а теперь посмотри, как они износились и порвались. Взгляни на нашу одежду и сандалии! Видишь, как всё обветшало за время долгого пути».
14 Израильтяне хотели знать, правду ли говорят эти люди, поэтому они попробовали хлеб, но не спросили Господа о том, как им поступить.
15 Иисус согласился заключить с ними мир и сохранить им жизнь, и начальники израильтян согласились с обещанием Иисуса.
16 Через три дня израильтяне узнали, что эти люди жили совсем недалеко от их лагеря.
17 Тогда израильтяне отправились в путь и на третий день пришли к городам Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим.
18 Но армия Израиля не стала сражаться с этими городами, так как израильтяне заключили соглашение о мире с этими людьми, дав им обещание перед Господом, Богом Израиля. Тогда народ стал жаловаться на начальников, которые заключили союз.
19 Но они ответили:
«Мы дали обещание перед Господом, Богом Израиля, и теперь не можем воевать против них.
20 Мы должны сохранить им жизнь, чтобы Бог не разгневался на нас за то, что мы нарушили данное им обещание.
21 Пусть они живут, но будут нашими слугами. Они будут рубить дрова для нас и носить воду для всего нашего народа».
И начальники не нарушили обещания, данного этим людям.
22 Иисус призвал их и сказал:
«Почему вы солгали нам? Ваша земля находится около нашего стана, а вы сказали нам, что пришли из далёкой страны.
23 Теперь ваш народ будет слугами, вы будете рубить дрова и носить воду для дома Бога моего!»
24 И ответили они Иисусу:
«Мы обманули вас, потому что боялись, что вы нас убьёте. Мы слышали, что Бог повелел своему слуге Моисею дать вам все эти земли, и Бог велел вам убить всех людей, которые живут в этой стране. Вот почему мы обманули вас.
25 Теперь мы ваши рабы, и вы можете поступать с нами, как считаете справедливым».
26 Так жители Гаваона стали рабами. Но Иисус оставил их в живых и не разрешил израильтянам убить их.
27 Иисус сделал их рабами израильского народа. Они рубили дрова и носили воду для израильтян и для жертвенника Господа. Они и до сего дня ещё остаются рабами.

Толкование Далласской семинарии

1. СОЮЗ С ГАВАОНИТЯНАМИ (ГЛ. 9)

а. Хитрость гаваонитян (9:1−15)

Нав 9:1−2. Победы Израиля над Иерихоном и Гаем побудили всю округу к совместному выступлению против него. Первые два стиха этой главы подводят читателя к описанию южной и северной кампаний, которые даны в главах 10 и 11.

Движимые страхом, цари объединились в три группы, представлявшие три географические зоны: цари, владевшие горной частью страны (в центральной Палестине); те, что владели западными предгорьями («на равнине») и, наконец, возглавлявшие племена, которые обитали «по всему берегу великого моря» (прибрежная полоса, протянувшаяся на север, к Ливану).

Тем обстоятельством, что они оказались неспособны объединиться, как планировали, в одну, противостоящую Израилю, силу, частично объясняется успех стратегического плана Навина, который вбил клин в «спинной хребет» хананеев.

И все-таки мощные союзные группы возникли как на севере, так и на юге страны. Между ведшими племенные войны объявлено было перемирие, и вчерашние смертельные враги выразили готовность вместе противостать наступательным силам Божьего народа.

Нав 9:3. Однако не все противники Израиля расположены были к борьбе. Гаваонитяне пришли к убеждению, что им не одолеть Израиль в войне, и вот они стали искать мира с ним. Раскинувшийся в горной стране, всего в девяти примерно километрах на северо-запад от Иерусалима и на таком же расстоянии на юго-запад от Гая, Гаваон был известен как «город большой» (10:2); им возглавлялась конфедерация, в которую входили еще три соседних города (сравните 9:17).

Нав 9:4−6. Они держали совет между собой и выработали хитроумный план — послать к Иисусу Навину своих эмиссаров, замаскированных подуставших, обносившихся путников, идущих давно и издалека. И вот однажды утром в израильском стане в Галгале появилась эта странная депутация — на ослах их были нагружены ветхие и заплатанные мехи вина, а сами люди были в изношенной обуви и пропыленной одежде: хлеб, взятый ими в дорогу, зачерствел и был покрыт плесенью. Когда пришельцы подходили к шатру Иисуса Навина, то глядевшие на них израильтяне, несомненно, задавались вопросом: кто эти люди, откуда они и зачем пришли они к ним?

Отвечая на вопросы Иисуса Навина, гаваонитяне обманули его. Они сказали Навину: из весьма дальней земли пришли мы; итак заключите с нами союз.

Почему же притворились они, будто пришли из далекой страны, и предприняли целый маскарад, чтобы «доказать» это? Видимо, гаваонитянам стало известно, что Моисеевым законом евреям разрешено пребывать в мире с отдаленными городами в то время, как города семи ханаанских народов, обитавших поблизости от них, им предписывалось стереть с лица земли (Втор 20:10−18; 7:1−2).

Нав 9:7. Не сразу убедили гаваонитяне Иисуса Навина и его приближенных; те поначалу колебались. Может быть, вы живете близ нас? — усомнились они.

Пришельцы из Гаваона названы здесь Евеями (сравните 11:19); они происходили от Ханаана, сына Хама (Быт 10:17). Возможно, евеи — то же самое, что хорреи (в Быт 36:2 Цивеон назван евеем, но в 20-ом стихе той же главы его называют хорреем).

Нав 9:8−13. В ответ на вопросы Иисуса прозвучала легенда, придуманная хитрыми гаваонитянами. Они говорили, что прошли большое расстояние ради того, чтобы выразить свое уважение могущественному Богу израильтян, и в надежде, что им позволят жить в мире с евреями, в подчинении у них (мы рабы ваши). Они, мол, прослышали о том, что сделал Бог для евреев в Египте (вероятно, они имели в виду египетские казни и переход евреями Чермного моря), а также о дарованных им Богом победах над Сигоном и Огом (Чис 21:21−25; Втор 2:26 — 3:11). Любопытно, что они, однако, не упомянули о недавних победах Израиля под Иерихоном и Гаем — потому что, если они действительно пришли из далекой страны, то не могли знать о недавно разыгравшихся здесь битвах.

Настойчиво следуя своей уловке, гаваонитяне представили свои «верительные грамоты» — заплесневелый хлеб, заплатанные винные мехи, изношенную одежду и рваную обувь.

Нав 9:14−15. Введенные в заблуждение гаваонитянами, начальники израильтян заключили с ними официальный мир, обязавшись сохранить им жизнь. Иисус и израильтяне определенно явили легковерие в этой ситуации. Но главной ошибкой было то, что они Господа не вопросили.

Считал ли Навин это дело слишком обычным и неважным, чтобы «беспокоить» им Бога? Скорее всего, так. Между тем, верующим (на все времена) дано право обращаться к Богу «по всем вопросам», полагаясь не столько на собственное суждение, сколько на волю Его (Иак 4:13−15).

б. Раскрытие обмана (9:16−17)

Нав 9:16−17. А чрез три дня израильтяне узнали, что их одурачили, и что гаваонитяне живут всего в сорока километрах от Галгала, в самом Ханаане, а не в какой-то там далекой стране. Видимо, отряд израильских разведчиков, отправившись в путь, обнаружил, что Гаваон и три других зависимых от него города расположены поблизости от них.

в. Решение вождей (9:18−27)

Нав 9:18−19. Как же негодовали израильтяне, когда обман раскрылся! Народ хотел расторгнуть договор и уничтожить гаваонитян, но Иисус и начальники сказали, что уловка, к которой прибегли их соседи, не лишает заключенного договора силы. Соглашение это свято, потому что было скреплено клятвой во имя Господа, Бога Израилева. И расторжение его навлекло бы на народ Божий гнев. (Трагедия такого рода произошла позднее, в царствование Давида, по причине нарушения Саулом данной им клятвы; сравните 2Цар 21:1−6.)

Нав 9:20−27. Итак, несмотря на то, что; обязательства своего Израиль решил не нарушать, обманувшие его гаваонитяне подлежали наказанию, а именно — обращению в рабство. Отныне им предстояло рубить дрова и черпать воду… для… общества и для скинии. Можно допустить, что постоянное пребывание гаваонитян в атмосфере поклонения единому истинному Богу не проходило без благотворных последствий для них.

В конечном итоге проклятие обернулось благословением для этого племени. Сражаясь в защиту гаваонитян, Бог совершил одно из Своих великих чудес (10:10−14). А позднее в Гаваоне была воздвигнута скиния Господня (2Пар 1:3); еще позже некоторые из жителей этого города помогали пророку Неемии в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:7). Так действует милость Божия.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.