К Евреям 11 глава

Послание к Евреям
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Вера же означает, что мы уверены в том, на что надеемся. Она является доказательством существования того, что мы никогда не видели.
2 За такую веру Бог благоволил к людям, жившим издревле.
3 Благодаря своей вере мы понимаем, что мир был сотворён по велению Божьему, и то, что видимо, создано было из того, что невидимо.
4 Благодаря своей вере Авель принёс Богу более угодную жертву, чем Каин. Благодаря своей вере он был превознесён как праведник, так как Бог с одобрением принял его дары. И благодаря своей вере он всё ещё говорит, хотя и мёртв.
5 Благодаря своей вере Енох был вознесён к Богу, чтобы не увидел он смерти и люди не смогли найти его, потому что Бог взял его к Себе. В Писаниях сказано, что до своего вознесения он угодил Богу,
6 а без веры невозможно угодить Богу. Потому что тот, кто предстаёт перед Богом, должен верить в то, что Бог жив и вознаграждает ищущих Его.
7 Благодаря своей вере и почтению к Богу, Ной, когда был предупреждён Богом о том, чего сам не мог ещё видеть, внял предупреждению и построил ковчег, чтобы спасти свою семью. Своей верой он осудил мир и стал одним из тех, кого вера оправдывает перед Богом.
8 Благодаря вере Авраам, будучи призван Богом, повиновался и отправился в ту землю, которую должен был получить в наследство. Он отправился туда, хотя и не знал, куда идёт.
9 Благодаря своей вере, он оставался в чужой земле, которую Бог обещал отдать ему во владение. Авраам жил в шатрах вместе с Исааком и Иаковом, также получившими обещание от Бога.
10 И всё это делал он, потому что ожидал создания города с извечным основанием, города, архитектором и строителем которого является Бог.
11 Несмотря на преклонные годы Авраама и бесплодие Сарры, они не утратили веру в Бога и Его обещания. Поэтому Бог позволил им иметь детей.
12 Авраам был настолько стар, что уже находился на пороге смерти. Однако от него одного произошли такие многочисленные потомки, будто звёзды в небе, и неисчислимые, как песчинки на берегу морском.
13 И все эти люди продолжали жить со своей верой до самой смерти. Они не получили обещанного, но видели его на расстоянии и радовались ему. Они признавали открыто, что являются чужими, всего лишь странниками на этой земле.
14 Люди, говорящие такое, тем самым показывают, что они ищут свою страну.
15 Если бы они думали о той стране, которую покинули, то у них была бы возможность возвратиться.
16 Они томились по лучшей стране — небесной. И потому Бог не стыдится называться их Богом, потому что Он приготовил для них город.
17 С верой Авраам, испытываемый Богом, предложил в жертву Исаака. Да, он, получивший обещание, был готов принести в жертву единственного сына,
18 о котором Бог уже сказал ему:
«Твои потомки придут через Исаака».
19 С верой Авраам был готов принести в жертву своего единственного сына. Он верил, что Бог может воскресить человека из мёртвых. И действительно, когда Бог остановил Авраама от убийства своего сына, то это было подобно тому, что Исаак был возвращён из мёртвых.
20 С верой Исаак благословил будущее Иакова и Исава.
21 Верой своей Иаков, умирая, благословил обоих сыновей Иосифа и поклонился Богу, опираясь на свой посох.
22 С верой Иосиф в конце жизни говорил об исходе народа Израиля из Египта и повелел, что сделать с его телом.
23 С верой, когда родился Моисей, родители три месяца прятали его и, видя, как красив ребёнок, не побоялись ослушаться царского приказа.
24 С верой Моисей, когда вырос, отказался называться сыном дочери фараона.
25 Он предпочёл лучше терпеть преследования вместе с людьми Божьими, чем короткое время наслаждаться греховными удовольствиями.
26 Он считал, что страдания, через которые ему суждено пройти ради Христа, драгоценнее, чем все египетские сокровища. Моисей ожидал награды Божьей.
27 С верой он покинул Египет, не страшась царского гнева. Он вытерпел всё, как будто видел невидимого Бога.
28 С верой Моисей приготовился к празднованию Пасхи и окропил дверные косяки кровью, чтобы Губитель не смог тронуть никого из израильских первенцев.
29 С верой израильтяне пересекли Красное море, словно сушу; когда же египтяне попробовали сделать то же самое, море поглотило их.
30 Благодаря вере людей Божьих рухнули стены Иерихона после того, как израильтяне обходили их семь дней подряд.
31 Благодаря своей вере блудница Раав не была убита вместе со всеми, кто отказался повиноваться, так как приняла израильских лазутчиков с миром.
32 Что же ещё сказать мне? Мне не хватит времени, чтобы рассказать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, Самуиле и о пророках.
33 Эти люди, благодаря своей вере, побеждали царства и устанавливали справедливость согласно Божьим обещаниям. Они заставляли умолкнуть львов, погашали яростный огонь
34 и избегали смерти от меча. В слабости они обретали силу, становились могучими в битве, обращали в бегство чужеземные войска.
35 Женщины, потерявшие своих родных и близких, вновь обретали их после воскресения из мёртвых. Других пытали, но они отвергали свободу, чтобы обрести воскресение к лучшей жизни.
36 Некоторым пришлось вытерпеть насмешки и битьё кнутом, другие же были закованы в цепи и брошены в тюрьмы.
37 Их забрасывали камнями, разрезали надвое, убивали мечами. Они одевались в овечьи и козьи шкуры, были бедны, преследуемы и притесняемы.
38 Мир был недостоин этих великих людей. Они скитались в горах и в пустынях, жили в пещерах и в земляных норах.
39 Эти люди были всем известны благодаря своей вере, но они не получили того, что было обещано Богом.
40 Бог задумал нечто лучшее для нас, чтобы эти люди достигли совершенства, но только вместе с нами.

Толкование Далласской семинарии

IV. ЧАСТЬ III: ОТКЛИК ВЕРОЮ (главы 11−12)

Через этот — последний большой раздел послания — красной нитью проходит призыв отвечать единственно приемлемым путем, а именно — верой, на все те обстоятельства жизни, которых касается автор. Хотя значение веры уже выявлено им, он считает необходимым еще полнее рассмотреть этот фактор во всей бесценности его. Как и прежде, за истолкованием (глава 11) следуют предупреждение и увещание (глава 12).

А. Жизнь веры (глава 11)

В заключение предыдущего раздела автор лишь коснулся темы жизни по вере (10:37−39). Что это означает на практике, он объясняет теперь в словах и образах, которые его читатели могли оценить вполне, потому что именно вера лежала в основе всего, что происходило с героями ветхозаветной истории, хорошо им известной. И поскольку эти люди руководствовались верой, так же следовало поступать и читателям послания.

1. ПРОЛОГ (11:1−3)

Евр 11:1−3. В коротком прологе автор говорит о характере веры, о видении вещей верою и о высоко чтимых приверженцах ее. Небезынтересно привести 11:1, как звучит этот стих в переводе на англ. язык: «Вера не сомневается в том, что является предметом наших надежд, и уверена в том, чего мы не видим».

Иоанн Златоуст писал по этому поводу: «Вера есть созерцание неявного и ведет к такому же полному убеждению в невидимом, как в видимом».

Древние, т. е. великие люди былых времен, в глазах читателей бывшие образцом для подражания, во всем руководствовались верою, тем самым высоко свидетельствуя о ней.

Верою познаем, что веки (миры) устроены словом Божиим… Действительно, разум не подсказывает нам этого, и свидетелей тому не было. Следовательно, это познание есть дело веры.

Последняя фраза стих 3 — так что из невидимого произошло видимое — наводит на мысль об особой в этом преднамеренности Божией; это было Его волей, чтобы видимый людям мир «явился» из сферы невидимой им, и чтобы, таким образом, действительное происхождение мира познавалось только верою.

2. БОЖИЕ ПРИНЯТИЕ ВЕРЫ (11:4−16)

Верою достигается принятие человека Богом и получение им награды от Него.

Евр 11:4. Авель входит в число тех «праведных», о которых читаем в 10:38. Богу он угодил тем, что верою принес Ему жертву лучшую. Верою Авель не только получил свидетельство, что он праведен, ею он и по смерти говорит еще; иными словами, даже смерть не уничтожила свидетельства такого человека, как Авель. Подобно ему, и читатели послания были «приняты» Богом на основании их лучшей — новозаветной — жертвы. Неверующие же братья их, подобно Каину, не обрели такого благоволения в глазах Божиих.

Евр 11:5−6. Енох, с другой стороны, жил по вере (как следовало жить и тем, к кому обращался автор) и тем угодил Богу. Если бы Христос возвратился на протяжении их жизни, то и они, как Енох, не увидели бы смерти. Но в любом случае угодить Богу они могут только одним способом — не переставая верить, что Он есть, ибо ищущим Его всерьез Бог воздает.

Евр 11:7. О том, что Бог действительно вознаграждает «ищущих» Его, свидетельствует история Ноя, который сделался наследником праведности по вере. И еще он «наследовал» новую землю после потопа, как читатели послания могли бы наследовать «будущую вселенную» (2:5). Фраза для спасения дома своего перекликается с мыслью, постоянно подчеркиваемой автором, о спасении-наследии «христианского дома». В ней, кроме того, содержится намек на то, что искренняя вера человека может принести спасительные плоды в его собственной семье.

Евр 11:8−10. Урок, преподанный читателям жизнью Авраама, состоял в том, что им следовало уповать на «будущую вселенную», а к нынешней своей жизни относиться как к странничеству, путешествию. Авраам, великий патриарх, обитал на земле которую имел получить в наследие как на чужой. Подобно ему, получат наследие и читатели послания, если станут ожидать города имеющего основание (намек на небесный и вечный Иерусалим; сравните Откр 21:2, 9−27).

Евр 11:11−12. Автор представляет Сарру как первую «героиню веры», которая, вопреки, казалось бы, физической невозможности (будучи бесплодной, в преклонных годах), стала матерью. И как она знала, что верен Обещавший, так следовало знать это и помнить читателям послания (сравните 10:23). Верою содействовала Сарра поразительному «размножению семени» своего мужа, от которого, физически в старости омертвелого, родилось в конечном счете так много.

Евр 11:13−16. Впечатляющим завершением темы являются эти стихи: автор показывает, что людям возможно умереть в вере (или с верою), даже не получивши обетований. То, что станет реальностью в будущем, прежние святые видели верою издали, а себя считали странниками и пришельцами на земле. Они искали своего отечества, но не то, которое покинули. Так и читателям послания не следовало возвращаться к покинутой ими религии предков, но стремиться к лучшему, то есть к небесному. Если бы они поступили по примеру патриархов, то Бог и их не устыдился бы, как не стыдился тех, называя себя их Богом.

3. О РАЗНООБРАЗИИ ОПЫТА ВЕРЫ (11:17−40)

Начиная отсюда, тема жизни по вере рассматривается под новым углом зрения. При всем многообразии обстоятельств и событий, происходящих в человеческой жизни, вера остается тем постоянным фактором, сквозь призму которого все может быть принято и понято. Для христианина вера воистину становится орудием познания мира (сравните стих 3).

Евр 11:17−19. Возвращаясь к Аврааму, автор поднимает вопрос искушения в вере. Читателям было чему научиться на примере того величайшего испытания, через которое должен был пройти патриарх, когда Бог повелел ему принести в жертву Исаака. Прежде всего, это, казалось бы, противоречило обетованию, полученному Авраамом от Бога, но вера патриарха в то, что Бог силен из мертвых воскресить помогла ему с честью пройти через это испытание.

В сердце своем Авраам уже принес Исаака в жертву, почему и получил его в предзнаменование. В греческом оригинале не «в предзнаменование», а «в притче» («в образе»); заклан был не Исаак, а овен — «образ» Исаака. Единородного же своего патриарх как бы получил обратно из мертвых.

Так же и христиане, знакомые с этим посланием, должны порой воспринимать вещи за пределами своих жизненных обстоятельств, в которых Божии обещания будто не осуществляются, осознавая, что обещания эти все-таки будут исполнены в их воскресении.

Евр 11:19−22. С верою смотрели в будущее и перечисляемые здесь патриархи. Веря в осуществление обетовании Божиих, данных Аврааму, Исаак благословил Иакова, а не Исава. И на том же основании умирающий Иаков благословил обоих сыновей Иосифа.

Читателям тоже следовало воздавать честь Богу до конца своих дней, не ослабевав в вере в будущее, уготованное им. Автор напоминает, что и Иосиф при личине своей (зная об обетованиях Господа Аврааму) с уверенностью говорил о будущем исходе сынов Израилевых из Египта). С такою же уверенностью смотреть в свое будущее всем нам.

Евр 11:23. Переходя к жизни Моисея, автор начинает тему противостояния веры и враждебности, которые были так хорошо знакомы его читателям. Верою Моисей скрываем был родителями, сохранившими ему жизнь. Обрадованные драгоценным Божиим даром — ибо видели они, что дитя прекрасно — они поверили, что Бог уготовал их сыну нечто лучшее, чем смерть по рождении. Потому и не устрашились они царского повеления, и Бог вознаградил их веру, дав Моисею прожить выдающуюся жизнь.

Евр 11:24−26. Классический пример того, как верою отдается предпочтение поношению Христову перед временным греховным наслаждением, автор видит в жизни Моисея, истинного героя веры, с его разумным приятием эсхатологических упований народа израильского.

Что такое «поношение Христово»? Это такое поношение, которое терпели читатели послания, какое терпел Сам Христос; такое, когда кто терпит от своих, от тех, кому делает добро; когда, страдая, человек прибегает к Богу. Такое «поношение» Моисей познал сполна. И читателям его следовало, по мысли автора, принять поношения, отказавшись от греховной жизни, которой не скорби сопутствуют, а удовольствия; и они смогут поступить так, если поверят в ожидающую их награду.

Евр 11:27−28. Далее. Моисей верою (как бы видя Невидимого), вывел народ из Египта, ие испугавшись гнева царского. Совершив пасху, включавшую пролитие крови, Моисей уберег Израиля от Божиего суда. Так и читателям послания не следовало бояться «гнева» окружавшего их мира и поддерживать свою «отделенность» от него. Свои отношения с Богом им следовало продолжать на основании пролития крови нового завета. Тогда и они были бы избавлены от Божиего суда (сравните 10:19−31).

Евр 11:29−31. У читателей послания были основания уповать на победу над врагами (сравните 1:13−14). Уроки гибели египтян в Чермном море и падения стен Иерихонских говорили им о победах, какие способна одержать вера. Если в церкви, которой писалось послание, было (что не исключается) какое-то число язычников, то для них утешительным мог послужить пример Раав блудницы, пощаженной при разрушении Иерихона.

Евр 11:32−35а. Слишком их много было, героев веры, в ветхозаветные времена, чтобы автор мог подробно говорить о каждом. Потому он лишь мимоходом перечисляет деяния некоторых из них. Фразу «укреплялись от немощи» в стихе 34 следует понимать как немощь их становилась силой. В апогее же перечисления жены, которые получали умерших своих воскресшими; ибо в этом свидетельство высочайшей победы веры, перед каковой и смерть отступает (3Цар 17:17−24; 4Цар 4:17−37).

Евр 11:35б−38. От явных побед веры мысль автора обращается к тому, что может показаться ее поражением. Но это именно кажущиеся поражения. Ибо те, кто замучены были, пошли на это сознательно, вместо того, чтобы позаботиться о сохранении себе жизни, так как знали, что их страдания поведут к лучшему (более славному) воскресению. Так и читателям стойко надо было переносить испытания, ожидая воздаяния в будущем мире.

Физические страдания, перечисленные в стихах 36−37, 38б, соответствуют примерно десяти видам гонений, выпавших на долю людей веры, а к этому надо еще прибавить неприятие со стороны близких и соотечественников, каковое могли уже познать на себе и читатели. Сердечно замечает в этой связи автор послания, что весь мир не был достоин этих гонимых им людей.

Евр 11:39−40. стих 39 надо понимать в том смысле, что все сии, получившие похвальное свидетельство о вере своей, еще не получили обещанной награды; их эсхатологические упования еще не осуществились. Ибо там, где они находятся, они ждут, пока не достигнут совершенства все их братья в Господе, проходящие земную жизнь. В этом и заключается нечто лучшее, предусмотренное Богом для нас (т. е. для живущих еще на земле), что откладывается осуществление их упований. Ибо Бог предусмотрел всех увенчать славою в одно время; таково значение фразы дабы они не без нас достигли совершенства.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.