Откровение 17 глава

Откровение Иоанна
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Тогда один из семи Ангелов с семью чашами подошёл ко мне и сказал:
«Пойдём, я покажу тебе, какое наказание послано великой блуднице, которая сидит над многими водами.
2 Земные цари предавались с ней блуду, и те, кто живут на земле, напивались допьяна вином её блуда».
3 И оказался я во власти Духа, который перенёс меня в пустыню. Там я увидел женщину, сидящую на красном звере. Этот зверь был весь покрыт именами, оскорбляющими Бога, и было у него семь голов с десятью рогами.
4 Женщина была одета в пурпурные и красные одежды и украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В руке она держала золотую чашу, полную мерзости и грязи её блуда.
5 На лбу у неё было начертано имя с тайным значением:
«великий город Вавилон, мать блудниц и всякой мерзости на земле».
6 Затем я увидел, что она пьяна от крови святых людей Божьих и тех, кто умер, свидетельствуя об Иисусе. И, увидев её, я поразился.
7 Ангел спросил у меня:
«Чему ты удивляешься? Я объясню тебе, в чём тайное значение этой женщины и зверя с семью головами и десятью рогами, на котором она сидит.
8 Зверь, которого ты видел, был когда-то живым, сейчас же он мёртв. Но он ещё восстанет из бездны и отправится на погибель. И те из живущих на земле, чьи имена не вписаны в книгу жизни от начала мира, удивятся, увидев зверя, так как он был жив когда-то, но сейчас мёртв, и всё же он явится снова.
9 Чтобы всё это понять, нужна мудрость. Семь голов — это семь холмов, на которых сидит женщина, они же и семь царей.
10 Первые пятеро уже умерли, один ещё жив, а последний ещё не явился. Когда же он явится, то недолго ему суждено здесь оставаться.
11 Зверь, который когда-то был жив, а сейчас неживой, — это восьмой царь, один из семи, и идёт он к своей гибели.
12 Десять рогов, что ты видишь, — это десять царей, которые ещё не начали править, но они получат власть править — каждый по одному часу вместе со зверем.
13 У всех десяти царей одни намерения, и отдадут они свою власть зверю.
14 Они будут воевать с Агнцем, но Он победит их, потому что Он — Господин господствующих и Царь царей вместе со Своими избранными, призванными и верными».
15 Затем Ангел сказал мне:
«Воды, которые ты видишь там, где сидит блудница, — это разные народы, множество племён и языков.
16 Десять рогов, которые ты видел, и сам зверь будут ненавидеть блудницу и отнимут у неё всё, чем она владеет, оставив её нагой. Они будут пожирать её тело и жечь его огнём.
17 Потому что Бог вложил в десять рогов желание исполнить Его волю: отдать зверю власть правления, пока не исполнится слово Божье.
18 Женщина, которую ты видел, — это великий город, господствующий над земными царями».

Толкование Далласской семинарии

Л. Падение Вавилона (главы 17−18)

Мы видим здесь Вавилон — источник и прибежище многих языческих религий и верований, противостоящих как вере иудейской, так и христианской, — при последнем его осуждении и казни. В хронологические рамки «печатей, труб и чаш гнева Божия» эти главы не укладываются, и толкователям во все времена нелегко было объяснять значение откровения, содержащегося в них.

В целом, однако, Вавилон, как он предстает в 17 главе в плане его религиозного состояния, как бы олицетворяет «последнее слово» в религиозном состоянии мира, и по времени это должно, следовательно, относиться к первой половине последнего семилетия перед вторым пришествием Христа. В 17 главе сказано также о разрушении Вавилона 10 царями (стих 16).

В отличие от 17 гл., в главе 18 Вавилон, по-видимому, рассматривается как символ политической силы и как «город великий», столица мировой империи, которая во второй половине последнего семилетия станет доминировать в мире.

Вавилон, о котором в Библии упоминается около 300 раз, временами отождествляется с религиозными планами и действиями сатаны на земле, направленными против исповедания истинного Бога, но чаще он все-таки выступает в значении политической силы, воплощенной в нем как в великом столичном городе. В последнее время две эти «линии» Вавилона пересекутся, и последний суд Божий совершится над ним.

1. РЕЛИГИОЗНЫЙ ВАВИЛОН РАЗРУШЕН (глава 17)

Откр 17:1−2. И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих. «Блудница» символизирует религиозную систему Вавилона и сопряженное с нею предельное падение нравов, а «воды многие» — «людей и народы, и имена и языки» (стих 15). Ангел говорит Иоанну, что цари земные блудодействовали с этой «женщиной», другими словами, они подпали под развращающее воздействие той религиозной системы, которую она собой символизирует (14:8).

Откр 17:3−5. Иоанн был вознесен в духе (т. е. в видении своем, а не в теле; сравните 1:10 и 4:2) в пустынное место, где он увидел эту жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. «Зверь», очевидно, олицетворение мирового правительства того времени (13:1). 10 его рогов, как объясняется в стихе 12, это «десять царей, которые еще не получили царства». 7 голов, вероятно, символизируют семь выдающихся политических деятелей восстановленной в будущем Римской империи.

Жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Ее украшения напоминают о таковых в современных церквах, строго соблюдающих обрядность. Но в принципе «порфир» и «багряница» (пурпур), золото, драгоценные камни и жемчуг вполне могут символизировать красоту и славу, присущие истинной вере, однако, здесь они — признаки лжерелигии, оскверняющей истину.

В руке жена держала золотую чашу… наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее (сравните с выражением «вино ее блудодеяния» в стихе 2). Этим подтверждается, что и характер и «поведение» этого персонажа — аллегорический образ всякой ложной религии. И о том же говорят слова, написанные у «жены» на лбу: ТАЙНА, ВАВИЛОН ВЕЛИКИЙ, МАТЬ БЛУДНИЦАМ И МЕРЗОСТЯМ ЗЕМНЫМ. В некоторых переводах Библии слово «тайна» отделено в этой надписи от остальных слов, и это, по-видимому, верно, т. к. «тайна» не входит в состав собственно имени (которое, в свою очередь, определяет сущность «жены»), и лишь поясняет, что смысл и причина всего стоящего за этим «именем» сокрыты от людей.

Библия много говорит о Вавилоне как о месте «рождения» лжерелигии, начиная с повествования о строительстве Вавилонской башни (Быт главы 10 и 11). Слово «вавилон» означает «смешение» (Быт 11:9). Позднее так был назван город, возникший за 3000 лет до Рождества Христова. Одним из наиболее известных его царей был Хаммураби (1728−1686 гг. до Р. Х.). После периода упадка Вавилон снова достиг вершины своего расцвета при царе Навуходоносоре (605−562 гг. до Р. Х.). Последующая история этого города лежит в основе книги пророка Даниила.

Вавилон играл важную роль как в политической, так и в религиозной жизни древнего мира. У Нимрода, основавшего этот город (Быт 10:8−12), была жена по имени Семирамида, которая явилась создательницей тайного культа, о чем сообщают внебиблейские источники. Семирамида имела сына Таммуза, которого она будто бы зачала чудесным образом, и так, якобы, исполнилось обетование относительно «семени жены», данное Еве (Быт 3:15).

В религиозной практике, возникшей на основе, господствовавшей в Вавилоне лжерелигии, мать и дитя почитались как Божество; той же практикой было предусмотрено существование храмовых блудниц (ритуальной проституции).

Таммуз, согласно преданию, был убит диким зверем, но затем воскрес; в этом — как предвидение сатаной воскресения Христа, так и попытка его «упредить» этот высочайший акт собственной фальшивой подделкой под него. Исповедание вавилонской лжерелигии неоднократно осуждается Священным Писанием (Иер 7:18; Иер 44:17−19, 25; Иез 8:14). Поклонение Ваалу связано с поклонением Таммузу.

Персы, одержавшие победу над Вавилоном (539 г. до Р. Х.), «не жаловали» религиозных культов, процветавших в «великом городе», и потому приверженцы их стали переселяться в город Пергам, где, как известно, была основана одна из семи церквей, к которым обращается в видении Иоанна Христос (2:12−17).

Когда со временем вавилонские жрецы передвинулись из Пергама в Рим, то немало способствовали засорению христианства языческими представлениями и ритуалами, которые постепенно проникали и в церковное богослужение.

Итак, Вавилон есть символ отпадения от истинного Бога и богохульной подмены почитания Отца в Сыне идолослужением. В этих стихах Вавилон судится последним судом Божиим.

Откр 17:6. Жена, символизирующая лжерелигиозную систему, основанную на отступничестве от Истины, упоена была кровью святых. Это говорит о том, что истинные христиане будут к тому времени, за три с половиной года до второго пришествия Христа, почти полностью истреблены. Апостол Иоанн был поражен, увидя «жену» на «звере», поражен этим сочетанием и тем, как проявляет оно себя в мире.

Откр 17:7−8. И сказал мне Ангел: что ты удивляешься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее. Зверь… был, и нет его, и выйдет из бездны… Это — антихрист который выйдет из «дома» сатаны, где обитают и демоны (9:1−2, 11). Здесь еще одно указание на то, что силу свою правитель мира будет получать от сатаны (13:4), и что сатана и этот контролируемый им человек будут неразрывно связаны между собою. И сила их будет общей.

Сказанное о «звере», что он был и нет его, и выйдет, перекликаются со сказанным в 13:3. То обстоятельство, что антихрист «исцелится» и выживет, а империя его станет процветать, поразит мир своей сверхъестественностью и послужит причиной того, что человечество склонится и перед первым и перед вторым зверем. (О книге жизни толкование на 3:5; 13:8; 20:12, 15; 21:27.)

Откр 17:9−11. Здесь ум, имеющий мудрость (сравните 13:18). То есть Ангел предупреждает апостола о необходимости — особой мудрости для того, чтобы понять истину, представляемую ему теперь, истину, облеченную в символ. Предпринимавшиеся на протяжении истории Церкви многочисленные попытки истолковать ее «правильно» тоже свидетельствуют об этом.

Итак, Ангел сообщает Иоанну, что семь голов (зверя) суть семь гор, на которых сидит жена. Многие богословы древности, к примеру, Викторин, написавший один из первых комментариев на книгу Откровения, видели в «семи горах» (или холмах) указание на Рим, т. к. его часто называли «городом на семи холмах». Из такой интерпретации логично следовал вывод, что именно Рим станет столицей будущей мировой империи.

При более внимательном проникновении в суть стихов нельзя, однако, не понять, что не о Риме идет тут речь. И что не в буквальном смысле горы имеются здесь в виду, а скорее политические лидеры. Тем более, что и в самом тексте поясняется, что семь голов суть… и семь царей. в стихе 10, где читаем это, далее сказано, что из них пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.

Поскольку апостол Иоанн записывал откровение, как преломлялось оно через призму его видения мира и понимания вещей, то, возможно, понимал под этими «царями» пять выдающихся римских императоров, которые к его времени уже умерли; в том, который есть (шестом) он мог видеть императора Домициана, известного своими гонениями на христиан, который и Иоанна сослал на остров Патмос; седьмой же «царь», которому еще предстояло прийти, вообще не поддается «опознанию».

Из стиха 11 следует, что последняя мировая империя будет управляться восьмым «царем»: И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. Этот восьмой «царь», конечно же, антихрист которого уничтожит Христос во второе Свое пришествие. Он — из числа семи; возможно, в том смысле, что ему будут присущи те черты безнравственности и богоборчества, которые присущи были семи предшествовавшим царствам, но в нем они достигнут высшей точки выражения.

Вот одно из возможных объяснений второй половины 11 стих Под седьмым «царем» или царством понимается Римская империя, которая будет чудом восстановлена в последнее время, но просуществует не долго, а восьмой царь («зверь») — это последний мировой правитель. Из этих стихов явствует, что в конце времен, и в особенности на протяжении первой половины последних семи лет, утвердится союз между правителем (поначалу) Ближнего Востока (антихристом) и правителями остального мира с его отпавшей от Бога церковью; своей высшей, критической, точки этот союз достигнет в середине семилетия, когда антихрист захватит власть во всем мире.

Откр 17:12−14. В 12 стих поясняется, что десять рогов — это десять царей. Многие комментаторы пытались отождествлять их с «царями» прошлых времен, однако из самого текста следует, что речь идет о будущих «царях», современниках антихриста; они ненадолго (на одни час) возглавят союзные страны на Ближнем Востоке, которые целиком подчинятся воле мирового правителя (примут власть со зверем).

В то время как семь голов, возможно, символизируют (в известной хронологической последовательности) семь выдающихся правителей Римской империи, 10 рогов — аллегория, явно относящаяся к последнему времени. Соответствующие «рогам» десять «царей» — единомысленны с антихристом (стих 13), и союз их между собой направлен на поддержку зверя.

За семь лет до второго пришествия Христа он заключит союз и с Израилем. И все эти семь лет они с неослабевающей силой будут противиться Спасителю. А когда Он вернется, десять царей поведут брань с Агнцем, и Агнец победит их (стих 14). Любопытно, что Агнец тут же назван Господом господствующих и Царем царей (сравните 1Тим 6:13; Откр 19:16).

Откр 17:15. В первом стихе этой главы сказано, что жена «сидит на водах многих», а в этом, пятнадцатом, стихе объясняется, что воды… суть люди и народы, и племена и языки. Это говорит о том, что в мире возникнет на экуменическом основании единая религиозная система.

Откр 17:16−18. Заканчивается глава описанием уничтожения блудницы. Согласно англ. переводу Библии не только десять рогов… на звере (т. е. десять царей), но и сам зверь возненавидят блудницу и уничтожат ее. В Писании не указывается, когда именно это случится, однако похоже на то, что — в половине последнего семилетия, когда антихрист примет на себя роль мирового диктатора (Дан 9:27; Мф 24:15).

Когда «зверь», поначалу один из ближневосточных правителей, станет правителем мира, он, пожелав занять место Бога и в сердцах людей, потребует, под угрозой смерти, всеобщего поклонения себе как Богу (Дан 11:36−38; 2Фес 2:4; Откр 13:8, 15). Таким образом, та мировая религиозная система, которая еще в первой половине последнего семилетия будет процветать на земле, внезапно существовать перестанет.

Она будет заменена последней формой всеобщей религии, в рамках которой предметом поклонения всех станет диктатор мира — антихрист. Но все это — часть плана Самого Господа, цель Которого — в осуждении злых и порочных правителей мира сего. В стихе 17 читаем, что Бог положил им на сердце исполнить волю Его… и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.

В последний раз о «жене» говорится в 17:18: Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями. Сравнение жены с городом опять-таки предполагает, что в то время восстановленный древний Вавилон явится религиозным центром всеобщего ложного вероисповедания. Церковь-отступница была и вновь станет средоточием не только религиозной, но и политической силы и власти. Как сказано в 5 стих, и город и жена — это некая «тайна», потому они и представлены в символах, с трудом поддающихся интерпретации. Стих 18, однако, образует вступление к следующей главе, в которой Вавилон скорее понимается как город в буквальном смысле слова, нежели как религиозная система.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.