Судьи 16 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Однажды Самсон пошёл в город Газу. Он увидел там блудницу, зашёл к ней и провёл с ней ночь.
2 Кто-то сказал жителям Газы, что Самсон пришёл в их город, и они, желая убить его, окружили это место. Они провели всю ночь, подстерегая Самсона, притаившись у городских ворот. «Когда наступит утро, мы убьём Самсона», — говорили они друг другу.
3 Но Самсон пробыл у блудницы только до полуночи, а в полночь встал, вырвал городские ворота вместе с косяками и с засовом, взвалил себе на плечи и отнёс их на вершину горы возле Хеврона.
4 Через некоторое время Самсон полюбил женщину по имени Далида, которая была родом из долины Сорек.
5 Филистимские правители пришли к Далиде и сказали ей:
«Мы хотим, чтобы ты выведала у Самсона, что делает его таким сильным. Тогда мы будем знать, как одолеть его, чтобы связать и усмирить. Если ты сделаешь это, каждый из нас даст тебе 1 100 шекелей серебра».
6 Далида спросила Самсона:
«Скажи мне, откуда в тебе такая сила? Чем тебя связать, чтобы усмирить?»
7 Самсон ответил:
«Если свяжут меня семью свежими тетивами, которые ещё не засохли, то я буду так же бессилен, как и прочие люди».
8 Тогда филистимские правители принесли Далиде семь свежих, ещё не засохших тетив, и она связала ими Самсона.
9 Один из филистимлян прятался у Далиды в спальне, а она сказала Самсону:
«Самсон, филистимляне идут, чтобы пленить тебя!» Но Самсон разорвал тетивы с такой же легкостью, как разрывают нитку, поднесённую к огню, и филистимляне не узнали тайну силы Самсона.
10 Далида сказала Самсону:
«Ты обманул меня и посмеялся надо мной! Так скажи же мне теперь, чем тебя связать?»
11 Самсон сказал:
«Если меня свяжут новыми веревками, которыми ещё никогда не пользовались, то я буду так же бессилен, как прочие люди».
12 Далида взяла новые веревки, связала его и сказала:
«Самсон, филистимляне идут на тебя!» (Между тем один из них прятался в спальне). Но Самсон сорвал веревки с рук как нитки.
13 Далида сказала Самсону:
«Ты снова обманул меня и посмеялся надо мной! Скажи мне, чем тебя связать?»
Самсон ответил:
«Если ты сплетёшь на ткацком станке семь кос из моих волос и натянешь их, то я стану бессильным, как и другие».
14 Позже, когда Самсон пошёл спать, Далида так и сделала. Она сплела на ткацком станке семь кос из его волос, прикрепила станок к земле и снова сказала ему:
«Самсон, филистимляне идут на тебя!» Самсон проснулся и выдернул кол и ткацкую колоду вместе с тканью.
15 Далида сказала ему:
«Как же ты можешь говорить, что любишь меня, если даже не доверяешь мне? Ты не хочешь сказать мне свой секрет. Ты трижды одурачил меня и не сказал мне, откуда идёт твоя великая сила».
16 Она докучала Самсону каждый день, пытаясь выведать его секрет, и мучила его так, что ему было тяжело от этого до смерти.
17 Наконец Самсон сказал Далиде:
«Ни одна бритва не касалась моей головы. Я стал назореем Божьим до того, как родился. Если остричь мне волосы, то я потеряю свою силу и стану таким же бессильным, как прочие люди».
18 Далида, видя, что Самсон открыл ей свою тайну, послала за филистимскими правителями, сказав:
«Приходите. В этот раз он сказал мне всю правду».
Они пришли к Далиде и принесли ей обещанное серебро.
19 Далида усыпила Самсона на своих коленях и позвала человека, чтобы он остриг семь кос с его головы. Так она сделала Самсона слабым, и он потерял свою силу.
20 И тогда Далида сказала ему:
«Самсон, филистимляне идут на тебя!» Он проснулся и подумал, что без труда освободится, как и прежде. Но Самсон не знал, что Господь оставил его.
21 Филистимляне схватили Самсона, выкололи ему глаза и привели в Газу. Там они заковали Самсона в цепи, посадили в тюрьму и заставили его с узниками молоть пшеницу.
22 Между тем волосы у него на голове начали расти.
23 Филистимские правители собрались, чтобы принести великую жертву своему богу Дагону. Они сказали:
«Наш бог помог нам одолеть Самсона, врага нашего».
24 И филистимский народ, увидев Самсона, стал прославлять своего бога, говоря:
«Этот человек опустошал нашу землю! Он убил много наших людей! Но наш бог помог нам и отдал врага в наши руки!»
25 Народ развеселился и сказал:
«Приведите сюда Самсона. Пусть он позабавит нас».
Самсона привели из тюрьмы, и он веселил филистимлян. Они поставили его между двумя колоннами храма бога Дагона.
26 Самсон сказал слуге, который вёл его за руку:
«Подведи меня туда, где я смогу ощупать колонны, на которых держится этот храм. Я хочу прислониться к ним».
27 Храм был полон мужчин и женщин, там были все правители филистимские, и на кровле было около трёх тысяч мужчин и женщин, смотревших на забавляющего их Самсона.
28 Затем Самсон воззвал к Господу и сказал:
«Господи Всемогущий, вспомни меня! О, Боже, дай мне силу в последний раз! Позволь мне всего один раз отплатить филистимлянам за мои глаза!»
29 Тогда он схватился за две средние колонны, которые поддерживали весь храм. Самсон упёрся в колонны: правой рукой в одну, а левой рукой в другую,
30 и сказал:
«Пусть и я умру с филистимлянами!» Он со всей силой упёрся и обрушил храм на правителей и народ, бывший в нём, и убил больше филистимлян, чем при жизни.
31 Братья Самсона и вся семья его отца пришли и забрали его тело. Они похоронили его между Цорой и Ештаолом в могиле Маноя, его отца. Самсон был судьёй Израиля двадцать лет.

Толкование Далласской семинарии

Суд 16:1−3. Описанное здесь свидетельствует о такой неимоверной физической силе Самсона, которая сопоставима разве что с его моральным несовершенством. Об этом последнем свидетельствует и то обстоятельство, что, оказавшись однажды в Газе, прибрежном городе, находившемся почти в 50 км, от его родной Цоры, Самсон решил развлечься с блудницей. Филистимляне, узнав, что он в городе, задумали стеречь его всю ночь, чтобы утром, когда станет выходить из дома блудницы, убить его.

Но, обманув их «бдительность», Самсон поднялся в полночь и, уходя из Газы, снял с петель двери городских ворот, положив их вместе с запором… на плеча свои, и отнес их на вершину горы, которая на пути к Хеврону. Согласно местному преданию, это была гора Эль Монтар, расположенная восточнее Газы. Существует и другая версия: речь идет о горе, находящейся в получасе ходьбы от Газы, на север от нее; ее будто бы называют Самсоновой горой.

5) Попав в руки Далиды, Самсон теряет свою силу (16:4−22).

Суд 16:4−14. После того полюбил Самсон женщину из долины Сорек. Звали ее Далида. Вероятно, филистимлянка, она носила семитское имя, означавшее «посвященная»; это, возможно, свидетельствует, что она была храмовой проституткой.

Владельцами Филистимскими, которые явились к Далиде, чтобы вовлечь ее в заговор против Самсона, могли быть градоначальники пяти самых крупных городов филистимских. Каждый из них предложил женщине огромные деньги (по тысяче сто сиклей серебра) за согласие выведать, в чем великая сила Самсона, и как возможно одолеть его. Первые три попытки Далиды заставить Самсона открыть свой секрет не увенчались успехом. Он лишь поддразнивал ее, придумывая «средства», которыми, якобы, можно его обессилить и сделать таким, как прочие люди.

То он предлагал связать себя семью сырыми тетивами (изготовлявшимися из кишок животных), а то новыми веревками (непригодность которых в его случае уже была продемонстрирована; 15:13). Затем заявил, что станет бессильным, если вткать семь кос головы его в ткань и прибить ее к ткацкому станку. В присутствии спрятанного в ее спальне филистимского «представителя» Далида прибегла ко всем трем способам (очевидно, когда Самсон крепко спал; сравните 16:13), но ни один из них «не сработал». Коварная любовница как бы забавлялась с Самсоном и дразнила его, каждый раз пробуждая спящего криком: Филистимляне идут на тебя! На деле же это было знаком для спрятанного у нее филистимлянина — убедиться в действенности или бездейственности очередного способа.

Суд 16:15−17. В конце-концов, не выдержав ее упреков и приставаний, Самсон сказал Далиде правду об источнике своей силы, которая не от колдовства происходила, как, вероятно, думали филистимляне, а давалась ему свыше, от Духа Божия (13:25; 14:6, 19; 15:14). Это сверхъестественное действие в нем высшей силы было, однако, поставлено в зависимость от отведенной Самсону особой роли в исполнении планов Божиих; «отделенность» его была облечена в форму назорейского статуса (ибо я назорей Божий от чрева матери моей, говорит Самсон Далиде), ненарушимым символом которого для Самсона должны были стать волосы на голове его — бритве нельзя было коснуться их на протяжении всей его жизни (13:5). (Хотя не в волосах, конечно, как таковых заключалась сила Самсона.) Нарушение этого условия свидетельствовало бы о последнем и непоправимом неповиновении Самсона Господу, и неповиновение это началось в тот момент, когда он открыл свою тайну любовнице, доверять которой у него не было никаких оснований.

Суд 16:18−22. Итак, в руки филистимлян Самсон попал по неразумию своему. Усыпила его Далида… и велела… остричь семь кос головы его… и отступила от него сила его. Проснувшись и на этот раз от крика Далиды: Филистимляне идут на тебя, Самсон! — он попытался, как в прежних случаях, воспользоваться своей силой. И не знал, что Господь отступил от него. Дух Господень оставил его, и стал Самсон пленником филистимлян и перестал быть судьею Израиля.

Филистимляне ослепили потерявшего силу Самсона и привели его в Газу (скорее всего в отместку за оскорбление, которое он нанес Газе, унеся на плечах своих, словно игрушку, ее городские ворота). Там они сковали его цепями и заставили молоть зерно в тюрьме, куда посадили, т. е. исполнять унизительную для мужчины женскую работу. (Вполне возможно, что молол Самсон на небольшой ручной мельнице, так как нет уверенности, что большие мельницы, на которых работа совершалась силой домашних животных, уже существовали в ту пору.)

После недолгого пребывания в тюрьме волосы на голове Самсона начали отрастать. Наступили дни филистимского праздника, и тогда-то Самсон обратился с мольбой к Господу (стих 28), чтобы дал ему силы для последнего отмщения филистимлянам (стихи 29−30).

6) Отмщение Самсона филистимлянам.

Суд 16:23−30. Знатные филистимляне собрались, чтобы принести великую жертву Дагону, богу своему. Дагон был западносемитским божеством хлебных урожаев (1Цар 5:2−7; 1Пар 10:10), воспринятым филистимлянами у аморреев. Думая, что это Дагон избавил их от Самсона, предав его в руки их, они славили бога своего и веселились, а для пущей радости вызвали из тюрьмы еще недавно всесильного врага своего, чтобы развлекал их (может быть, самым видом своим, т. е. демонстрацией своей беспомощности).

Филистимские храмы обычно представляли собой длинное помещение, крышу которого подпирали изнутри два мощных столба. Множество филистимлян собралось в храме Дагона (включая три тысячи человек на крыше его) и, вероятно, во дворе, и все они радовались и веселились, глядя на слепого Самсона. И тогда он попросил мальчика, водившего его, подвести его к столбам храма, дабы прислониться к ним и отдохнуть.

Тут-то и воззвал Самсон к Господу с мольбой вспомнить о нем и вернуть ему его былую силу только на кратчайшее время, чтобы в последний раз отомстить врагам своего народа, а затем умереть вместе с ними. И Бог услышал последнюю молитву Самсона. И вот сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был храм языческого бога, и обрушился он на весь народ, бывший в нем. Так что при смерти своей… умертвил Самсон больше филистимлян чем при жизни. До этого, последнего, «избиения» филистимлян Самсоном он убил их, по меньшей мере, 1030 человек: 30 в Аскалоне (14:19) и 1000 в Рамаф-Лехе (5:14−17).

7) Погребение Самсона.

Суд 16:31. И пришли братья Самсона (до сих пор о них не упоминалось) и все родственники его в Газу и, взяв тело его, пошли и похоронили его между Цорой (где он родился; 13:2 Естаолом (13:25; 18:2, 8, 11) во гробе Маноя, отца его. Так завершилось двадцатилетнее правление Самсона, двенадцатого судьи Израиля (15:20).

Хотя Самсону дано было действовать по внушению Святого Духа, и от Него была его неимоверная физическая сила, последний судья Израиля неоднократно впадал в искушения, вследствие чего и страдал. Его жизнь звучит со страниц Библии предостережением всем тем, кто не знает удержу в удовлетворении своих плотских побуждений и страстей.

III. Эпилог: общая ситуация в дни судей (главы 17−21)

В богословском плане главы 17−21 образуют эпилог, иллюстрирующий состояние религиозного отступничества и социальной деградации, столь характерных для периода судей. В глазах автора (вероятно, писавшего в первые годы царского правления) эта атмосфера свидетельствовала о том, что в «Израиле, не имевшем царя» (17:6; 18:1; 19:1; 21:25) господствовала анархия.

В плане историческом события, описанные в главах 17−21, образуют своего рода приложение к книге Судей, поскольку все они имели место в предшествовавшие и даже довольно давние времена. На ранние даты их указывает то обстоятельство, что в дни, когда они происходили, был еще жив внук Аарона (20:28), а также ссылка на ковчег в Вефиле (20:27−28). Возможно, события, о которых тут рассказывается, совершались во дни Гофониила, первого судьи.

Эпилог состоит из двух главных разделов: 1) Главы 17−18, в которых рассказ об изготовлении Михой-ефремлянином и его матерью идолов для домашнего поклонения и о том, как Миха нанял священником некоего левита по имени Ионафан (18:30), переплетается с сообщением о миграции племени Данова и о его идолопоклонстве. 2) Главы 19−21, в которых рассказывается об отвратительной жестокости, учиненной в Гиве по отношению к наложнице другого левита и о последовавшей за этим гражданской войне против колена Вениаминова, жестокого и непокорного; война эта явилась прелюдией к исчезновению племени Вениамина.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.