Судьи 17 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 В горной стране Ефрема жил человек по имени Миха.
2 Миха сказал своей матери:
«Помнишь те 1 100 шекелей серебра, которые у тебя украли и за которые ты при мне посылала проклятия? Это серебро у меня. Я взял его».
Мать сказала:
«Благослови тебя Господь, сын мой!»
3 Миха отдал серебро матери, и она сказала:
«Это серебро я посвящаю Господу. Я даю его тебе, сын, чтобы ты сделал истукана и покрыл его этим серебром».
4 Но Миха вернул серебро матери. Тогда она взяла 200 шекелей серебра и отдала их серебряных дел мастеру, и он сделал идола, покрытого серебром. Эта статуя была поставлена в доме Михи.
5 У Михи был храм для поклонения идолам. Он также сделал ефод и статуи лжебогов. Затем Миха выбрал одного из своих сыновей и посвятил его в священники.
6 В то время у Израиля не было царя, и каждый делал то, что ему казалось правильным.
7 Там был тогда один юноша, левит, из Вифлеема иудейского, который жил среди народа Иуды.
8 Этот юноша ушёл из города Вифлеема, отправившись на поиски нового жилища. Путешествуя, он пришёл в горную страну Ефрема к дому Михи.
9 Миха спросил его:
«Откуда ты идёшь?»
Юноша ответил:
«Я левит из Вифлеема иудейского. Ищу место, где бы поселиться».
10 И сказал ему Миха:
«Оставайся жить у меня. Будь мне отцом и священником. Я буду давать тебе по 10 шекелей серебра в год и буду одевать тебя и кормить». Левит обрадовался
11 и согласился остаться жить у Михи, и был ему как один из его сыновей.
12 Миха посвятил молодого левита в священники. Юноша стал священником и жил в доме у Михи.
13 Миха сказал:
«Теперь я знаю, что Господь будет ко мне благоволить, так как священником у меня служит левит».

Толкование Далласской семинарии

А. Религиозное отступничество: поклонение Михи идолам и переселение сынов Дановых (главы 17−18)

1. ИДОЛОПОКЛОНСТВО МИХИ ЕФРЕМЛЯНИНА (ГЛ. 17)

а. Истукан и кумир Михи (17:1−5)

Суд 17:1−5. Словно в насмешку над собственным именем, ибо Миха значит «Кто равен Иегове?» — этот ефремлянин соорудил в своем доме языческое святилище, обслуживать которое поставил священника по своему выбору, т. е. опять-таки в нарушение закона. Частично этому послужило «стечение обстоятельств»: услышав, как мать его… изрекла проклятие на вора, укравшего у нее тысячу сто сиклей серебра, Миха признался, что это он взял его.

В награду за «честное признание» мать поспешила «нейтрализовать» действие своего проклятия благословением: благословен сын мой у Господа, произнесла она. Последующие ее действия (она отдала серебро плавильщику, и тот сделал из него истукан и литый кумир) шли в прямой разрез с запрещением изготовлять «кумиров», о чем записано в книге Исхода (20:4). Поступок матери Михи свидетельствует о том, насколько сильным было влияние хананеев-язычников на израильтян в то время.

В 18:18 перечислены четыре предмета языческого культа, который держал в своем домашнем святилище Миха. (На изготовление двух из них мать Михи дала двести сиклей серебра — стоимость его в пересчете на современные деньги составляла несколько тысяч долларов.) Помимо «истукана» и «кумира», это были ефод (весьма возможно, тоже предмет поклонения; сравните 8:24−27; он мог быть, однако, и одеждой священника) и домашний божок — терафим (сравните Быт 31:17−50). Одного из сыновей своих Миха посвятил в домашние священники (позднее он обзавелся еще одним священником; 17:12).

б. Характеристика времени судей (17:6)

Суд 17:6. Живший в первые годы монархии, автор, «оглядываясь назад», дает понять, что «религиозное бесчинство» Михи было характерным явлением в Израиле, не знавшем централизованного правления, «не имевшим царя» (сравните 18:1; 19:1; 21:25).

в. Миха нанимает в священники левита (17:7−13)

Суд 17:7−13. Молодой левит, который временно жил в Вифлееме Иудейском, на территории колена Иудина, пришел в горную страну ефремлян, где Миха предложил ему стать у него священником (будь у меня отцом звучит как предложение почетного положения в доме; сравните Быт 45:8; 4Цар 6:21; 13:14). Тот согласился и стал у Михи как один из сыновей его.

Теперь, когда у него был собственный левит (стих 13), Миха, в голове которого представления о том, что угодно, а что неугодно Богу, безнадежно перепутались, радовался, что Господь будет ему благотворить. Между тем, Моисеевым законом подобная практика была запрещена (Чис 3:10). Вина лежала, конечно, и на молодом левите, принявшем предложение Михи… Отход от Божиего закона, подобный этому, был типичным явлением в дни судей.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.