Судьи 20 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 И собрались все сыны Израиля, и предстали пред Господом в городе Мицфа. Люди пришли со всего Израиля: от Дана до Вирсавии. Даже из Галаадской земли пришёл израильский народ.
2 Вожди всех израильских колен собрались там. Они заняли свои места на этом собрании народа Божьего. И было там четыреста тысяч воинов, вооружённых мечами.
3 Народ Вениамина услышал, что народ Израиля собрался вместе в Мицфе. Израильтяне сказали:
«Скажите нам, как произошло это зло».
4 Левит, муж этой убитой женщины, рассказал им:
«Я со своей наложницей пришёл в Гиву Вениаминову, чтобы переночевать там.
5 Но среди ночи жители Гивы подошли к дому, в котором я находился, окружили его и хотели меня убить. Они изнасиловали мою наложницу, и она умерла.
6 Я разрезал её тело и разослал его по одной части во все районы земли, которую мы получили. Я сделал это потому, что люди Вениамина совершили такое зло в Израиле.
7 Теперь вы, сыны Израиля, обсудите это дело и решите, как нам следует поступить».
8 И встали люди, и сказали все в один голос:
«Никто из нас не пойдёт домой. Ни один из нас не вернётся в свой дом.
9 Вот что мы сделаем теперь с Гивой: мы бросим жребий, и пусть Бог покажет нам, какое из семейств первым начнёт атаку.
10 Мы отберём по десять человек из ста от каждого израильского колена и по сто человек из каждой тысячи, и по тысяче человек из каждых десяти тысяч. Эти люди, которых мы отберём, достанут продовольствие для армии, которая пойдёт в Гиву Вениаминову, и накажет этих людей за совершённое ими зло, когда они находились среди израильского народа».
11 Все израильтяне собрались возле Гивы и все они были согласны с тем, что было необходимо сделать.
12 Они отправили человека с посланием к народу Вениамина. Вот это послание:
«Какой ужасный поступок совершили некоторые из ваших мужчин!
13 Выдайте нам из Гивы этих развращённых людей. Мы убьём их и таким образом искореним зло из Израиля».
Но народ Вениамина не хотел послушать голоса своих братьев, сынов Израиля.
14 Они оставили свои города и собрались в Гиве, чтобы сразиться с остальным народом Израиля.
15 И насчиталось среди народа Вениамина двадцать шесть тысяч воинов, готовых к битве. Кроме того, из жителей Гивы насчиталось семьсот воинов, подготовленных к войне.
16 И было среди них семьсот отборных воинов, которые были левшами. Каждый из них мог пользоваться пращой с великим мастерством. Они могли при помощи пращи бросать камни с точностью до волоска и никогда не промахивались!
17 Израильтян же, кроме людей Вениамина, собралось четыреста тысяч человек. Они были вооружены мечами, и каждый из них был хорошим воином.
18 Народ Израиля пришёл в Вефиль и спросил у Бога:
«Кто из нас первым атакует людей Вениамина?»
Господь ответил:
«Народ Иуды пойдёт первым».
19 На следующее утро израильтяне встали и разбили лагерь возле города Гива.
20 Они вышли против армии Вениамина и подготовились к битве у Гивы.
21 Тогда народ Вениамина вышел из Гивы на битву, и убили они в тот день двадцать две тысячи израильтян.
22 И ободрились израильтяне, и снова, как и в первый день, вышли на битву.
23 Затем сыновья Израиля пошли и плакали перед Господом до вечера. Они спрашивали у Господа:
«Должны ли мы ещё раз сразиться с сынами Вениамина? Они наши родственники».
Господь ответил:
«Идите и сразитесь с ними».
24 Армия израильтян подступила к армии Вениамина. Это был второй день битвы.
25 На второй день сыны Вениамина вышли из Гивы против них и в этот раз убили восемнадцать тысяч хорошо подготовленных к войне израильских солдат.
26 Тогда весь израильский народ пришёл в город Вефиль, и, сидя там, люди плакали перед Господом, и постились целый день до вечера. Они также принесли жертвы всесожжения и содружества перед Господом.
27 В то время ковчег Соглашения Божьего находился в Вефиле.
28 Жрецом там был Финеес, сын Елеазара. Елеазар же был сыном Аарона. И спросил народ израильский у Господа через Финееса:
«Сыны Вениамина — наши родственники. Так должны ли мы снова выйти и сразиться с ними?»
Господь ответил:
«Идите. Я завтра помогу вам разбить их».
29 Израильтяне поставили засаду вокруг Гивы,
30 и израильская армия на третий день вышла против этого города, и были они, как и прежде, готовы к битве с народом Вениамина.
31 Армия Вениамина вышла из города и выступила против израильтян. Израильтяне отступили, и люди Вениамина погнались за ними. Так они заставили армию Вениамина отдалиться от города. И стали вениамитяне, как и прежде, убивать израильтян. Они убили около тридцати человек: некоторых из них убили на поле, а некоторых — на дорогах. Одна дорога шла к Вефилю, а другая к Гиве.
32 Сыны Вениамина сказали:
«Мы побеждаем, как и прежде!» Израильтяне отступали, но это была хитрость. Они хотели увести армию Вениамина от города и вывести на дороги.
33 Остальные израильтяне вышли оттуда, где прятались, и атаковали в Ваал-Фамаре. Те израильтяне, которые прятались в засаде с западной стороны Гивы, тоже бросились в атаку.
34 Десять тысяч человек, отборных израильских солдат, атаковали Гиву. Сражение было очень жестоким, но народ Вениамина не знал, какая им грозит беда.
35 Господь разбил армию Вениамина перед израильтянами. В этот день израильтяне убили двадцать пять тысяч сто солдат Вениамина, которые были хорошо подготовлены к войне.
36 Люди Вениамина поняли, что они проиграли битву. Армия Израиля отступила потому, что израильтяне надеялись на неожиданную атаку воинов, которые прятались возле Гивы.
37 И те, кто были в засаде, устремились в Гиву и убили своими мечами всех жителей города.
38 У израильтян был договор с людьми, которые были в засаде. Те должны были подать специальный сигнал к нападению. Этим условным знаком должен был быть дым, поднимающийся из города.
39 Убив около тридцати израильских солдат, люди Вениамина говорили:
«Мы побеждаем, как и прежде».
40 Но вот от города столбом начал подниматься дым. Воины Вениамина оглянулись назад и увидели этот дым, весь город был в огне.
41 Израильтяне перестали отступать, повернулись и стали сражаться. Воины Вениамина оробели, потому что увидели, какая беда постигла их.
42 Они побежали от израильской армии к пустыне, но не могли избежать сражения. Народ Израиля выходил из городов и убивал их.
43 Израильтяне окружили вениамитян и преследовали их до восточной стороны Гивы, не давая им передохнуть.
44 Всего было убито восемнадцать тысяч смелых и сильных воинов из армии Вениамина.
45 Оставшиеся же повернулись и побежали к пустыне, к скале Риммона. Но на дорогах израильтяне убили ещё пять тысяч воинов Вениамина. Они гнались за ними до Гидома и убили там ещё две тысячи человек.
46 Всего в этот день было убито двадцать пять тысяч смелых воинов из армии Вениамина.
47 Но шестьсот вениамитян убежали в пустыню, к скале Риммона, и оставались там четыре месяца.
48 Израильтяне же вернулись на землю Вениамина. Они убивали там людей и скот, уничтожая всё, что находили там, и сжигали там все города.

Толкование Далласской семинарии

2. ВОЙНА ПРОТИВ КОЛЕНА ВЕНИАМИНОВА (ГЛ. 20)

К войне с вениамитянами, о которой рассказывается в этой главе, привело расследование обстоятельств смерти наложницы (глава 19). Необычайно темный час израильской истории отражен в ней.

а. Собрание Израиля в Массифе (20:1−11)

Суд 20:1−7. Итак, на призыв левита расследовать это жестокое и позорное преступление вениамитян откликнулись все сыны Израилевы… от Дана (крайний север Палестины) до Вирсавии (крайний юг ее), а также колена, жившие в Заиорданьи (в земле Галаадской). В Массифе (километрах в двенадцати на север от Иерусалима и примерно в шести на север от Гивы; не путать с Массифой в Галааде; 10:17; 11:29) «перед лицом Господа» собрались начальники всего народа, а также четыреста тысяч воинов. Лишь представители колена Вениаминова не были приглашены на эту встречу.

Левит рассказал собранию об обстоятельствах гибели женщины и вновь призвал Израиль к вынесению решения по этому беззаконному и срамному делу.

Суд 20:8−11. Вердикт был единодушным, и во исполнение его все Израильтяне… как один человек выступили против Гивы Вениаминовой, чтобы наказать ее.

б. Отвержение вердикта вениамитянами (20:12−13)

Суд 20:12−13. По всем селениям и кланам Вениаминовым послали израильтяне оповестить об отвратительном преступлении, совершенном их соплеменниками, требуя выдачи непосредственных виновников его для предания их смерти — дабы снять с Израиля «вину крови». Но вениамитяне не послушали голоса братьев своих, и тогда объединенные силы других племен пошли на них войною. Впрочем, сказано, что «военная инициатива» чуть ли не была у них перехвачена самими вениамитянами (стих 14).

е. Подготовка к сражению (20:14−18)

Суд 20:14−16. Сыны Вениаминовы… собрались… из всех своих городов в Гиву, и было их, вооруженных мечами, двадцать шесть тысяч человек, не считая семьсот отборных камнеметателей, вооруженных пращами; сказано, что, будучи левшами, они неизменно попадали в цель.

Суд 20:17−18. Как это следует из стиха 17 (а перед этим из стиха 2), 11 колен, выступивших против Вениамина, имели значительный численный перевес перед ним, насчитывая четыреста тысяч человек. Но прежде чем идти на войну, они отправились в дом Божий — вопросить Бога (вероятно, через первосвященника — посредством урима и туммима; Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8), какому племени первому выступить против Вениамина. И сказал Господь: Иуда пойдет впереди.

Поскольку скиния или подобное ей главное святилище, где можно было попросить совета у первосвященника, находилось в Силоме — как до (Нав 18:1), так и после (1Цар 1:9) этой междуусобной войны, некоторые богословы полагают, что именно туда отправились израильтяне (Суд 18:31, где сказано: «Дом Божий находился в Силоме»).

Есть, однако, основания думать, что они пошли в Вефиль (что и означает «дом Божий») — в то место, близ которого Авраам соорудил в свое время жертвенник Богу (Быт 12:8), и где Иаков видел во сне Бога и Его ангелов, после чего и дал этому месту название «Вефиль», вместо прежнего «Луз» (Быт 28:19; Суд 1:23). Вполне вероятно, что главное святилище неоднократно переносилось из Силома в Вефиль и обратно. Так что предпочтительнее думать, что в данном случае израильтяне пошли именно в Вефиль (стихи 18, 26), в город, стоявший при дороге, пересекавшей центральный горный хребет, в 13−15 км севернее Иерусалима.

г. Победы вениамитян (20:19−28)

Суд 20:19−23. Местоположение Гивы и рельеф местности благоприятствовали ее защитникам. И когда сыны Вениаминовы вышли из города, то в первый же день… положили… двадцать две тысячи Израильтян. Но, перегруппировавшись на том же месте израильтяне ободряли друг друга; в то же время их посланцы снова отправились в Вефиль и там, плача, целый день вопрошали Господа: идти ли им вновь в сражение со своими братьями, сынами Вениаминовыми. И Господь дал им четкий ответ: идите против него.

Суд 20:24−28. И снова повторилось, то, что произошло в первый день, но на этот раз от рук вениамитян пало меньше израильтян: «только» восемнадцать тысяч. Вторичное поражение заставило уже всю израильскую армию отправиться в Вефиль (обратите внимание на фразу: в то время ковчег завета Божия находился там); сидя при святилище, они плакали пред Господом и постились… до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом (сравните 21:24).

Может быть, одна из причин, почему Господь допустил первоначальные поражения израильтян, заключалась в Его желании пробудить в них дух раскаяния в том, что стали пренебрегать уставами жертвоприношений. На этот раз, однако, на их вопрос, следует ли им продолжать войну с вениамитянами, Господь не только дал им утвердительный ответ: идите, но и пообещал им победу над ними на следующий же день (стих 28). Упоминание о Финеесе, сыне Елеазара и внуке Аарона, указывает на то, что война эта имела место недолгое время спустя после смерти Иисуса Навина.

д. Поражение вениамитян (20:29−46)

За сообщением о битве в общих чертах (стих 29:36а) следует дополнительный и более подробный рассказ о ней (стих 36б−46).

Суд 20:29−36а. Окрыленный обещанием Бога даровать ему победу, Израиль не преисполнился, однако, самонадеянности, но пересмотрел и изменил свою стратегию в лучшую сторону; вокруг Гивы им была устроена засада. Далее события развивались так: став в такой же, как прежде… боевой порядок пред Гивою, израильтяне нарочно затем побежали от вышедших за городские стены гивитян, чтобы отвести их подальше от города.

К схожей тактике прибег в свое время Иисус Навин в сражении против города Гая (Нав 8:1−29). Затем десять тысяч… отборных израильских воинов пошли во фронтальную атаку на Гиву, и Господь даровал им победу в битве. Вениамитяне потеряли в тот день двадцать пять тысяч сто человек — почти всю свою армию, насчитывавшую 26 700 человек (20:15).

Суд 20:36б−46. Эти стихи дополняют предыдущие подробным рассказом о засаде и о том, что последовало за главным сражением. Тогда как вениамитяне уходили все дальше от города (стихи 31−32), израильтяне, ожидавшие в засаде, ворвались в Гиву и, перебив население ее, подожгли город. (Дым… поднимавшийся из города, должен был стать знаком для возвращения к нему основной массы израильтян.) И тогда «оробевшие» вениамитяне, осознав постигшую их беду… побежали к пустыне, на восток (стих 43). Но лишь шестьсот воинов Вениамина сумели добежать до скалы Риммон (стих 45; сравните стих 47).

А двадцать пять тысяч человек из сынов Вениаминовых, т. е. почти все воины этого колена, погибли (более точная цифра — 25100 — приводится в стихе 35). Рассказчик «распределяет» число погибших по «стадиям» и местам битвы: восемнадцать тысяч (стих 44); пять тысяч убитых на дорогах, и во время погони — еще две тысячи человек (стих 45).

Суд 20:47−48. Всего шестьсот бойцов Вениамина достигли спасительного укрытия в скале Риммон (современный Рам-мун, километрах в шести на восток от Вефиля), где они оставались… четыре месяца (до того, как все общество израильское объявило им мир; 21:13−14). Эти «шестьсот» были, по всей видимости, единственными из колена Вениаминова, кто выжил, так как, судя по стихи 47−48, все их города были разрушены и сожжены, а люди в них и скот — убиты. Создается впечатление, что все «движимое и недвижимое» у Вениамина было предано заклятию, как в священной войне (толкование на 1:17).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.