Судьи 3 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь хотел испытать народ Израиля. Никто из израильтян, живущих в те времена, не сражался в войнах за земли Ханаана. Вот имена народов, которых Господь оставил на этой земле,
2 Господь не изгнал другие народы с Израильской земли, чтобы народ Израиля, который не участвовал в этих войнах, учился воевать.
3 Пять правителей филистимских, все хананеи, все сидоняне и евеи, которые жили в горной местности Ливана, от горы Ваал-Ермон до Лево-Емафа.
4 Господь оставил эти народы, чтобы проверить народ Израиля и убедиться, что он будет повиноваться заповедям Господним, которые были даны его предкам через Моисея.
5 Сыны Израиля жили среди хананеев, хеттеев, аморреев, ферезеев, евеев и иевусеев.
6 Они брали в жены их дочерей, отдавали своих дочерей в жены их сыновьям и поклонялись богам этих народов.
7 Господь видел, что народ Израиля творит зло. Израильтяне забыли Господа, Бога своего, и служили лжебогам Ваалу и Ашере.
8 Господь разгневался на Израиль и позволил Хусарсафему, царю Арама нахаримского, победить народ Израиля. И правил этот царь над израильтянами на протяжении восьми лет.
9 Тогда сыны Израиля стали молить Господа о помощи, и Господь послал к ним Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова, и он спас народ Израиля.
10 Дух Божий вселился в Гофониила, и он стал судьёй Израиля. Гофониил повёл народ Израиля на войну, и Господь помог ему одолеть Хусарсафема, царя арамского.
11 И земля жила в мире сорок лет, пока не умер Гофониил, сын Кеназа.
12 Господь увидел, что народ Израиля снова творит зло, и дал силу Еглону, царю моавскому, чтобы он разбил народ Израиля.
13 Еглон позвал с собой аммонитян и амаликитян, и они, объединившись, напали на Израиль, победили народ Израиля и изгнали его из города Пальм.
14 Еглон, моавский царь, правил восемнадцать лет.
15 И снова народ стал молить Господа о помощи. И послал Господь левшу Аода, сына Геры из рода Вениамина, спасти народ Израиля. Народ Израиля послал Аода отнести дань Еглону, царю моавскому.
16 Аод сделал себе обоюдоострый меч, длиной в один локоть, и привязал его под одеждой к правому бедру.
17 Затем Аод отправился с данью к Еглону, царю моавскому. (Еглон был человек очень тучный).
18 Аод и люди, пришедшие с ним, отдали деньги Еглону.
19 Когда Аод уже собрался уходить, то, проходя мимо идолов города Галгал, он повернулся и сказал:
«Царь, я должен тебе сказать что-то по секрету».
Царь приказал всем замолкнуть и отослал из комнаты всех своих слуг.
20 Аод пошёл к Еглону, который сидел один в верхней комнате своего дворца. Аод сказал:
«У меня есть к тебе послание от Бога».
Царь поднялся со своего трона и находился достаточно близко к Аоду.
21 В то время, когда Еглон вставал с трона, Аод левой рукой достал меч, привязанный к правому бедру, и вонзил его царю в живот.
22 Меч вошёл так глубоко, что не было видно даже рукояти, а внутренности царя вывалились наружу. Жир Еглона полностью прикрыл меч, и Аод оставил его там.
23 Аод вышел из комнаты и запер за собой двери.
24 Слуги вернулись сразу же после его ухода. Они увидели, что дверь заперта, и сказали:
«Должно быть, царь закрылся, чтобы оправиться».
25 Они долго ждали и наконец встревожились. Они взяли ключ, открыли дверь и, войдя в комнату, увидели мёртвого царя, лежащего на полу.
26 Пока слуги ждали царя, у Аода было время скрыться. Он прошёл мимо идолов и отправился в место, которое называлось Сеираф.
27 Придя в Сеираф, он протрубил в горной местности Ефрема. Услышав звуки трубы, народ Израиля собрался в Сеирафе и спустился с гор во главе с Аодом.
28 Аод сказал им:
«Идите за мной! Господь помог нам победить наших врагов, моавитян».
И народ пошёл за Аодом. Израильтяне спустились с ним и захватили переправу через реку Иордан к Моавской земле, и не давали никому переходить через неё.
29 Они убили около десяти тысяч здоровых и сильных моавитян, и никто из них не спасся.
30 Так в тот день народ Израиля покорил моавитян. И земля после этого жила мирно восемьдесят лет.
31 После того как Аод спас народ Израиля, ещё один человек спас Израиль. Это был Самегар, сын Анафа. Самегар воловьим рожном убил шестьсот филистимлян.

Толкование Далласской семинарии

4. О НАРОДАХ, ОСТАВШИХСЯ В ЗЕМЛЕ ХАНААНСКОЙ (3:1−6)

Суд 3:1−2. Итак, перечислению оставшихся в Ханаане народов предшествует указание на две причины, по которым Господь позволил им остаться. Это желание испытать израильтян и намерение научить искусству ведения войны всех тех, которые по времени своего рождения еще не прошли через этот опыт.

Суд 3:3. В этом «списке», как и в том, что приводится в стихе 5, имеются в виду Хананеи и Евеи. Первым соответствовали те, которые перечислены в 1:27−33. Вторым — как полагают — хорреи (по другим данным — хеттеи), которые прежде населяли королевство Миттанию в верхней Месопотамии. Та часть хорреев, которая более всего была известна в дни Иисуса Навина, называлась гаваонитянами; они образовывали конфедерацию из пяти «городов-государств», включая Гаваон (Нав 9:7, 17).

Евеи, указанные здесь, жили на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф (возможно, это то место в долине Бекаа, что находится километрах в двадцати на северо-запад от Баальбека). Филистимские правители, тоже объединившиеся в «пятиградие», возглавляли города на южном побережьи — Ашдод, Ашкелон, Екрон, Геф и Газу. Из-за выдающегося положения в то время города Сидона хананеи, известные и как финикийцы, назывались также Сидонянами.

Суд 3:4. Здесь в третий раз говорится о цели Господней испытать Израильтян (2:22; 3:1).

Суд 3:5−6. В своем приспособлении к «культуре язычества» сыны Израилевы прошли три последовательные стадии: а) они поселились и жили… среди Хананеев, б) они стали вступать с ними в смешанные браки и в) служить богам их. Одно вытекало из другого. (В связи с хананеями и евеями толкование на 3:3; в связи с хеттеями — на 1:26, а в связи с аморреями, ферезеями и иевусеями — соответственно на 1:3, 1:4 и 1:21.)

Б. Описание «притеснений» и «избавлений» в их чередовании (3:7 — 16:31)

1. ГОФОНИИЛ ОСВОБОЖДАЕТ ИЗРАИЛЬТЯН ИЗ РУК ХУСАРСАФЕМА (3:7-Н)

Описание судейства Гофониила — лаконично; никаких исторических подробностей относительно того, как «преодолела рука его Хусарсафема» (3:10), не приводится.

а. Отступление Израиля (3:7)

Суд 3:7. Напоминается о служении Израиля идолам. Это было его свободным выбором — отречься от Иеговы и, вместо Него, служить Ваалам (2:11) и Астартам (местом и предметами поклонения им были «священные рощи», «священные деревья», столбы с вырезанными на них изображениями; Исх 34:13; Втор 16:21; Суд 6:25). Астарта (так она называлась в Сирии; в Ханаане ее чтили как Ашторет) считалась супругой Ваала (толкование на 2:13).

б) Израиль под игом царя месопотамского (3:8)

Суд 3:8. Имя царя Месопотамии, точнее, верхней части ее, означало «Хусар — двойное зло». В оригинале место, где царствовал этот царь, названо Арам Нахараим (дословно — «Сирия двуречья»). Поскольку представляется странным, чтобы обитатели столь отдаленного места отправились грабить Израиль, тем более территорию Иуды, где жил Гофониил, некоторые богословы предполагают, что «Арам» — это несколько измененное название Едома (по-еврейски разница всего в одной букве), который на юге был чуть ли не соседом Иуды. Но в принципе ничего удивительного не видится в том, что честолюбивый месопотамский правитель вторгся в пределы Ханаана, особенно в то время, когда находившийся на юго-западе от него Египет (номинально контролировавший Ханаан) не был достаточно силен, чтобы вмешаться. Итак, сыны Израилевы попали под иго Хусарсафема на восемь лет.

в. Избавление рукой Гофониила (3:9−10)

Суд 3:9−10. В ответ на мольбы Израиля (Тогда возопили… к Господу) Иегова воздвигнул ему спасителя в лице Гофониила; сказано, что на нем был Дух Господень (сравните с 6:34; 11:29; 13:25; 14:6, 19; 15:14), и стал он судьею Израиля и пошел на войну. Прежде Гофониил был представлен как племянник Халева (1:11−15; сравните Нав 15:13−19). Этот первый в истории Израиля судья одержал силой Божией победу над Хусаром — «двойным злом».

г. Период мира (3:11)

Суд 3:11. И все те годы, что жив был Гофониил (сорок лет) Израиль не знал войн.

2. АОД ИЗБАВЛЯЕТ НАРОД ОТ ЕГЛОНА (3:12−30)

а. Отступление Израиля (3:12а)

Суд 3:12а. Но затем, последовало новое «схождение вниз по спирали.» (Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа — сравните стих 7). Очевидно, подразумевается их неповиновение Моисееву завету и поклонение, вместо Иеговы, чужим богам (сравните 2:17, 19).

б. Под игом моавитян (3:12б−14)

Суд 3:12б−14. И снова засвидетельствовано о контроле свыше над делами человеческими — во фразе и укрепил Господь Еглона, царя Моавитского, против Израильтян. Моавитяне были потомками Лота (по линии старшей дочери его, вступившей с отцом в кровосмесительную связь; Быт 19:30−38). Они жили на территории восточнее Мертвого моря, в междуречьи Арнона и Зереда. Моавитяне захватили территорию колена Рувимова, лежавшую километрах в сорока на север от р. Арнон, а затем, следуя военной тропой Иисуса Навина, вошли в землю и овладели Иерихонским оазисом (городом Пальм).

В этой войне моавитян поддержали Аммонитяне и Амаликитяне. Первые были северо-восточными соседями моавитян, родственными им по линии младшей дочери Лота (Быт 19:38). Вторые же, давние злейшие враги Израиля (Исх 17:8−13; Втор 25:17−19), являлись племенем скотоводов, кочевавших южнее Беер Шивы. И служили сыны Израилевы (тут подразумевается колено Вениаминово и, может быть, часть ефремлян) Еглону восемнадцать лет.

в. Избавление рукой Аода (3:15−29)

Суд 3:15а. Отвечая на молитвы израильтян, Господь дал им спасителя Аода, вениамитянина, левшу. Любопытно, что в колене Вениаминовом было 700 левшей, и эта их особенность не мешала им быть отличными метателями камней из пращи (20:16).

Суд 3:15б−19а. Судя по тому, что израильтяне послали свои дары (дань, возможно, состоявшую из скота, золота, серебра и драгоценных камней) Еглону с Аодом, он был одним из авторитетных людей в колене Вениаминовом.

Меч с двумя остриями, который Аод сделал сам, вероятно, был чем-то вроде кинжала с небольшой рукоятью, достачно коротким (немногим более полуметра), чтобы спрятать его под одеждой. Вручив дары Еглону, Аод… проводил людей, доставивших их, но вслед за тем возвратился от истуканов… в Галгале и вновь попросил царя об аудиенции. «Истуканами» здесь названы весьма распространенные в древности «памятные камни»; возможно, речь идет о тех двенадцати камнях, которые, по повелению Навина, были подняты со дна Иордана и установлены на его берегу — «в память» перехода израильтян через эту реку (Нав 4:1−7).

Суд 3:19б−22. Аод заинтриговал царя тем, что имеет для него тайное слово, и получил возможность остаться с ним наедине. Заявив, что слово это от Бога, Аод быстрым движением выхватил спрятанный меч (кинжал) и по самую рукоять вонзил его в чрево царя; из-за того, что тот «был человеком очень тучным» (стих 17), тук закрыл острие. Быстрому исполнению задуманного Аодом способствовало то, что оружие он спрятал в «неожиданном месте» (на правом бедре), и извлек он его левой рукой.

Суд 3:23−26. Аод продумал свою акцию до конца. Заперев за собой двери горницы, он выиграл время и ушел ни в чем не заподозренный. Полагая, что царь уединился «по естественной надобности», слуги не беспокоили его, и, лишь прождав довольно долго, отперли дверь; царя они нашли мертвым и не сразу, видимо, сообразили, что он заколот (стих 22). Аод, между тем, благополучно миновал «памятные камни» в Галгале и нашел убежище в Сеирафе (на территории Ефрема).

Суд 3:27−29. Не теряя времени, он созвал звуком трубы израильских воинов и повел их на пришедших в смятение моавитян. При этом Аод не приписывал заслуг себе, но заявил, что предал Господь врагов ваших Моавитян в руки ваши. Его стратегическим решением было перекрыть моавитянам доступ к переправе через Иордан, чтобы они не могли возвратиться в свою землю. И побили… Моавитян около десяти тысяч человек… и никто не убежал.

г. Долгий период мира (3:30)

Суд 3:30. Поражение моавитян было столь полным, что теперь они оказались в подчинении у Израиля. Благодаря Аоду — освободителю земля не знала войн восемьдесят лет, самый долгий период в правление судей.

3. САМЕГАР ОСВОБОЖДАЕТ ИЗРАИЛЯ ОТ ФИЛИСТИМЛЯН (3:31)

Суд 3:31. Судейство Самегара, по-видимому, имело место годы спустя после освобождения от моавитян в результате победы, одержанной над ними Аодом, но до того, как Аод умер. Ибо следующая глава начинается с сообщения о том, что «злое» израильтяне стали делать снова после смерти Аода.

О том, что и Самегар был судьей, говорит то, что он также спас Израиля, хотя о нем не известно ничего, кроме того, что шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном. (Может быть, Самегар возглавил отряд воинов, каждый из которых был вооружен палкой длиной около 3-х метров, с металлическим наконечником, которой пользовались, чтобы погонять волов. Возможно, с помощью этого необычного оружия израильтяне отразили нападение филистимлян.)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.