Судьи 4 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 После смерти Аода народ Израиля стал снова творить дела, которые Господь считал злом.
2 Господь позволил Иавину, царю ханаанскому, захватить народ Израиля. Иавин царствовал в городе Асор. Военачальником у него был Сисара, который жил в городе Харошеф-Гоим.
3 У Сисары было девятьсот железных колесниц, и он двадцать лет жестоко угнетал израильский народ. Поэтому израильтяне стали молить Господа о помощи.
4 В то время судьёй в Израиле была пророчица по имени Девора, жена Лапидофа.
5 Однажды, когда она сидела под пальмой Деворы между городами Рама и Вефиль в горной стране Ефрема, к ней пришли сыны Израиля спросить, что им делать с Сисарой.
6 Девора позвала к себе Варака, сына Авиноама, из города Кедес, который располагался в земле Неффалима, и сказала ему:
«Господь, Бог Израиля, повелевает тебе: „Пойди и собери десять тысяч человек из семей Неффалима и Завулона и поведи их на гору Фавор.
7 А Я приведу к тебе Сисару, военачальника царя Иавина. Я приведу Сисару, его колесницы и всё его войско к реке Киссон. Там Я помогу тебе одолеть его”».
8 Тогда Варак сказал Деворе:
«Если ты пойдёшь со мной, то я пойду и сделаю это, а если не пойдёшь со мной, то и я не пойду».
9 Девора ответила:
«Я пойду с тобой, но тогда не тебя будут чествовать, когда Сисара будет разбит. Господь позволит женщине одолеть Сисару».
И Девора пошла с Вараком в город Кедес.
10 Там Варак собрал десять тысяч человек из семей Неффалима и Завулона и повёл их за собой, и Девора тоже пошла с ним.
11 Был там в то время кенеянин по имени Хевер, отделившийся от своего народа. (Кенеяне были потомками Ховава, родственника Моисея). Хевер раскинул свой шатёр у дубравы в местечке, которое называлось Цананним, недалеко от Кедеса.
12 Сисаре донесли, что Варак, сын Авиноама, взошёл на гору Фавор.
13 Сисара собрал свои девятьсот железных колесниц и всю свою армию, и они пошли из города Харошеф-Гоим к реке Киссон.
14 Девора сказала Вараку:
«Сегодня Господь поможет тебе разбить Сисару. Ты ведь знаешь, что Господь пойдёт впереди и освободит тебе дорогу».
Варак повёл десять тысяч человек с горы Фавор
15 и напал на Сисару. Во время сражения Господь привёл Сисару и его войско в замешательство, и они не знали, что им делать. Тогда Сисара бросил свою колесницу и побежал с поля, где происходило сражение.
16 А Варак и его воины продолжали преследовать колесницы Сисары и его армию до Харошеф-Гоима, сокрушая их своими мечами, и никого не осталось в живых.
17 Сисара же прибежал к шатру, в котором жила Иаиль, жена Хевера. Хевер был кенеянином, и его дом был в мире с Иавином, царём асорским.
18 Иаиль увидела приближающегося Сисару и вышла ему навстречу. Она сказала:
«Господин, зайди ко мне, зайди и не бойся».
Сисара зашёл к ней в шатёр, и Иаиль накрыла его ковром.
19 Сисара сказал ей:
«Я очень хочу пить. Пожалуйста, принеси мне немного воды».
Иаиль хранила молоко в мехах, сделанных из шкуры животного. Она дала Сисаре напиться молока и снова накрыла его ковром.
20 Затем Сисара приказал Иаили:
«Стань у входа в шатёр и, если тебя спросят, есть ли здесь кто, ответь, что никого нет».
21 Сисара очень устал и заснул. А Иаиль взяла кол от шатра и молот, тихо подошла к Сисаре, приложила кол к виску Сисары и ударила по нему молотом. Кол вонзился так глубоко, что приколол голову Сисары к земле, и он умер.
22 В это время Варак подошёл к шатру Иаили, разыскивая Сисару. Иаиль вышла ему навстречу и сказала:
«Зайди сюда, и я покажу тебе того, кого ты ищешь».
Варак вошёл с ней в шатёр и увидел на земле мёртвого Сисару с колом в виске.
23 В тот день Господь покорил Иавина, царя ханаанского, народу Израиля.
24 А народ Израиля становился сильнее и сильнее, пока полностью не истребил ханаанского царя Иавина.

Толкование Далласской семинарии

4. ДЕВОРА И ВАРАК ИЗБАВЛЯЮТ НАРОД ОТ ХАНАНЕЕВ (ГЛ. 4−5)

Повествование переносится к северным племенам (сравните 4:6; 5:14−15, 18), которые подвергались «притеснению» со стороны коалиции хананеев, объединившихся под руководством Иавина Асорского, вероятно, потомка того царя Асора, который потерпел поражение от Иисуса Навина (Нав 11:1−13). В отличие от прежних нападений на евреев — со стороны чужеземцев, это было осуществлено хананеями, жившими в земле, какой-то частью того населения ее, которое израильтяне не изгнали из северного Ханаана (Суд 1:30−33).

а. Отступление Израиля от Иеговы (4:1)

Суд 4:1. Первая фраза стиха свидетельствует о возобновлении идолопоклонства в среде Израиля — по примеру окружавших его хананеев (сравните 2:19; 3:7, 12). Это, по всей видимости, случилось после смерти Аода, положительное воздействие которого на народ было, как представляется, весьма сильным. Как уже говорилось, Самегар «спас Израиля» (3:31), скорее всего, в годы правления Аода или его непрекращавшегося влияния.

б. Под игом хананеев (4:2−3)

Суд 4:2−3. Примерно за 200 лет до того Господь освободил Израиля из египетского рабства. Теперь же, напротив, Он предал его в руки хананеев — в наказание за его отступничество (сравните 2:14; 3:8; 1Цар 12:9).

Асор (Тел эль-Кедах) был самым значительным в северном Ханаане укрепленным городом, находившимся на территориии северисара (бывший у царя военачальником), который жил в Харошеф-Гоиме (4:13, 16). Этот город исследователи Библии склонны порой отождествлять с Тел эль-Амаром (расположенным при узком ущельи, через которое река Кишон вытекает на равнину Акр, километрах в пятнадцати на северо-запад от Мегиддо). Хананеи жестоко угнетали израильтян, пользуясь своим военным превосходством (о каковом свидетельствует наличие у них девятисот железных колесниц; (сравните стих 13). Евреи находились у них в подчинении целых двадцать лет, пока не возопили… к Господу.

в. Девора и Варак приносят освобождение (4:4 — 5:31а)

1) Правление Деворы.

Суд 4:4−5. Девора (что значит «медоносная пчела»), прежде чем стала судьею Израиля, прославилась как пророчица. Пальма Деворина, место, где она разбирала спорные дела и разрешала конфликты (судила), находилась километрах в 12−13 на север от Иерусалима, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой. Она, по всей вероятности, была ефремлянкой, хотя некоторые относят ее к колену Иссахарову (5:15). Ничего не известно о муже ее, Лапидофе, однако, он и Варак — не одно и то же лицо.

2) Поручение Вараку (4:6−9).

Суд 4:6−7. Девора призвала Варака из города Кедеса, находившегося на территории колена Неффалимова; это был один из городов-убежищ (он и теперь называется Тел Кедес; расположен на запад от озера Шером). Вараку пророчица передала Господне повеление подняться на гору Фавор, взяв с собою десять тысяч человек из колен Неффалима и Завулона, которые более всего терпели от хананеев. (Конусообразная гора Фавор поднимается примерно на 500 метров над уровнем моря и находится там, где сходились племенные наделы Неффалима, Завулона и Иссахара — в северо-восточной части Изреельской (Ездрилонской) долины. Иссахар, не упоминаемый в этой главе, упоминается в Суд 5:15.)

Гора Фавор была местом относительно защищенным от ханаанских колесниц и удобным для нападения на врага, находившегося внизу.

Бог давал понять Вараку, что Сам решит исход битвы (Я приведу к тебе… Сисару… и предам его в руки твои).

Суд 4:8−9. Чем бы ни руководствовался Варак, ставя Деворе условие (если, ты пойдешь со мною, пойду), ответ его едва ли удовлетворил Бога. Может быть, он просто хотел гарантии Божиего присутствия, которое было бы подтверждено участием в битве Деворы, Его пророчицы и судьи. (Следует заметить, что Варак числится в Священном Писании среди героев веры; Евр 11:32.) Девора, однако, согласилась, но сказала, что за то, что ответ Варака не был «безусловным», честь победы над Сисарой достанется не ему, а женщине. Варак, несомненно, подумал, что она говорит о себе, но это заявление Деворы было пророчеством, в котором имелась в виду Иаиль (4:21).

3) Сбор войска.

Суд 4:10−13. В сопровождении Деворы повел Варак… десять тысяч мужей из колен Завулона и Неффалима к горе Фавор (в Кедес).

Предваряя то, о чем будет сказано в стихах 17−22, дается пояснение относительно кочевника Хевера из племени Кенеян, что он отделился от своих соплеменников (кочевавших по южной Иудее; 1:16) и раскинул шатер свой… близ Кедеса. (О Ховаве, тесте Моисеевом, в толковании на Чис 10:29.) Услышав об акции, предпринятой Вараком, Сисара построил свою армию, на вооружении которой было девятьсот железных колесниц, близ реки Киссон (вероятно, в окрестностях Мегиддо или Таанаха; 5:19) в Ездрилонской долине (ее называли также Ездрилонской равниной).

4) Поражение хананеев.

Суд 4:14−16. По команде Деворы (Встань) и при Божием поощрении, сообщенном Вараку через эту пророчицу (Господь предаст Сисару в руки твои, и Сам… пойдет пред тобою) повел израильский командующий своих людей вниз с горы — чтобы сразиться с врагом, намного сильнее его. Но силою действовавшей свыше, все ополчение хананеев и все их колесницы были приведены в замешательство.

Внешне все происходило как будто бы действием силы человеческой — сказано, что хананеи пали от меча; однако ниже, в 5:20, читаем, что с ними «с неба сражались», и это выразилось, а частности, во внезапной, необъяснимо налетевшей непогоде, в результате чего вражеское войско было буквально снесено разбушевавшейся и вышедшей из берегов рекой Киссон (5:21). И сошел Сисара с колесницы, и побежал пеший (очевидно, в северо-восточном направлении, мимо горы Фавор), но воины, ведомые Вараком, преследовали колесницы… и ополчения хананеев, пока все они не пали, так что не осталось никого.

5) Бегство и смерть Сисары.

Суд 4:17−22. Сисара же добежал до шатров упомянутого в стихе 11 Хевера Кенеянина, поддерживавшего дружеские отношения с Иавином, царем Асорским, чью армию Сисара возглавлял. С характерным восточным гостеприимством Иаиль, жена Хевера, предложила незадачливому полководцу спрятаться у нее в шатре, и напоила его, и… покрыла ковром (от посторонних глаз). Но лояльности своего мужа по отношению к царю Асорскому Иаиль, по-видимому, не разделяла…

Стоило Сисаре уснуть, как женщина взяла кол от шатра и молоток и, тихонько подойдя к спящему, вонзила кол в висок его так, что приколола к земле (сравните 5:26). Неожиданный оборот для знаменитого восточного гостеприимства! (Заметим, что женщины бедуинов, на которых лежала обязанность разбивать на стоянках шатры, умело обращались со всем, что имело к этому отношение.) А затем Иаиль привела в свой шатер Варака, который гнался за Сисарою, и указала ему на труп его врага. Так исполнилось пророчество Деворы (4:9), поскольку честь нанести поражение Сисаре разделили две женщины: сама Девора, которая начала это дело, и Иаиль, завершившая его.

6) Торжество Израиля над Иавином.

Суд 4:23−24. С поражением армии Иавина начался закат ханаанского присутствия и влияния в Галилее; через какое-то время хананеи и вовсе перестали представлять собой угрозу для Израиля.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.