Судьи 5 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 В тот день, когда Сисара был разбит, Девора и Варак, сын Авиноама, пели такую песнь:
2 Слава Господу! Вожди подняли армию Израиля, и шли они на битву добровольно.
3 Слушайте, цари! Внимайте, правители! Тебе пою я песню эту, Боже, и музыкой своей тебя, Господь, восславлю.
4 Господь, когда Ты вышел из Сеира, шёл маршем с Едомской земли, земля тряслась, небеса проистекали дождём, и облака проливали воду.
5 И сотрясались горы перед Господом, Богом горы Синай, перед Господом, Богом Израиля.
6 Когда правил сын Анафа Самегар, во времена Иаили, караваны и путники окольными дорогами ходили, а главные дороги были пусты.
7 Не стало воинов в селениях Израиля, пока к ним ты, Девора, не пришла, пока ты не пришла, чтоб матерью им стать.
8 Война пришла к воротам городским, когда они пошли за новыми богами. И никто не нашёл ни щита, ни меча в сорокатысячном войске Израиля.
9 Вожди Израиля, сердце моё с вами. С теми, кто шёл на войну добровольно. Слава Господу!
10 Внимайте, люди, на белых ослицах едущие, на коврах сидящие и по дороге идущие!
11 У водопоев, где собираются стада, кимвал мы слышим звон. О подвигах Господних народ поёт. О подвигах вождей Его в Израиле. О том, как сыны Господа в битве у ворот победу одержали.
12 Вставай, Девора, вставай! И песню свою запевай! Восстань, сын Авиноама, Варак, и в плен пусть будет взят твой враг!
13 Вы, уцелевшие, к вождям своим идите. Люди Господа, за мной и за воинами следуйте.
14 Ефремляне пришли из горной страны Амалика и следом за тобой, Вениамин, пошли. Начальники шли из семьи Махира. А те, кто бронзовым жезлом владел, пришли из семьи Завулона.
15 Вожди Иссахара были с Деворой. Народ его преданным был Вараку. И пешими шли в долину за ним. Много бравых солдат в твоей армии, Рувим!
16 Так почему же вы у стен овчарен ваших сидели, слушая песни пастухов? И почему отряды Рувима погружены в раздумья были?
17 Народ Галаада спокойно жил за Иорданом. И с кораблями люди Дана оставались. На берегу морском народ Асира спокойно жил у пристаней своих.
18 А народ Неффалима и народ Завулона, рискуя своей жизнью, в горах сражение вели.
19 Цари ханаанские пришли сразиться в Фаанахе, у вод мегиддонских, но добыча не досталась им.
20 С небес сражались звёзды, с путей своих с Сисарой воевали.
21 Поток Киссон, эта древняя река, увлёк людей Сисары. Душа моя, вперёд иди, набирая силу!
22 Стук копыт лошадиных о землю был слышен, когда Сисары мощные кони скакали.
23 Ангел Господний произнёс:
«Пусть будет проклят город Мероз, и жители пусть будут прокляты его за то, что отказались они выйти на помощь Господу. Они не пришли на помощь в битве с Его могучими врагами».
24 Да будет Иаиль, жена Хевера кенеянина, благословенна среди женщин, в шатрах живущих!
25 Сисара воды просил напиться. Она же молока ему дала, в сосуде, подобающем вождям, принесла ему лучшего молока.
26 И, выйдя, взяла кол от шатра, а в правую руку работников молот. Кол к виску Сисары приложила и голову ему пронзила!
27 И к ногам он её опустился. Сражённый пал он, к ногам её склонился, и мёртвый там лежал.
28 В окно выглядывает мать Сисары и громко плачет, спрашивая:
«Что колесницы сына долго так не едут? И почему не слышен стук копыт его лошадей?»
29 И отвечали ей служанки мудрые, как и она сама себе ответила:
30 «Наверное, они сейчас ликуют и делят меж собой добычу. Берут себе бойцы одну иль две девицы каждый. Сисара же выбирает разноцветные одежды из добычи.
31 Так пусть враги твои все так погибнут, Господи! А любящие Тебя будут сильны, как солнце, восходящее во всей силе! И покоилась земля в мире сорок лет.

Толкование Далласской семинарии

7) Гимн победы (5:1−31а).

Суд 5:1. Эта древняя поэма первоначально, возможно, входила в одно из таких собраний, как Книга браней Господних (Чис 21:14) или Книга Праведного (Нав 10:13); она представляет собой так называемый «гимн победы» (песнопения этого рода имели большое распространение в Египте и Ассирии 15−12 веков до Р. Х., образчики их хорошо известны современным исследователям).

Автором этого гимна несомненно является сама Девора (Суд 5:7−9), хотя пел его вместе с нею Варак (стих 1). О победе над Сисарою и хананеями говорится в нем как о победе Иеговы, и делается это с сердечной простотой и несомненной искренностью. В гимне, кроме того, приводятся некоторые подробности происшедшего, не упомянутые в главе 4. Важно отметить, что через весь гимн «красной нитью» проходит тема благословения и проклятия.

Победный гимн Деворы делится на пять частей: а) вступление (5:1), б) хвала, возносимая Деворой (стихи 2−11). в) воспоминание о сборе племен на войну (стихи 12−18), г) поражение хананеев (стихи 19−30 д) заключительная молитва о проклятии и благословении (стих 31а).

Суд 5:2−5. После вступления следует призыв прославить Господа за то, что Израиль отмщен и за самое рвение в битве, которое народ показал (стих 2). За славословием, характерным для гимнов такого рода, следует «экскурс в историю» — ради напоминания о прежних делах Господних по спасению Его народа (стихи 4−5). Упоминание о Сеире (сравните Втор 33:2) и Едоме (стих 4; сравните Авв 3:3, где упоминается Феман, один из городов Едома), побудило ряд богословов «поместить» гору Синай сразу на восток от Арабахской долины (лежащей южнее Мертвого моря), но у этой точки зрения не много сторонников.

Суд 5:6−8. Далее Девора описывает недавнее бедственное положение северных племен Израиля (сравните 3:31; 4:2−3), которое продолжалось до тех пор, пока не восстала она, мать в Израиле. В те времена жизнь почти замерла за пределами укрепленных городских стен: опасность от хананеев грозила евреям повсюду. А причиной всему было их идолопоклонство (избрали новых богов).

Суд 5:9−11. Девора славит Бога за верность народу его начальников («князей») и за тех из народа, которые явили «ревность» в защите интересов Израиля. Прославьте за это Господа, призывает она Израиль, обращаясь как к богатым (которые ездят на ослицах белых), так и к бедным (ходящим по дороге), в том числе и к пастухам (стих 11).

Суд 5:12−18. Собственно гимн победы начинается с призыва, обращенного к Деворе и Вараку — приступить к делу. Это они — немногие из сильных, которым подчинил… народ Сам Бог. Следует благословение племен, откликнувшихся на призыв к битве — Ефрема… Вениамина… Махира (так названа здесь часть колена Манассии, жившая на западной стороне Иордана; Чис 26:29; 27:1), Завулона… Иссахара (5:14−15). Из пояснения о Ефреме, «укоренившемся» в земле Амалика (стих 14), следует, что ефремляне жили на центральном нагорье, которое прежде занимали амаликитяне.

Серия упреков (подразумевавших проклятие; сравните с проклятием на израильский город Мероз — стих 23, не пожелавший участвовать в битве) адресована племенам Рувима… Галаада (может быть, подразумевается племя Гада и часть племени Манассии), а также Дана и Асира (стихи 15−17), очевидно, не поддержавших братьев в сражениях с хананеями. Колена Завулона и Неффалима, напротив, удостаиваются высокой похвалы (стих 18; сравните 4:6, 10).

Суд 5:19−22. Цари, о которых здесь речь, составляли союз ханаанских городов-государств, который возглавлялся Иавином Асорским (главнокомандующим его армии был Сисара). Поле битвы включало Фанаах (располагавшийся примерно в 8 км на юго-восток от Мегиддо).

Высоко поэтичен язык гимна: звезды с путей своих сражались с Сисарою; однако этот поэтический образ содержит в себе и мысль об участии «неба» в этой битве. В стихе 21 видится намек на то, что Бог вызвал не свойственный этому времени сильный дождь (хананеи не стали бы рисковать своими колесницами в сезон дождей, на пропитанной водой земле), и ливень обратил высохшее русло р. Киссон (в оригинале она названа «древней рекой») в бурлящий поток, который увлек часть хананейского войска и поглотил его.

Суд 5:23−27. Проклятие произносится на Мероз (может быть, этот город находился на пути бегства Сисары) за отказ помочь в битве Самому Господу, сражавшемуся против сильных (именно так передано окончание стих 23 в англ. тексте). Зато дважды благословляется Иаиль, поразившая Сисару (4:21−22); очевидно, совершенное ею рассматривается как выражение верности завету (возможно, клан Иаили отождествлял себя с израильским народом по линии Моисея). Картину гибели Сисары не следует рассматривать как «описание» акта убийства, скорее — как метафору падения и угасания — шаг за шагом, так сказать, сильного вождя.

Суд 5:28−30. Пафос этого падения усиливается за счет иронического описания того, как ожидает Сисару с поля битвы его мать. Ее тревогой — что долго не идет конница его? — и звучащими в унисон ее собственным надеждам словами ее служанок подчеркивается мрачный (для нее) характер истинной ситуации.

Суд 5:31а. Для гимна, воспевающего победу Иеговы над Его врагами-идолопоклонниками, естественно завершиться как проклятием, адресованным им, так и благословением любящих Господа. Солнце, восходящее во всей силе своей, есть образ дней и лет, отмеченных благословениями свыше.

Суд 5:31б. Освобождение Израиля от власти хананеев в годы правления Деворы принесло земле мир, который длился сорок лет.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.