Судьи 8 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Ефремляне разозлились на Гедеона. Когда они нашли его, то спросили:
«Почему ты так поступил с нами? Почему не позвал нас, когда вышел воевать с мадиамитянами?»
2 Гедеон ответил им:
«У вас гораздо больше добра, чем у меня! Разве вы, ефремляне, не собираете лучший урожай, чем моя семья, семья Авиезера? После сбора урожая на ваших полях остаётся больше винограда, чем моя семья собирает с наших виноградников!
3 Так и сейчас — ваш урожай лучше! Господь отдал в ваши руки мадиамских вождей Орива и Зива. Как же я могу сравнивать свой успех с тем, что сделали вы?»
Когда ефремляне услышали ответ Гедеона, они уже так не сердились, как раньше.
4 Затем Гедеон и с ним триста человек пришли к реке Иордан и переправились на другой берег. Они были уставшие и голодные.
5 Гедеон сказал жителям Сокхофа:
«Накормите моих солдат. Они очень устали, а мы преследуем Зевея и Салмана, мадиамских царей».
6 Но правители города Сокхоф сказали Гедеону:
«Почему мы должны кормить твоих воинов? Вы ещё не поймали Зевея и Салмана».
7 Тогда Гедеон сказал:
«За то, что вы не дали нам хлеба, я вернусь сюда, когда Господь отдаст мне в руки Зевея и Салмана, и растерзаю ваше тело пустынными колючками и иглами шиповника».
8 Гедеон ушёл из Сокхофа и пришёл в город Пенуэл, и там попросил у жителей хлеба, но они ответили ему так же, как ответили жители Сокхофа.
9 Гедеон сказал им:
«Одержав победу, я вернусь сюда и разрушу эту башню».
10 Зевей и Салман находились в городе Каркор со своим войском. Их войско состояло из пятнадцати тысяч человек, оставшихся из всего войска жителей востока. Сто двадцать тысяч сильных солдат этого войска были уже убиты.
11 Гедеон пошёл по дороге к востоку от городов Новаха и Иогбеги, пришёл к городу Каркор и напал на врагов, когда они не ожидали атаки.
12 Зевей и Салман бежали, но Гедеон погнался за ними и пленил мадиамских царей. Так Гедеон и его люди разбили войско врага.
13 Затем Гедеон, сын Иоаса, вернулся с войны. Он возвращался через горный перевал, который назывался перевалом Хереса.
14 Гедеон захватил юношу из города Сокхоф и стал его допрашивать, и юноша написал для Гедеона семьдесят семь имён вождей и старейшин Сокхофа.
15 Гедеон пришёл в Сокхоф и сказал жителям:
«Вот Зевей и Салман! А вы смеялись надо мной и говорили: „Почему мы должны давать еду твоим уставшим солдатам? Вы ведь ещё не поймали Зевея и Салмана”».
16 Он взял старейшин Сокхофа и в наказание бил их колючками пустынными и шиповником.
17 Гедеон разрушил Пенуэльскую башню и перебил жителей города.
18 Затем он спросил Зевея и Салмана:
«Как выглядели те люди, которых вы убили на горе Фавор?»
Зевей и Салман ответили:
«Они были похожи на тебя. Каждый из них был похож на принца».
19 Гедеон сказал:
«Это были мои братья, сыновья моей матери! Клянусь Живым Господом, если бы вы не убили их, я не убил бы вас сейчас».
20 Повернувшись к Иеферу, своему старшему сыну, он приказал:
«Убей этих царей».
Но Иефер был ещё молод и боялся, и поэтому не вынул свой меч.
21 Тогда Зевей и Салман сказали Гедеону:
«Иди и убей нас сам. У тебя для этого достаточно силы».
Тогда Гедеон убил Зевея и Салмана и снял с шей их верблюдов украшения, имеющие форму серповидной луны.
22 Народ Израиля сказал Гедеону:
«Ты спас нас от мадиамитян. Властвуй над нами, и пусть твой сын и правнук властвуют над нами».
23 Но Гедеон ответил израильтянам:
«Ни я, ни мой сын не будем властвовать над вами. Пусть Господь владеет вами».
24 Среди побеждённых народов были и измаильтяне, чьи мужчины носили золотые серьги. Гедеон сказал народу Израиля:
«Прошу вас об одном: пусть каждый из вас даст мне по одной золотой серьге из своей добычи».
25 Они ответили, что с радостью отдадут ему то, о чём он просит. Они разложили одежду на дороге, и каждый бросил туда по серьге из своей добычи.
26 Когда они собрали эти серьги, то они весили 1 700 золотых шекелей. Кроме того, ему дали в подарок золотые серпы, подвески и пурпурные одежды, которые носили мадиамские цари. И ещё дали ему золотые цепи, которые были на шее у их верблюдов.
27 Из этого золота Гедеон сделал ефод и положил его в Офре, городе, который принадлежал ему, и израильтяне стали поклоняться этому ефоду. Они не были верны Богу и поклонялись ефоду, и он стал ловушкой для Гедеона и всей его семьи.
28 И смирились мадиамитяне перед израильским народом, и не причиняли больше хлопот. Пока Гедеон был жив, земля покоилась в мире на протяжении сорока лет.
29 Иероваал же (Гедеон), сын Иоаса, возвратился домой.
30 У Гедеона было семьдесят сыновей. Их было так много, потому что у него было много жён.
31 И была у него также наложница, которая жила в городе Сихем. Она родила ему сына, которого назвали Авимелех.
32 Гедеон, сын Иоаса, умер в глубокой старости и был похоронен в могиле своего отца в городе Офра, где жила вся семья Авиезера.
33 Как только Гедеон умер, народ Израиля снова изменил Богу и стал поклоняться Ваалу, сделав своим богом Ваалверифа.
34 Израильтяне не помнили Господа, Бога своего, Который избавил их от всех врагов, окружавших Израиль.
35 Народ Израиля не проявил преданности к семье Иероваала (Гедеона), который сделал для них так много хорошего.

Толкование Далласской семинарии

11) Дипломатическая тактика Гедеона в отношении ефремлян.

Суд 8:1−3. Ефремляне выразили, однако, Гедеону резкое недовольство тем, что не призвал их с самого начала для участия в битве у горы Море (7:1). Дав им «кроткий ответ» (сравните Притч 15:1), Гедеон даже польстил ефремлянам: они, мол, достигли большего в этой войне чем он (8:2). Он сделал умный дипломатический ход, успокоив ревность ефремлян и предотвратив межплеменную войну (сравните с Суд 12:1−6, где реакция Иеффая на претензии ефремлян явилась враждебной).

12) Преследование мадианитян в Трансиордании (8:4−21).

Суд 8:4−9. Хотя большая часть убегавших мадианитян была уничтожена израильтянами, значительной группе их, включавшей двух царей — Зевея и Салмана — удалось перейти через Иордан, чтобы продолжить бегство в юго-восточном направлении. Гедеон и его триста человек гнались за ними. Но устали и проголодались и стали просить пищи у жителей Сокхофа (стих 5), а затем у жителей Пенуэла (стихи 8−9); эти два израильских города находились в Трансиордании, на территории Гада (Быт 32:22, 30; Нав 13:27).

Оба они отказали Гедеону в помощи, возможно, опасаясь мести со стороны мадианитян. Но какова бы ни была причина их отказа, он означал, что Сокхоф и Пенуэл приняли сторону врага в его борьбе против Господа и назначенного Им освободителя. Прежде в подобной ситуации пророчица Девора произнесла проклятие на город Мероз (Суд 5:23). Аналогично этому прозвучало обещание лютой казни предателям из уст Гедеона. О совершении ее говорится в стихах 16−17.

Башня в Пенуэле, которую обещал разрушить Гедеон, была, очевидно, крепостью, где горожане укрывались в случае военной угрозы (сравните с Сихемской башней в 9:46−49 и с башней в Тевеце — 9:50−51).

Суд 8:10−12. Два царя (Зевей и Салман) с остатками войска мадиамского — около пятнадцати тысяч человек, что составляло 11% от первоначальной силы мадианитян в 135 тысяч человек, разбили лагерь в Каркоре (место — не известно; предполагают, что Каркор находился близ пересохшего русла реки Сирхан, значительно восточнее Мертвого моря).

Гедеон неожиданно появился у этого лагеря, воспользовавшись караванной дорогой кочевников и, обойдя с востока (именно так следует, видимо, понимать стих 11а) Нову (возможно, Канават в восточной части Васана) и Иогбегу (современный эль-Хубейхат, километрах в 20 на юго-восток от Пенуэла), поразил стан, стоявший беспечно. На этот раз Зевею и Салману не удалось уйти от победителя.

Суд 8:13−17. Начало стих 13 в разных переводах звучит по-разному. Полагают, в частности, что Гедеон… возвратился… с войны, сойдя с гор Галаадских (возвышенность Хереса могла находиться неподалеку от Сокхофа). И захватил юношу из жителей Сокхофа и заставил его написать ему имена всех их князей и старейшин… семьдесят семь человек. И предал их казни, о которой говорил (стих 7). И Пенуэл с жителями его предал разрушению и смерти (сравните стих 9).

Суд 8:18−21. Захваченных им царей Гедеон допросил по поводу инцидента, прежде нигде не записанного, — относительно убийства родных его братьев… на Фаворе (небольшая конусообразная возвышенность на север от горы Море). Остается не известным, были ли братья Гедеона убиты в процессе последнего вторжения мадианитян в Изреельскую долину, или в какое-то из предыдущих их вторжений. Судя по тому, что здесь Гедеон выступает как совершитель кровной мести (сравните Втор 19:6, 12), братья его были, вероятно, убиты у себя в шатрах или на поле, но не в битве.

Убить мадиамских царей Гедеон предложил своему старшему сыну Иеферу; это считалось почетным делом, совершить которое юноша не был, однако, готов (для царей это было бы, напротив, бесчестием — пасть от руки неопытного противника). И они просили Гедеона — оказать им честь, сразив их собственноручно. Что он и сделал. Пряжки (или цепочки, украшения, вероятно, из драгоценного металла), бывшие на шеях верблюдов их, Гедеон взял в качестве военного трофея.

13) Отказ Гедеона стать царем.

Суд 8:22−23. Вслед за этой решающей победой Израильтяне стали просить Гедеона, чтобы стал царем над ними и положил начало царской династии (владей нами ты и сын твой и сын сына твоего). Гедеон не принял ни того ни другого предложения. (Однако сын его Авимелех позднее сам «предложил себя в цари»; 9:1−6.) Возможно, Гедеон и сам не вполне осознал смысл и значение произнесенных им здесь слов, которыми провозгласил теократическое правление Самого Иеговы: Господь да владеет вами.

14) Ефод Гедеона становится «сетью» для него (8:24−27).

Суд 8:24−26. Хотя и отказавшись от царского звания, Гедеон обложил израильтян «данью», попросив у них по золотой серьге из военной добычи; всего таким образом он получил тысячу семьсот золотых сиклей (примерно 20 кг. золота). (Измаильтянами назывался первоначально кочевой народ, происходивший от Агари; Быт 16:15. Но впоследствии употребление этого термина расширилось, так что здесь, к примеру, «измаильтянами» названы мадианитяне.)

Суд 8:27. Из этого золота сделал Гедеон ефод, и положил его в своем городе, в Офре. Каковы бы ни были при этом его намерения, результат оказался плачевным, ибо ефод Гедеона стал предметом поклонения всех израильтян. И сделался он сетью Гедеону и всему дому его.

Характер и назначение этого ефода не вполне ясны. Он мог быть сделан наподобие короткой верхней одежды первосвященника (Исх 28:6−30; 39:1−21; Лев 8:7−8). Высказывается соображение, что он явился облачением к жертвеннику, поставленному Гедеоном в Офре, вместо Силома, где была скиния. Может быть, ефод превратили в подобие идола.

Так или иначе, каким-то образом была узурпирована первосвященническая функция или, как уже упомянуто, основан центр поклонения в противопоставление скинии. Однако в конце-концов Гедеон, видимо, возвратился к единому теократическому сообществу, из которого, в свое время, Господь призвал его как освободителя Израиля.

г. Продолжительность мира (8:28)

Суд 8:28. В результате победы, одержанной Гедеоном над мадианитянами, покоилась земля сорок лет. Из записанных в книге Судей это был последний период мира. Создается впечатление, что последующая деятельность Иеффая и Самсона мира земле не приносила, как не удержала она от дальнейшего упадка народ Израиля.

д. Смерть Гедеона (8:29−32)

Суд 8:29−32. Отказавшийся стать царем Иероваал (т. е. Гедеон; 6:32; 7:1) жил «по-царски», по крайней мере, в том смысле, что имел много… жен и от них семьдесят сыновей, а также наложницу… в Сихеме (жившую, видимо, в доме своих родителей), которая родила ему сына, названного Авимелех.

В истории отступничества Израиля Авимелех сыграл заметную роль, ибо «подготовил почву» для дальнейшего сползания народа «вниз по спирали», каковое и началось после смерти Гедеона.

6. СУДЕЙСТВО ФОЛЫ И ИАИРА И ПОСЛЕДУЮЩИЙ НЕЗАКОННЫЙ ЗАХВАТ ВЛАСТИ АВИМЕЛЕХОМ (8:33 — 10:5)

Примечательно, что ни одно из последующих «судейских правлений», зафиксированных в книге Судей, не вело к миру (сравните с 3:11, 30; 5:31; 8:28). Это, по-видимому, соответствовало общему нарастанию упадка — как политического и общего, так и в сфере морали, о чем свидетельствует дальнейшее повествование.

Событием, положившим начало этому периоду упадка, явился насильственный захват власти Авимелехом, сыном Гедеона от его сихемской наложницы, который судьей в книге не назван. Его правление было сопряжено с несправедливостями и притеснением, и конец этому был положен лишь его смертью и вступлением на место судьи Фолы, личности несравненно более положительной (Фола жил на том же центральном нагорьи).

а. Отступление Израиля (8:33−35)

Суд 8:33−35. Итак, по смерти Гедеона израильтяне вновь стали идолопоклонниками (сравните 2:19). Вместо того, чтобы поклоняться Иегове, благодаря Его за все Его милости и избавления от врагов, они учредили культ Ваалверифа, которого сделали своим богом; святилище его было в Сихеме, откуда родом была мать Авимелеха (9:3−4; сравните 9:46). Этому сопутствовала и проявленная израильтянами неблагодарность к дому Иероваалову, или Гедеонову (6:32; 7:1; 8:29); имеется, возможно, в виду, что они не воспрепятствовали расправе Авимелеха с сыновьями Гедеона (9:5).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.