Судьи 9 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Авимелех, сын Иероваала (Гедеона), пошёл в город Сихем к братьям своей матери и сказал своим дядям и всей семье матери:
2 «Спросите у вождей Сихема: „Что лучше для вас: чтобы вами управляли все семьдесят сыновей Иероваала или чтобы вами управлял один человек?” И помните, что я ваш родственник».
3 Дяди Авимелеха спросили об этом вождей города Сихем, и вожди решили последовать за Авимелехом. «В конце концов, он наш брат», — сказали они.
4 Вожди Сихема дали Авимелеху семьдесят шекелей серебра из храма Ваалверифа. Авимелех нанял на это серебро никчёмных и безрассудных людей, и они всюду за ним следовали.
5 Авимелех пошёл в дом своего отца в Офре и убил своих братьев, семьдесят сыновей своего отца Иероваала (Гедеона), всех у одного камня. Один Иофам, младший сын Иероваала, скрылся от Авимелеха. Он спрятался и поэтому остался в живых.
6 Затем вожди Сихема и весь дом Милло собрались возле священного дуба в Сихеме и сделали Авимелеха своим царём.
7 Когда Иофам услышал, что вожди Сихема сделали Авимелеха своим царём, он встал на вершине горы Гаризим и, громко крича, говорил народу:
«Слушайте меня, вожди Сихема, а потом пусть вас выслушает Бог.
8 Однажды деревья решили выбрать себе царя, который будет править ими. Они сказали оливковому дереву: „Царствуй над нами”.
9 Но оливковое дерево ответило им: „Моё масло предназначено для чествования людей и богов. Так следует ли мне перестать давать масло, чтобы править над другими деревьями?”
10 Тогда деревья сказали фиговому дереву: „Иди ты и царствуй над нами”.
11 Но фиговое дерево ответило: „Должно ли я перестать давать свои хорошие и сладкие плоды и идти царствовать над другими деревьями?”
12 Тогда деревья сказали виноградной лозе: „Царствуй над нами”.
13 Но виноградная лоза ответила: „Моё вино веселит народ и царей. Так должна ли я перестать давать вино, чтобы царствовать над деревьями?”
14 Наконец все деревья попросили терновник: „Иди ты и царствуй над нами”.
15 Терновник ответил деревьям: „Если вы действительно хотите, чтобы я был царём над вами, то идите и укройтесь под моей тенью. Если же вы не хотите этого, то пусть вспыхнет огонь из терновника и сожжёт всё, даже ливанские кедры”.
16 Если вы выбрали Авимелеха своим царём, поступив по совести, то вы будете счастливы с ним. И хорошо, если вы были справедливы к Иероваалу и его семье и отнеслись к нему как подобает.
17 Вспомните, что мой отец сделал для вас. Он сражался за вас и рисковал жизнью, спасая вас от мадиамитян.
18 А теперь вы восстали против семьи моего отца и убили семьдесят сыновей его у одного камня. Вы сделали Авимелеха своим царём в Сихеме только потому, что он ваш родственник. Но он всего лишь сын рабыни моего отца!
19 Если вы сейчас поступили честно по отношению к Иероваалу и его семье, то радуйтесь со своим царём Авимелехом, и пусть он будет счастлив с вами.
20 Но если вы поступили не по совести, то пусть огонь изойдёт от Авимелеха и сожжёт жителей Сихема и весь дом Милло. И пусть огонь изойдёт от жителей Сихема и от дома Милло и сожжёт Авимелеха!»
21 Сказав всё это, Иофам бежал и скрылся от своего брата Авимелеха в городе Беер.
22 Авимелех правил Израилем три года.
23 И послал Бог духа, причинившего раздор между Авимелехом и жителями Сихема. Вождям Сихема больше не нравился Авимелех, и они стали думать, как бы ему навредить.
24 Авимелех убил семьдесят сыновей Иероваала, которые были его братьями, и жители Сихема помогали ему в этом.
25 Они разместили на вершинах гор людей, которые грабили всякого, проходящего мимо, и Авимелеху донесли об этом.
26 Гаал, сын Еведа, пришёл со своими братьями в Сихем, и вожди Сихема решили довериться ему и пойти за ним.
27 Однажды жители Сихема вышли в поле собирать виноград. Они выдавили виноград, сделали вино и устроили праздник в храме своего бога. Они ели, пили и проклинали Авимелеха.
28 Гаал, сын Еведа, сказал:
«Мы — народ Сихема. Почему мы должны подчиняться Авимелеху? Кто он такой? Не сын ли он Иероваала? Не сделал ли Иероваал Зевула главным начальником? Мы не должны служить Авимелеху! Его народ был слугой Еммора, основателя Сихема.
29 Если ты сделаешь меня командиром над этими людьми, я прогоню Авимелеха. Я скажу ему: „Собери своё войско и выходи на битву”».
30 Зевул, начальник города, услышав слова Гаала, сына Еведа, очень рассердился
31 и отправил послов к Авимелеху в город Арум. Вот его послание: Гаал, сын Еведа, и его братья пришли в Сихем и настраивают всех жителей города против тебя.
32 Так вот, ты и твой народ должны подойти ночью к городу и спрятаться в поле,
33 а утром, на восходе солнца, атакуй город. Гаал со своими людьми выйдет из города, чтобы сразиться с тобой, и, когда они выйдут на битву, делай с ними, что в твоих силах.
34 Ночью Авимелех и его воины встали и подошли к городу. Возле Сихема, разделившись на четыре группы, они сели в засаду.
35 Когда Гаал, сын Еведа, подошёл к городским воротам, Авимелех и те, кто были с ним, вышли из засады.
36 Увидев людей, Гаал сказал Зевулу:
«Смотри, люди спускаются с гор».
«Ты принимаешь тень от гор за людей», — ответил Зевул.
37 Но Гаал снова сказал:
«Смотри, вот люди спускаются с возвышенности. Я вижу чью-то голову у дерева Колдунов».
38 Зевул сказал Гаалу:
«Почему ты не хвастаешься сейчас? Ты говорил, что Авимелех — никто и что мы не должны подчиняться ему. Это те люди, над которыми ты смеялся. Так иди теперь и сразись с ними».
39 И вышел Гаал, ведя за собой жителей Сихема, на битву с Авимелехом.
40 Авимелех погнался за Гаалом и его людьми, которые побежали назад к городским воротам, и многие из них были убиты прежде, чем добежали до ворот.
41 Затем Авимелех вернулся в город Арум, а Зевул выгнал Гаала и его братьев из Сихема.
42 На другой день вышел народ Сихема на работу в поле, а Авимелех узнал об этом.
43 Авимелех хотел неожиданно напасть на жителей Сихема. Тогда он разделил свой народ на три отряда и поставил людей в засаду в поле. Увидев людей, идущих из города, они поднялись и атаковали их.
44 Авимелех со своими отрядами побежал к городским воротам и стал там, а два других отряда напали на тех, кто был в поле, и убили их.
45 Авимелех сражался с городом Сихем весь день. Они захватили город и убили всех его жителей, а город разрушили и посыпали руины солью.
46 Когда те, кто жил в Сихемской башне, услышали, что произошло в Сихеме, они собрались в безопасной комнате храма бога Элверифа.
47 Когда Авимелеху донесли, что живущие в Сихемской башне собрались все вместе,
48 он пошёл со своим народом на гору Залмон, взял топор, нарубил сучьев, положил их себе на плечи и сказал народу:
«Скорее! Делайте то же, что и я».
49 И каждый из них нарубил сучьев и пошёл за Авимелехом. Они положили сучья возле безопасной комнаты храма Элверифа, подожгли их и сожгли всех, кто там находился. Так погибло около одной тысячи мужчин и женщин, живших в Сихемской башне.
50 Потом Авимелех и его люди напали на город Тевец и захватили его.
51 В городе находилась хорошо укреплённая башня. Все жители города побежали туда и, заперев за собою дверь, поднялись на крышу.
52 Авимелех со своими людьми атаковал башню. Он подошёл к дверям башни, чтобы сжечь её.
53 Но пока он стоял около дверей, женщина, стоявшая на крыше, сбросила ему на голову точильный камень и проломила ему череп.
54 Авимелех тотчас подозвал оруженосца и сказал ему:
«Обнажи свой меч и убей меня, чтобы не говорили, что Авимелеха убила женщина».
Тогда слуга пронзил Авимелеха мечом, и он умер.
55 Израильтяне увидели, что Авимелех умер, и разошлись по домам.
56 Так Бог наказал Авимелеха за все злодеяния, которые он сделал отцу своему, убив семьдесят своих братьев.
57 Бог также наказал всех жителей города Сихем за все их злодеяния. И постигло их проклятие Иофама, сына Иероваала (Гедеона).

Толкование Далласской семинарии

б. Бедствия при Авимелехе (глава 9)

1) Заговор Авимелеха с сихемцами (9:1−6).

Суд 9:1. (Интересно, что в главе 9 Гедеон ни разу не назван этим именем. О нем говорится только как о Иероваале (толкование на 6:32). Авимелех был, как уже говорилось, сыном Гедеона от наложницы, которую, жившую, по всей вероятности, в доме родителей, Иероваал навещал время от времени. Не вызывает сомнения, что Авимелеха, родившегося от этой «второстепенной жены», другие его братья по отцу избегали, за что он и свел счеты с ними (9:5); зато для сихемской родни своей матери он был человеком желанным.

Город Сихем был значительным религиозным центром со времен Авраама (Быт 12:6−7). Он располагался в узкой долине, между гор Гаризим и Гевал, — там, где при Иисусе Навине были произнесены благословения и проклятия, ожидавшие евреев в соответствии с Законом (Нав 8:30−35), и где совершилась остальная часть церемонии обновления завета перед кончиной Иисуса Навина (Нав 24:1−28). Сихем находился при стратегически важном скрещении дорог — той, которая поднималась от побережья (на западе) и спускалась к городу Адаму на р. Иордан, и той, что тянулась вдоль центрального хребта — от Иерусалима на юге до северных подступов к Изреельской долине.

Суд 9:2−5. Клану своих родственников по матери (а через них — и всем гражданам Сихема) Авимелех предложил себя в цари. Вместо, как он сказал, всех семидесяти сынов Иеровааловых, которые, возможно, и вовсе не претендовали на то, чтобы стать «царями».

Серебро было Авимелехом получено из сокровищницы храма Ваалверифа; и на него он нанял себе в помощь праздных и своевольных людей. Их первой задачей было умертвить семьдесят сынов Иеровааловых; и это кровавое дело они совершили. Они умертвили их на одном камне (что, видимо, означает совершение массовой публичной казни). Важное значение имело то обстоятельство, что младшему сыну Гедеона, Иофаму, удалось скрыться.

Суд 9:6. Вслед за успешным устранением потенциальных соперников Авимелех был коронован царем — как рядовыми жителями Сихема, так и представителями высшего класса; эти жили в той части города, которая называлась дом Милло (т. е. «дом крепости»). Коронация происходила у дуба… близ Сихема (вероятно, пользовавшегося особой известностью священного дерева; Быт 12:6; 35:4; сравните Нав 24:26). Весьма сомнительно, чтобы власть Авимелеха простиралась за пределы нескольких городов в окрестностях Сихема.

2) Обращение Иоафама к сихемцам (9:7−21).

Суд 9:7. Младший сын Гедеона, Иофам, единственный из братьев спасшийся, поднялся на вершину горы Гаризима (на юго-западе от города) и стал громко кричать, обращаясь к жителям Сихема. Вероятно, он стоял на одном из выступов Гаризима, напоминающем по форме кафедру, устроенную природой, откуда слышать его можно было довольно далеко — даже на противоположной стороне долины, где высилась гора Гевал.

Речь Иофама примечательна как по форме своей, так и по содержанию, ибо он произнес первую из немногих записанных в Библии «басен в прозе» (коротких рассказов, в которых животные или неодушевленные предметы — такие, к примеру, как деревья, — персонифицированы, т. е. говорят и действуют как личности). Целью Иофама было заставить сихемцев дать отчет Богу (послушайте меня… и послушает — в значении «и да услышит», — вас Бог) в том, что поставили над собой бесчестного убийцу Авимелеха.

Суд 9:8−15. Главная мысль Иофамовой басни, или притчи, сводилась к тому, что лишь люди, не представляющие никакой ценности, стремятся к господству над другими, поскольку те, которые ценность представляют, слишком заняты важными и полезными делами, чтобы добиваться власти. Образы басни прозрачны. Деревья, искавшие себе царя, последовательно получали отказ от: а) маслины (стих 8), самого древнего из деревьев, дающей оливковое масло (тук), которым чествуют богов и людей (стих 9); б) фигового дерева (смоковницы; стих 10), одного из самых распространенных в Израиле, плод которого играет важную роль в рационе питания местного населения (стих 11); и в) от виноградной лозы (стих 12), сок которой веселит богов и человеков (стих 13).

В последнюю очередь обратились деревья к терновнику (которым в пустынных местах Палестины разжигают огонь для приготовления пищи), чтобы согласился царствовать над ними (стих 14). И терновник согласился, но с условием — чтобы остальные деревья обещали «покоиться под тенью его» (стих 15). Ответ, который вкладывает Иофам «в уста терновника», исполнен иронии, ибо какая может быть тень от мелкорослого кустарника! Зато угрозы пожара, исходящей от него (здесь огонь — символ беды, которую несет «правитель — терновник»), сельские жители всегда боялись: пожары возникали (и быстро распространялись) в результате удара молнии в сухой, как трут, терновый куст.

Суд 9:16−20. Параллель между не представляющим ценности терновником и Авимелехом, царем, избранным сихемцами, — очевидна. Подчеркивая неблагодарность жителей города, Иофам напоминает, чем они обязаны отцу его Иерова-алу (стихи 17−18). Его укор, обращенный к ним, перерастает в проклятие, сила которого обнаруживает себя в стихе 57.

Суд 9:21. Очевидно, ответ сихемцев Иофаму был неблагоприятным для него, потому что он убежал… в Беер (название, столь распространенное в Палестине, что о том, где находилось это место, можно только гадать).

3) Восстание сихемцев под предводительством Гаала (9:22−29).

Суд 9:22−25. Следствием трехлетнего правления Авимелеха стал мятеж сихемцев против него. Ибо послал Бог злого духа между Авимелехом и… жителями Сихема, возбудив в них — во исполнение проклятия Иофама — недобрые чувства против царя. Бросая вызов его власти, они устроили разбойничьи засады в горах и грабили всякого проходящего мимо их по дороге (напомним, что Сихем находился на стратегически важном скрещении торговых путей).

Естественно, число путешественников и купцов на этих дорогах сократилось, и, соответственно, сократились доходы (в виде взимаемых пошлин) Авимелеха. Злая сила, направлявшая действия сихемцев, послана была Богом, контролирующим все происходящее на земле, — в наказание им. Сатана бессилен действовать там, где это не попущено ему Богом (сравните с историей Иова; Иов 1:12; 2:6).

Суд 9:26−29. Вышедшие из повиновения Авимелеху сихемцы нашли себе нового вождя в лице Гаала, сына Еведова, который явился в их город в сопровождении своих братьев (может быть, имеется в виду сформированный им разбойничий отряд). В дни сбора винограда (июнь-июль) жители Сихема, празднуя праздник какого-то языческого бога (вероятно, аналога Адониса или Диониса), стали проклинать Авимелеха и положились на Гаала, а тот стал подстрекать их против царя и Зевула, назначенного им начальником города (стих 30).

Он призывал сихемцев подчиниться потомкам Еммора, основателя их клана (Быт 34:26), вместо того, чтобы служить Авимелеху, сыну израильтянина Гедеона. Из этого видно, что немалую часть сихемцев составляли хананеи. К Авимелеху, которого не было на празднике, Гаал обратился с дерзким вызовом: умножь войско твое и выходи!

4) Авимелех одолевает Гаала (9:30−49).

Суд 9:30−33. Зевул, «градоначальник», узнав про это, воспылал гневом на Гаала и поставил о мятежниках в известность Авимелеха, который жил по соседству, в Аруме (стих 41). Арум, возможно, соответствовал Кирбет эль-Урме (между Сихе-мом и Шило). Он предложил царю тайно вывести свои войска ночью… в поле, а с рассветом солнца напасть на Сихем, чтобы убить Гаала.

Суд 9:34−41. Авимелех так и сделал; свое войско в засаде он разделил на четыре отряда, а с рассветом стал спускаться (вероятно, с горы Гаризим, которая находилась в середине центрального нагорья) к городу. Стоя за воротами Сихема, Гаал обратил внимание на это необычное для раннего утра движение, но находившийся тут же Зевул заверил его, что это движется тень гор.

Когда подходившие к Сихему люди стали различимы настолько, что дальше обманывать Гаала было нельзя, Зевул стал подбивать его возглавить своих сторонников и дать бой Авимелеху, выйдя из-под защиты городских стен. Недавнее безудержное хвастовство обязывало его, и Гаалу не оставалось ничего другого, как, возглавив жителей Сихемских, сразиться с Авимелехом. Но Авимелех нанес им сокрушительное поражение. А сам возвратился в Аруму. Гаала же и братьев его Зевул выгнал из Сихема.

Суд 9:42−45. Однако Авимелех не утолил своего гнева, да и страх перед новым мятежом сихемцев не оставлял его. И он решил уничтожить этот город. Уже на другой день, когда жители Сихема вышли на работу в поле, Авимелех напал на них с тремя отрядами. Два отряда… убивали находившихся за городскими стенами, а сам Авимелех стоял с третьим отрядом у ворот города (очевидно, никого не выпуская и не впуская). К вечеру Сихем бы взят и разрушен. И засеял его солью (т. е. разбросал соль по его земле).

Это символ бесплодия — в знак того, что голой и пустынной земле Сихема предстояло оставаться вовек (сравните Втор 29:23; Иер 17:6). Археологи действительно подтвердили разрушение Сихема, относящееся к 12 веку до Р. Х. Город лежал в руинах, пока не был заново отстроен Иеровоамом I, который сделал его своей столицей (3Цар 12:25).

Суд 9:46−49. В этих стихах, по всей вероятности, рассказывается об инциденте, происшедшем в городе в процессе его разрушения (стих 45); едва ли это случилось после того, как город был разрушен, за его пределами.

Услышав об этом… — относится или к массовому убийству «в поле» (стихи 43−44), или к захвату Авимелехом городских ворот (стих 44). Итак, «услышав об этом», жители города, собравшиеся в башне Сихемской (возможно, она и «дом Милло» (стих 6) являлись одной и той же башней), перешли (сочтя ее более надежной) в башню капища Ваал-Верифа (возможно, это укрепленное место было частью комплекса, известного как башня Милло). И тогда Авимелех и его воины, нарубив сучьев древесных на горе Селмон (так, видимо, названа здесь гора Гаризим или гора Гевал), сожгли посредством их башню Сихемскую, в которой погибло около тысячи мужчин и женщин.

5) Позорная смерть Авимелеха в Те-веце.

Суд 9:50−55. Вслед за разрушением Сихема Авимелех… осадил город Тевец и взял его. Может быть, Тевецу соответствует современный Тувас, расположенный километрах в 13 на северо-восток от Сихема, у дороги Бет Шан. Представляется, что этот город так же, как и Сихем, находился под контролем Авимелеха и тоже восстал против него. И царь попытался подвергнуть его той же участи, что и Сихем, т. е. сжечь его крепостную башню, в которую убежали… все жители города, и затем разрушить его.

Но когда он пришел к башне, какая-то женщина сбросила сверху обломок мельничного жернова (т. е. увесистый камень) и проломила Авимелеху череп. Смерть Авимелеха напоминает смерть Саула (1Цар 31:4). Не желая умереть позорной смертью, Авимелех (как и Саул) приказал своему оруженосцу убить его мечом (дабы не сказали потом, что «женщина убила его».

Увидев Авимелеха мертвым, его сторонники (которые тут названы Израильтянами), разошлись по домам.

6) Проклятие Иофама сбыватеся.

Суд 9:56−57. Автор этой части Священного Писания видит в разрушении Сихема и смерти Авимелеха действие руки Божией: Так воздал Бог Авимелеху, пишет он, за злодеяние, которое он сделал отцу своему (Гедеону), уничтожив семью его. И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их, позволив осуществиться проклятию Иофама, сына Гедеона (стих 20).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.