«Заключи с нами союз, и мы будем служить тебе».
«Я заключу с вами союз, если только выколю у каждого из вас правый глаз. Тогда всему Израилю будет стыдно!»
«Дай нам семь дней. Мы разошлём послов по всему Израилю. Если никто не поможет нам, мы выйдем к тебе и сдадимся».
Люди пересказали Саулу то, что говорили послы из Иависа.
«Так будет с волами тех людей, которые не последуют за Саулом и Самуилом, чтобы помочь им!» Тогда страх Господний объял народ, и все вместе вышли как один.
«Передайте жителям Иависа Галаадского, что завтра к полудню придёт помощь».
Послы передали сказанное жителям Иависа, и те очень обрадовались.
«Завтра мы выйдем к вам — поступайте с нами так, как вам угодно».
«Где люди, говорившие, что не хотят, чтобы Саул был царём? Приведите этих людей, и мы убьём их!»
«Нет! Никого не убивайте сегодня! Сегодня Господь спас Израиль!»
«Пойдём в Галгал и снова сделаем Саула царём».
Толкование Далласской семинарии
2. ПЕРВАЯ ПОБЕДА САУЛА (ГЛ. 11)
1Цар 11:1−6. Саул, и помазанный в цари, продолжал заниматься сельским трудом (стих 5). Власть и силу свои он явил не прежде чем отдаленная территория вверенного ему царства подверглась нападению аммонитян. Наас, царь аммонитский, осадил Иавис Галаадский, который был расположен примерно в 40 км на юг от моря Галилейского и восточнее р. Иордан. Возможно, Саул особенно тревожился о судьбе этого города — по причине родовых с ним связей своего племени.
Напомним, что в Суд 19−21 записана история гражданской войны между Вениамином и остальными племенами, в результате которой в живых осталось лишь 600 мужчин-вениамитян. При том, что в племени этом были уничтожены и все женщины и дети, оно практически должно было исчезнуть. Во избежание этого вожди израильские предложили, чтобы девственницы из города, который, как выяснилось бы, не участвовал в войне с Вениамином, были схвачены и отданы в жены оставшимся в живых вениамитянам.
Таким городом оказался Иавис Галаадский, и 400 девственниц его, захваченные во время праздника, переданы были Вениамину. А поскольку Саул был вениамитянином, он, вполне возможно, был кровно связан с Иависом Галаадским. Узнав об осаде этого города, Саул воспылал благородным гневом и исполнился решимости собрать войско, чтобы выручить жителей Иависа из беды; очевидно, он не сомневался, что в этом деле помощником им будет Сам Господь (в этом смысле надо, очевидно, понимать фразу И сошел Дух Божий на Саула).
Между тем, Наас, царь аммонитский, настолько был уверен в победе над осажденным городом, что предложил ему союз на издевательских условиях: выколоть у каждого из горожан правый глаз. Он согласился предоставить им семь дней на поиски помощи (предпочтя это длительной дорогостоящей осаде), не сомневаясь, что Саул, у которого и армии-то не было, не посмеет вмешаться.
1Цар 11:7−15. «Наглядная угроза», к которой прибег Саул с целью собрать воинство на помощь попавшему в беду городу (стих 7), не может не напомнить о способе, которым привлек внимание народа к убийству своей наложницы «левит с горы Ефремовой» (Суд 1:27−30).
Собрав 330 тысяч воинов в Везеке (километрах в 20 на запад от Иависа Галаадского), Саул отправился с ними в поход и в утреннюю стражу (последняя треть ночи; очевидно, перед рассветом) начал битву с аммонитянами; прежде чем наступил дневной зной, он разбил их и рассеял. (Проводимое здесь «разделение» между Израилем и Иудой (стих 8; сравните 15:4; 17:52; 18:16) указывает на то, что Первая книга Царств была написана после того, как в 93! г. до Р. Х. народ разделился на Северное и Южное царства.)
После столь решительной победы Саул был провозглашен героем и утвержден в роли монарха. Однако славу за эту победу он воздал Господу (стих 13). Происшедшее под Иависом Галаадским даже Самуила убедило в том, что рука Божия действительно была на Сауле. Почему и предложил он «обновить царство», т. е. подтвердить право Саула царствовать над народом. Торжественная праздничная церемония состоялась в Галгале, где народ принес мирные жертвы пред Господом (11:15).