«Иудеи восстали».
Тогда Саул приказал трубить в трубы по всей земле Израиля, чтобы иудеи услышали о том, что произошло.
«Теперь филистимляне возненавидят израильтян», и весь народ Израиля собрался у Саула в Галгале.
«Принесите мне то, что предназначено для жертв всесожжения и содружества», и сам принёс жертву всесожжения.
«Что ты сделал?»
Саул ответил:
«Я видел, что народ бежит от меня, тебя нет в назначенное время, а филистимляне собираются в Михмасе.
«Ты плохо поступил! Ты ослушался Господа, Бога своего! Если бы ты исполнил повеление Бога, род твой правил бы над Израилем вечно.
Толкование Далласской семинарии
4. САМУИЛ УПРЕКАЕТ САУЛА (ГЛ. 13)
1Цар 13:1−2. На второй год своего царствования Саул составил себе постоянный военный отряд из трех тысяч человек; две тысячи воинов было под непосредственным началом Саула, а еще тысячей командовал его сын Ионафан. Они соответственно располагались в Михмасе и в Гиве — с тем, чтобы предупреждать нападения со стороны филистимлян. Судя по тому, что охранный (сторожевой) отряд Филистимский тоже находился в Гиве (стих 3), войска противников находились в непосредственной близости друг от друга.
1Цар 13:3−15. Вступив в схватку с филистимлянами, Ионафан… разбил упомянутый их отряд.
Но евреев эта победа лишь напугала, и они побежали под защиту Саула в Галгал (вероятно, он сам вынужден был отойти туда под натиском перешедших в наступление основных сил филистимлян, описание которых впечатляет количеством людей и их боевого вооружения; стих 5). Это было первое из трех основных сражений Израиля с филистимлянами в царствование Саула (сравните 17:1−54; 31:1−6).
В Галгале Саул ожидал Самуила (так же, как за два года до того (10:8), который должен был прийти туда, чтобы принести жертву Богу, — 13:8). Семь дней… ждал он, как назначил ему Самуил; народ, между тем, охваченный паникой, стал разбегаться, и некоторые из Евреев даже переправились за Иордан. И тогда Саул, не выдержав, совершил беззаконие: он взял на себя роль священника и вознес всесожжение. Сразу же вслед за тем появился Самуил. Упрек его Саулу одновременно был и пророчеством: за нарушение им повеления Господа, выраженного в законе Моисеевом, царствованию его, которое могло бы продолжаться очень долго, теперь не устоять. Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему.
1Цар 13:16−18. Очевидно, в Гиве Вениаминовой филистимлян в это время не было, судя по тому, что туда возвратились как Самуил, так и Саул с… Ионафаном и людьми, оставшимися при них (в количестве около шестисот человек). Филистимляне же «окопались» в Михмасе и оттуда, разделившись на три отряда, пошли опустошать землю — на север, на юго-запад и на восток.
1Цар 13:19−23. Здесь как бы в скобках дается объяснение относительно большого преимущества, которое было у Филистимлян перед израильтянами, не владевшими в достаточной степени навыками изготовления железных орудий и целиком зависевшими в этом от своих недругов; а те были настороже, как бы Евреи не сделала меча или копья. (Сами филистимляне, по-видимому, переняли искусство изготовления орудий труда и войны из железа от хеттеев или других анатолийских народов, с которыми они вступали в контакт в процессе миграции племен из региона Эгейского моря в Ханаан на рубеже 12-го и 13-го веков до Р. Х.) В результате во время войны ни у кого из евреев не было ни меча, ни копья, и лишь Саул в Ионафан были вооружены ими.