«Давай перейдём на другую сторону долины к лагерю филистимлян».
А своему отцу Ионафан не сказал об этом.
«Давай перейдём в лагерь этих чужеземцев. Может быть, Господь через нас поразит этих людей! Ничто не может остановить Господа, и не имеет значения, много ли у нас солдат или мало».
«Делай, что считаешь нужным. Я с тобой душой и сердцем».
«Мы перейдём к филистимским стражникам и станем у них на виду.
«Смотрите, иудеи выходят из ущелий, в которых они прятались!»
«Поднимайтесь сюда. Мы научим вас уму-разуму!» Ионафан сказал слуге:
«Иди за мной. Господь позволяет Израилю поразить филистимлян!»
«Проверьте людей. Я хочу знать, кто из наших воинов вышел из стана».
Они проверили, и оказалось, что нет Ионафана и его оруженосца.
«Достаточно! Опусти свою руку и прекрати молитву!»
«Кто съест что-либо до вечера, пока я не разобью врагов своих, тот будет проклят!» И никто из воинов не ел.
«Твой отец заставил людей дать клятву. Он сказал, что тот, кто съест что-либо сегодня, будет проклят. И никто из людей не ел, поэтому они так и ослабли».
«Отец мой принёс беду на землю! Смотрите, насколько мне стало лучше после того, как я поел немного этого мёда!
«Смотри! Люди грешат перед Господом. Они едят мясо с кровью!» Саул сказал:
«Вы согрешили! Сейчас же прикатите сюда большой камень!
В ту ночь каждый из них приводил своих животных и закалывал их там.
«Пойдём ночью в погоню за филистимлянами. Мы заберём у них всё, чем они владеют и не оставим в живых ни одного человека!» Народ ответил:
«Делай, как считаешь нужным».
Но священник сказал:
«Давайте обратимся к Богу и спросим Его об этом».
«Должен ли я преследовать филистимлян? Позволишь ли Ты нам победить их?»
Но Бог не дал ответа Саулу в тот день.
«Соберите ко мне всех вождей! Пусть найдут того, кто согрешил сегодня.
Но никто из всего народа не сказал ни слова.
«Вы встаньте с одной стороны, а я и сын мой Ионафан встанем с другой стороны».
Народ отвечал:
«Как пожелаешь, господин!»
«Господи, Бог Израиля, почему Ты не отвечаешь слуге Твоему сегодня? Если я или сын мой согрешили, то пусть выпадет урим, а если народ израильский согрешил, то пусть выпадет туммим».
И указаны были Саул и Ионафан, а народ был свободен.
«Теперь снова подай знак и укажи, кто из нас виноват: я или сын мой Ионафан».
И жребий пал на Ионафана.
«Расскажи мне, что ты сделал».
Ионафан ответил Саулу:
«Я только попробовал немного мёда с конца моей палки. Разве из-за этого незначительного проступка меня стоит предать смерти?»
«Я поклялся, что Бог должен наказать меня, если я не исполню своего обещания! Ионафан, ты должен умереть!»
«Ионафан привёл сегодня Израиль к великой победе. Так должен ли он умереть?! Не будет этого! И видит Бог, мы клянёмся, что ни один волос не упадет с головы Ионафана, так как Бог помог ему сегодня в сражении с филистимлянами!» Так народ спас Ионафана, и он не умер.
Толкование Далласской семинарии
5. ТАЙНАЯ ВЫЛАЗКА ИОНАФАНА (ГЛ. 14)
1Цар 14:1−14. Готовясь к возобновлению военного столкновения с филистимлянами, Саул расположился лагерем на окраине Гивы (стих 2), и с ним было около шестисот воинов. И тогда-то Ионафан предпринял тайную вылазку в стан противника, расположившегося у Михмаса. Его сопровождал лишь его оруженосец. Ионафан, уповавший на Господа, Которому, как он сознавал, нетрудно одержать победу, независимо от числа людей, через которых Он действует (стих 6), ожидал, что Господь подаст им знак, осуществлять ли задуманную военную операцию.
В реакции филистимлян, заметивших его и его оруженосца, пробиравшихся по расщелине между двух скал, Ионафан усмотрел благоприятный для себя знак (стих 12) и, приказав оруженосцу следовать за ним, стал карабкаться вверх, к филистимлянам. Тех, волей Божией, охватила паника; они, вероятно, вообразили, что за этими двумя следует целое неприятельское войско, скрывавшееся в ущельях, и побежали. Ионафан и его оруженосец стали убивать бегущих и побили их на небольшом поле около двадцати человек.
1Цар 14:15−23. Между тем, паника, посеянная среди филистимлян, разрасталась. Ужас великий от Господа охватывал все большее число людей. Когда стражи Саула… увидела бегущих филистимлян и доложила о том царю, то Саул догадался, что кто-то из его войска предпринял «независимую акцию», послужившую причиной этого бегства. Обнаружив отсутствие Ионафана и оруженосца его, он понял, что «акция» исходила от них.
И тогда сказал Саул Ахии, священнику, чтоб на поле битвы доставлен был ковчег Божий (стих 18), все еще находившийся в Кириаф-Иариме (7:1) — как символ Господнего присутствия в среде Его сражающегося народа. Затем царь повелел священнику молитвенно сложить руки, дабы уразуметь волю Божию (стих 19). И воскликнул Саул и весь народ, бывший с ним; эта фраза в стихе 20, очевидно, свидетельствует о том, что Господь дал понять евреям, что предаст филистимлян в их руки, на что те ответили дружным торжествующим криком.
По всей вероятности, в войске филистимлян было немало евреев (стих 21), которые (а также… все Израильтяне, скрывавшиеся в горе Ефремовой, — стих 22; сравните 13:6) пристали теперь к своим в сражении. И Саул одержал в тот день великую победу (стих 23).
1Цар 14:24−48. Однако еще до того, как это произошло, Саул наложил на свое войско необдуманное заклятие, обязав никого не вкушать пищи до вечера, до полного поражения филистимлян. Обнаружив мед на лесной поляне, голодные воины не решились, однако, взять его в рот из страха перед заклятием. Но не знавший о нем Ионафан ел мед и, когда утолил мучивший его голод. просветлели глаза его (стих 29) Остальные же вскоре после того накинулись на добычу, и закалали захваченный у филистимлян скот прямо на земле и ели с кровью, т. е. в прямое нарушение закона (Лев 17:10−14). Сильно встревожился Саул, когда узнал об этом, и поспешно воздвиг жертвенник, призвав народ перестать грешить; закалайте здесь… пред Господом… не ешьте с кровью, повелел он воинам (стихи 34−35).
Думая продолжать преследование филистимлян, Саул обратился затем к Богу с вопросом, идти ли ему в погоню, но Бог не ответил ему (стих 37). Заподозрив, что причина этого — в нарушении кем-то данного им, Саулом, обета, царь попытался провести расследование, и, вот, установил, что нарушителем был его сын Ионафан.
Лишь вмешательство воинов Ионафана спасло героя битвы от казни (стих 45). В стихах 47−48 перечислены победы, одержанные Саулом, над окрестными народами и их царями, помимо филистимлян; под царями Совы подразумеваются арамеи (сирийцы). Победа Саула над амаликитянами была, однако, омрачена неповиновением царя Господу (15:20−23).
1Цар 14:49−52. Царская семья состояла из самого Саула, его жены Ахиноами, трех их сыновей — Ионафана, Иессуи и Мелхисуи (в 1Пар 10:2 Иесссуи назван Авинадавом), а также двух дочерей — Меровы и Мелхолы (которая впоследствии стала женой царя Давида; 1Цар 18:27) и Авенира — начальника войска Саулова.
По всей вероятности, Иессуи и Ешбаал (1Пар 8:33) — не одно и то же лицо; представляется, что Ешбаал был самым младшим сыном Саула, родившимся уже после вступления того на царство. Поэтому он и не упомянут в 1Цар 14:49, но включен в более полный перечень сыновей Саула в 1Пар 8:33 (толкование на 2Цар 2:8).
Из стиха 51 следует, что Нир и Кис были родными братьями; выше (в стихе 50) Нир назван дядей Сауловым. Противоречие, возникающее при сравнении с 1Пар 8:33, где говорится, что «Нер», или «Нир», «родил Киса», может быть снято допущением, что в Первой книге Паралипоменон речь идет о каком-то более отдаленном предке Саула.