«Сколько будешь ты печалиться о Сауле? Ты жалеешь о нём даже после того, как Я сказал тебе, что отвергаю Саула от царствования над Израилем! Наполни свой рог елеем и иди в Вифлеем. Я посылаю тебя к человеку по имени Иессей, который живёт в Вифлееме. Я выбрал новым царём одного из его сыновей».
«Если я пойду, Саул услышит об этом и попытается убить меня».
Господь сказал:
«Возьми с собой молодого телёнка и скажи, что ты пришёл принести жертву Господу.
«С миром ли ты пришёл?»
«Да, я пришёл с миром, чтобы принести жертву Господу. Освятитесь и идите со мной к жертвоприношению».
Самуил освятил Иессея и его сыновей и позвал их к жертвоприношению.
«Наверное, это и есть тот, кого избрал Господь!»
«Елиав высок и красив, но не смотри на него. Бог смотрит не так, как смотрит человек. Люди смотрят на лицо, а Господь смотрит на сердце. Елиав — не тот человек».
«Нет, это не тот, кого избрал Господь».
«Нет, и не этого избрал Господь».
«Никого из них не избрал Господь».
«Все ли твои сыновья здесь?»
Иессей ответил, что у него есть ещё младший сын, но он пасёт овец. Самуил сказал Иессею:
«Пошли за ним и приведи его сюда. Мы не сядем есть, пока он не придёт».
«Встань и помажь его, так как он и есть избранник Божий».
«Злой дух от Бога тревожит тебя.
«Найдите человека, который хорошо играет, и приведите его ко мне».
«Я видел у Иессея, который живёт в Вифлееме, сына, умеющего играть на гуслях. Он храбр и искусен в битве, умён и красив собой. И ему помогает Господь».
«Пошли ко мне Давида, твоего сына, который пасёт овец».
«Пусть Давид останется и служит мне, потому что он мне очень понравился».
Толкование Далласской семинарии
В. Саул и Давид (главы 16−26)
1. БЛАГОВОЛЕНИЕ САУЛА К ДАВИДУ (ГЛ. 16−17)
а. Избрание и помазание Давида (16:1−13)
1Цар 16:1−13. Бог послал Самуила помазать в цари израильские того, кого прежде определил как «мужа по сердцу Своему» (13:14) и как одного из «ближних» Саула, который, однако, «лучше его» (15:28).
Как царь Израиля Давид был избран от вечности. Не непригодность Саула в этом качестве заставила Господа «изменить курс». Но план Его действий, в котором с самого начала было предусмотрено все, осуществлялся таким путем, чтобы конечному торжеству его способствовало и самое неповиновение человеческое (в данном случае — Саула). Бог позволил людям поставить над собой царя по своему выбору. Но теперь, после того, как ошибочность этого выбора сделалась очевидной, Он продемонстрировал им превосходство Своей мудрости, «воздвигнув» израильского царя во исполнение собственной совершенной воли.
По прошествии довольно долгого времени, в которое Самуил не переставал печалиться из-за того, что произошло с Саулом, Господь повелел пророку идти в Вифлеем, где Он усмотрел… царя из сыновей Иессея (16:1−3).
Иессей был внуком Руфи и Вооза (Руфь 4:18−21), т. е. относился к «ветви обетования» (таблицу «Предки Давида, начиная от Авраама»). Как жены Иакова положили начало царскому дому (Быт 35:11; 49:10), так от Руфи пошла династия Давида (Руфь 4:11).
Не обманным путем побуждал действовать Самуила Бог, но — совершить действительное жертвоприношение, без чего и нельзя было осуществить столь значительную церемонию как помазание нового царя (16:2). Истинная причина жертвоприношения лишь до времени была скрыта за ним. Старейшин Вифлеема поначалу встревожил приход Самуила (стих 4); вероятно, они думали, что он пришел совершить «суд» над их городом за какую-то провинность, либо — по причине не спадавшего напряжения в противостоянии власти пророка царской власти.
После того, как семеро сыновей Иессея не были признаны Господом угодными Ему, дошла очередь до младшего пастуха Давида, который и был помазан Самуилом по повелению Господню (стихи 11−13); это было тайное помазание, при пока еще правившем Сауле. И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после (стих 13) — во удостоверение высшей воли. (Внешне это не дало Давиду никаких привилегий, но под действием Святого Духа он созревал нравственно и духовно, готовясь занять предназначенное ему место.) Позднее Давид был открыто помазан царем над Иудеей (2Цар 2:4), а потом — над Израилем (2Цар 5:3).
б. Давид — придворный музыкант Саула (16:14−23)
1Цар 16:14−23. Тогда как Давида Дух Господень не оставлял, от Саула Он отступил. Из этого следует, что ветхозаветное время присутствие Святого Духа не о спасении свидетельствовало, а лишь о действии силы Божией в тех, кого Бог избирал на служение Себе (сравните Суд 3:10; 6:34; 13:25; 14:6; 1Цар 10:10; 16:13). Когда Святой Дух «отступил» от Саула, его, по попущению Господа, стал мучить злой дух (стих 14; сравните стихи 15−16; 18:10; 19:9).
Был ли это «дух» греховных страстей или тот, который вызывал душевное расстройство, очевидно, что речь идет о воздействии на Саула демонической силы (сравните Иов 1:12; 2:6; 3Цар 22:19−22). В мучительном своем состоянии царь находил облегчение и успокоение, лишь слушая музыку, и потому он распорядился, чтобы привели к нему музыканта, особо искусного в игре на гуслях (16:15−17). Бог позаботился о том, чтобы им оказался Давид; так юный пастух попал в царский дворец (стихи 18−21). Духом Святым дана ему была способность отгонять своей игрой злого духа от царя (стих 23).
О гуслях (по другим переводам — «арфа»; имеется в виду старинный струнный инструмент) уже упоминалось как о музыкальном инструменте пророков (10:5). Позднее Елисея, искавшего откровения свыше, «коснулась рука Господня», когда ему играли на гуслях (4Цар 3:15). Так же и сыновья Асафа, Емана и Идифуна пророчествовали, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах (1Пар 25:1).