«Давид скрывается на холме Гахила, напротив Иесимона».
«Кто пойдёт со мной к Саулу в лагерь?»
Авесса ответил:
«Я пойду с тобой».
«Сегодня Бог отдаёт врага в твои руки. Позволь, я пригвозжу его копьём к земле одним ударом, мне не придётся два раза ударять!»
«Не убивай Саула! Кто поднимет руку на избранного Господом царя, тот будет наказан!
«Отвечай, Авенир!» Авенир ответил:
«Кто ты такой, чтобы так обращаться к царю?»
«Ты — уважаемый человек! Кто может сравниться с тобой в Израиле? Так почему же ты не бережёшь господина твоего, царя? Простой человек приходил в стан, чтобы убить царя, господина твоего.
«Твой ли это голос, сын мой, Давид?»
Давид ответил:
«Да, это мой голос, господин мой царь».
«Господин мой, за что ты преследуешь меня? Что я сделал? В чём виноват я?
«Я согрешил. Возвратись, сын мой, Давид. Я не буду больше делать тебе зла, так как сегодня ты показал, что тебе дорога жизнь моя. Я вёл себя глупо и совершил большую ошибку».
«Вот копьё царя. Пусть один из юношей придёт сюда и возьмёт его.
«Да благословит тебя Бог, сын мой Давид. Ты будешь творить великие дела, и успех будет тебе во всём».
И пошёл Давид своим путём, а Саул возвратился домой.
Толкование Далласской семинарии
5) Последняя попытка Саула избавиться от Давида. Глава 26. И снова узнал Саул от Зифеев о том, где скрывается Давид. И опять — в сопровождении трех тысяч отборных воинов — отправился по следам его. Царь спустился в пустыню Зиф и пришел к холму Гахила (сравните 23:19). Но Господь, в который уже раз, чудесным образом сохранял жизнь Своему избраннику.
Давид, в сопровождении лишь храброго и верного ему воина Авессы, брата Иоава, подошел под покровом ночи к царскому стану (26:6; сравните 2Цар 2:24; 10:14; 18:12; 21:17; 23:18) и приблизился к шатру, в котором спал Саул. И столь крепко спали царь и его окружение (ибо сон от Господа напал на них), что Авесса и Давид взяли копье, воткнутое в землю у царского изголовья, и стоявший рядом кувшин с водою, и незамеченные удалились. Совету Авессы покончить со своим преследователем Давид не последовал, ибо не мог поднять руку на помазанника Господня (стих 9, 23; сравните 24:6, 13−14).
Перейдя на другую сторону горного ущелья, Давид стал громко звать по имени Саулова военачальника Авенира, и когда тот откликнулся, насмешливо упрекнул его за небрежную охрану господина его, у которого, вот, похищены копье… и сосуд с водою (стихи 13−16). Проснувшийся царь вновь услышал мольбу Давида оставить его в покое.
Если преследовать его побуждает Саула Бог, продолжал Давид, то он готов стать для царя угодным Богу жертвоприношением (стих 19); если же это — дело человеческое, то да будут прокляты виновные пред Господом, ибо, изгоняя Давида из дому, они пытаются отторгнуть его от наследии Господа и побудить к служению богам чужим, вторгаясь тем самым в планы Всевышнего (стих 19).
Столь очевидным сделалось для Саула, что его молодой соперник находится под защитой Бога, что ему ничего не оставалось, как повиниться в собственной греховности (стих 21) и признать, что Давид действительно предназначен стать царем израильским (стих 25). Представляется, что Саул примирился наконец со своей судьбой и больше уже не пытался противостать воле Божией относительно царства Израильского и воцарения другого, помазанного Богом, вождя народа (27:4).