1 Царств 4 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Новости о Самуиле разнеслись по всему Израилю. Илий был очень стар, и его сыновья продолжали грешить перед Господом. В это время израильтяне вышли на войну против филистимлян. Они разбили свой лагерь возле Авен-Азера, а филистимляне остановились возле Афека.
2 Филистимляне приготовились к атаке, и началась битва. Они разгромили израильтян, убив около четырёх тысяч человек из израильской армии.
3 Когда оставшийся народ вернулся в лагерь, старейшины Израиля сказали:
«Почему Господь позволил филистимлянам одолеть нас? Давайте принесём из Силома ковчег Соглашения Господа. Тогда Бог будет среди нас во время битвы и спасёт нас от врагов».
4 Они отправили людей в Силом, и те принесли ковчег Соглашения Господа Всемогущего. На крышке ковчега были Херувимы, подобные трону, на которых сидел Господь. Вместе с ковчегом пришли два сына Илия, Офни и Финеес.
5 Когда ковчег Соглашения Господа прибыл в лагерь, израильтяне подняли такой сильный крик, что от него задрожала земля.
6 Филистимляне услышали этот крик и спросили:
«Отчего так громко кричат в иудейском лагере?»
И узнали они, что в лагерь израильтян принесли ковчег Соглашения Господа.
7 Филистимляне испугались и закричали:
«Боги пришли к ним в лагерь! Горе нам! Такого не бывало никогда раньше!
8 Горе нам! Кто спасёт нас от этих сильных богов? Это те боги, которые поразили египтян страшными болезнями.
9 Смелее, филистимляне! Сражайтесь и будьте мужественны! В прошлом иудеи были нашими рабами, так сражайтесь же мужественно, чтобы не быть нам у них в порабощении!»
10 Филистимляне вышли на битву и победили израильтян, и все израильские воины разбежались по своим домам. Потерпев великое поражение, израильтяне потеряли тридцать тысяч человек.
11 Филистимляне захватили ковчег Соглашения Божьего и убили двух сыновей Илия, Офни и Финееса.
12 В тот день один вениамитянин бежал с места сражения в Силом. Он разорвал на себе одежду и посыпал голову пылью в знак великой печали.
13 Илий очень беспокоился о ковчеге Соглашения, и поэтому он находился на своём почётном месте у городских ворот, с нетерпением ожидая известий с поля боя. Когда этот воин пришёл в Силом и рассказал о том, что случилось, весь народ громко зарыдал.
14 Услышав громкие вопли, он спросил:
«Отчего такой шум?»
Тогда вениамитянин подбежал к Илию и рассказал ему, что случилось.
15 Илию было девяносто восемь лет. Он был слеп и не видел, что происходит.
16 Он сказал Илию:
«Я только что пришёл с места сражения!» Илий спросил:
«Что произошло, сын мой?»
17 Вениамитянин ответил:
«Израиль бежал от филистимлян. Израильская армия потеряла много воинов. Оба сына твои убиты, и ковчег Соглашения Божьего захвачен».
18 Когда он упомянул о ковчеге Соглашения Божьего, Илий упал назад со скамьи, сломал себе шею и умер, так как он был стар и тяжёл. Илий был судьей Израиля двадцать лет.
19 Невестка Илия, жена Финееса, была беременна и должна была уже рожать. Когда она услышала о захвате врагами ковчега Соглашения Божьего, о смерти свёкра и своего мужа Финееса, то почувствовала боли, и у неё начались роды.
20 Когда она была при смерти, женщины, помогавшие ей, говорили:
«Не беспокойся! Ты родила сына».
Но она не отвечала и не обращала внимания.
21 Она назвала ребёнка Ихавод. Она сделала это, чтобы сказать: «Забрали славу у Израиля», потому что ковчег завета Божьего был захвачен, и свёкр её и муж её были мертвы.
22 Она сказала:
«Израиль потерял свою славу», так как филистимляне захватили ковчег Божий.

Толкование Далласской семинарии

Д. Ковчег (главы 4−7)

1. ВЗЯТИЕ КОВЧЕГА ФИЛИСТИМЛЯНАМИ (глава 4)

Филистимляне, главные враги Израиля на протяжении периода судей (Суд 10:6−8; 13−16), не были семитским народом, они, скорее всего, были выходцами с острова Крит или из какой-то другой части региона Эгейского моря (Быт 10:14; Иер 47:4; Втор 2:23; Ам 9:7). Известны две миграции филистимлян в Ханаан: одна в дни Авраама (2 000 год до Р. Х.) и другая — примерно в 1200 году до Р. Х. Жили они в пяти главных городах южноханаанского побережья — в Газе, Аскалоне, Аккароне, Гефе и Ашдоде (Азоте).

Филистимляне находились на высоком уровне технического развития, знали железо, имели искусных ремесленников (1Цар 13:19−20). Главным их божеством был Дагон, почитавшийся также в Месопотамии как бог хлеба и урожаев. Полагают, что Дагона представляли как божество с рыбьими хвостом и нижней частью туловища, но с человеческой головой. Это могло быть связано с тем, что филистимляне, народ, первоначально неразрывно связанный с морем, прийдя позднее в Ханаан, отождествили своего «рыбьего бога» с семитским божеством по имени Дагон (или Даган), поскольку стали народом земледельцев и «хлебо-производителей» (Суд 15:3−5).

1Цар 4:1−11. Случилось, что когда Самуил был еще совсем юным, выступили Израильтяне против Филистимлян и потерпели от них поражение при Афеке (в 30 с небольшим километрах на запад от Силома). И тогда израильтяне послали в Силом за ковчегом завета Господня, суеверно полагая, что самое присутствие его на поле битвы поможет им (наподобие некоего счастливого талисмана) обратить поражение в победу. Верно, что ковчег символизировал присутствие Самого Господа, но Его соучастие в битве предполагало одно непременное условие: народ должен был нести ковчег с верою (сравните Чис 10:35; Нав 6:6).

Однако и Филистимляне, узнав о прибытии ковчега, пришли в ужас, потому что слышали о таинственной связи его с сильным Богом, поразившим Египтян всякими казнями за 300 лет до того (стихи 6−8). И все-таки, собрав свои силы воедино и исполнившись мужества, они нанесли Израилю еще более тяжелое поражение, а ковчег Божий взяли. В этой, второй, битве с филистимлянами погибли оба сына Илиевы, Офни и Финеес.

1Цар 4:12−22. Когда Илия, без малого столетний старик, услышал от вестника, что ковчег попал в руки язычников-филистимлян, а оба его сына погибли, то упал с сидения своего и, сломав позвоночник, умер. Вслед за тем невестка Илия, жена Финеесова, умерла родами. Но сына, которого родила, она успела назвать — соответственно обстоятельствам — Ихаводом (что значит «бесславие»).

Ибо, рассудила она, раз присутствие ковчега среди евреев означает присутствие Самого Бога в их среде, то «пленение» ковчега филистимлянами показывает, что и Бог со всею славою Его теперь в их руках. В сознание идолопоклонников вполне вмещалось, что боги могут попадать в плен и даже подвергаться изгнанию (Ис 46:1−2), но евреям следовало бы знать, что их вездесущий Бог не может быть отнят от них. Насколько же языческим сделалось восприятие Бога израильтянами!



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.