1 Царств 8 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Когда Самуил состарился, то поставил своих сыновей судьями над Израилем.
2 Старшего сына звали Иоиль, а второго сына звали Авия. Они были судьями в Вирсавии.
3 Но сыновья Самуила жили не так, как жил их отец. Они брали взятки, тайно брали деньги и изменяли свои решения в суде.
4 Тогда собрались все старейшины Израиля и пришли к Самуилу в Раму.
5 Они сказали Самуилу:
«Ты состарился, а твои сыновья не живут так же праведно, как и ты. Поставь над нами царя, чтобы он правил нами, как принято у других народов».
6 Самуилу не понравилось, когда старейшины попросили его выбрать царя, чтобы тот правил над ними. Тогда Самуил стал молиться Господу,
7 и Господь ответил ему:
«Делай то, что говорит тебе народ. Они отвергли не тебя. Они отвергли Меня! Они не хотят, чтобы Я царствовал над ними!
8 Они поступают так, как поступали всегда. Я вывел их из Египта, но они оставили Меня и служили другим богам. Они и с тобой так поступают.
9 Послушай их и сделай так, как они говорят. Только предупреди их и расскажи им о власти и о правах царя, который будет править ими».
10 Тогда Самуил пересказал все слова Господа народу, который просил у него царя.
11 Он сказал:
«Вот что будет делать царь, который будет царствовать над вами: он заберёт ваших сыновей и заставит их служить себе. Он приставит их к своим колесницам и сделает их всадниками в своей армии, и они будут бежать перед его колесницами.
12 Некоторых он сделает начальниками над тысячью воинов, а некоторых — над пятьюдесятью. Царь заставит одних возделывать для него поля и собирать урожай, а других — делать воинское оружие и части к своим колесницам.
13 Царь заберёт у вас дочерей, чтобы они изготовляли для него духи, готовили кушанья и пекли хлеб.
14 Царь заберёт у вас лучшие поля, виноградники и оливковые сады и отдаст их своим слугам.
15 Он заберёт десятую часть от ваших оливковых садов и виноградников и отдаст своим слугам.
16 Царь заберёт ваших рабов и рабынь, лучший скот и ваших ослов и использует их для своих дел.
17 Он заберёт десятую часть вашего мелкого скота, и сами вы станете ему рабами.
18 Вы будете рыдать под гнётом царя, которого избрали, но Господь не ответит вам тогда».
19 Но народ не захотел слушать Самуила. Израильтяне сказали:
«Нет! Мы хотим царя, который будет царствовать над нами.
20 Тогда мы будем как другие народы. Наш царь будет судить нас и вести нас в сражениях».
21 Самуил выслушал все слова народа и пересказал их Господу.
22 И Господь ответил:
«Ты должен послушать людей! Выбери для них царя».
Тогда Самуил сказал народу Израиля:
«Хорошо, у вас будет царь! А сейчас возвращайтесь домой».

Толкование Далласской семинарии

Е. Избрание царя (главы 8−9)

После битвы при Авен-Езере (7:12), происшедшей около 1084 г. до Р. Х., править Израилем стал Самуил, и правление его продолжалось примерно 30 лет. Уже в дни судей народ предпринимал преждевременные попытки установить у себя монархическую власть (Суд 8:22−23; 9), что шло вразрез с идеалом теократического царства, которым «владеет» Сам Господь.

Снова израильтяне стали выражать желание «получить царя», когда Самуил состарился и стало ясно, что долго он не проживет. Бог и Сам «имел в виду» такого царя, который был бы, однако, подготовлен к принятию своего сана предшествующими обстоятельствами и принял бы его в то время, которое счел бы благоприятным Господь (Втор 17:14−15); в дни Самуила время это еще не настало.

1. НАРОД ТРЕБУЕТ ЦАРЯ 8:1−9)

1Цар 8:1−6. Очевидно, то, о чем рассказывается в этих стихах, произошло незадолго до 1051 г. до Р. Х. (год вступления на царство Саула); когда… состарился Самуил (ему было в то время 65−70 лет). И собрались все старейшины Израиля… в Раму — просить пророка, чтобы поставил над ними царя (стих 5). Толчком к этому послужило неправедное судейство сынов Самуила — Иоиля и Авия, которых отец (достигши преклонных лет) посадил судьями в Вирсавии (стихи 1−2).

Те, однако, не ходили путями Самуила (брали взятки и судили превратно), чем, должно быть, живо напомнили израильтянам сыновей священника Илия (2:12, 22). Вероятно, народ боялся возвращения тех дней, предшествовавших правлению Самуила, которого как бы Сам Господь вырастил и поставил над ними. Просьба старейшин огорчила Самуила, потому что он признавал лишь одного царя Израиля — Того, Который избавил его из египетского рабства.

1Цар 8:7−9. Но Господь повелел пророку удовлетворить просьбу народа, отвергавшего, по Его словам, не его, Самуила, а Самого Иегову, т. е. ту форму теократического правления, которая до тех пор была Израилю присуща.

Собственно, не самое желание иметь царя (хотя слова старейшин «как у прочих народов» (стих 5) подразумевали «как у народов языческих») не угодно было Богу, Который и Сам обещал Израилю вождя, носящего царский сан (Вступление), а нетерпение народа, его нежелание дождаться благоприятного (с Божией точки зрения) времени для этого.

Израильтяне ведь «запросили царя» и перед лицом назревавшего конфликта с аммонитянами (12:12−13). Все еще не убедившись во всесилии Господнего водительства, в какой уже раз засвидетельствованном им (в недавнем прошлом — в поражении, которое нанесли они филистимлянам при Авен-Езере; 7:10−12), евреи просили царя-человека, не застрахованного от ошибок и поражений.

Бог, говоривший к Самуилу, наставил его предупредить народ о правах царя по отношению к нему.

2. САМУИЛ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НАРОД (8:10−18)

1Цар 8:10−18. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя. Он предупредил Израиль, что царь его будет деспотом и диктатором, который станет обогащаться за его счет. Народ станет для него тем неиссякающим источником, из которого он по прихоти своей будет черпать ресурсы для проведения своих военных и дворцовых мероприятий (стихи 11−13). Царь будет присваивать собственность своих подданных (стихи 14, 16) и облагать их тяжелыми налогами (стих 15, 17).

Все это будет происходить, «как у других народов», но поздно тогда будет жаловаться, ибо Израилю придется пожать плоды своих плотских устремлений (стих 18). Многое из предсказанного Самуилом осуществилось вскоре после того, как Саул взошел на трон (к примеру, 14:52), и продолжало оставаться «живой приметой» всей длительной истории монархического правления как в Израиле, так и в Иудее (2Цар 15:1; 3Цар 12:12−15; 21:7).

3. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ НАРОДА; ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (8:19 — 9:14)

1Цар 8:19 — 9:2. Предупреждение Самуила не отвратило народ от желания иметь царя. И Господь согласился на это. После чего в историю Израиля был введен Саул. Он был из колена Вениаминова, человек знатный (потому что таковым был его отец Кис), молодой, сильный и необычайно красивый. Однако по характеру своему он был, как видно из дальнейшего, прост и недалек и иных «царских признаков», кроме вышеупомянутых внешних, включая на редкость высокий рост не имел. Происходил он, между прочим, из города Гивы (10:26), того самого, где соплеменники его совершили зверское убийство наложницы левита (Суд 19). Раскопками в Тел эль-Фул, километрах в пяти севернее Иерусалима, установлено, что именно там находилась древняя Гива.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.