Трое мужчин сказали:
«Хорошо, мы сделаем, как ты просишь».
«Замеси поскорее муки на три каравая хлеба».
«Где твоя жена Сарра?»
«Она там, в шатре», — ответил Авраам.
Сарра прислушивалась к разговору, находясь в шатре, и всё слышала.
«Я стара и муж мой стар, чтобы иметь ребёнка».
«Сарра смеялась и сказала, что слишком стара, чтобы иметь ребёнка.
«Я не смеялась!» (Она сказала так, потому что испугалась). Но Господь ответил:
«Я знаю, что это неправда, ты смеялась!»
«Сказать ли Аврааму, что Я собираюсь сделать?
«Я слышал много раз, что жители Содома и Гоморры полны греха.
«Господи, не задумал ли Ты погубить и праведных людей вместе с неправедными?
«Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то пощажу весь город».
«В сравнении с Тобой, Господи, я — пыль и зола, так позволь же мне побеспокоить Тебя ещё одним вопросом.
Господь ответил:
«Если Я найду там 45 праведников, то не разрушу город».
«А если Ты найдёшь там только 40 праведников, то разрушишь город?»
«Если Я найду 40 праведников, то не разрушу город», — пообещал Господь.
— спросил тогда Авраам. «Если Я найду там 30 праведников, то не разрушу город», — сказал Господь.
«Осмелюсь побеспокоить Господа ещё раз и спрошу, а что если в городе 20 праведников?»
Господь ответил:
«Если Я найду 20 праведников, то не разрушу город».
«Господи, прошу Тебя, не гневайся на меня, а разреши побеспокоить Тебя ещё один последний раз: если Ты найдёшь там 10 праведников, то что Ты сделаешь?»
Господь ответил:
«Если Я найду в городе 10 праведников, то не разрушу его».
18:1 явился ему Господь. Возможный перевод: «И открылся ему Господь».
18:2 три мужа. Еврейские толкователи так объясняют это место: «Один ангел пришел, чтобы сообщить о рождении Исаака, второй чтобы разрушить Содом, а третий чтобы спасти Лота. Ангел никогда не получает больше одного поручения».
18:3 Владыка! Это древнееврейское слово используется исключительно по отношению к Богу; оно встречается и в ст. 27.
18:9 где Сарра? Риторический вопрос. На самом деле Господь знал, чем занималась Сарра в это время (ст. 10−13).
18:10 будет сын у Сарры. См. 11:30; 15:2−4; 16:11; 17:15−16; Рим 9:9.
18:14 Есть ли что трудное для Господа? Авраам знал ответ на этот вопрос (15:4 6; Евр 11:11). Его оправдывала вера так же, как сейчас она оправдывает людей, верующих в то, что Бог воскресил из мертвых Господа Иисуса (Рим 4:22−25).
18:19 ибо Я избрал его. Букв.: «ибо Я узнал его», т.е. выбрал его и предопределил его путь, поручив ему важную миссию в мире. См. Пс 1:6: «Ибо знает Господь путь праведных» (предопределяет их путь, ведет их по определенному пути, т.к. события их жизни имеют принципиальное значение для всего мира).
18:20 вопль. Как Судия всей земли, Бог слышит всякий вопль, порожденный грехом и нечестием (ст. 25; 4:10).
грех их. См. гл. 19; Иез 16:49−50.
18:21 сойду и посмотрю. Антропоморфное описание, подобное 11:7, исключающее буквальное прочтение.
18:23 неужели Ты погубишь праведного с нечестивым..? Эти слова Авраам произносит в момент величайшего духовного подъема. Авраам не спорит с Богом, его слова продиктованы знанием Бога, таким знанием, которое позволяет человеку смотреть на мир глазами Бога и судить духовно.
18:25 не может быть от Тебя! Это ответ Авраама на им же поставленный вопрос.
Судия всей земли поступит ли неправосудно? Эта фраза определяет справедливость как основной принцип, характеризующий проявление Бога в мире.
18:26 Я ради них пощажу. Бог щадит нечестивых ради праведных, ибо милость Его превозносится над судом (Иак 2:13).
18:32 десять. Если праведных окажется меньше десяти, то спасутся только они, как это и случилось в гл. 19. См. статью «Духовная природа Божества».