«Где те двое мужчин, которые пришли к тебе сегодня вечером? Выведи их к нам, чтобы мы познали их».
«Братья, прошу вас, не делайте зла!
«Уйди с дороги!» Затем они стали говорить между собой:
«Этот Лот — пришелец в нашем городе, а ещё пытается учить нас, как нам жить!» Они пригрозили Лоту:
«Смотри, тебе достанется от нас ещё хуже, чем им!» — и стали наступать на него, собираясь выломать дверь.
«Есть ли ещё кто-либо из членов твоего семейства среди живущих в этом городе? Есть ли у тебя тут зятья, сыновья, дочери или кто-нибудь ещё, кто принадлежит твоей семье? Если есть, то ты должен сказать им, чтобы они сейчас же уходили.
Но они все подумали, что Лот шутит.
«Теперь бегите, спасайте свою жизнь! Не оглядывайтесь на город! Не останавливайтесь нигде в долине, а бегите в горы. Если остановитесь, то погибнете вместе со всеми людьми, живущими в Содоме!»
«Владыки, прошу вас, не вынуждайте меня бежать так далеко!
«Хорошо, в угоду тебе я не уничтожу этот городок,
(Тот город назывался Сигор, так как он очень мал).
«Повсюду на земле мужчины и женщины вступают в брак. Но наш отец стар, мужчин же здесь нет, и не от кого нам иметь детей.
«Вчера ночью я легла с отцом, так давай сегодня снова напоим его вином, и тогда ты сможешь лечь с ним. Мы от отца будем иметь детей и так продолжим наш род».
19:1−11 Это повествование можно сравнить с Суд 19:15−25.
19:1 два Ангела. См. 16:9; 18:2 и ком. См. статью «Ангелы».
сидел у ворот. Т.е. там, где, как это было принято, собирались уважаемые люди города для решения различных дел и заключения торговых сделок.
19:3 сильно упрашивал. Лоту приходится сильно упрашивать, тогда как Аврааму было достаточно только пригласить «путников».
19:4 от молодого до старого... со всех концов города. Эти подробности свидетельствуют о том, что все люди, погибшие вместе с городом, были нечестивыми (18:16−33 и ком.; см. 6:5; 8:21; Рим 1:26−32).
Содомляне. Содом и Гоморра были полны таких грехов, как притеснение людей (Ис 1:10), прелюбодейство, ложь и пособничество злодеям (Иер 23:14), а также высокомерие, пресыщенность и безжалостное отношение к нуждающимся (Иез 16:49).
19:7 Лот подчеркивает серьезность преступления и косвенным образом предупреждает содомлян о последствиях.
братья. Он обращается к ним, как к равным, дабы снискать их расположение (29:4).
не делайте зла. Лот мог отличить добро от зла благодаря голосу своей совести и длительному общению с Авраамом.
19:9 пришлец. Содомляне осознавали, что Лот чужд им.
судить. Здесь употребляется то же древнееврейское слово, что и в 18:25.
19:13 истребим. Это же древнееврейское слово используется в 6:13.
19:14 шутит. См. 2Пет 3:3−4.
19:15 жену... дочерей. Вся семья как единое целое была спасена от гибели при разрушении города, однако в ней, как и в семье Ноя, вместе оказались и верные Лот и отступившие жена Лота (ст. 26) и его дочери (ст. 30−38).
19:16 медлил. Лоту, очевидно, не так уж плохо жилось в Содоме. А возможно, он медлил потому, что ему недоставало веры, он сомневался в словах ангелов (ср. 12:1−4).
по милости... Господней. См. Тит 3:5. Лот был спасен не по причине своей праведности, а лишь по милости Господней и благодаря мольбам Авраама.
19:19 чтоб не застигла меня беда. Лот не доверяет Богу и откровенно говорит об этом.
19:21 не ниспровергну. См. ком. к 19:16.
19:24 пролил Господь... дождем серу. Кара свершилась. Следы этой катастрофы существуют и по сей день.
19:26 Жена же Лотова оглянулась. Жена Лота принадлежала Содому всей душой своей, и ее постигла участь содомлян.
19:29 вспомнил. Авраам дважды спас Лота (14:1−16; 19:1−29).
19:32−38 Авраам и Сарра, желая иметь потомство, положились на Господа; дочери Лота надеялись на себя, не придерживаясь ни Божиих законов, ни человеческих.
19:32 восставим от отца нашего племя. Следовательно, племена моавитян и аммонитян характеризовались чертами, унаследованными от Лота.
19:33 он не знал. Лот был не в состоянии что-либо воспринимать. Его отцовство состоялось без его ведома и согласия, чем усугубилось беззаконие содеянного.