Бытие 28 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Исаак призвал Иакова, благословил его и дал ему строгий наказ:
«Не бери себе в жёны хананеянку.
2 Уйди отсюда, пойди в Падан-Арам, там зайди в дом Вафуила, отца твоей матери, где живёт Лаван, брат твоей матери. Женись на одной из его дочерей.
3 Я молю Бога Всемогущего, чтобы Он благословил тебя и послал тебе множество детей. Я молю, чтобы ты стал отцом великого народа,
4 молю Бога, чтобы Он благословил тебя и твоих детей, как благословил Авраама, и молю, чтобы ты владел землёй, на которой живёшь, той землёй, которую Бог дал Аврааму».
5 Исаак отправил Иакова в Падан-Арам, и Иаков пошёл к Лавану арамеянину, брату Ревекки. Отцом Лавана и Ревекки был Вафуил, Ревекка же была матерью Иакова и Исава.
6 Исав узнал, что его отец Исаак благословил Иакова и о том, что Исаак отправил его в Падан-Арам, чтобы тот нашёл себе там жену. Он также узнал, что отец велел Иакову не жениться на хананеянке.
7 Исав узнал и о том, что Иаков повиновался отцу и матери и отправился в Падан-Арам.
8 И понял Исав, что отец не хочет, чтобы его сыновья женились на хананеянках.
9 У Исава уже было две жены, но он отправился к Измаилу, сыну Авраама, и взял себе ещё одну жену, дочь Измаила Махалафу, сестру Наваиофа.
10 Иаков вышел из Вирсавии и отправился в Харан.
11 В пути его застал заход солнца, поэтому он решил выбрать место, где бы смог переночевать. Найдя камень, он приклонил на него голову и заснул.
12 И увидел Иаков во сне лестницу, поднимавшуюся от земли до самого неба, и Ангелы Божьи поднимались и спускались по ней.
13 Иаков увидел Господа, стоявшего у этой лестницы. Господь сказал ему:
«Я Господь, Бог твоего деда Авраама, Бог Исаака. Я дам тебе ту землю, на которой ты сейчас лежишь, дам эту землю тебе и твоим детям.
14 У тебя будет великое множество потомков, столько, сколько пылинок на земле. Они распространятся на восток и на запад, на север и на юг, и все племена земные будут благословлены через тебя и твоих потомков.
15 Я всегда буду с тобой и защищу тебя, куда бы ты ни шёл, и приведу тебя обратно на эту землю, и не оставлю тебя, пока не исполню, что обещал».
16 Иаков проснулся и сказал:
«Истинно, Господь присутствует на этом месте, но я не знал, что Он здесь, пока не уснул».
17 Иакову стало страшно. «Какое это великое место! — сказал он. — Это дом Божий, ворота на небеса».
18 Поднявшись рано утром, он взял камень, на котором спал, поставил его на торец и полил оливковым маслом, сделав из этого камня памятник Богу.
19 То место называлось Луз, но Иаков назвал его Вефиль.
20 Затем Иаков поклялся:
«Если Бог будет со мной и защитит меня, куда бы я ни шёл, и если Бог даст мне еду и одежду,
21 и если я с миром возвращусь в дом отца моего, то Господь будет моим Богом.
22 Я поставлю здесь этот камень, чтобы он указывал, что это — святое место Божье, и отдам Богу десятую часть всего, что Он даёт мне».

Новой Женевской Библии

28:1, 2 не бери себе жены... возьми себе жену. Оба этих повеления и запрет, и побуждение соответствуют аналогичным повелениям Авраама (24:2−4 и ком.).

28:2 в Месопотамию. См. 22:23; 25:20 и ком.

28:3 Бог же Всемогущий. См. ком. к 17:1. Это благословение является новым выражением завета с Авраамом (17:1−8).

множество народов. В 35:11 такое же выражение означает множество народов, произошедших от патриарха (17:6 и ком.).

28:4 наследовать землю. Это древнееврейское выражение напрямую связано со словом «изгнать», т.е. лишить права владения. Таким образом, здесь затрагивается тема священной войны с хананеями (15:16).

28:5 отпустил Исаак Иакова. После того как Авраам и Исаак получили благословение, они послушались Бога (12:1−4; 26:2−6). Однако, благословив Иакова, Исаак отсылает его прочь из обетованной земли.

28:6 Исав увидел. Исавом движет чувство соперничества, а не послушание Богу.

28:8 не угодны ... отцу его. Своим путешествием Исав старается подражать Иакову, однако Измаил, к которому пришел Исав, был отвергнутым сыном Авраама по плоти.

28:9 сверх других жен своих. См. 31:50 и ком.

28:10−22 Господь являлся Иакову и давал ему обетования в критические моменты его жизни: во время его бегства из обетованной земли (28:10−22), перед встречей с Исавом, когда он возвращался обратно (32:1−2, 22−32), а также перед лицом угрозы, исходившей от сыновей Лавана (31:1−3) и хананеев (35:1−15). Данное откровение предваряет события, изложенные в гл. 29 31, а откровение, записанное в 32:1−2 (ком.), служит завершением этих событий.

28:11 пришел. В 32:1 это же слово переводится как «встретил»; оно связывает между собой эти два события.

на одно место. Здесь в еврейском тексте использован определенный артикль следовательно, речь идет о хорошо известном месте. Таким местом, которое ассоциируется с молитвой и служением Богу, может быть только гора Мориа.

положил... изголовьем. Это же древнееврейское выражение переводится как «у изголовья его» в 1Цар 26:7; возможно, этот камень послужил своеобразным прикрытием для его головы. Так обыкновенный камень был превращен в святилище.

28:12 Общий смысл сна Иакова очевиден: между духовным и материальным миром, образами которых являются небо и земля, существует неразрывная связь.

лестница. Символический образ этой связи.

Ангелы Божии. Это древнееврейское выражение встречается еще раз в 32:1. Ангелы выступают в роли стражей (3:24), вестников (18:2) и защитников (гл. 19). См. статью «Ангелы».

восходят и нисходят. Их действия свидетельствуют о том, что эта земля, заменив собой Эдемский сад, стала именно тем местом, которое связало небо и землю. Вефиль, врата Божии, указывают на Иисуса Христа (Ин 1:47−51), Который дает «доступ к Отцу в одном Духе» (Еф 2:18), является единственным «посредником между Богом и человеками» (1Тим 2:5) и посылает Своих ангелов «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1:14).

28:13 стоит на ней. Другой возможный вариант перевода: «стоит над ним». Этот же предлог используется при описании повторного явления Бога Иакову в Вефиле: «И восшел от него с места, на котором говорил ему» (35:13). Бог стоял не на лестнице, а над спящим Иаковом. Отметим также ответ Иакова: «Истинно Господь присутствует на месте сем». Нафанаил увидит, как ангелы восходят и нисходят к Сыну Человеческому (Ин 1:50−51).

Я Господь, Бог Авраама, отца твоего. См. 27:20 и ком. Здесь говорится о связи Иакова с Авраамом, чтобы подчеркнуть, что благословения, данные Аврааму, перешли к Иакову.

Я дам тебе. Господь подтверждает Свои обетования каждому потомку Авраама.

потомству. Используемое здесь древнееврейское слово переводится и как «семя» (ст. 14; 12:3, 7; 13:15 и ком.).

на которой ты лежишь. Бог связывает Свое обетование с конкретной ситуацией, в которой находится Иаков.

28:14 распространишься. Еще одно дополнение к сказанному в 13:16. Древнееврейское слово, употребленное здесь, означает «распространяться, как огонь», «распространяться с разрушительной силой» и подразумевает священную войну.

благословятся в тебе. См. 12:3; 18:18; 22:18; 27:27.

28:15 Я с тобою. См. 26:3 и ком.; Исх 3:12; Пс 22; 45; Евр 13:5. Три обетования в этом стихе относятся к жизни самого Иакова.

Я не оставлю тебя. Языческие божества, как правило, были связаны с теми или иными землями. Бог же пребудет с Иаковом и вне пределов обетованной земли.

доколе не исполню. Сказанное здесь не означает, что обетование изменится после своего исполнения. Имеется в виду только то, что данное обетование будет исполнено.

28:16 Господь присутствует на месте сем. См. ком. к ст. 13.

28:17 убоялся. Точнее: «ощутил трепет».

28:18 памятником. Этот камень одновременно является и свидетелем (31:45−59), и памятником, привлекающим внимание к этому месту и свидетельствующим о его значимости.

возлил елей. Таким образом он посвятил этот камень Богу (Исх 30:25−29).

28:19 нарек имя месту тому. Та же фраза встречается и в 32:2, связывая оба момента.

28:20−22 Это самый длинный обет в ВЗ.

28:22 я дам Тебе десятую часть. См. 14:20.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.