«Возвращайся обратно в ту землю, где раньше жили твои предки. Я буду с тобой».
«Я вижу, что ваш отец сердится на меня. Прежде он всегда был добр ко мне, но теперь всё не так.
«Можешь взять себе всех пятнистых козлов, это будет тебе платой».
После того как он это сказал, все животные стали приносить пятнистый приплод. Тогда Лаван сказал:
«Я оставлю себе всех пятнистых козлов, а ты можешь забирать всех полосатых, это и будет твоё вознаграждение».
После того как он это сказал, все животные стали приносить полосатый приплод.
«Иаков!» «Я здесь», — ответил я.
«Нашему отцу нечего нам дать, когда он будет умирать.
«Будь осторожен! Не замышляй ничего злого против Иакова».
«Я ушёл, не сказав тебе, потому что боялся; я думал, что ты заберёшь у меня своих дочерей,
(Иаков не знал, что Рахиль украла богов Лавана).
«Отец, не гневайся, что я не могу встать перед тобой, у меня месячные».
И так обыскал Лаван весь лагерь, но не нашёл своих идолов.
«Что я такого сделал? Какой нарушил закон? Какое ты имеешь право устраивать за мной погоню и задерживать меня?
«Эти женщины — мои дочери, и дети их принадлежат мне, и весь этот скот — мой: всё, что ты здесь видишь, принадлежит мне. Но я не могу сделать ничего, чтобы удержать моих дочерей и их детей,
«Эта груда камней поможет нам обоим помнить о нашем договоре».
Потому-то Иаков и назвал это место Галаадом.
«Помни, если обидишь моих дочерей, Бог накажет тебя. И если возьмёшь себе других жён, помни, что Бог — свидетель.
Отец Иакова, Исаак, называл Бога «Страхом», и потому Иаков поклялся этим именем.
31:1−55 Открывшись Иакову в сновидении, Бог Своей верховной властью возвращает его, уже испытавшего на себе очищающее Божие воздействие, в обетованную землю с большим богатством, нажитым у Лавана, и разрешает их конфликт мирным договором. Все это Господь даровал Иакову, несмотря на языческое идолопоклонство в его доме (Введение: Время и обстоятельства написания).
31:1 Иаков завладел всем. По благословению Божию.
31:2 увидел Иаков лице Лавана. Отношение Лавана было подобно той зависти, которую испытывали к Исааку филистимляне (26:14).
31:3 возвратись в землю отцов твоих. Так же, как в свое время Авраам, двенадцать будущих колен Израилевых переселились сначала из Месопотамии (12:1−9; 35:23 и ком.), а затем вышли из Египта в обетованную землю с огромным богатством (12:10−20; 35:24 и ком.). Исход Иакова с семьей из дома Лавана является прообразом исхода из Египта (Втор 26:5−8; Ос 12:12−13). Откликнувшись на призыв Бога, они отправились в путь (ст. 3), чтобы поклоняться Ему в земле Ханаанской (ст. 13:17). Они лишили своего врага богатства и его идолов (ст. 17−21), их преследовали и настигли (ст. 22−23), однако они спаслись благодаря Божественному вмешательству (ст. 24).
Я буду с тобой. См. 28:15 и ком.
31:4 послал Иаков. Иаков поступает в соответствии с полученным небесным откровением (12:4).
31:5 Бог отца моего был со мною. Т.е. «увеличение моего стада свидетельствует о том, что меня не оставляло благословение Всевышнего».
31:7 обманывал меня. Богатство, нажитое Иаковом у Лавана, принадлежало ему по праву (ст. 38 42).
десять. Символическое число, означающее завершенность, полноту.
но Бог не попустил ему. Иаков осознал, что именно Господь благословил его и защитил от происков Лавана.
31:9 отнял Бог скот у отца вашего. Бог проклинает тех, кто проклинает семя Авраама (12:3; 27:29).
31:10 во сне. Это откровение подтвердило, что именно благословение Господнее, а отнюдь не собственные усилия Иакова, обеспечило ему богатство, нажитое у Лавана.
31:11 Ангел Божий. См. 16:7 и ком.
31:12 Я вижу все. Праведный Бог вступается за притесняемых.
31:15 он продал нас. Дочери осуждали Лавана за то, что он «продал их в замужество». Платой за каждую из них была работа Иакова на Лавана (29:18, 22 и ком., 27).
съел... серебро наше. Эта фраза означает «растратить деньги» и встречается в аналогичных контекстах в клинописях из города Нузу (ок. 1500 г. до Р.Х.). По закону денежная сумма, подаренная Лавану при замужестве Лии и Рахили, хотя бы частично должна была достаться дочерям.
31:16 богатство... есть наше. Их утверждение противоречит заявлению Лавана (ст. 43).
отнял. В Исх 12:36 это древнееврейское слово переводится как «обобрал».
31:19 похитила идолов, которые были у отца ее. Считалось, что семейные идолы обеспечивали покровительство и благословение. В отличие от Сарры и Ревекки, которые, прийдя в обетованную землю, приняли Бога патриархов, Рахиль не могла расстаться со своими языческими представлениями и домашними идолами.
31:24 пришел Бог. Бог защищает Иакова, как когда-то защищал Авраама (12:17; 20:3) и Исаака (26:8).
ни доброго, ни худого. Ранее Бог открылся Лавану через провидение (24:50), а теперь — через сновидение.
31:27 Лаван выражает свое возмущение тайным бегством Иакова, напоминая ему о существовавшем тогда обычае (29:26).
31:35 у меня обыкновенное женское. Младшая дочь обманула своего отца, как в гл. 27 младший сын Иаков обманул Исаака.
31:42 Если бы не был со мною Бог. См. 28:15; Пс 123:1.
страх Исаака. Или «наводящий ужас Бог Исаака» (см. ст. 53 и ком.).
ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Иаков называет вещи своими именами и не ощущает страха перед Лаваном — он во всем положился на Бога.
31:43 все, что ты видишь, это мое. Все в этом мире принадлежит Тому, Кто этот мир создал и Кто управляет им, т.е. Богу.
31:44 заключим союз. Это же выражение встречается и в 21:27, и в 26:28 (ком.); этот союз подобен мирному договору, заключенному Авраамом и Исааком с филистимлянами.
31:47 назвал его. Используя язык Ханаана, а не арамейский, Иаков тем самым проявляет твердую решимость связать свою дальнейшую судьбу с обетованной землей.
31:50 если возьмешь жен сверх дочерей моих. В отличие от хананеев, семья Фарры дорожила семейным укладом (24:3−4; 26:34−35; 27:46; 28:9). Подобное запрещение повсеместно встречается в брачных договорах древнего Востока.
31:53 Бог Авраамов и Бог Нахоров... Бог отца их. Лаван считал Бога Авраама Богом своей семьи (Нав 24:14).
страхом отца своего Исаака. Иаков не отождествлял Бога Авраама с богом Нахора; он клялся «страхом Исаака», отождествляя его с Богом Авраама.
31:55 благословил. См. 24:60; 29:1.