«Кто все эти люди с тобой?»
«Дети, которых Бог послал мне по Своей милости», — ответил Иаков.
«Кто были все те люди, которых я видел по дороге? И откуда весь этот скот?»
«Это мои дары тебе, чтобы ты принял меня», — ответил Иаков.
«Тебе незачем приносить мне дары, брат, у меня у самого достаточно всего».
«Нет, прошу тебя, если ты в самом деле принимаешь меня, то прими и дары, которые я приношу тебе. Я очень счастлив снова видеть твоё лицо — как будто вижу лик Бога. Я очень счастлив, что ты принимаешь меня,
Иаков упросил брата, чтобы тот принял дары, и Исав принял их.
«Теперь можешь продолжать свой путь, а я пойду с тобой».
«Ты видишь, что мои дети обессилели, к тому же я должен поберечь мелкий скот и его приплод. Если я буду гнать его целый день, то все животные погибнут.
«Велика твоя доброта, но в этом нет нужды».
33:1−20 По Божией благодати Исав примирился с Израилем, а Израиль вернулся в качестве патриарха в обетованную землю.
33:3 семь раз. Это было обычным правилом дипломатического этикета древности.
33:4 Исав. Иаков приветствует Исава, как вассал приветствует своего господина: торжественным приближением рядами (ст. 2−3, 6−7), семикратным почтительным поклоном (ст. 3), смиренным обращением «раба» (ст. 5) к своему господину (ст. 8, 13) и подношением даров (ст. 10−11). Исав же приветствует Иакова, как брат брата после долгой разлуки (ст. 9).
33:5 Бог даровал. Оглядываясь на свою прошлую беспокойную жизнь, Иаков осознает незаслуженную Божию милость в том, что Он даровал ему детей (29:31 — 30:24) и богатство (ст. 11; 30:25 — 31:55).
33:8 дабы приобрести благоволение. Это древнееврейское выражение, означающее глубокое почтение, повторяется трижды (ст. 10, 15).
33:9 брат мой. См. ком. к ст. 4.
33:17 построил себе дом. Патриарх вновь поселился в земле обетованной.
33:18 — 35:29 Этот фрагмент является заключительнаой частью «родословия Исаака» (Введение: Содержание). Как и завершающий раздел «родословия Авраама» (22:20 — 25:11), он предваряет переход патриаршества от Исаака к Иакову. Повествование разворачивается на фоне странствия Иакова по обетованной земле, затрагивая лишь часть потомства Исаака, и описывает только те события, которые имеют непосредственное отношение к «родословию Иакова».
33:20 поставил там жертвенник. Символично, что Иаков поставил жертвенник в Сихеме именно здесь Авраам построил свой первый жертвенник в земле обетованной (см. 12:6−7).