«Царь плачет и горюет об Авессаломе».
«О, сын мой Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!»
«Ты унизил сегодня всех своих воинов, которые спасли твою жизнь, жизнь твоих сыновей и дочерей, а также жизнь твоих жён и наложниц.
«Царь Давид избавил нас от наших врагов и освободил от филистимлян, а затем сам бежал от Авессалома.
«Скажите старейшинам Иудеи: „Почему не ваш род первым хочет вернуть царя в его дом? Смотрите, все израильтяне только и говорят о том, чтобы вернуть царя.
«Ты принадлежишь к моей семье. Пусть Бог накажет меня, если я не сделаю тебя начальником своей армии вместо Иоава».
«Возвратись со всеми своими людьми!»
«Господин мой царь, не думай о тех грехах, которые я совершил, когда господин мой царь выходил из Иерусалима. Не вспоминай их и не держи зла на сердце своём.
«Мы должны убить Шимея, так как он проклинал помазанника Господа».
«Что мне делать с вами, сыны Саруи. Ваше поведение может принести нам беды. Сегодня никто в Израиле не будет лишён жизни. Сегодня, в день, когда я узнал, что я царь над Израилем».
«Ты не умрёшь».
И царь поклялся ему в этом.
«Мемфивосфей, почему ты не пошёл со мной, когда я бежал из Иерусалима?»
«Господин мой царь, меня обманул слуга. Я сказал ему: „Я — хром. Оседлай мне осла. Я сяду на него и поеду с царём”.
«Хватит говорить об этом. Я решил, что ты и Сива разделите между собой землю».
«Пусть Сива возьмёт себе всю землю; для меня достаточно того, что господин мой царь с миром вернулся к себе домой».
«Перейди реку и живи со мной в Иерусалиме, я сам буду заботиться о тебе».
«Мне слишком мало осталось жить, чтобы идти с царём в Иерусалим.
«Пусть Кимгам пойдёт со мной, и я сделаю для него всё, что ты хочешь. Я буду добр к нему ради тебя; я сделаю всё, что ты ни пожелаешь».
«Почему наши братья, иудеи, похитили тебя и проводили тебя со всей твоей семьёй и всеми твоими людьми через Иордан?»
«Мы сделали это потому, что царь — наш близкий родственник. Почему вы сердитесь на нас за это? Мы не питались за счет царя, и он не давал нам подарки».
Но иудеи ответили ещё грубее и злее, чем израильтяне.
19:5 ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих. Горе и отчаяние Давида было бы понятно, если бы он был простым человеком, потерявшим сына, а не царем, одержавшим победу над мятежником. Поэтому Иоав прямо указывает Давиду на то, что его реакция на гибель Авессалома деморализует тех, кто спас ему жизнь и сохранил за ним престол.
19:7 не останется у тебя ни одного человека. Иоав прибегает к сильным средствам, желая заставить Давида взять себя в руки и в настроении, соответствующем победе, предстать перед войском.
19:8 И встал царь и сел у ворот. Вняв словам Иоава, Давид приходит к воротам Маханаима (см. ком. к 18:4), т.е. на то самое место, где он отдал нарушенный Иоавом (18:14) приказ сохранить жизнь Авессалому (18:5). Повествование о гибели Авессалома, таким образом, окаймляется двумя сценами у ворот, позволяющими сопоставить волю Давида в отношении Авессалома и волю о нем Господа.
19:13 Амессаю. См. ком. к 17:25.
будешь военачальником при мне, вместо Иоава. Назначив Амессаю на место Иоава, Давид явил пример политической мудрости и в то же время удивительной снисходительности к человеку, который заслуживал казни как изменник.
19:15 Галгал. См. ком. к 1Цар 7:16; 1Цар 13:4.
19:16 Семей, сын Геры. См. 16:5−14 и ком. к 16:5, 8, 11−12.
Бахурима. См. ком. к 3:16.
19:20 дома Иосифова. Строго говоря, «дом Иосифа» включал в себя потомков двух его сыновей — Ефрема и Манассии (Быт 48:5, 20; Нав 17:17). Это выражение, однако, часто используется для обозначения совокупности племен, населявших север Израиля (Нав 18:5; 3Цар 11:28; Ам 5:6; Зах 10:6). В данном же случае к «дому Иосифа» причислено и колено Вениаминово, из которого происходил Семей.
19:21 злословил помазанника Господня. См. ком. к 1Цар 2:10.
19:22 Ныне ли умерщвлять кого-либо в Израиле? Сходные слова почти в такой же ситуации в свое время произнес Саул (1Цар 11:13). Давид не желает мстить тем, против кого пытались направить его гнев его советники.
19:23 ты не умрешь. Давид не изменяет данному им слову, однако на смертном одре он не преминет напомнить Соломону о злословии Семея (3Цар 2:8−9).
19:24 Мемфивосфей. См. ком. к 4:4.
не омывал ног своих. Очевидно, дав обет Господу и прося Его даровать победу и с миром возвратить его в Иерусалим. См. также ст. 30.
19:26 слуга мой обманул меня. См. 16:3.
19:27 Ангел Божий. См. ком. к 14:17.
19:29 разделили между собою поля. Не желая вызывать Сиву для наказания за клевету или же не считая доводы Мемфивосфея достаточно убедительными, Давид останавливается на компромиссном решении.
19:35 различу ли хорошее от худого? Верзеллий имеет в виду, что в своем преклонном возрасте он уже не может наслаждаться радостями жизни.
19:37 Кимгам. Исходя из слов Давида в 3Цар 2:7, можно заключить, что Кимгам был сыном Верзеллия. Кроме упоминаний в данной главе, с Кимгамом можно связать лишь Иер 41:17, где говорится о неком «селении Химам, близ Вифлеема», которое, предположительно, являлось частью награды Кимгаму за его верную службу Давиду.
19:43 десять частей у царя. Северных колен, объединившихся затем в северное царство, было десять, в то время как южных только два: Иуда и Симеон. Есть некая ирония в том, что, претендуя сейчас на «десять частей у царя», буквально в следующем стихе северяне отрекутся от обладания хотя бы одной.
слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян. Вражда между северными и южными коленами Израиля, столь очевидно выразившаяся в данном эпизоде, вскоре выльется в мятеж Савея (гл. 20), а в конечном итоге приведет к разделению царства (3Цар, гл. 12). См. ком. к 1Цар 11:8.