2 Царств 19 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Иоаву сказали:
«Царь плачет и горюет об Авессаломе».
2 И победа в тот день обернулась печалью для всего народа, потому что люди слышали, что царь очень скорбит о своём сыне.
3 Люди входили в город, стараясь не шуметь, как будто это они потерпели поражение в битве.
4 А царь, закрыв лицо, громко рыдал:
«О, сын мой Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!»
5 Иоав пришёл к царю в дом и сказал:
«Ты унизил сегодня всех своих воинов, которые спасли твою жизнь, жизнь твоих сыновей и дочерей, а также жизнь твоих жён и наложниц.
6 Ты любишь тех, кто ненавидит тебя, и ненавидишь тех, кто тебя любит. Ты показал сегодня, что воины и слуги ничего для тебя не значат. Очевидно то, что тебе было бы приятнее, если бы Авессалом был сегодня жив, а мы все убиты.
7 Выйди и поговори со своими воинами. Приободри их! Клянусь Господом, если ты не выйдешь, в эту же ночь не останется у тебя ни одного человека. И это будет страшнее любого бедствия, которое ты знал с детских лет».
8 Тогда царь сел у городских ворот. Народу возвестили об этом, и все люди предстали перед царём. Между тем, все израильтяне, которые были с Авессаломом, разбежались по домам.
9 Во всех коленах Израиля люди спорили друг с другом, говоря:
«Царь Давид избавил нас от наших врагов и освободил от филистимлян, а затем сам бежал от Авессалома.
10 Но Авессалом, которого мы выбрали править нами, погиб в сражении. Поэтому мы должны снова поставить Давида царём».
11 И царь Давид послал сказать священникам Садоку и Авиафару:
«Скажите старейшинам Иудеи: „Почему не ваш род первым хочет вернуть царя в его дом? Смотрите, все израильтяне только и говорят о том, чтобы вернуть царя.
12 Вы — мои братья, моя кровь и плоть. Так почему вы должны быть последними из тех, кто хочет вернуть царя?”»
13 И скажите Амессаю:
«Ты принадлежишь к моей семье. Пусть Бог накажет меня, если я не сделаю тебя начальником своей армии вместо Иоава».
14 Давид растрогал сердца иудеев, и они все как один согласились послать к царю и сказать:
«Возвратись со всеми своими людьми!»
15 Когда Давид возвратился, он пришёл к реке Иордан. И все иудеи пришли в Галгал, чтобы встретить царя и перевести его через Иордан.
16 Шимей, сын Геры, вениамитянин из Бахурима, поспешил с иудеями навстречу царю Давиду.
17 Около тысячи человек из вениамитян пришли с ним. Сива, слуга Саула, тоже пришёл и привёл с собой пятнадцать своих сыновей и двадцать слуг. Они спешили к Иордану, чтобы встретить царя Давида.
18 Они перешли Иордан, чтобы перевести семью Давида и делать всё, что царь пожелает. Когда он перешёл через реку, Шимей, сын Геры, упал на землю перед царём.
19 Шимей сказал Давиду:
«Господин мой царь, не думай о тех грехах, которые я совершил, когда господин мой царь выходил из Иерусалима. Не вспоминай их и не держи зла на сердце своём.
20 Я знаю, что согрешил, но сегодня я пришёл первым из всего дома Иосифа, чтобы встретить моего господина царя».
21 Но Авесса, сын Саруи, сказал:
«Мы должны убить Шимея, так как он проклинал помазанника Господа».
22 Давид сказал:
«Что мне делать с вами, сыны Саруи. Ваше поведение может принести нам беды. Сегодня никто в Израиле не будет лишён жизни. Сегодня, в день, когда я узнал, что я царь над Израилем».
23 И сказал царь Шимею:
«Ты не умрёшь».
И царь поклялся ему в этом.
24 Мемфивосфей, внук Саула, тоже вышел встретить царя. Мемфивосфей не мыл своих ног, не стриг бороду и не стирал свою одежду с того дня, как царь покинул Иерусалим, и до того дня, когда Давид возвратился назад с миром.
25 Когда он вышел из Иерусалима навстречу царю, Давид спросил его:
«Мемфивосфей, почему ты не пошёл со мной, когда я бежал из Иерусалима?»
26 Мемфивосфей ответил:
«Господин мой царь, меня обманул слуга. Я сказал ему: „Я — хром. Оседлай мне осла. Я сяду на него и поеду с царём”.
27 Мой слуга обманул меня и оклеветал меня перед тобой, но господин мой царь подобен Ангелу Божьему. Делай то, что считаешь правильным.
28 Ты мог бы убить всю семью моего деда, но ты посадил меня, раба твоего, с теми, кто ест с тобой за одним столом. Я не имею права ни на что жаловаться царю».
29 Царь сказал Мемфивосфею:
«Хватит говорить об этом. Я решил, что ты и Сива разделите между собой землю».
30 Мемфивосфей сказал царю:
«Пусть Сива возьмёт себе всю землю; для меня достаточно того, что господин мой царь с миром вернулся к себе домой».
31 Верзеллий галаадитянин пришёл из Роглима, чтобы перевести царя через реку Иордан и проводить его домой.
32 Верзеллий был очень стар, ему было восемьдесят лет. Он был очень богат и обеспечивал царя Давида всем необходимым, когда тот пребывал в Маханаиме.
33 Давид сказал Верзеллию:
«Перейди реку и живи со мной в Иерусалиме, я сам буду заботиться о тебе».
34 Но Верзеллий ответил царю:
«Мне слишком мало осталось жить, чтобы идти с царём в Иерусалим.
35 Мне уже восемьдесят лет! Я слишком стар, чтобы отличить хорошее от плохого: я не знаю вкуса того, что я ем или пью, и не слышу голоса певцов и певиц. Зачем же мне идти, чтобы быть обузой тебе?
36 Я пройду ещё немного с царём за Иордан. Мне не нужно вознаграждение, которое ты хочешь мне дать.
37 Позволь мне возвратиться, чтобы я мог умереть в родном городе около могилы моего отца и моей матери. Но вот мой сын Кимгам, пусть он будет слугой моему господину царю. Поступай с ним, как тебе угодно».
38 И сказал царь:
«Пусть Кимгам пойдёт со мной, и я сделаю для него всё, что ты хочешь. Я буду добр к нему ради тебя; я сделаю всё, что ты ни пожелаешь».
39 Давид поцеловал Верзеллия, благословил его, и Верзеллий возвратился домой, а царь и весь народ переправились через реку Иордан.
40 Давид направился в Галгал, и Кимгам пошёл с ним. Весь народ Иудеи и половина народа Израиля провожали царя.
41 Вскоре все израильтяне пришли к царю и спросили:
«Почему наши братья, иудеи, похитили тебя и проводили тебя со всей твоей семьёй и всеми твоими людьми через Иордан?»
42 Тогда иудеи ответили:
«Мы сделали это потому, что царь — наш близкий родственник. Почему вы сердитесь на нас за это? Мы не питались за счет царя, и он не давал нам подарки».
43 Израильтяне ответили иудейскому народу: «Нас десять частей у царя. Значит, у нас больше прав на Давида, а вы даже не посчитались с нами. Нам принадлежит первое слово о возвращении нашего царя».
Но иудеи ответили ещё грубее и злее, чем израильтяне.

Новой Женевской Библии

19:5 ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих. Горе и отчаяние Давида было бы понятно, если бы он был простым человеком, потерявшим сына, а не царем, одержавшим победу над мятежником. Поэтому Иоав прямо указывает Давиду на то, что его реакция на гибель Авессалома деморализует тех, кто спас ему жизнь и сохранил за ним престол.

19:7 не останется у тебя ни одного человека. Иоав прибегает к сильным средствам, желая заставить Давида взять себя в руки и в настроении, соответствующем победе, предстать перед войском.

19:8 И встал царь и сел у ворот. Вняв словам Иоава, Давид приходит к воротам Маханаима (см. ком. к 18:4), т.е. на то самое место, где он отдал нарушенный Иоавом (18:14) приказ сохранить жизнь Авессалому (18:5). Повествование о гибели Авессалома, таким образом, окаймляется двумя сценами у ворот, позволяющими сопоставить волю Давида в отношении Авессалома и волю о нем Господа.

19:13 Амессаю. См. ком. к 17:25.

будешь военачальником при мне, вместо Иоава. Назначив Амессаю на место Иоава, Давид явил пример политической мудрости и в то же время удивительной снисходительности к человеку, который заслуживал казни как изменник.

19:15 Галгал. См. ком. к 1Цар 7:16; 1Цар 13:4.

19:16 Семей, сын Геры. См. 16:5−14 и ком. к 16:5, 8, 11−12.

Бахурима. См. ком. к 3:16.

19:20 дома Иосифова. Строго говоря, «дом Иосифа» включал в себя потомков двух его сыновей — Ефрема и Манассии (Быт 48:5, 20; Нав 17:17). Это выражение, однако, часто используется для обозначения совокупности племен, населявших север Израиля (Нав 18:5; 3Цар 11:28; Ам 5:6; Зах 10:6). В данном же случае к «дому Иосифа» причислено и колено Вениаминово, из которого происходил Семей.

19:21 злословил помазанника Господня. См. ком. к 1Цар 2:10.

19:22 Ныне ли умерщвлять кого-либо в Израиле? Сходные слова почти в такой же ситуации в свое время произнес Саул (1Цар 11:13). Давид не желает мстить тем, против кого пытались направить его гнев его советники.

19:23 ты не умрешь. Давид не изменяет данному им слову, однако на смертном одре он не преминет напомнить Соломону о злословии Семея (3Цар 2:8−9).

19:24 Мемфивосфей. См. ком. к 4:4.

не омывал ног своих. Очевидно, дав обет Господу и прося Его даровать победу и с миром возвратить его в Иерусалим. См. также ст. 30.

19:26 слуга мой обманул меня. См. 16:3.

19:27 Ангел Божий. См. ком. к 14:17.

19:29 разделили между собою поля. Не желая вызывать Сиву для наказания за клевету или же не считая доводы Мемфивосфея достаточно убедительными, Давид останавливается на компромиссном решении.

19:35 различу ли хорошее от худого? Верзеллий имеет в виду, что в своем преклонном возрасте он уже не может наслаждаться радостями жизни.

19:37 Кимгам. Исходя из слов Давида в 3Цар 2:7, можно заключить, что Кимгам был сыном Верзеллия. Кроме упоминаний в данной главе, с Кимгамом можно связать лишь Иер 41:17, где говорится о неком «селении Химам, близ Вифлеема», которое, предположительно, являлось частью награды Кимгаму за его верную службу Давиду.

19:43 десять частей у царя. Северных колен, объединившихся затем в северное царство, было десять, в то время как южных только два: Иуда и Симеон. Есть некая ирония в том, что, претендуя сейчас на «десять частей у царя», буквально в следующем стихе северяне отрекутся от обладания хотя бы одной.

слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян. Вражда между северными и южными коленами Израиля, столь очевидно выразившаяся в данном эпизоде, вскоре выльется в мятеж Савея (гл. 20), а в конечном итоге приведет к разделению царства (3Цар, гл. 12). См. ком. к 1Цар 11:8.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.