2 Царств 24 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 И снова Господь разгневался на Израиль. Господь побудил Давида обратиться против израильтян. Давид сказал:
«Пойдите и пересчитайте народ Израиля и Иудеи».
2 Тогда Давид сказал Иоаву, военачальнику войска, которое было при нём:
«Пройдите по всем израильским коленам от Дана до Вирсавии и пересчитайте людей, чтобы я знал, сколько там народа».
3 Но Иоав ответил царю:
«Пусть Господь, Бог твой, умножит народ ещё во сто раз, и пусть твои глаза увидят это. Но для чего ты хочешь делать это?»
4 Слово царя взяло верх над Иоавом и военачальниками, и они пошли от царя считать народ Израиля.
5 Они перешли через реку Иордан и остановились в Ароере, у южной стороны города, который находился посреди долины Гада, по дороге к Иазеру.
6 Они пошли в Галаад и в землю Тахтим-Ходши, а затем в Дан-Яан и обошли Сидон,
7 а затем отправились во все крепости Тира и во все города евеев и хананеев, и наконец вышли к Вирсавии на юге Иудеи.
8 Они обошли всю землю и вернулись в Иерусалим через девять месяцев и двадцать дней.
9 Иоав подал царю список народа. И оказалось, что крепких, способных держать в руке меч израильтян было восемьсот тысяч человек, а иудеев — пятьсот тысяч.
10 Давид почувствовал угрызения совести после того, как пересчитал народ. Он сказал Господу:
«Я совершил великий грех, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости мне этот грех, я поступил очень глупо».
11 Когда Давид встал на другой день утром, к пророку Гаду, провидцу Давида, было слово Господа.
12 Господь сказал Гаду:
«Пойди и скажи Давиду, что так говорит Господь: „Я предлагаю тебе три наказания — выбери одно из них”».
13 Гад пришёл к Давиду и сказал ему:
«Выбери одно из этих трёх наказаний: быть голоду в твоей стране семь лет или чтобы три месяца твои враги преследовали тебя, а ты убегал от них, или чтобы в продолжение трёх дней в твоей стране свирепствовала болезнь? Теперь обдумай это и реши, какой ответ должен я дать Господу, пославшему меня к тебе».
14 Давид сказал Гаду:
«Я в большой беде! Пусть лучше мы будем наказаны Господом, так как велико милосердие Его; только бы наказание не пришло от людей».
15 Тогда Господь послал болезнь на израильтян с того утра и до конца назначенного времени. Всего семьдесят тысяч человек умерло от Дана до Вирсавии.
16 Когда же Ангел поднял руку на Иерусалим, чтобы уничтожить его, Господь был очень опечален бедствием и сказал Ангелу, который поражал народ:
«Довольно! Опусти руку».
Ангел Господний находился тогда возле молотилки Орны иевусеянина.
17 Когда Давид увидел Ангела, поражающего народ, он сказал Господу:
«Я согрешил! Я поступил беззаконно, а эти люди не сделали ничего плохого! Подобно овцам они лишь следовали за мной. Пусть же наказание Твоё падёт на меня и на семью моего отца».
18 В тот день к Давиду пришёл Гад и сказал:
«Пойди и поставь жертвенник Господу возле молотилки Орны иевусеянина».
19 И Давид пошёл, как повелел ему Господь через Гада.
20 Орна взглянул и, увидев царя и слуг его, шедших к нему, вышел и поклонился царю до земли.
21 И сказал Орна:
«Зачем господин мой царь пришёл ко мне?»
Давид ответил:
«Я пришёл купить у тебя молотилку, чтобы построить там алтарь Господу, чтобы болезнь прекратилась».
22 И сказал Орна Давиду:
«Пусть господин мой царь возьмёт для жертвоприношения всё, что ему угодно. Здесь есть волы для всесожжения, молотильная доска и ярмо для дров.
23 Всё это, царь, я отдаю тебе!» И ещё сказал Орна царю:
«Пусть Господь, Бог твой, отнесётся к тебе благосклонно».
24 Но царь ответил Орне:
«Нет! Я говорю тебе истинно, я заплачу тебе за землю то, что она стоит. Я не вознесу Господу, Богу моему, жертву, которая ничего мне не стоила».
И купил Давид молотилку и волов за 50 шекелей серебра,
25 и построил там алтарь Господу, на котором принёс всесожжения и приношения содружества. Тогда Господь ответил на его молитву за страну, и болезнь в Израиле прекратилась.

Новой Женевской Библии

24:1−25 В событиях, описанных в этой заключительной главе, Давид показан тем, кем он был, — грешником, которому ведомо искреннее раскаяние и упование на Божественную милость (см. 12:13 и ком.). Этим Давид в корне отличается от своего предшественника Саула, и как раз это в известной степени определило различие их судеб. Разумеется, что определяющее значение имеет здесь Божественное избранничество Давида, с особой силой выраженное в обетовании вечного царствования его дома (7:11−16).

24:1 опять. В случае, если данное слово подразумевает вполне определенное событие, совершившееся ранее, то наиболее соответствующим представляется голод, о котором говорится в 21:1.

и возбудил он... Давида. Грамматическое строение фразы таково, что слово «он» может относиться к Господу (ср. 1Цар 26:19: «если Господь возбудил тебя против меня»). Однако из 1Пар 21:1 следует, что Давид был возбужден сатаной, и, таким образом, данное место затрагивает тайну присутствия и осуществления зла в мире. В этой связи необходимо отметить, что, хотя Писание совершенно однозначно говорит о том, что святой Бог не может быть источником зла (Иак 1:13−15), но не оставляет также сомнений в том, что даже злые дела людей и сатаны не находятся за пределами Божией власти (см. 1Цар 2:25 и ком.; Исх 4:21; 3Цар 22:20−23; Иов 1:12; Иез 14:9; Деян 4:27−28; 2Кор 12:7). Господь и сатана — не равны по могуществу, и над последним всегда простерта власть Божия.

исчисли. В переписи самой по себе нет ничего дурного (Чис 1:1−2; Чис 4:1−2; Чис 26:1−4; но см. Исх 30:11−12). Таким образом, камнем преткновения в данном случае, как и тогда, когда Израиль требовал себе царя (1Цар, гл. 8), являются мотивы, по которым перепись предпринималась. В тексте нет на них прямого указания, однако с полным основанием можно предположить, что повеление Давида «исчислить народ» (ст. 2) было продиктовано гордыней и желанием увериться в том, сколь обширно его царство, или, возможно, даже стремлением распространить его за определенные Господом пределы.

Израиля и Иуду. См. ком. к 1Цар 11:8.

24:2 от Дана до Вирсавии. Образное обозначение всех земель израильских.

24:3 для чего... царь желает этого дела? О причинах беспокойства Иоава ничего не говорится; с равной вероятностью они могли быть как политического, так и религиозного свойства, поскольку перепись могла быть истолкована народом как знак того, что Давид намеревается повысить налоги либо ввести новую воинскую повинность.

24:4 слово царя... превозмогло. То обстоятельство, что Давид настаивает на своем приказании и не отвечает на вопрос Иоава, может означать, что, организуя перепись, он руководствовался сомнительными побуждениями (см. ст. 1 и ком.).

24:5−7 Несмотря на то, что данные стихи в текстологическом отношении вызывают некоторые затруднения, они вполне определенно дают понять, что перепись началась на юге заиорданской области и, пройдя по всей стране, закончилась в Вирсавии.

Царство Давида.

24:8 девять месяцев и двадцать дней. Большая часть этого времени потребовалась для того, чтобы произвести перепись; собственно путь мог занять лишь несколько недель.

24:9 Израильтян было восемьсот тысяч мужей... Иудеян пятьсот тысяч. В 1Пар 21:5 названо соответственно «тысяча тысяч, и сто тысяч» и «четыреста семьдесят тысяч»; в связи с этим несоответствием см. ком. к 1Пар 21:5.

24:10 вздрогнуло сердце. См. 1Цар 24:6.

тяжко согрешил я. См. ст. 17.

прости грех. Будучи искренней, мольба Давида о прощении, должно быть, была услышана и удовлетворена Господом еще до прихода к царю Гада (ст. 11−13). Однако, как и прежде, когда Давид согрешил против Урии и Вирсавии, прощение не означает, что его грех не будет иметь последствий (ст. 13; 12:13−14).

24:12 пойди и скажи Давиду. Господь посылает к Давиду Гада, как прежде посылал к нему пророка Нафана (см. 12:1 и ком.), с тем, чтобы он обличил Давида.

24:13 избирай... быть ли голоду ... чтобы была... моровая язва. В наказании нашествием неприятелей для Давида таится угроза стать жертвой их мечей, которая здесь прямо не высказана, но зато открыто звучит в 1Пар 21:12: «три месяца будешь ты преследуем неприятелями твоими и меч врагов твоих будет досягать до тебя». Голод, меч и моровая язва образуют триаду ветхозаветных кар, грозивших тем, кто упорствовал в своем пренебрежении к завету (см., напр., Лев 26:23−26; Втор 28:21−26; Втор 32:24, 25; ЗЦар 8:37; 2Пар 20:9; Ис 51:19; Иер 14:12; Иез 6:11−12).

реши. По милосердию Своему Господь дозволяет Давиду самому выбрать одно из трех возможных наказаний.

24:14 пусть впаду я в руки Господа. Данные слова допускают и первое, и третье наказание, т.е. голод или моровую язву (хотя в 1Пар 21:12 именно о последней говорится как о «мече Господнем»), и подчас из них делают вывод, что выбор Давида объясняется его заботой о собственной безопасности. Однако дело в том, что только второе наказание предполагает человеческий фактор, в то время как голод и моровая язва — бедствия, целиком и полностью зависящие от воли Господа, а милость Господа известна Давиду, на нее он и полагается. См. 24:16 и ком.

24:15 от Дана до Вирсавии. См. ст. 2.

24:16 довольно. Смилостивившись, Господь останавливает руку карающего Ангела (см. ком. к ст. 14).

Ангел же Господень. См. ком. к Быт 16:7; Исх 33:2; Пс 34:5−6; Мф 13:41; Деян 12:23.

у гумна Орны. На этом месте Соломоном будет воздвигнут храм.

24:17 пусть же рука Твоя обратится на меня. Сердце Давида, как и сердце Божие (ст. 16), скорбит при виде бедствий его народа. Как истинный царь-пастырь, он исполняется сострадания и молит, чтобы карающая рука миновала его «овец» и обратилась на него одного. Хотя Давид действительно заслужил наказание за свой грех, в его жертвенном стремлении самому пострадать вместо своего народа угадывается отдаленный прообраз грядущего великого Пастыря (Мф 2:6; Мф 25:32−34), Который пожертвует жизнь за Своих овец (Ин 10:11; ср. 1Пет 3:18; Рим 5:8; Рим 6:23; 1Кор 15:3; Флп 2:8; Евр 9:15; Евр 12:2).

24:22 для всесожжения. См. ком. к 1Цар 10:8.

24:24 не вознесу Господу Богу моему жертвы, взятой даром. Давид сознает, что в то время как Божия милость и прощение есть свободный дар, почтить Бога, не приложив к тому затрат и усилий, — невозможно (ср. Мал 1:6−14; 2Кор 8:1−5). Писание свидетельствует, что Бог достоин самого лучшего (Чис 18:12; Втор 18:3, 5; Втор 26:10; Неем 12:44; Притч 3:9).

пятьдесят сиклей серебра. См. 1Пар 21:25 и ком.

24:25 принес всесожжения и мирные жертвы. См. ком. к 1Цар 10:8. умилостивился Господь над страною. Эти слова почти в точности повторяют те, что содержатся в 21:14 и относятся к окончанию голода, ниспосланного на Израиль за нарушение Саулом клятвы гаваонитянам.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.