2 Царств 3 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Между семьёй Саула и семьёй Давида велась продолжительная война. Давид становился сильнее и сильнее, а род Саула всё больше ослабевал.
2 У Давида родились сыновья в Хевроне: его первенцем был Амнон от Ахиноамы изреелитянки.
3 Второй сын, Килеав был от Авигеи, вдовы Навала кармелитянина. Третий — Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, гессурского царя.
4 Четвёртый — Адония, сын Агиффы. Пятый — Сафатия, сын Авиталы.
5 Шестым сыном был Ифреам, его матерью была Эгла, жена Давида. Эти шестеро сыновей родились у Давида в Хевроне.
6 Пока семьи Саула и Давида враждовали между собой, Авенир становился более и более влиятельным в доме Саула.
7 У Саула была наложница по имени Рицпа, дочь Айя. Иевосфей спросил Авенира:
«Почему ты спал с наложницей моего отца?»
8 Авенир очень разгневался на слова Иевосфея и сказал:
«Я не предатель, который сговорился с Иудой! Я оказал милость Саулу, его семье и его друзьям. Я не предал тебя в руки Давида, а ты сейчас обвиняешь меня в грехе из-за женщины.
9 Я клянусь сделать всё от меня зависящее, чтобы исполнилось всё, о чём говорил Господь. Он сказал,
10 что отнимет царство у дома Саула и отдаст его Давиду. Господь укрепит трон Давида над Израилем и Иудеей, от Дана до Вирсавии. И пусть Бог накажет меня, если я этого не сделаю!»
11 Иевосфей не мог возразить Авениру, так как боялся его.
12 Авенир отправил послов к Давиду с таким предложением:
«Кто, по-твоему, должен править этой землёй? Заключи со мной союз, и я помогу тебе стать правителем над всем народом Израиля».
13 Давид ответил:
«Хорошо, я заключу с тобой союз, но прошу тебя об одном: я не встречусь с тобой, если ты не приведёшь ко мне Мелхолу, дочь Саула».
14 Затем Давид отправил послов к Иевосфею, сыну Саула, с таким требованием:
«Отдай мне мою жену Мелхолу, которая была обещана мне. Я убил сто филистимлян за неё».
15 И послал Иевосфей людей, чтобы забрать её от мужа Фалтиила, сына Лаиса.
16 Муж Мелхолы пошёл с ней. Плача, провожал он её до Бахурима, но Авенир сказал Фалтию:
«Возвращайся домой!» И тот возвратился.
17 Авенир обратился к старейшинам Израиля и сказал:
«Вы хотели, чтобы Давид стал царём над вами.
18 Так не медлите, сейчас же сделайте его царём! Господь говорил о Давиде, когда сказал: „Через раба моего Давида Я спасу Мой народ Израиля от руки филистимлян и от руки всех его врагов”».
19 С такими же словами Авенир обратился и к вениамитянам. Затем он пошёл в Хеврон рассказать Давиду всё, что хотели сделать Израиль и вся семья Вениамина.
20 Когда Авенир и сопровождающие его двадцать человек пришли в Хеврон, то Давид устроил для них пир.
21 И сказал Авенир Давиду:
«Разреши мне пойти и собрать к моему господину царю весь народ Израиля. Израильтяне вступят с тобой в соглашение, и ты будешь править над ними, как душа твоя желает».
Давид отпустил Авенира, и тот ушёл с миром.
22 Иоав и слуги Давида вернулись из похода и принесли с собой много добра, захваченного у врагов. Но Авенира уже не было с Давидом в Хевроне, так как Давид отпустил его и он ушёл с миром.
23 Когда Иоав и всё войско, ходившее с ним, вернулись в Хеврон, ему доложили, что к царю приходил Авенир, сын Нира, и что царь отпустил его с миром.
24 Иоав пришёл к царю и сказал:
«Что же ты сделал? К тебе приходил Авенир, а ты дал ему уйти! Почему?
25 Ты знаешь Авенира, сына Нира. Он приходил обмануть тебя и разведать о том, что ты делаешь».
26 Иоав ушёл от Давида и послал гонцов за Авениром к Сеирскому роднику. Они привели Авенира, но Давид ничего не знал об этом.
27 Когда Авенир возвратился в Хеврон, Иоав отвёл его внутрь ворот, чтобы поговорить с ним наедине. И там Иоав ударил мечом Авенира в живот, и тот умер за кровь Асаила, брата Иоава.
28 Позже, когда Давид услышал об этом, он сказал:
«Невинен я и моё царство вовек перед Господом в смерти Авенира, сына Нира.
29 Иоав и вся семья его отца в ответе за это. Пусть дом Иоава всегда будет полон прокажённых и калек. Пусть смерть в бою и голодные муки постигнут его народ!»
30 Иоав и его брат Авесса устроили Авениру засаду за то, что он убил их брата Асаила в сражении у Гаваона.
31 Затем Давид сказал Иоаву и всем, кто был с ним:
«Разорвите свои одежды, оденьтесь в одежды печали и оплакивайте Авенира».
Царь Давид пошёл на похороны в Хеврон, и, когда хоронили Авенира,
32 царь громко рыдал у его могилы, а вместе с ним плакал и весь народ.
33 Царь оплакивал Авенира и пел песню печали: «Почему Авенир умер как глупый преступник?
34 Руки твои не были связаны, и ноги твои не были в оковах. Нет, Авенир, ты пал от руки злодея».
И весь народ снова стал оплакивать Авенира.
35 Весь день люди приходили к Давиду и просили его что-нибудь поесть. Однако Давид дал клятву, сказав:
«Пусть Бог накажет меня и принесёт мне много бед, если до захода солнца я притронусь к хлебу или другой еде».
36 Когда люди узнали об этом, им очень понравилось всё, что делал царь.
37 В тот день все иудеи и весь Израиль поняли, что царь не принимал участия в убийстве Авенира, сына Нира.
38 Затем царь сказал своим людям:
«Вы знаете, что сегодня в Израиле пал великий вождь.
39 Это случилось именно в тот день, когда я был помазан на царство. Сыновья Саруи принесли мне множество бед, но Господь воздаст им по заслугам».

Новой Женевской Библии

3:1 была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым. Воцарение Давида над Израилем встретило сопротивление со стороны племен, населявших север страны, которые хотели видеть в качестве царя представителя дома Саулова. Ключевой фигурой этого сопротивления являлся бывший военачальник Саула Авенир, возведший на престол единственного оставшегося в живых сына Саула Иевосфея (2:8−9).

3:2−11 Перечень шести сыновей, родившихся у Давида в Хевроне (ст. 2−5), служит подтверждением сказанного в ст. 1 о том, что «Давид все более и более усиливался», тогда как распря между Авениром и Иевосфеем из-за бывшей наложницы Саула (ст. 6−11) делает лишь более убедительным утверждение, что «дом Саулов все более и более ослабевал» (ст. 1).

3:2 родились у Давида ... сыновей в Хевроне. Давид к этому времени взял себе несколько новых жен. После того как Давид обосновался в Иерусалиме, у него появились еще жены и наложницы (5:13−16), которые родили царю по меньшей мере еще одиннадцать детей (см. 1Пар 3:1−9).

Амнон. Амнон обесчестил свою сводную сестру Фамарь (гл. 13), чем косвенным образом содействовал разрыву между Давидом и Авессаломом, который отомстил за бесчестие сестры, убив Амнона (13:28−29).

3:3 Авессалом. См. гл. 13−18.

сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского. Взять в жены иноплеменницу из маленького арамейского Гессурского царства Давида, по всей видимости, побудили соображения политического характера: благодаря этому браку он мог рассчитывать на помощь народа, населявшего территории к северу от владений Иевосфея.

3:4 Адония. См. ЗЦар., гл. 1−2.

3:7 Рицпа. См. 21:7−13.

зачем ты вошел к наложнице отца моего? Сожительство Авенира с бывшей наложницей Саула могло рассматриваться как свидетельство того, что он рассчитывал со временем занять престол покойного царя (см. 12:8; 16:21; 3Цар 2:22 и ком.). Ничто определенно не говорит, имел ли упрек Иевосфея основание или же сожительство Авенира с Рицпой являлось плодом фантазии. Так или иначе, но у Авенира появился предлог, чтобы перейти на сторону Давида (ст. 8−10).

3:9 Как клялся Господь Давиду. См. 5:2 и ком.; 1Цар 13:14; 15:28; 24:20; 25:28.

3:10 от Дана до Вирсавии. Крайние северная и южная точки Израиля.

3:12 чья эта земля? В ответ на этот вопрос Авенир предполагал услышать одно из двух: либо эта земля Авенирова, либо Давидова.

3:13 если не приведешь с собою Мелхолы, дочери Саула. Возвращение к Давиду его жены Мелхолы (1Цар 18:27) должно было не только загладить несправедливость поступка Саула, в отсутствие Давида отдавшего ее другому (1Цар 25:44), но также в определенной мере подтвердить права Давида на престол его покойного тестя. Запрещение повторного брака с одной и той же женщиной (Втор 24:1−4) на данную ситуацию не распространяется, поскольку Давид не сам оставил Мелхолу, а был с ней разлучен насильно.

3:14 отправил Давид послов к Иевосфею. Непрочность положения Иевосфея, помимо испытываемого им страха перед Авениром, сказывается также и в неспособности сына Саула противоречить повелениям Давида.

за сто краеобрезаний Филистимских. Давид имеет в виду своеобразный выкуп, назначенный Саулом за свою дочь Мелхолу (1Цар 18:25). Как известно, Давид принес вдвое больше трофеев, чем потребовал у него Саул (1Цар 18:27).

3:16 Пошел с нею и муж ее и с плачем провожал ее. См. ком. к ст. 13.

до Бахурима. Бахурима отождествляется специалистами с поселением приблизительно в двух километрах восточнее Иерусалима, на территории, в библейские времена принадлежавшей колену Вениаминову. Из Бахурима был родом Семей, сын Геры (16:5; ЗЦар 2:8).

3:17 вы желали, чтобы Давид был царем над вами. См. ком. к ст. 1. Очевидно, что на данном этапе покорению Израиля власти Давида противостояла уже только воля Иевосфея и Авенира. Оставшись без Авенира, Иевосфей прекратит сопротивление Давиду (гл. 4).

3:21 они вступят в завет с тобою. См. 5:3.

3:26 от колодезя Сира. Названный колодец мог находиться километрах в пяти к северу от Хеврона.

без ведома Давида. Повествователь в очередной раз подчеркивает непричастность Давида к убийству Авенира (ср. ст. 21−23, 28−29, 37).

3:27 за кровь Асаила, брата Иоавова. См. ст. 30. То обстоятельство, что Авенир убил Асаила, спасая свою собственную жизнь, а также то, что «убийство» это было совершено в битве, ставят под вопрос оправданность и правомочность мести Иоава (14:11; Чис 35:1−25; Втор 19:11−13; Нав 20:3). Помимо желания отомстить за смерть брата, на предательское убийство Авенира Иоава могло толкнуть и стремление избавиться от человека, который мог затмить его при дворе Давида (ср. 20:10).

3:28 невинен я и царство мое вовек. См. ст. 21:23; 26:37.

3:29 пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его. Решение Давида ограничиться проклятием Иоаву и его роду и воздержаться от какого бы то ни было иного наказания может объясняться тем, что царь считал, что у Иоава все же имелась веская причина желать смерти Авенира. Однако преступление Иоава не осталось безнаказанным (3Цар 2:5−6, 28−35).

3:33 смертью ли подлого. Как «подлого» здесь переведено древнееврейское слово, обозначающее «глупец»; именно от него образовано имя Навал (см., напр., 1Цар 25:3).

3:39 сильнее меня. См. ком. к ст. 29; ср. 16:10; 19:22.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.